Урок риторики по теме "Роль речи в организации совместной деятельности"
план-конспект урока (1 класс) по теме

попович ирина юрьевна

Конспект урока риторики в 1 классе по теме "Роль речи в организации совместной деятельности" с использованием игровой  технологии и исследовательских методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritorika.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Роль речи в организации совместной                            деятельности.

Цели урока:

- познакомить учащихся с ролью речи в организации и планировании совместной деятельности (на примере считалки);

- развивать грамотную, четкую, чистую и ритмичную речь детей;

- упражнять в правильном произношении звуков;

- воспитывать культуру речевого поведения.

 Оборудование: учебник «Риторика» (1 класс, Ладыженская Т .А.), иллюстрации, магнитофон.

                                               Ход урока.

  1. Орг. момент.

 Мы будем разговаривать

 И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

- На улице пасмурные осенние дни. Покажите, как вы огорчены при помощи мимики.

Но в классе тепло, уютно. Здесь ваши друзья и у нас всё равно хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу! Я желаю вам активно поработать и узнать на уроке новое о нашей речи.

  1. Сообщение темы урока.

На прошлых уроках риторики мы с вами узнали, что слово может веселить, огорчать, утешать. А сегодня мы узнаем, что слово может быть нашим помощником.

Давайте-ка отправимся в путешествие.

  1. Речевая разминка.

Чистоговорка.   ЕС, ЕС, ЕС – Мы пойдем сегодня в лес.

                            ЖА, ЖА, ЖА – Там увидим мы ежа!

                            БЫ,  БЫ, БЫ – Соберём с тобой грибы.

                            ЁМ, ЁМ, ЁМ – Там мы песенку споём.

                            АТЬ, АТЬ, АТЬ – Можно будет поиграть!

- Итак, мы оказались в осеннем лесу. Что там можно увидеть?  (Ответы детей).

А вот и ёж под ёлкой. Вспомним скороговорку!

У ежа и ёлки иголки колки.  (Индивидуальный опрос).

Кто это?  (Хомяк). Надуем щеки.

Медведь зевает, готовится спать в берлоге всю зиму.

А вот вкусная малина. Наберём  ягоды в горсть и отправим по одной в рот, пожуём.

А это что за птица?  (Ворона). Кого ищет ворона?

Проворонила  ворона воронёнка?

Проворонила  ворона воронёнка!

  1. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо.                                Белка шла, шла, шла.

Закачалось деревцо.                                    Белый гриб  нашла.

Ветерок всё тише, тише.                             Раз грибок, два грибок,

Деревцо всё выше!                                      Положила в кузовок.

Упражнение на дыхание: 1 грибок, 2 грибок, и т.д.

  1. Риторическое исследование.

Отдохнём. Сделаем привал. Послушайте стихотворение А. Барто.

Малыши среди двора                         - Почему ты нас не ешь?-

Хоровод водили.                                   Говорит Маруся.

В гуси – лебеди игра.                          - Раз ты волк, так ты не трусь!-

Серый волк  - Василий.                        Закричал на волка гусь.-

- Гуси – лебеди, домой!                        От такого волка

Серый волк под горой!                        Никакого толка!

Волк на них и не глядит,                      Волк ответил: - Я не трушу.

Волк на лавочке сидит.                         Нападу на вас сейчас.

Собрались  вокруг  него                       Я доем сначала грушу,

Лебеди и гуси.                                       А потом примусь за вас!

В какую игру играют малыши? Какие игры вы знаете? Как выбрать ведущего?

(Надо договориться или посчитаться).

  1. Работа  по учебнику. «Риторика» 1класс, с.24.

Кого видите на лесной полянке? Что зверята  собираются делать?

Как догадались, что они собираются считаться?

 Читаем считалки. Чётко произносим слова. Кто такой водилка?

Какие считалки  знаете вы?   ( Выслушать 3-4 считалки).

     

  1. Физкультминутка.

Песенка «Кап- кап».

                     

  1. Решение речевых задач

.

Итак, с помощью слов можно договориться, разрешить спор.

На нашей полянке новые гости: заяц, лиса и петух. В какой сказке эти животные встречаются вместе?

Откроем  страницу 26. Какой эпизод сказки разыгрывают ребята? Давайте тоже попробуем разыграть эту сценку. Кто сыграет зайчика? Лису? Петуха?

Как справедливо назначить роли?

- Считалка.

- Разыгрывание сценки.

- Получилось? Почему?  (Мы знали сказку и смогли договориться).

Послушайте историю Е.Пермяка «Бумажный змей»

     Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота!

     Задумал Боря свой змей сделать. Лист бумаги у него был. И планки из дерева выстругал. Да недоставало мочала на хвост и ниток, на которых змея пускают.

     А у Сёмы большой моток ниток есть. Если бы он лист бумаги да мочало на хвост достал, тоже бы змея запустил.

      Мочало для змея Петя припас. Ниток только ему не хватало и бумажного листа с деревянными планками.

     Вместе у всех есть, а у каждого в отдельности чего – нибудь  да не хватает. Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря лист  с планками к груди прижимает. Сёма нитки в кулак зажал. Петя мочало за пазухой прячет.

     Хороший ветерок дует. Ровный.

- Почему ребятам не удалось запустить бумажного змея? Что им для этого надо было сделать?

        9.   Итог урока.

- Для того, чтобы организовать дружную работу, игру, необходимо договориться, согласовать свои усилия.

- Что и как вы скажете, чтобы организовать игру, разыграть спектакль, подежурить в классе?      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер - классу на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах.

Цель: научить ребят работать в паре (умение донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого)....

Мастер - класс на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности на уроках математики в начальных классах

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных дейс...

Эссе на тему: Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке

Эссе на тему: Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке ...

Организация совместной деятельности обучающихся на уроках в 1 классе

В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их ...

Методы и приемы организации совместной деятельности учителя и обучающихся на уроках ОРКСЭ

Как выстроить  взаимодействие и сотрудничество с обучающимися в процессе изучения культурологического курса, направленного  на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, сост...