занятие на тему: "Адаптация первоклассников к условиям школьной среды".
план-конспект

Мисюк Елена Викторовна

Занятие для родителей первоклассников. В теме дается понятие об особенностях младшего школьного возраста, адаптация к условиям обучения в школе. Раскрываются проблемы адаптации, этапы адаптации первоклассника. Родителям  даются советы по успешной адаптации ребенка в школе и предлагается игра "Сказка о котенке Саше".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников к условиям школьной среды

(занятие для родителей)

Адаптация ребенка к школе всегда была одной из актуальных проблем начальной школы.

До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой.

С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы «навязан» ему сверху. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе.

Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

Проблема адаптации детей к условиям обучения в начальной школе в настоящее время приобретает большую актуальность, которая обусловлена постоянно растущим интересом общества к процессу гуманизации образования, личностно-ориентированной его направленности.

Особую популярность приобретает идея психологического сопровождения. Психологическое сопровождение – это особая форма осуществления социальной и психологической помощи обучающимся, родителям, педагогам.

Цель психологического сопровождения школьника в период адаптации достигается за счет последовательного решения следующих задач:

  • Выявление качеств наиболее значимых в структуре психологической готовности к школе с целью совершенствования условий обучения детей и профессиональной деятельности педагогов.
  • Выявление индивидуально-психологических особенностей детей с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
  • Создание системы психолого-педагогической поддержки всем первоклассникам в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
  • Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс следующих факторов:

  • классный коллектив,
  • личность педагога,
  • изменение режима,
  • непривычно длительное ограничение двигательной активности;
  • появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

Три этапа адаптации.

Первый этап – поступление ребенка в школу.

В цикл первого этапа входит:

• знакомство детей со школой и ее территорией (экскурсия);
• знакомство с учителями и специалистами через занятия;
• физкультурные занятия (в спортивном зале);
• развитие интеллектуальных способностей;

• сохранение эмоционального благополучия и психического здоровья детей.

Во время занятий детям предоставляется возможность быть успешными: задания подбираются в соответствии с возрастными интересами (игра, рисование, лепка).

Занятия строятся на сочетании индивидуальных и групповых приемов. Индивидуальное собеседование и тестирование готовности к обучению позволяет определить уровень развития ребенка.

Групповые (тестирование и занятия) позволяют определить уровень готовности ребенка, принять нормы и правила школьной жизни.

Второй этап – адаптация детей в школе.

Этот период самый сложный для родителей и самый ответственный для детей.

Этот этап начинается 1 сентября и заканчивается в январе.

В рамках данного этапа:

1. Педагогическая поддержка школьников в урочное и во внеурочное время. Основной формой ее проведения являются различные игры, которые помогают детям:

  • быстрее узнать друг друга,
  • настроиться на предъявляемую школой систему требований,
  • снять чрезмерное психическое напряжение и др.

2. Организация методической работы педагогов, направленная на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленные в ходе наблюдения за детьми.

3. Консультирование и просвещение родителей первоклассников, знакомство взрослых с основными трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям.

Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, имеющими повышенный, высокий уровни тревожности.

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса.

Цель: выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

«Сказка о котёнке Саше»

(Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Маленькие игры в большое счастье». – М., 2001, стр.152).

Жил-был на белом свете котенок Саша. Вы скажете, что так не бывает, что котят называют Васьками или Мурками, но нашего котенка зовут именно Саша. И был он самым обычным котенком: любил играть, бегать, смотреть мультики и не любил ложиться спать, убирать игрушки и доедать суп до конца. И как все малыши, он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему многое узнать: почему дует ветер, как работает телефон, отчего звёзды не гаснут и куда ложится спать солнышко. И тогда решил Саша уйти из своего уютного домика, чтобы побродить по белу свету и поискать Знание.Долго ли, коротко ли бродил котёнок по полям, по лесам, но дошел он до избушки на курьих ножках. И встретила его там бабуля – то ли Яга, то ли и не Яга. Да это и не важно. Важно то, что есть она его не стала, а указала ему путь-дорогу к Знанию, да ещё и о трудностях этого пути предупредила. И вот она ему рассказала:– Начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное: оно усыпано цветами и подарками. Вступаешь на неё и не нарадуешься, что весь путь к Знанию можно пробежать легко, весело и быстро, и не подозреваешь, что скоро начнутся скалистые горы, карабкаясь на которые, придётся напрягать все силы. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые.Первая гора называется «Трудно». И действительно, очень трудно по ней подниматься – даже хочется все бросить, трудно настолько же, насколько тяжело писать буквы или же учиться читать. И кажется, что ничего не получится. Но вот тебе на этот случай моя подсказка: «Если трудно – смелей и старайся сильней!». Повторяй её шепотом, и тогда одолеешь ты эту гору и научишься справляться с трудностями. Тогда путь твой лежит к другой горе.
Она называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но так же скучно, как, например, буквы в строчку аккуратно писать. И так хочется всё бросить, вскочить с места, убежать и поиграть с кем-нибудь. Но ты не бросай, а выучи мою подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей». И тогда научишься ты справляться со скукой и найдёшь третью, самую крутую гору.Очень тяжело по ней подниматься и больно падать. Называется она «Неудача». Вроде бы и получается всё, но постоянно какие-то ошибки в пути так и вылезают, и неверные тропы сами собой выбираются. И всё вокруг – даже ветры – ругают тебя за эти ошибки. А солнце так сердится, что грозится зайти за тучу. И деревья по сторонам тропы будто бы в «двойки» оборачиваются и пришёптывают: «Поделом тебе за ошибки твои». Но ты заучи мою подсказку: «Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, да не расстраиваться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Учёным котом, котом-пятёрочником. 
Поблагодарил котёнок добрую бабушку и уверенно зашагал по дороге к Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда легкий. Но он обязательно пройдет его до конца и поможет другим котятам, слонятам, мышатам и всем ребятам, которых встретит на пути. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и радостно знать, как помогать людям.

Домашнее задание – рисунок к сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности адаптации первоклассников к условиям школьной жизни" для родительского собрания

Эта презентация была составлена для родительского собрания по итогам адаптационного периода моих учеников в первом классе. В ней отражены результаты тестирования учеников на школьную готовность по мет...

Диагностика уровня адаптации первоклассников к условиям школьного обучения

Представлены варианты диагностики: Проективная методика «Рисунок школы»; «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина ...

Адаптация первоклассников к условиям школьной жизни

Адаптация первоклассников к условиям школьной жизни (педагогический консилиум)...

"Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения"

Семинар для учителей, работающих в 1-х классах "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения"...

Семинар для учителей, работающих в 1-х классах, "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения"

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повы...

Развитие навыков количественного анализа слов у первоклассников в условиях школьного логопункта

Из опыта работы предлагается методика проведения упражнения "Шифровальщик", которое позволяет формировать навык правильного проговаривания, способствует закреплению и расширению словарного з...