Программа психолого - педагогического сопровождения учащихся начальной школы с высоким риском школьной неуспешности
рабочая программа (4 класс)

Кравченко Ирина Юрьевна

Актуальность. Программа направлена на решение  задач психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе, имеющих риск школьной неспешности.  Программа включает в себя различные формы работы образовательной и воспитательной направленности.

Для решения воспитательных и развивающих задач используются следующие формы работы:  беседы, видео-экскурсии, тематические прогулки, ролевые игры, встречи с представителями различных профессий и интересными людьми города.

Решение образовательных задач осуществляется посредствам следующих форм работы:   внеурочная деятельности. Вовлечение в социально-значимые и учебные проекты,  использование различных форм внеурочной и вне учебной деятельности,  индивидуальный план обучения по отдельным предметам.  

Новизна программы заключается в разработке совместного плана психологического и педагогического  сопровождения; использование социализации – как  профилактики  неспешности и дезодорации учащихся.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования программы в рамках воспитательной работы с учащимися.

Программа социализации личности ребенка с ОВЗ строиться на основании ряда документов:

- Закон «Об образовании» РФ;

- Федеральным государственным образовательным стандартом  начального общего образования;

- Концепции духовно-нравственного воспитания российский школьников.

Главной задачей социализации личности – создать создание условий с целью обеспечения всестороннего развития учащегося на основе духовно-нравственной позиции, приобщения к национальным  российским ценностям,  семейным ценностям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_7_1.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Аннотация        2

Содержание программы        3

Календарно-тематический план        5

Библиография        12


Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с высоким риском школьной неуспешности

Аннотация

Актуальность. Программа направлена на решение  задач психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе, имеющих риск школьной неспешности.  Программа включает в себя различные формы работы образовательной и воспитательной направленности.

Для решения воспитательных и развивающих задач используются следующие формы работы:  беседы, видео-экскурсии, тематические прогулки, ролевые игры, встречи с представителями различных профессий и интересными людьми города.

Решение образовательных задач осуществляется посредствам следующих форм работы:   внеурочная деятельности. Вовлечение в социально-значимые и учебные проекты,  использование различных форм внеурочной и вне учебной деятельности,  индивидуальный план обучения по отдельным предметам.  

Новизна программы заключается в разработке совместного плана психологического и педагогического  сопровождения; использование социализации – как  профилактики  неспешности и дезодорации учащихся.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования программы в рамках воспитательной работы с учащимися.

Программа социализации личности ребенка с ОВЗ строиться на основании ряда документов:

- Закон «Об образовании» РФ;

- Федеральным государственным образовательным стандартом  начального общего образования;

- Концепции духовно-нравственного воспитания российский школьников.

Главной задачей социализации личности – создать создание условий с целью обеспечения всестороннего развития учащегося на основе духовно-нравственной позиции, приобщения к национальным  российским ценностям,  семейным ценностям.

Содержание программы

Данная программа рассчитана на реализации в течении учебного года, то есть на 9 месяцев.  

Цели и задачи программы профилактики неуспешности, - успешная социализация  детей к окружающему миру, создание условий для целостного развития личности младшего школьника.

Задачи программы

1. Создание условий для интегрированного обучения детей с   проявлениями дезадаптации и неуспешности.

2. Развитие коммуникативной функции речи.

3. Системный подход к осуществлению коррекционной работы, предполагающей формирование и развитие социальной, интеллектуальной и речевой культуры ребенка.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов.

5. Обучение педагогической культуре родителей по вопросам воспитания и обучения детей с признаками дезадаптации.

Для определения успешности внедрения были определены критерии, которые соответствуют направлениям диагностики. То есть эффективность внедряемой программы будет доказана в случае повышения результатов диагностики определяющих  уверенности в себе, общительность, самооценку обучающихся, адаптивность в детском коллективе и в учебном процессе.  

С целью отслеживания результатов образовательного процесса детей, направленного на его реабилитацию и социальную адаптацию, в работе используются следующие методы диагностики:

− наблюдение (проводится с целью определения сформированности адаптивных форм поведения в школе и вне школы, умения взаимодействовать, социальной активности);

− тестирование (проводится с целью выявления уровня сформированности социально-коммуникативных навыков);

Данная программа предполагает, что результатом ее реализации  является формирование навыком самостоятельной деятельности, способности к самоанализу и самооценке. Данные показатели  и качества имеют большое значение в процессе обучения на различных его этапах. Учащиеся по завершении программы должны уметь анализировать свою деятельность, проявлять способность к самостоятельным решениям передачи собственного опыта сверстникам.

Основные направления программы социализации личности и формирование успешности  ребенка в системе начального образования

- воспитание патриотизма,  уважения к правам, свободам и обязанностям каждого человека,

- развитие навыков самообслуживания, установление социальных контактов в обществе, знакомство с жизнью окружающих людей с целью формирования целостного восприятия мира,

- воспитание нравственных чувств,

- воспитание трудолюбия, творческой активности детей, ответственного отношения к учебе,

- формирование уважительного отношения к собственному здоровью,

- формирование уважительного отношения к окружающей среде и природе,

- формирование эстетического вкуса и уважения к его идеалам.

Социализация учащихся начальных классов, требует особого внимания и подхода, так как ребенок переходит в школу и приступает к обучению. В это же время он примеряет на себя новые социальные роли такие как школьник, одноклассник. Он учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, учителями. Для успешного решения всех задач, программа каждого класса имеет свои особенности и направления.

В начальных  классах  реализуется программа направленная на развитие коммуникативных навыков, повышения самооценки, расширение представлений об окружающем мире.

Реализация программы основана на ряде принципов

1. Принцип ориентации на идеал.

2. Аксиологический принцип.

3. Принцип следования нравственному примеру.

4. Принцип идентификации (персонификации).

5. Принцип диалогического общения.

6. Принцип полисубъектности воспитания.

7.Принцип системно - деятельностной организации воспитания.

4.Задачи социализации обучающихся

Определены в соответствии с направлениями программы

1.     работа над воспитанием гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2.     работа над  воспитанием нравственных чувств, достойного отношения к семье:

3.    работа направленная на воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.

4.      формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

5.      воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

6.      воспитание уважения  к прекрасному.

Календарно-тематический план

Название мероприятий

Содержание

Воспитание патриотизма и уважительного отношения к человеку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Дебаты  «Живем среди людей»

Дебаты «Я гражданин своей страны»

Беседа с элементами тренинга «Счастье жить среди людей»

Мастер-класс «Праздники вокруг нас»

Тренинг «Как хорошо иметь друзей»  

Беседа   «Наши защитники отечества»

Час поэзии «Я живу в России»

Групповой проект  «Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты живешь.

Возложение цветов к пятнику погибшего солдата.  

 Обсуждение вопросов окружающих  нас людей с разными профессиями, близких нам людей, наших друзей

Обсуждение вопросов о малой и большой Родине, государственной символике.

Использование элементов тренинга направленные на  оптимизацию эмоционального состояния. Использование АРТ-методик.

Подготовка украшений к празднику Нового года.

 Работа с элементами тренинга по формированию позитивного настроя к окружающим.

 

Подготовка к празднику 23 февраля

Беседа о городе, улицах где живут дети, их истории.  

Мини-проект мой город, моя область, моя страна

Экскурсия к вечному огню и памятнику погибшим воинам

Воспитание трудолюбия и творческой активности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Профориентационная беседа с элементами тренинга «Путь нашей тетрадки»

Помощь детскому саду в ремонте книг

Творческие рисунки  «Мой любимый сказочный герой»

Работа по изготовлению елочных игрушек для украшения школы

Мероприятие

«Мы труд воспеваем и славим работу»

Беседа   «Школа – мой    второй дом»

Игра – путешествие «Путешествие в страну мультфильмов»

Тренинг

«Учимся быть организованными»

Творческая мастерская

«Умелые руки» по ремонту книг для детского сада

- знакомство с миром профессий, технологий труда и промышленности

Организация трудовой деятельности, приобретение навыков ручного труда

Рисование и обсуждение сказочных героев

- мастерская с использованием различных материалов и видов работ

- знакомство с миром профессий

- обсуждение правил поведения в школе, традиций

- обсуждение любимых мультфильмов, развитие речи и коммуникативных навыков

- формирование навыков общения и ориентирования в незнакомых местах.

- помощь воспитанникам детского сада

Воспитание нравственных чувств

1

2

3

4

Презентация собственного опыта  «Профессии моих родителей»

Беседа на тему «Кому нужна наша помощь»

Дебаты на тему «Правила хорошего тона»

 Чаепитие с друзьями

- формирование уважительного у отношения к разным профессиям

- формирование толерантности, отзывчивости, стремления помогать окружающим

- обсуждение норм этикета и правил поведения в обществе

- формирование позитивного настроя, эмоционального состояния в коллективе, развитие коммуникативных навыков

Воспитание ценностного отношения к окружающей среде

  1. 1

2

3

4

  1. Беседа «Птицы наши друзья»

  1. Викторина «Эти загадочные растения»

  1. Викторина «Экология нашего края»

  1. Зеленый патруль. Работа на пришкольном участке
  1. – знакомство с птицами обитающими в нашей местности
  2. – групповая работа  направленная на развитие коммуникативных навыков и закрепления представлений и знаний об окружающем мире
  3. – знакомство с особенностями нашего края, экологическими показателям
  4. – помощь в  уходе за пришкольном участке, высадке рассады.

Формирование ценностного отношения к своей жизни

  1. 1

2

3

  1. Игра  «Азбука безопасного поведения»
  2. Конкурс рисунков «ЗОЖ»
  3. Беседа «Опасные предметы»
  4. День здоровья

 - обсуждение правил поведения в городе, безопасного поведения в различных ситуациях

- выполнение рисунков на заданную тему

- беседа о возможных опасностях в городе, дома, в школе.

- спортивно-развлекательное мероприятие

Воспитание ценностного отношения к прекрасному

  1. 1

2

3

4

  1. Конкурс поделок «Коробка чудес»
  2. Мастер-класс с элементами игры «Чудеса народного искусства»
  3. Масленица
  4. Экскурсия в весенний лес (парк)

- использование средств фольклора  и народных промыслов Кузбасса при выполнении своих поделок

- знакомство с фольклором и творчеством народов малой родины

- участие в празднике

- наблюдение за изменениями в природе, обсуждение  увиденного, повторение правил поведения в лесу.

Решение образовательных задач

  1. 1

  1. 2

  1. 3

  1. 4
  1. Составление индивидуального маршрута для ликвидации неспешности в процессе обучения

Привлечение ребенка к внеурочной деятельности (связанной с  дополнительными занятиями по различным школьным предметам)

Индивидуальные консультации с родителями по вопросам успешности обучения

Мониторинг  успешности обучения и социализации в течении года

 

- работа педагогическим составом над индивидуальным маршрутом для каждого учащегося

- разработка  и реализация внеурочных курсов

- в течении  года по вопросам успешности и особенностей усвоения программы  

- системный анализ различных направлений обучения и воспитания учащихся в течении учебного года

Повышение профессиональной компетентности педагогов

  1. 1

2

3

Разработка  системы и критериев для оценки школьной успешности (неспешности)

Семинар с обсуждением вопросов   психологических особенностей детей  с проявлением элементов неуспешности

Внедрение системной работы, направленной на профилактику дезадаптации и неуспешности обучающихся

Педагогический совет,  с определением   показателей позволяющих говорить у неуспешности ребенка и системы работы в образовательном учре6ждении

С привлечением педагогов- психологов, дефектологов. Выработка  алгоритма работы с детьми с различными проявлениями «неспешности».

Разработка алгоритма совместной деятельности педагогического коллектива по профилактике и коррекции неуспешности обучающихся

Формы проведения мероприятий

  • викторины
  • праздники
  • конкурсы рисунков, поделок, стихов, сочинений
  • фотовыставки
  • экскурсии
  • спортивные праздники
  • конкурсы для всей семьи
  • театрализованное представление
  • диагностические исследования  

Планируемые результаты внедрения программы:

Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных  результатов по каждому из направлений воспитания: 

  1. Формирование  навыков обучения в рамках образовательного учреждения, навыков организации самостоятельной деятельности для решения образовательных задач,
  2. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

- уважительное отношение к России, своей малой родине, культуре своего народа, символике государства, языку;

- изучение ценностей гражданского общества;

- формирование представлений о обязанностях и правах гражданина;

3.  Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:

- формирование понятий о нравственности и правилах нравственного поведения,

- получение опыта взаимодействия со сверстниками и страшимы,

- формирование уважительного отношения к родителям, старшими и забота о младших,

- знание традиций семьи, народа.

4. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе:

- сформированность ценностного отношения к труду человека,

-  сформированность трудолюбия,

- формирование представлений о профессиях,

- формирование навыков сотрудничества со сверстниками и младшими,

- получение опыта участия в социально-значимых проектах и работах,

5.      Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

- получение опыта здоровьесбережения,

- получение представлений о роли физической культуры и спорта для здоровья человека.

6. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

- формирование эстетического отношения к окружающей природе,

- получения опыта участия в природоохранной деятельности учащихся школы.

7.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

- формирование умений видеть красоту природы,

- формирование навыков видеть красоту в людях и их поступках,

- формирования навыка самореализации в различных творческих проектах.

7. Формирование у родителей  психолого-педагогической компетенции в вопросах воспитания детей и помощи им в процессе обучения в общеобразовательной школе.

Таким образом,  данная программа внедрялась на протяжении 4 месяцев с обучающимися   начальных  классов.  Реализация программы позволяет решать вопросы связанный с неспешность школьников в  образовательной процессе.

Библиография

  1. Долгова О.И. За 5 в школу: учебно-методическое пособие по формированию учебных навыков и преодолению школьной неуспеваемости у учащихся младших классов / О. И. Долгова, Е. В. Зиборова. - Москва: В. Секачев, 2014. – 110 с.
  2. Клементьева Н Р. Педагогические условия предупреждения неуспеваемости младших школьников: диссертация ... кандидата педагогических наук. - Челябинск, 1999. - 172 с.
  3. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику // Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, математике и чтению. – М., 1993.
  4. Майорова Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины: Пособие для школьного психолога. – СПб., 1988.
  5. Мурачковский Н.И. Типы неуспевающих школьников // Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития / В.С. Мухина. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2007. – 350 с.
  7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Программа медико-психолого-педагогического  сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС....

Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Взаимодействие  усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровожд...

Содержание психолого - педагогического сопровождения учащихся начального звена коррекционной школы VIII вида

Каким образом я как педагог могу самостоятельно оценить и измерить степень продвижения каждого из своих воспитанников? Какие методы, методики, количественные или  качественные, следует использова...

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы

Выступление на заседании педагогического совета учреждения...

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы

Представлена система психолого-педагогического сопровождения учащихся, обучающихся по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова в условиях внедрения ФГОС ООО: направления работы, задачи на каждом этапе обу...

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы"

Краткий анализ психолого-педагогического сопровождения учащихся в начальной школе....