Пояснительная записка к ООП
календарно-тематическое планирование по теме

Пояснительная записка к ООП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_poyasnitelnaya_zapiska.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Принята:

решением педагогического совета

Протокол № _______

от «_____» ___________2011г.

Утверждаю:

директор МОУнш-д/с № 5 «Катюша»

_______________Капанина Н.В.

«_______» ____________ 2011г.

Согласовано:

начальник отдела образования

Администрации  г. о.Рошаль

___________ Трубицына Л.Р.

«_______» ___________2011г.

Основная образовательная программа

начального общего образования

муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа- детский сад № 5 «Катюша»

городского округа Рошаль

 Московской области

 

Пояснительная записка

   Разработкой  Основной образовательной программы начального общего образования (далее ООП) муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальной школы - детского сада № 5 «Катюша» занимался коллектив учителей МОУ  нш-д/с № 5 «Катюша» в составе: Воронцова Т.Н., Давыдова Е.В., Левина И.Г.. Теслова В.А..

   ООП разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 с изменениями  от «26.11 2010г. № 1241), на основе «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения» с применением коррекционной программой для образовательных учреждений  4 вида  с учетом учебно - методического комплекта «Школа России».

  ООП сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной

жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

-с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлективности;

- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

    Учтены также характерные для младшего школьного возраста (от 6,6 до 11 лет):

- проблемы со здоровьем  учащихся ( нарушение зрения)

 -центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования:

-словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

-развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

   Целями реализации ООП начального общего образования являются:

-реализация в полном объёме конституционных прав детей на образование;

-обеспечение образовательного процесса, предусмотренного учебным планом ОУ;

-сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

-коррекция отклонений в здоровье у воспитанников с нарушением зрения, их социально-психологическая реабилитация;

-сохранение и поддержка физического и психического развития детей;

-воспитание качеств личности в условиях формирования социального опыта в отношении к людям;

-подготовка и адаптация учащихся к обучению в основной  школе, формирование и поддержка положительной мотивации и познавательных способностей;

-развитие познавательных способностей (умение рассуждать, анализировать, обобщать);

-развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира).

-воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся к себе, окружающему миру людей и миру природы;

  Задачи ООП :

-создание условий для познания ребенком самого себя, своих потребностей, стремлений и желаний, развития разных возможностей мировосприятия;

-организация познания элементов окружающего мира, формирования элементов научной картины мира, что становится базой для дальнейшего обучения на 2-й ступени;

-поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества учащихся в разных видах деятельности;

-формирование у учащихся навыков и привычек здорового образа жизни;

- формирование компенсанаторных механизмов в ходе многогранной коррекционной работы с обучающимися;

- обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного лечения, воспитания и обучения детей с нарушениями зрения;

- проведение коррекционно-педагогической работы, включающей  занятия с тифлопедагогом, психологом, логопедом.

     ООП  МОУ нш-д/с № 5 « Катюша » направлена на:

-обеспечение оптимального уровня образованности,     который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;

- реализацию права семьи на выбор образовательных программ общего     и      дополнительного образования. 

Основная образовательная программа содержит следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2)планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

3) учебный план начального общего образования,  учебно- методический комплект(далее УМК);

4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся ;

5) программы отдельных учебных предметов;

6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

8) программа коррекционной работы.

          Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Этот результат достигается благодаря современному учебно - методическому комплекту, включающему учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающему всем требованиям ФГОС. Обучение осуществляется по  УМК «Школа России» издательства «Просвещение» и методического комплекта для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). УМК составлен в соответствии с запросами времени, совершенствуется, вбирая в себя лучшее из живого педагогического опыта, и сейчас является надежным инструментом реализации Стандартов второго поколения.

      Принципами построения УМК  являются: приоритет воспитания в образовательном процессе, личностноориентированный и деятельностный характер обучения.

    Все предметы, включая и предметы коррекционных занятий, работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться, адаптироваться в окружающем мире. В состав комплекта входят учебники по таким дисциплинам, как: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, информатика, художественный труд, иностранные языки, коррекционные занятия по лечебной физкультуре, ритмике,  социально –бытовой ориентировке.

  Все учебники УМК «Школа России» имеют законченные линии с 1 по 4 класс, а также развернутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения и других пособий.

 УМК  для коррекционных занятий имеет методическое сопровождение для учителя.

  В соответствии с гигиеническими требованиями к режиму учебно-воспитательного процесса, установленными нормами СанПиН 2.4.2.2821-10; , занятия проводятся в 1 смену при 5-дневной учебной неделе.

Максимальный объем учебной нагрузки составляет:

                 1 классы –  21 уроков в неделю;

                 2 классы –  23 урока в неделю;

                 3 классы- 23 урока в неделю

                 4 классы –  23 урока в неделю.

Занятия начинаются в 8 часов 30 минут.

Продолжительность уроков:

-в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям образовательного процесса в 1 классе используется  « ступенчатый»  метод постепенного наращивания нагрузки:

  сентябре, октябре - 3 урока в день по 35 минут каждый,

 ноябре - декабре – 4 урока по 35минут каждый. 

В январе- мае проводится 4 урока по 40 минут каждый.

 Во 2-4 классах  проводится уроки по 40 минут.

Продолжительность перемен: 3 перемены по 10 минут, 1 перемена по 20 минут.

После второго урока для учащихся первых классов организуется динамическая пауза, которая проводится на открытом воздухе (в сентябре, мае). На каждом уроке в1-4 классах проводятся 2-3 динамические паузы.

Продолжительность  обучения-  4 года.

В учебных кабинетах организованы зоны отдыха (игровые места, мягкая мебель)

 Средняя наполняемость классов – 13 человек. 

Основной формой организации обучения  является классно - урочная. 

Учебный год делится в 1-4 классах на четверти. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены  дополнительные каникулы в феврале. Каникулы проводятся в сроки, установленные отделом образования  Администрации г.о. Рошаль.

Учащиеся получают  трехразовое горячее питание. Все учащиеся обеспечены бесплатными завтраками.

МОУ нш-д/с № 5 «Катюша» активно взаимодействует с городской  детской поликлиникой ДЦЦ «Гармония», детской городской библиотекой, ОВД, ГИБДД, пожарной частью.

Педагогический коллектив начальной школы в 2011/2012 учебном году состоит из  10 педагогических работников, в том числе: 4 учителя начальных классов,1 учитель английского языка , 1 учитель музыки, 1 учитель лечебной физкультуры, 1 педагог-психолог , 2 воспитателя ГПД.

Высшее образование имеют 6 педагогов, средне- специальное - 3 педагога.

Высшую квалификационную категорию имеют 4 педагога, первую- 1 педагог, без категории- 1 человек.

1 педагог  имеет звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации»

Средний возраст - 40-50 лет.

Стаж педагогической работы - у 8 педагогов составляет более 15 лет.

   Повышению педагогического мастерства и достижению положительных результатов обучения способствует продуманная система повышения квалификации учителей. В 2010-11 уч. году все учителя начальных  прошли курсы повышения квалификации, из них  трое по проблемам внедрения ФГОС второго поколения. 

В школе обучаются дети 6,6 -11 лет с 1-4 группой здоровья, имеющие медицинское заключение о нарушении зрения и отсутствие противопоказаний для обучения в тифлокоррекционном классе. Приём  в образовательное учреждение  детей с ограниченными возможностями здоровья (зрения) осуществляется  на основании заявления родителей (законных представителей) и по заключению психолого-медико-педагогической комиссии в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Уставом ОУ, нормативными актами отдела образования Администрации г.о. Рошаль.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающим ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

    МОУ нш-д/с № 5 «Катюша» располагается в типовом здании дошкольного учреждения, построенного в 1985 году. В школе оборудовано 4 кабинета начальной школы. В начальной школе есть 2 игровые и обеденные  зоны для учащихся, 2 санузла, 2 раздевалки.

 Для организации помощи детям с нарушением зрения имеется медицинский кабинет, кабинет охраны зрения, оснащенный современным оборудованием, в котором дети, во второй половине дня, проходят лечение под наблюдением сестры — ортоптистки.

Организованы индивидуальные консультации социального педагога, психолога, тифлопедагога для учащихся и их родителей.

Имеется кабинет информатики,  библиотека, музыкальный зал, спортивный зал, кабинет психолога, кабинет логопеда.    

В каждой  группе продленного дня имеется  телевизор, видеоаппаратура, магнитофон. Проведена локальная сеть и доступ к сети Интернет.

     При разработке  ООП учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, их индивидуальные различия в познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями учащихся.

        Планируемые результаты ООП:

 -личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В ходе освоения ООП при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:

  1. закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
  2. формируются универсальные учебные действия;
  3. развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

              В основе реализации ООП лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  1.  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;
  2.  переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  3.  ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
  4.  признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  5.  учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  6.  обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
  7.  разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Документы, регламентирующие образовательный процесс в школе:

-Закон  РФ «Об образовании»

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (Приказ МОиН РФ №373 от 06 октября 2009года) ;

-Программа специальных ( коррекционных) образовательных учреждений IVвида (для детей с нарушением зрения);

-Устав ОУ;

-Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида   (СанПиН 2.4.2.2821-10);

-Письмо Министерства образования Российской  Федерации от 12 августа 2002года №13-51-99/14 « О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»

-Концепция о правах ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к превентивной программе "Полезные привычки" (1-4 кл.)

Целью внедрения программы является снижение вероятности приобщения младших школьников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ и ориентирование детей на здоровый образ жизни....

Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков

Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...

Пояснительная записка к календарно -тематическому планированию по системе Л.В.Занкову

Календарно -  тематическое планирование составлено по литературным источникам:1.Жиренко О. Е. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 1 класс, М.: ВАКО, 2008.2.Нечаев...

Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Музыкальная гостиная»

В основу положена авторская программа учителя-педагога дополнительного образования – Довбенко О.И. Модифицированной её делают мои изменения, которые я вношу в исходную программу с учётом особенносте...

Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии( труд) УМК"Гармония" 1 класс с учетом ФГОС...

Пояснительная записка к КТП по технологии.

Содержит развёрнутое пояснение к КТП по технологии для 3 класса по программе "Школа России"....

Пояснительная записка Spotlight 2

Пояснительная записка включает в себя цели, задачи др....