Моя педагогическая философия
статья по теме

Светикова Ирина Сергеевна

Моя педагогическая философия. Мысли вслух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_filosofiya_.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

-Свое выступление я хочу начать словами великого русского писателя и педагога Льва Николаевича Толстого: «Если учитель соединяет в себе

любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

-Какой же он современный совершенный учитель? Позвольте мне поразмышлять на эту тему?

  -Учитель.  Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет. Вот почему и охватывает волнение, когда произносишь это слово. Ведь учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.

 

- Я часто задаюсь вопросами. Какой я учитель? Какими смогу  вырастить и воспитать своих учеников? Чему научу их? Какой след оставлю в юных сердцах?  Я – первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей. И от меня зависит, как сложится дальнейшая школьная жизнь ребенка, как родители будут относиться к школе, станут ли они моими помощниками и единомышленниками.  Как много воспоминаний связано с именем первого учителя. И от меня зависит, какими будут эти воспоминания – добрыми и светлыми или тягостными и печальными. Поэтому для меня главное – не растерять то доверие учеников и родителей, которое они щедро мне дарят.

-Труд учителя нелегок. На одной из лекций я услышала, что по эмоциональной нагрузке его  сравнивают с трудом начальника производственного цеха. Не знаю, почему они так решили? Мне-то кажется, что нагрузка учителя значительно больше. Знаю одно – нужны любовь, безмерная любовь к детям, и искреннее желание все делать для того, чтобы она стала обоюдной. Потому что только тогда могут восстанавливаться душевные силы, когда видишь, что твой труд приносит положительные плоды, когда общение вызывает у детей радость и неподдельный интерес.    

 - Детям необходимо верить в учителя безгранично – только тогда школа станет для них школой радости, а учение не будет сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, а станет содействовать развитию ребенка. Вот такая большая ответственность ложится на  мои плечи. И как важно сохранить эти добрые стремления, поддержать любые детские  начинания, зародить  веру ребенка в себя, в то, что он многое сможет.

         

-В последнее время этому способствуют современные педагогические технологии. В своей практике я широко использую технологию проектной деятельности. Метод проектов подразумевает самостоятельную деятельность учащихся по решению проблемы с использованием знаний и умений из различных областей. Этот метод формирует навыки самостоятельности, воспитывает целеустремленность, ответственность, творческое отношение к делу. Неслучайно китайская пословица гласит: « Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Дай  попробовать – и я пойму.» В своей практике в течении последних трех лет  вместе с детьми мы работали над созданием таких проектов:"Экологические катастрофы", "Дорога в космос", "Моя семья", "Книга памяти","Государыня, Масленица". Девизом моей проектной работы стали слова А.Дистервега: "Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить." И  важным результатом моей работы я считаю установление  обратной связи между учителем, родителями и  детьми.  Родители включаются в работу, обмениваются между собой информацией. Например, во время работы над проектом «Дорога в космос» дедушка моего ученика сам предложил и выступил перед детьми. В процессе работы над проектом «Книга памяти» родители сообщали интернет адреса, где можно узнать информацию о погибших родственниках. А после создания генеалогического древа ребенок пришел в класс и говорит: «Моей маме так понравилось составлять родословную, что она хочет теперь и для себя такую сделать». Начав проектную деятельность, я поняла, что она вызвана жизненной необходимостью современного общества и в дальнейшем ее надо обязательно использовать, чтобы дать детям возможность максимально проявить себя, чтобы потом они были востребованы этим обществом.

- Мне очень близки слова учителя-новатора Е.Н.Ильина:    "Учить и воспитывать – как молния на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли.» Поэтому в своей практике уделяю большое внимание воспитательному аспекту в образовании. Особенно мне близка тема нравственно-патриотического воспитания. Классные часы о войне, про дружбу, об отношении к старшим никого не оставили равнодушными.  Аристотель говорил, что баня и урок бесполезны, если они не смывают грязи и после них человек не становится чище.

 В своей работе я стараюсь донести до родителей мысль, что у детей интерес к сугубо семейному общению очень короткий – до 10-12 лет. Затем  они начнут тянуться к себе подобным, в компанию своих сверстников, отдаляясь от родителей. Это закон человеческого развития, поэтому сейчас нельзя терять благодатного времени. И поэтому внеклассную работу стараюсь организовывать в совместном творчестве детей и родителей. Для этого у нас проходят традиционные театрализованные постановки Новогодних сказок, спортивные соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья», «Мисс Дюймовочка», совместные поездки в театры, на экскурсии. Стараюсь давать возможность  родителям стать активными участниками классных дел, чтобы дать возможность детям и родителям получить удовольствие от сотворчества, чтобы школа и семья не находились в «параллельных мирах».

-Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Может быть, поэтому я невольно  в своей работе уделяю большое внимание этому вопросу. А иначе и не получается, ведь любой момент школьной жизни детей прямо или косвенно связан  с их семьями. Одно из направлений  работы с родителями – это родительские собрания. Я стараюсь проводить их в нетрадиционной форме. Так в 1классе я провела нетрадиционное  родительское собрание "Первый раз в первый класс", посвященное проблемам первоклассников, в котором родители стали непосредственными участниками творческого процесса. И мне приятно было видеть, как помогло это собрание не только в организации учебного процесса, но и в деле  сплочения родительского коллектива.  Собрание «Поощрение и наказание», проведенное во 3 классе в виде тренинга позволило  родителям осмыслить свой воспитательный опыт в свете новой информации и предоставить себе возможность выбора. Несомненным достоинством таких родительских собраний является их высокая продуктивность, связанная с участием каждого присутствующего родителя в коллективной деятельности. Учитель в данном случае — координатор действий участников, а  родители — субъекты собственной деятельности, осознающие цель и движущиеся к ней в процессе коллективной  деятельности. В результате все выводы, которые рождаются в ходе собрания, не навязываются  родителям извне, а являются личностно значимыми для них, рожденными самими родителями, поэтому имеющие большой положительный эффект. Конечно, нетрадиционные родительские собрания – работа очень тяжелая и трудоемкая, и подготовка к ним занимает у меня не один месяц. Но, несмотря на это,  я испытываю особое удовлетворение, видя радость соучастия в глазах родителей. И родители уже настолько втянулись в эту работу, что ждут продолжения. На следующий год мы планируем провести совместное собрание родителей с детьми.

       

 - «Ничто человеческое» не чуждо и учителю, ибо он – частица своей собственной семьи, умеющий остро чувствовать и переживать все сложности воспитательного процесса. Поскольку моя дочка сейчас практически того же возраста, как  и детишки из моего класса, я острее вижу их проблемы  изнутри и как учитель, и как родитель, и глазами своего ребенка. И как мама, и как учитель я не имею права на фальшь и недобросовестность. На место своих учеников всегда стараюсь поставить своего ребенка. И, если, как мать, я хочу, чтобы моему ребенку было в школе комфортно, то, как учитель, я должна создать эти условия для своих учеников. Ведь   каждая мама мечтает о доброй и умной учительнице. Мечтает о том, чтобы школа приносила детям радость. Значит, я должна стать таким учителем для своих учеников. 

   - Уинстон Черчилль говорил: "Учителя обладают такой властью, о которой премьер-министр может только мечтать". Совершенно  согласна с этой мыслью, но она накладывает большую ответственность на учителя. Действительно,  именно учителю принадлежит значительная роль в формировании будущего поколения. Ведь каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. Сегодня за партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И на мне лежит ответственность за наше будущее. Звучит мощно, глобально.

             

         - Да, сколько  сказано и написано о высоком предназначении учителя. Но как все это сочетается с сегодняшним положением нашего образования? В большинстве случаев сейчас даже термин "образовательная услуга" воспринимается как сфера обслуживания. Встает вопрос: «Учитель – это миссия или обслуживание?» Это вопрос, на который каждый учитель должен для себя ответить. Есть учителя, которые почти что гуру, к которым тянутся, чье мнение авторитетно. И мне посчастливилось видеть таких преданных своему делу  учителей  в нашей гимназии, в своей родной школе. Я благодарна им. Конечно,  есть  и те, которые удовлетворяются тем, что они сфера  обслуживания. Мне бы не хотелось видеть себя в  их рядах, а  попытаться быть для своих учеников мудрым наставником, который  откроет детям дверь во взрослую жизнь. Ведь по словам Ш. Амонашвили, ребенок не готовится к жизни, а уже живет полноправной жизнью. И  моя задача  сделать эту жизнь счастливой. Для этого надо уважать личность каждого ребенка, уметь подобрать ключик к сердцу каждого ученика, уметь слышать и слушать каждого ученика и самому ни на минуту не прекращать творческий поиск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Педагогическое эссе«Моя педагогическая философия как классного руководителя»

   Февраль  2010  год. Год,  объявленный  годом  Учителя. Год,  в  котором  моя  дочь   пойдет  в  1  класс. Она...