Самоанализ педагогической деятельности
статья на тему

Самоанализ педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti_vvv.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности.

Василевской Виктории Викторовны

учителя начальных классов МОУ СОШ № 44

Работаю в школе № 44 с 1983 года, имею высшее образование, высшую квалификационную категорию. Награды, звания: значок «Отличник  народного просвещения», «Учитель-методист».

        Моим  учительским кредо всегда был девиз: «Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому». Любой ребенок имеет право на полноценное образование и на уважительное отношение к его индивидуальности, к его психологическим особенностям.

Именно поэтому всегда обучаю детей, которых ко мне приводят в класс родители, желающие, чтобы их ребенок был научен хорошо, чтобы получил знания у доброго и отзывчивого учителя. В классе всегда обучаются дети со справками с индивидуальным подходом по всем предметам или по основным предметам. Каждому уделяю много внимания, организовываю совместную работу детей и родителей для достижения высоких результатов у данных детей (относительно их способностей) и класса в целом.

Дети и родители, видя такое отношение к детям и мое желание помочь в их стремлении хорошо учиться, всегда стремятся приложить максимум старания, чтобы видеть своих детей успешными и счастливыми.

Работа по программе «Школа 2100», позволяет стабильно повышать эффективность процесса обучения. Для этого постоянно изучаю, а впоследствии применяет развивающие педагогические технологии, ориентированные на специфику возраста. Уже много лет включаю в свою педагогическую деятельность информационно - коммуникативные технологии.

Применение на уроках компьютера расширяет предметно - пространственную среду, стимулирует коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, развивает внимание, память. Именно это очень важно для детей со слабой успеваемостью. И это дает хорошие результаты.

Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности.

Сегодня учитель приобретает иные роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности я стараюсь при активном участии своих учеников.

Уровень познавательных способностей моих учеников разный, часть детей имеет низкую мотивацию к обучению, следовательно, основной целью педагогической деятельности следует считать развитие познавательных способностей учащихся.

      Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными  являются:

  1. Повышение мотивации к обучению через активизацию познавательной деятельности обучающихся.
  2. Развитие творческого мышления, памяти, грамотной речи учащихся.
  3. Создание на уроке оптимальных условий для развития каждого школьника.

    Использую различные виды деятельности учащихся на уроке, это делает урок интересным. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, что способствует развитию познавательного интереса учеников к обучению. К каждому уроку отбираю и разрабатываю главные вопросы содержания, определяю рациональную методику.

        Использую в своей работе дифференцированный подход в обучении. Дифференцирую задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи снижалась. Для подобной дифференциации в своей практике использую образцы выполнения заданий, памятки-опоры, памятки-алгоритмы.

  Создание положительной мотивации учения способствует формированию навыков самообразования, развивает у учащихся познавательную активность и самостоятельность.

    Возможности школьников различны, важно побудить мыслительный процесс ученика. Для этого использую в своей работе различные методы: исследовательский, поисковый, метод проблемных ситуаций и иное логико-содержательное построение урока.

        Считаю важным включение учащихся в познавательную деятельность на каждом этапе урока. А так как ученики  имеют разный уровень познавательных способностей, разную степень обученности, подбираю рациональные виды работ, создаю ситуацию успеха, которая является важным условием для формирования мотивации и развития учащихся. Учитывая реальные возможности всех детей, организую продуктивную деятельность всего класса, осуществляя дифференцированное обучение на уроке.  

    Считаю,  что  основная проблема урока   это повышение  качества знаний учащихся. Поэтому на уроке учу детей выделять главное  в излагаемом материале. При изучении нового материала использую приемы и методы, способствующие развитию памяти, внимания и мышления - эвристические, исследовательские, яркие слайды, игровые моменты.

Развитию учащихся способствуют и применяемые мною формы организации обучения. Основной формой является урок. Важным для себя считаю его структурирование. Не отвергая традиционного метода построения урока, применяю и нетрадиционные формы. Урок формирования новых знаний-это урок-исследование, урок-путешествие.

Я разработала и провела урок-путешествие для 2 класса по теме: «Умножение и деление чисел», проблемно-эвристический урок-исследование в 3 классе по теме: «Простые и сложные предложения», урок-исследование с использованием интерактивной доски для 4 класса «Площадь прямоугольного треугольника», урок  во 2 классе по теме «Упражнение в написании слов с парной согласной на конце слова»». Все уроки проходили с использованием мультимедийного оборудования. Уроки окружающего мира с прошлого года проводятся еще и с выходом в Интернет. После проведенных уроков делаю анализ.   Выпущен сборник моих уроков  (ТОИПКРО) под названием «Современные образовательные технологии в учебной и внеклассной работе учителя начальной школы»  (из опыта работы).

Применяю разные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, фронтальную. Групповая работа используется мною нечасто, преимущественно на самых трудных или самых важных для решения учебно-воспитательных задач темах программы. Применение таких уроков на практике способствует заинтересованности в предмете, они дают возможность проявить способности, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение.

Немаловажное значение для учащихся имеет итог урока, который отражается в памяти ученика. А если одновременно включается не один вид памяти, а затем идет закрепление с помощью практических действий, то знания остаются надолго.

Конечно же проводится и рефлексия часто в интересной форме.

Мы сегодня  -оло- - - !

-оро- -     работали!

Парные согласные

Нам теперь друзья!

Неправильно писать их

Теперь никак нельзя!

Или:

Мы сегодня  -оло- - - !

-оро- -     работали.

Много суффиксов учили,

Слов значенье изу- - - -.

      В своей работе успешно применяю педагогическую технологию сотрудничества, цель которой усвоение знаний, умений с учетом потребностей и возможностей развития ученика. Необходимо дать каждому ученику всестороннее и гармоническое развитие, создать условия для самореализации личности.

      Компьютер выполняет на уроке роль источника информации, выступает в качестве средства оценки, учета и регистрации знаний учащихся. На уроках я применяю мультимедийное оборудование, интерактивные методические комплексы и работу на интерактивной доске. Это позволило мне повысить интерес школьников к предмету, повысилось качество знаний.

       Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих, повышается мотивация,  качество знаний стабильно.

    Наблюдается положительная динамика результатов моей педагогической деятельности за последние три года. Качественная успеваемость 70% - 77% при 100% успеваемости. Таблица качества знаний в %.

год

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

2008-2009 (4 класс)

77%

77%

69%

77%

2009-2010 (1 класс)

       Безоценочная система

2010-2011 (2 класс)

70%

76%

74%

74%

Cтремление  к получению новых знаний,  создает благоприятные условия для начала исследовательской деятельности. Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. Уроки -  исследования   позволяют ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга к «тайнам» превращает его в «исследователя».

Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.

Проведение учебных исследований я рассматриваю как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений,

Конечно, работы детей в таком возрасте больше похожи на реферат, где они описывают, что прочитали в книгах, журналах, Интернете. Но все равно они – исследователи, первооткрыватели. В 3- 4 классах ученики  самостоятельны, поэтому могут сами выбрать тему исследования.  Я должна «подтолкнуть» их к правильному решению, попросив ответить на вопросы.                                                            

 Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или  включаю его выступление на одном из уроков. Естественно такая  работа должна давать результат. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе.

Это детское желание я стремлюсь развивать с помощью участия в различных конкурсах. Конечно, не каждому ребенку удается достичь победных высот, но я стараюсь убедить ребят, что любое участие в конкурсе почетно и дает радость познания еще неизведанного. В этом учебном году мои ученики снова с удовольствием участвуют в конкурсах разного уровня: областного и Всероссийского.

Классы

ФИО учителя

% участия

% победителей

1 А

Василевская В.В.

13 чел.   -   40,6%

4 чел.    -    30,7%

2 А

Василевская В. В.

26 чел. – 76%

17 чел. - 65%

Из таблицы видно, что процент участия в конкурсах увеличился в 2 раза, процент победителей более, чем в 4 раза.

 Учебно-исследовательская работа новый вид школьной работы и новый вид моей педагогической деятельности. Его достоинство состоит в том, что он развивает мышление, дает возможность самостоятельного поиска и дает ребенку радость открытия. Я стараюсь руководить исследовательской работой, включая в исследование постановку  проблемы, на равных условиях с учеником и одновременно обучая его методике проведения эксперимента. Это дает возможность мне более широко проявить творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли исследователя, так как невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам.

       Исследовательская работа детям интересна, им нравится обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. В этом возрасте, отмечают психологи, школьников привлекают самостоятельные формы занятий на уроках, трудный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность на уроке и за пределами школы. Это делает моих учеников взрослыми и самостоятельными в собственных глазах и мнений товарищей.

      Постоянно занимаюсь самообразованием, которое осуществляется по плану: изучение сборника нормативных документов; изучение федерального базисного учебного плана и программ; самосовершенствование по владению ИКТ; систематическое информирование себя материалами сайтов школы, учебными сайтами Интернета и методической копилки учителей коллег.

Работая по развивающей программе, стабильно повышаю эффективность процесса обучения. Для этого постоянно изучаю, а впоследствии применяю развивающие педагогические технологии, ориентированные на специфику возраста, использую включение в свою педагогическую деятельность информационно - коммуникативные технологии.

В совершенстве владею инновационной технологией проблемного обучения, что отмечалось в экспертной карте к диплому I степени, полученном на фестивале проблемно-эфристических уроков 2008 г. (ТОИПКРО). Авторские инновационные разработки уроков и их сценариев неоднократно рекомендовались педагогам Томской области к использованию в своей профессиональной деятельности.

Для повышения педагогического и управленческого мастерства педагогов и руководителей школы реализовывается целостная система научно-практических, творческих, проблемных семинаров, круглых столов, конференций, мастер-классов, которая позволяет изучить и использовать в практике лучший опыт по актуальным вопросам современной педагогики.

Проводимые мероприятия способствуют внедрению новых педагогических технологий, нетрадиционных методик, оказывают  влияние на повышение качества образования. Высокую  оценку получили разработка, создание и внедрение   системы работы с кадрами по подготовке и мотивации к инновационной деятельности (2010).

Так же было отмечено, что опыт актуален, т.к. решает проблемы:

  • повышения уровня ИКТ - компетентности педагогов и учащихся;  
  • активизации инновационной деятельности общеобразовательного учреждения;
  • повышения качества учебно-воспитательного процесса.  

В ноябре 2009 года был проведен семинар по теме: «Профессиональная компетентность педагогов: возможности, механизмы, проблемы» для слушателей курсов ТОИПКРО «Управление образовательным учреждением в условиях формирования современной модели образования». Я выступила с представлением «Информационной компетентности педагога».

В это же время мною были пройдены курсы повышения квалификации (в рамках реализации КПМО)  по теме «Диагностика и мониторинг в образовательном процессе». (РЦРО)

В 2008 году прошла  обучение по работе с интерактивной доской в педагогической деятельности и уже сегодня провожу мастер-классы по использованию технологии интерактивного обучения.

В 2008 году были пройдены курсы повышения квалификации по теме: «Технология создания и использования интерактивных компьютерных продуктов-сайтов». Создан интернет-ресурс «Интересные животные», позволяющий детям начального образования в интерактивном режиме расширять знания об окружающем мире.

Применение новейших технологий в своей педагогической деятельности дает высокую стабильную результативность в обучении детей. Результаты административных работ от 80% до 95%, качество успеваемости в течение года также стабильно высокое. 

Под моим руководством внедряются  новые  технологии, такие как личностно-ориентированная, проблемного обучения, развития творческих качеств личности. Неоднократно принимала участие в семинарах по работе с одаренными детьми.

Дети, обучающиеся в моем классе, становятся участниками, призерами, лауреатами различных конкурсов. За высокую активность и отличные результаты  учеников меня, как педагога - руководителя регулярно награждают дипломами.

Так же являюсь участником конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений за высокое мастерство и значительный вклад в образование, Всероссийского конкурса «Моя инновация» (РЦРО), победителем городского конкурса «Управление современным образовательным учреждением».

Создание сетевого электронного портфолио педагога – это веяние времени. Мы живем в стремительно меняющемся, динамичном, мобильном мире, необходимо не подстраиваться под время, а идти в ногу со временем. Электронный портфолио создает условия для самореализации и самовыражения учителя, рефлексии своей педагогической деятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального роста.

Имею два Интернет-сайта: персональный сайт учителя и страничку на сайте Социальной сети работников образования

http://nsportal.ru/vasilevskaya-viktoriya-viktorovna

 http://vasilevskaya.do.am/

Эти годы работы с детьми, как и все предыдущие, принесли радость творчества, удовлетворение достигнутых детьми результатов. Я ни разу не пожалела, что стала учителем. Школа – моя жизнь, а дети – мои путеводные звездочки. Я с огромным чувством радости стремлюсь зажечь их даже на самом маленьком небосклоне, а они  мне отдают свои маленькие лучики любви и радости. Ради этого надо жить и продолжать любимую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности

Материал к предстоящей аттестации...

Самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов...

самоанализ педагогической деятельности

подведение итогов своей работы за несколько лет...

самоанализ педагогической деятельности

Анализ педагогической деятельности за время работы в МОУ "Побединская СОШ"...

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Самоанализ работы учителя начальных классов...

самоанализ педагогической деятельности на высшую квалификационную категорию " Проектная деятельность в начальной школе"

В самоанализе раскрыта тема реализации  методотов и форм работы по проектной деятельности в начальной школе. Использованы эффективные средства для достижения высоких результатов....