Программа Лутцевой Ступеньки (Рекомендована МОН РФ- июль 2005)
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Киреева Татьяна Владимировна

Программа Лутцевой Ступеньки (Рекомендована  МОН РФ- июль 2005)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Допущена Минобразования РФ

 ( 22.07.2003 г. № 13-58-1198/17),

декабрь 2004 г.

п р о г р а м м а

“т е х н о л о г и я. ступеньки к мастерству”

для 1—4 классов общеобразовательных учреждений

Автор Е.А.Лутцева

Пояснительная записка

В XXI веке технологическое образование становится объективной необходимостью. Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоемких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей дейтельности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает основные аспекты технико-технологической картины мира, т. е. технологические знания и умения как в узком[1], так и в широком[2] смысле.

В начальной школе в узком смысле это первоначальные обобщенные знания о технологии и технике, о рациональной организации труда, мире профессий, а в широком смысле — это представления не только о результатах научно-технического прогресса, но и о духовно-культурной среде, также созданной мыслью и руками человека-творца. Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности (в доступных этому возрасту видах труда), направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различного рода источниками информации для решения различных насущных проблем.

Курс “Технология. Ступеньки к мастерству”  носит интегрированный характер. Интеграция  заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой  деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.  Общие закономерности, лежащие в основе любого вида человеческой деятельности, являются сутью понятия “технологичность” и “технология” и отражаются в отдельных видах этой деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.

 В связи с этим задачами курса являются:

 развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

 формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов);

 воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

 овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;

 расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

В отличие от традиционного подхода к учебному предмету “Трудовое обучение”, данный курс по технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризациии технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями умениями и навыками. Начальная школа становится первой ступенью в достижении учащимися современной технологической компетентности наряду с естественно-математической и гуманитарной.

Содержание курса рассматривается не как самоцель, а прежде всего как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений,  основ проектной деятельности.. Сквозная идея содержания – внутреннее стремление человека к познанию мира, реализации своих жизненных и эстетических потребностей. Технология как способ реализации жизненно важных потребностей людей, отражение расширения и обогащения этих потребностей; влияние научных открытий (в частности в области физики) на технический прогресс и технических изобретений на развитие наук (например, изобретение микроскопа и телескопа), повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе. Особый акцент — на результаты научно-технической деятельности человека (главным образом в XX и XXI веках) и на состояние окружающей среды, т. е. на проблемы экологии. История развития материальной культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в своей практической составляющей также по-своему технологична.

Содержание курса отобрано и целенаправленно структурировано в двух основных разделах: основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры и из истории технологии.

Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры. Раздел включает информационно-познавательную и практическую части и простроен в основном по концентрическому принципу. Его содержательная основа, т. е. стержень предмета, - это обобщенные первоначальные технико-технологические знания и умения, характерные для любой практической деятельности человека. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приемы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), выращиванию растений (агротехнике),  технике как помощнице человека и т. п. Даются  представления об информации и информационных технологиях,  энергии и способах ее получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т.п.

Концентричность в изучении данного раздела достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются, прежде всего, технологические операции, приемы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приемы, инструменты, материалы, виды труда.

Из истории технологии. Раздел отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. В нем представлены отдельные страницы истории человечества от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека, к зарождению социальных отношений, нашедших свое отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Этот раздел раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремесел (разделение труда), создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности труда), изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции.  В нем также дается представление о некоторых ключевых великих изобретениях человечества, породивших науки и или стимулировавших их развитие, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. При этом центром внимания учеников является человек, в первую очередь как человек-созидатель - думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.

Особенности представления материала в разделе:

• исторические событий, явлений, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой;

  1.  преобразующая деятельность человека рассматривается в ее единстве и взаимосвязи с миром природы; раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрицательное, в том числе проблемы  экологии;

показано, что технология практических работ из века в век остается почти неизменной, особенно ручных, ремесленнических (детали размечаются, вырезаются, соединяются, изделие отделывается);

• осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в частности - причины и закономерности разделения труда, необходимость повышению производительности труда, этапы  развития техники как помощницы человека и т.д.;

• подчеркивается, что творческая деятельность — естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации, частным проявлением которой является изобретательство, стимулирующее развитие производства или наук (физика, химия, астрономия, биология, медицина).

Исторический раздел реализуется, начиная со второго класса.

Оба раздела неразрывны и взаимосвязаны,  что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.

В первом классе в  разделе “Человек в окружающем мире” показывается связь природы и человека, его созидательная деятельность и ее результаты, природа, как источник вдохновения для человека-созидателя и источник природного сырья для человека-производителя.   Учитывая  возрастные особенности шестилетних детей, которые ближе к дошкольникам, больше внимания уделено эмоционально-личностному компоненту, воспитанию в каждом ученике веры в свои возможности, потребности в созидании не только для себя, но и для других (близких, знакомых и незнакомых), раскрытию красоты окружающего мира. Учтены  также требования адаптационного периода: освоение материала курса в течение первых недель обучения осуществляется в процессе экскурсий, прогулок, игр на воздухе.

Региональный компонент в курсе реализуется через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Это могут быть реальные исторические объекты (сооружения)  и изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами народов, населяющих регион.

Распределение часов по классам представлено в программе вариативно. Первый вариант: 1 и 2 классы по одному часу в неделю, 3 и 4 классы – по 2 часа в неделю. Второй вариант – по 2 часа в неделю с первого по четвертый класс. Одночасовой курс для 1 и 2-го классов проводится, если школа начала работать по новому БУП Государственного стандарта общего образования (утвержден в 2004 году). Двухчасовой курс используется в условиях ныне действующего БУП (1998 г.). В условиях нового Федерального компонента государственного стандарта полное содержание данного курса технологии может быть реализовано в рамках учебного предмета «окружающий мир» (дополнительный час), во внеурочной работе. Распределение часов в двух вариантах БУП представлено в приложении в таблицах «Примерное планирование учебного материала», а также в методических пособиях для учителя для каждого класса. В целом УМК полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта общего образования, требованиям к учебному предмету технология для начальной школы.

Курс сочетается с учебным предметом «окружающий мир», расширяя для учащихсякартину мира в той его части, которая создана преобразующей деятельностью человека. Согласуется с концепцией образовательной модели “Начальная школа XXI века” (научный руководитель — чл.-корр. РАО проф. Н.Ф. Виноградова), а также может быть использован в сочетании с другими УМК, имеющими развивающую направленность.

Занятия могут проводиться как учителем начальных классов, так и специалистом-предметником, предпочтительно имеющим техническую или технологическую подготовку.

Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. В репродуктивном ключе строится только освоение технологических приемов и операций. Умение открывать знания и пользоваться различного рода источниками информации для жизни гораздо важнее, чем просто запоминать и накапливать знания. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки своего учебного труда: знаю, понимаю, могу.

Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, - продуктивные, включающие в себя наблюдения, размышления, обсуждения, “открытия” новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п. С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.

В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих способностей в целом — уровень ремесла и уровень мастерства. Первый – репродуктивный — благодаря системе концентричного предъявления материала, связанного с технологическими операциями и приемами, обеспечивает их последовательное усвоение и отработку. Важной составной частью практических работ являются пробные поисковые упражнения по “открытию” и освоению программных технологических приемов и операций, конструктивных особенностей. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых изделий и являются залогом качественного выполнения целостной работы. Они предлагаются на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-технологической проблемы, выявленной в результате анализа главным образом предложенного образца изделия.

Второй – творческий — предполагает использование методики, стимулирующей поиск и самостоятельное решение конструкторско-технологических задач и проблем, опору на личный опыт учащихся и иллюстративный материал, систему вопросов и заданий, активизирующих познавательную поисковую (в том числе проектную) деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать результаты и искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.

Курс реализуется через следующие типы уроков и их сочетание: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера –  творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности. Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии – его назначении, выбора конструкции, материалов, инструментов, определении рациональных приемов и последовательности выполнения) до  практической реализации задуманного. В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера как обучающих, так и творческих. Их тематику предлагает учитель или выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;

• степень самостоятельности,

• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый класс – 33 (66) часов

Разделы и темы[3].

  1. Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры – 26 (53) ч.

1.1. Общее представление о материалах 3 (6) ч.

1.2. Общее представление о конструкции изделий 3 (6) ч.

  1.  Технология обработки бумаги:
  1. Свойства бумаги– 2 (3) ч.
  2. Инструменты и приспособления – 2 (3) ч.
  3. Основы графических умений, разметка деталей (сгибанием, по шаблону) – 8 (21) ч.
  4. Клеевое соединение деталей – 2 (6) ч.
  1. Технология обработки ткани:
  1. Свойства ткани – 1 (1) ч.
  2. Швейные инструменты и приспособления – 1 (2) ч.
  3. Отделка изделий прямой строчкой – 4 (5) ч.
  4. 2. Человек в окружающем мире - 7(13) ч.

2.1. О взаимоотношении окружающего мира и человека 4 (5) ч.

2.2. Мир человеческих отношений – 2 (7) ч.

2.3. Жилище человека и животных – 1(1) ч.

Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры.

Элементы материаловедения. 

Материалы, из которых сделаны окружающие ребенка предметы (на уровне названий): бумага, картон, пластилин, глина, металл, стекло, пластмасса, песок, ткань и др. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон, пластические материалы (глина, пластилин), природные материалы. Их свойства: цвет, пластичность,  мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сбор и сушка природного материала. Разнообразие тканей, их использование. Основные свойства: толщина, прочность, эластичность. Использование свойств материалов в различных изделиях.

Инструменты и приспособления.

 Ножницы, шаблон, иглы, булавки, стека. Их функциональное назначение, устройство. Рациональные приемы работы ими. Безопасное обращение с колющими и режущими инструментами.

Организация рабочего места при работе с разными материалами: пластическими, бумагой, тканью. Эстетика рабочего места и рациональное размещение материалов, инструментов, приспособлений.

Основы конструкторских знаний и умений.

Деталь как составная часть изделий. Однодетальные и многодетальные изделия, неподвижное соединение деталей.

Основы  технологических знаний и умений.

Унифициронанные технологические операции: разметка, разделение заготовки на части, формообразование детали, соединение деталей, отделка, и приемы.

Разметка сгибанием, свободным рисованием, по шаблону, трафарету, на глаз (пластилин). Использование предметной инструкции. Экономная разметка материала.

Разделение заготовки на части отрыванием, разрыванием по линии сгиба, резанием ножницами.

Формообразование детали сгибанием

Сборка изделия: клеевое соединение деталей (наклеивание мелких и средних по размеру деталей).

Отделка (изделия, деталей) рисованием, аппликацией, прямой строчкой.

Сушка плоских изделий под прессом.

Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов Связь свойств используемых учащимися материалов и технологических приемов их обработки.

Профессии людей из ближайшего окружения ребенка.

Человек в окружающем мире.

Мир природный и рукотворный. Роль и место человека в окружающем ребенка мире. Гармония сосуществования человека и окружающего мира. Уязвимость и хрупкость природы и роль человека в разумном и неразумном ее освоении. Влияние неразумной деятельности человека на его существование. Человеческая деятельность утилитарного и эстетического характера. Мастер и мастерство.

 Деятельность учащихся по созданию и сохранению красоты (эстетики) окружающего мира: поддержание чистоты во внешнем виде, на рабочем месте, в помещениях и во дворе; бережное, доброжелательное и внимательное отношение к близким, окружающим,  животным; стремление быть полезным окружающим. Эмоциональное и словесное выражение своего отношения к позитивным и негативным явлениям действительности.

Что должны знать и уметь учащиеся

 в результате обучения в первом классе

Иметь представление: 

  1. о роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
  2. о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
  3. о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
  4. о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
  5. о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред.

Знать:

  1. о детали как составной части изделия,
  2. о конструкциях однодетальных и многодетальных, о неподвижном соединении деталей;
  3. виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;
  4. последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  5. способы разметки: сгибанием, по шаблону;
  6. способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  7. виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
  8. названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;

Уметь:

  1. наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
  2. различать материалы и инструменты по их назначению;
  3. различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
  4. качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и ее вариантами;
  5. использовать для сушки плоских изделий пресс;
  6. безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
  7. выполнять правила культурного поведения в общественных местах.

Общетрудовые умения.

Под контролем учителя: 

  1. рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом.

С помощью учителя:

  1. проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом по шаблону, образцу, рисунку.

При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.

Второй класс – 34 (68) часов

Разделы и темы.

1. Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры -32 (62) ч.

1.1. Материалы и их свойства – 1 (3) ч.

1.2. Конструкция изделий – 3 (6) ч.

1.3.. Общее представление о проектной деятельности – 2 (6) ч.

1.4. Технология обработки бумаги:

  1. основные технологические операции  3 (8) ч.
  2. разметка с помощь контрольно-измерительных инструментов с опорой на  чертежи и эскизы – 6 (11) ч.
  3. инструменты– 1 (2) ч.
  1. Технология обработки ткани:
  1. происхождение, свойства, строение натуральных тканей – 2 (4) ч.
  2. технология изготовления швейных изделий – 5 (7) ч.
  1. Основы агротехники:
  1. условия жизнедеятельности растений – 1(2) ч.
  2. приемы агротехники (технология выращивания растений) – 1 (2) ч.
  3. размножение растений семенами и черенками – 1 (1) ч.
  4. продолжительность жизни растений – 1 (1) ч.
  5. инструменты и приспособления садовода и огородника – 1 (1) ч.
  1. Техника в жизни человека (транспорт) – 4 (8) ч.

2. Из истории технологии – 2 (6) ч.

2.1. Человек в первобытном мире – 1 (3) ч.

2.2. Ремесленники и ремесла – 1 (3) ч.

Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры.

Элементы материаловедения. 

Материалы природного происхождения: природные (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Свойства изучаемых материалов. Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость.

Инструменты и приспособления.

Линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы работы ими. Безопасное обращение с колющими и режущими инструментами.

Основы конструкторских знаний и умений. 

Подвижное соединение деталей. Соединительные материалы (проволока, нитки). Получение объемных форм сгибанием.

Композиционное расположение деталей в изделии.

 Основы  технологических знаний и умений.

Технологические операции, их унифицированные названия: разметка, получение детали из заготовки, сборка изделия, отделка.

Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на чертеж. Простейший чертеж, линии чертежа (основная; выносная, размерная, сгиба). Эскиз. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью контрольно-измерительных инструментов.

Сборка изделия: проволочное подвижное, ниточное соединение деталей.

Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).

Условия, необходимые для жизнедеятельности растений. Культурные и дикорастущие растения. Овощные растения, цветочно-декоративные растения открытого и закрытого (комнатные) грунта. Обобщенные приемы выращивания растений (агротехника): подготовка почвы, посев (посадка), уход, сбор урожая. Размножение семенами черенками листа, стебля Инструменты садовода и огородника. Их названия, назначение (наиболее распространенных): лопата, лейка, грабли, ведро, тяпка. Продолжительность жизни растений: однолетники, двулетники, многолетники.

Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель.

Ремесленные профессии края, где живут ученики.

Этапы проектной деятельности (разработка замысла и его практическая реализация). Индивидуальный творческий мини-проект, коллективный творческий проект.

Из истории технологии.

История приспособления первобытного человека к окружающей среде. Реализация его потребностей в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде.

 Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников, их современное состояние. Технология выполнения их работ во времена средневековья и сегодня.

Что должны знать и уметь учащиеся

 в результате обучения во втором классе

Иметь представление: 

  1. об истории освоения и взаимном влиянии природы и человека, о ремеслах, ремесленниках и технологии выполнения ручных ремесленных работ;
  2. о причинах разделения труда;
  3. об истории зарождения и совершенствования транспортных средств;
  4. о проектной деятельности в целом и ее основных этапах;
  5. о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертеж, эскиз, технология, технологические операции, агротехника, макет, модель, развертка.

Знать:

  1. названия нескольких ремесел своей местности. их особенности и их историю (если таковые имеются);
  2. названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
  3. происхождение натуральных тканей и их виды; долевое и поперечное направления нитей тканей;
  4. неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкие веревочки);
  5. технологические операции и их последовательность: разметка, вырезание, сборка, отделка;
  6. линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  7. названия, устройство и назначение контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
  8. природные факторы, влияющие на рост и развитие растений: свет, тепло, влага, воздух;
  9. основные агротехнические приемы: подготовка посадочного материала и почвы; посев, посадка; уход; сбор урожая;
  10. способы размножения растений: семенами и черенкованием;
  11. названия и назначение транспортных средств, знакомых учащимся.

Уметь:

  1. с помощью учителя разрабатывать несложные тематические проекты (от идеи до разработки замысла) и самостоятельно их реализовывать (индивидуально и коллективно);
  2. читать простейший чертеж (эскиз);
  3. выполнять разметку с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  4. выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, чертеж,
  5. определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение;
  6. оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
  7. выполнять простейшие опыты, наблюдения и работы по выращиванию растений;
  8. решать несложные конструкторско-технологические задачи;
  9. изготавливать несложные макеты транспортных средств.

Общетрудовые умения.

Самостоятельно:

  1. организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы,
  2. экономно и рационально размечать несколько деталей на заготовке;
  3. контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом с помощью шаблона, линейки, угольника, циркуля;
  4. справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.

С помощью учителя: 

  1. проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
  2. выдвигать возможные способы их решения;
  3. доказывать свое мнение.

Третий класс – 68 часов

Разделы и темы.

  1. Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры (60 ч.)
  1. Материалы с заданными свойствами – 6 ч.
  2. Технология обработки материалов – 21ч.
  3. Основы агротехники  – 8 ч.
  4. Технология преобразования и использования  энергии – 10 ч.
  5. Информация и ее преобразование – 5ч.
  6. Технологические машины и механизмы – 2 ч.
  7. Творческие проекты –8 ч.

2. Из истории техники и технологии (8 ч.)

  1. развитие техники и технологий от средних веков до начала ХХ века – 2 ч.;
  2. жилище человека – 2 ч.;
  3. великие изобретения и открытия (передаточные механизмы, паровой двигатель, электричество и др.) – 4 ч.

Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры. 60 часов.

Элементы материаловедения.  

Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани и др.), их исходное сырье, получение, применение.

Основы конструкторских знаний и умений. 

Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям.

Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов.

Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, сшиванием и др.).

Использование принципов действия существ животного мира для решения инженерных задач (бионика)

Основы  технологических знаний и умений.

Разметка разверток с опорой на их простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).

Сборка изделия. Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой (и ее вариантами) через край.

Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестик, роспись, стебельчатая строчка и др.), кружевами, тесьмой, пуговицами и т.д.

Агротехнические приемы пересадки и перевалки растений, размножения растений отпрысками и делением куста.

Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.

Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.

Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочка, звонок, электродвигатель).

Из истории техники и технологии.

Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры.

Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей и национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, в быте и одежде людей.

Ключевые технические изобретения от средневековья до начала ХХ века.

Использование энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда.

Использование силы пара, электрической энергии человеком для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды.

Зарождение наук. Взаимовлияние развития наук и технических изобретений человечества.  

Что должны знать и уметь учащиеся

в результате обучения в 3 классе

Иметь представление: 

  1. о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах (материальный и духовный),
  2. о качествах человека-созидателя;
  3. о производительности труда (не называя понятие);
  4. о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования;
  5. о способах получения искусственных и синтетических материалов;
  6. о передаче вращательного движения; о принципе работы парового двигателя;
  7. о понятиях информационные технологии, графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток, электрическая цепь, изобретение, перевалка, пересадка.

Знать:

  1. что древесина не только природный материал, но и сырье для получения искусственных материалов;
  2. названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (например, бумага, металлы, ткани);
  3. простейшие способы достижения прочности конструкций;
  4. последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  5. линии чертежа (осевая и центровая);
  6. правила безопасной работы канцелярским ножом;
  7. косую строчку, ее варианты, назначение;
  8. агротехнические приемы пересадки и перевалки растений,
  9. размножение растений отпрысками и делением куста,
  10. назначение технологических машин;
  11. несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся);
  12. основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип ее работы; правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом;
  13. профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которой эти профессии относятся.

Уметь:

  1. под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
  2. читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
  3. соблюдать последовательность выполнения разметки разверток (от габаритов — к деталям) и выполнять ее с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  4. выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж;
  5. изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
  6. подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
  7. выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;
  8. оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
  9. осуществлять перевалку и пересадку растений;
  10. выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста;
  11. собирать простейшую электрическую цепь и проверять ее действие;
  12. безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом.

Общетрудовые умения.

Самостоятельно:

  1. анализировать предложенное учебное задание, выделять известное и находить проблему,  искать практическое решение выделенной проблемы;
  2. обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
  3. выполнять доступные практические задания с опорой на чертеж (эскиз), схему.

С помощью учителя: 

  1. формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
  2. выдвигать возможные способы их решения.

Четвертый класс – 68 часов

Разделы и темы.

  1. Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры (56 ч.).

1.1. Материалы с заданными свойствами – 6 ч.

  1. Основы дизайна –8 ч.
  2. Сельскохозяйственные и пищевые технологии – 6 ч.
  3. Современные информационные технологии – 10 ч.
  4. Энергия и современная энергетика – 2 ч.
  5. Современные технологии жилищного строительства – 8 ч.
  6. .Экология и технический прогресс – 2 ч.
  7.  Творческие проекты – 14 ч.

2. Из истории технологии (12 ч.)

  1. техника и технологии ХХ века – 4 ч.;
  2. открытия ХХ века, связь науки и техники (научно-технический прогресс) – 4 ч.;.
  3. изобретатели и изобретательство – 2ч.

Технико-технологические знания и умения, основы

технологической культуры.

Элементы материаловедения. 

 Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.

Нефть и как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.).

Основы технико-технологических знаний и умений.

Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.

Агротехнические приемы выращивания луковичных растений, размножения растений клубнями и луковицами. Деятельность человека в поиске и открытии  пищевых технологий. Влияние их результатов на здоровье людей. Селекция и селекционирование как наука и технология, связанная с выведением новых и улучшением существующих сортов сельскохозяйственных растений и пород животных (общее знакомство).

Дизайн (в технике, интерьере, одержде и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства  и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной сточкой и ее вариантами (тамбур, петля вприкреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.

Техника ХХ-ХХ1 вв. Ее современное назначение (бытовые, профессиональные, личные потребности, исследование опасных и труднодоступным мест на земле и за ее пределами и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).

Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение, использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Знакомство с основными базовыми программами. Поиск информации. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки), создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер.

Энергия и современная энергетика. Использование атомной энергии человеком.

Из истории технологии.

Преобразовательная деятельность человека в ХХ в., научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, прорывы в науке, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении.

 Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газ, нефть) в промышленности и быту.

Развитие авиации и космоса, ядерной энергетики, информационно-компьютерных технологий.

Самые яркие изобретения начала века (в обзорном порядке) – электрическая лампочка и фонограф Эдисона, телефон, радио, самолет; в середине века – телевидение, ЭВМ и др.; открытие атомной реакции, лазера и др. Рубеж ХХ – ХХ1 веков – использование  компьютерных технологий во всех областях жизни человека.

Что должны  знать и уметь учащиеся

 в результате обучения в 4 классе

Иметь представление: 

  1. о современных направлениях научно-технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;
  2. о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природную среду;
  3. о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;
  4. об отдельных элементарных аспектах экономических знаний (разделение труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама, и др.);
  5. о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.

Знать:

  1. современные профессии, появившиеся в XX— XXI вв. и связанные с изученным содержанием;
  2. технические изобретения конца Х1Х начала XX в., вошедшие в нашу повседневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.);
  3. названия основных частей персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок) и их назначение;
  4. основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота);
  5. названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся;
  6. этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;
  7. петельную, крестообразную строчки и их варианты;
  8. луковичный и клубневый способ размножения растений.

Уметь:

  1. определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;
  2. подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в каждом конкретном случае;
  3. эстетично оформлять изделия;
  4. соединять детали из ткани петельной и крестообразной строчками;
  5. выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;
  6. находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета),
  7. выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержания чистоты там, где постоянно сами находятся, грамотный уход за домашними животными, выращивание деревьев, кустарников, цветов, культура общения – речь, этикет и т. д.).

Общетрудовые умения.

Уметь самостоятельно:

  1. разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;
  2. организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
  3. экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах.

С помощью учителя: 

  1. выбирать темы для практических и проектных работ;
  2. искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, который включает учебники “Технология. Ступеньки к мастерству”, рабочие тетради “Учимся мастерству” и методическими пособиями для учителя.


Особенности построения учебников, рабочих тетрадей и методических пособий

Учебники “Технология. Ступеньки к мастерству” реализуют познавательную часть курса. Особенность построения содержания в учебнике – минимум готовых знаний в текстовой форме. Широкий иллюстративный ряд, занимающий основное пространство страниц, имеет главное назначение – служить источником новой информации, открываемой учащимися с помощью предложенных там же вопросов. Вводимые понятия не предполагают заучивания. Их усвоение происходит опосредованно, при обсуждении технологических проблем, а прочность обеспечивается активностью использования понятий на уроках детьми и учителем.

Содержание реализуется в системе заданий, которые разнообразны по характеру и назначению. Это изделия, описания с различными условиями, опыты-исследования, логические задачи, кроссворды, тесты, творческие задания, в том числе творческие проекты и др. Учитель вправе включать дополнительный исторический материал, заменять данные образцы изделий своими, но с учетом определенных каждой темой и уроком дидактических задач. Задания по предложенным условиям учитель также может подбирать с учетом своих личных наработок. Однако все они должны отвечать следующим дидактическим требованиям:

• любое задание и его выполнение, не есть цель урока, оно лишь средство решения конкретных учебно-педагогических задач;

• разнообразные по видам практические работы, предложенные в учебниках и рабочих тетрадях, а также подбираемые самим учителем отбираются исходя из единых требований - эстетичности, практической значимости (личной или общественной), доступности, целесообразности, экологичности;

• каждое очередное задание обязательно содержит новые знания и новые умения, которые могут быть освоены детьми в ходе его выполнения. Нельзя предлагать детям изделие, при изготовлении которого ребенок должен овладеть более чем двумя новыми для него практическими умениями (сегодня это самая распространенная ошибка учителей и как результат - некачественные изделия и общая неудовлетворенность детьми от сделанной ими работы);

• изделия, предлагаемые детям для изготовления на уроках, не носят случайный характер, а предусматривают четко продуманную последовательность действий с постепенным наращиванием технико-технологических знаний и умений;

• выполнение заданий должно давать учащимся широкий спектр знаний о мире, развивать мышление, в том числе технологическое и конструкторское, обогащать речь, а также духовно-нравственные качества личности.

Текстовая информация, предшествующая иллюстрациям, может иметь вводный характер, направляя познавательную деятельность учеников в процессе их общения с учителем. Основное ее назначение – мотивационное: подготовить учащихся к самостоятельному исследованию или поиску ответов на проблемы, заложенные в содержании данной темы.

Одним из источников знаний и приемов творческой деятельности являются практические задания исследовательского характера под рубрикой “Проведи исследование”. Ряд заданий представлены таким образом, что их решение (или ответ) побуждает учащихся рассуждать, использовать собственный жизненный опыт (“Прояви сообразительность”, “Как ты думаешь” и др.).

Каждая тема обычно завершается вопросом обобщающего характера или предлагающим посмотреть на проблему в схожей или новой ситуации.

Поурочное распределение материала в учебниках дает возможность учителю действовать в соответствии с целями курса:

• понимать логику выстраивания содержания в целом,

• детально представлять, что должны усвоить и освоить дети на каждом уроке;

• организовать (используя рабочую тетрадь) последовательное освоение необходимого круга технологических умений, определенных программой (т. е. достигнуть уровня ремесла);

• развивать творческие способности, через выполнение развивающих заданий, проведение простейших опытов и исследований (т. е. подвести к уровню мастерства).

Во временном соотношении теоретические сведения занимают примерно половину одного урока. Вторая половина и последующий урок – практикумы (опытные исследования, изготовление изделий, выполнение заданий занимательно-познавательного и развивающего характера).

Дополняющая учебник как составная часть комплекта рабочая тетрадь “Учимся мастерству” обеспечивает усвоение практического содержания курса. Основное назначение тетради – организовать овладение “открытых” учащимися технико-технологических знаний на высоком уровне практических умений (ремесла); развитие конструктивного, технологического мышления и творческих способностей в целом (движение к мастерству). Поэтому предлагаемые виды работ четко согласуются с темами, рассматриваемыми в учебниках. Учитель может по своему усмотрению и желанию заменять изделия и задания аналогичными, наполнять их региональным содержанием. Важно только не нарушать общей логики задуманного автором образовательного процесса.

В рабочих тетрадях представлены следующие виды заданий: рисунки-образцы (варианты возможных конкретных изделий, которые могут быть изготовлены по выбору или по аналогии), инструкционные карты — алгоритмы работы (изготовление конкретного изделия или выполнение трудоемкой работы, например сложного ремонта книги), задания-опыты (длительного наблюдения), небольшие исследования, задания-упражнения на закрепление правильного технологического приема (например, разметка разверток объемных форм), задания для развития образного мышления, пространственных представлений, сообразительности (например, выполнение объемных конструкций из спичечных коробков и их проекций). Ряд заданий предложен в виде коллективных проектов.

В методиках для учителя дано примерное поурочное планирование и предложены подробные примерные сценарии уроков, раскрывающие методику организации наблюдений, размышлений, обсуждений, “открытия” новых знаний, опытных исследований предметной среды и другие виды познавательной деятельности учеников.

Литература

1. Документы, методические письма Минобразования России:

  1.  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. М., 2004 г.
  2. Концепция модернизации российского образования. М., 2002 г..
  3.  О проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации (решение Коллегии МОПО РФ от 11.12.96 г.).
  4. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу/Авт. Н.Ф.Виноградова и др. – М., 2000.
  5. О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы (от 22.02.99 г.)
  6. О проблемах и перспективах развития образовательной области “Технология” в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и подготовке учащихся к трудовой деятельности (от 27.06.2000 г.).
  7. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (от 25.09.2000 г.)
  8.  Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период (от 20.04.2001 г.).

2. Боровков Ю.А., Легорнев С.Ф., Черепашенец Б.А. Технический справочник учителя труда. М., Просвещение, 1980 г.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. М., Академия, 2001 г.

4. Политехнический словарь. Изд. 2. Под ред А.Ю.Ишлинского. М., Советская энциклопедия, 1980 г.

5. Сборник нормативно-методических материалов по технологии/Авт.сост.: Марченко А.В., Сасова И.А., Гуревич М.И. М., Вентана-Граф, 2002 г.

6. Словарь-справочник по черчению. Книга для учащихся/Виноградов В.Н., Василенко Е.А., и др. –2-е изд. перераб. и доп. М., Просвещение, 1999 г.

7. Энциклопедия для детей. Физика. Т. 16. М., Аванта, 2000 г.

8. Энциклопедия для детей. Химия. Т. 17. М., Аванта, 2000 г.

9. Энциклопедия для детей. Техника. Т. 14. М., Аванта, 1999 г.

10. Энциклопедический словарь юного техника. 2-е изд., перераб. и доп. М., Педагогика, 1987 г.

11. Энциклопедия юного ученого. Техника. М., Росмен, 2001.


Приложение

Количество часов на каждую тему может варьироваться учителем в зависимости от особенностей класса, материально-технического обеспечения. При отсутствии персональных компьютеров учебное время практических работ, отводимое в 4 классе на тему «Компьютерный мир», может быть использовано на выполнение работ из и различных материалов или заполняться работами из приложения в рабочей тетради, а также использоваться для изучения культурных традиций  и производственного  окружения своего края.

Примерное планирование учебного материала в 1 классе

(для одночасового и двухчасового вариантов курса технологии)

Разделы

Информационно-познавательная часть уроков

Практикум

Примерное кол-во уроков[4]

(1 час в неделю)

Примерное кол-во уроков

(2 часа в неделю)

Темы

Страницы учебника

Форма организации занятий и темы

Страницы учебника

1

2

3

4

5 

6

7

Человек в окружающем мире. Мир, созданный руками человека

“Что нас окружает”

(адаптационный период)

Что ты видишь вокруг? (Представление о мире природы и мире, созданном руками человека)

4,5

Экскурсия, игры на воздухе: “Кто назовет больше предметов окружающего мира” (классифи кация предметов по признакам — природные и рукотворные)

1

1

Мир природы (тема та жа)

6,7

Как засушить листья

72

1

1

Мир рукотворный (тема та жа)

8-10

Любимое занятие работа

1(1)

2

Окружающий мир надо беречь (О взаимоотношении окружающего мира и человека) 

11,

12

Экскурсия “Как люди нашего города, села, деревни относятся к природе” Составляем осенний букет для друзей. Фантазии из листьев и цветов

73,74

1

1

Жилище человека и животных “Кто где живет”

(адаптационный период)

Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нем? (Как животные и человек приспосабливаются к окружающему миру – жилище)

13,14

Экскурсия в краеведческий или зоологический музей [если есть возможность)

1

1

Мир человеческих отношений

(адаптационный период)

Если захочешь — сделаешь (Значение трудовой деятельности для человека)

15, 16

1

1

Готовим праздник (О радости общения и совместного труда) 

17

Ждем гостей. Классный праздник

75

1(2)

3

Подари сказку “Колобок” (Умение приносить радость другим)

18-20

76,77

(3)

3

Спектакль для гостей. Сказка “Колобок”  

Обобщенные технико-технологические знания и умения (практический опыт познания)

“Азбука мастерства”

Из чего сделан рукотворный мир? (Общее представление о материалах)

21,22

Опытное определение свойств материалов

1(2)

1

Подсказывает природа (Общее представление о материалах)

23-25

2

Экскурсия “Что из чего сделано?”, Игра “Какой предмет лишний?” (классификация по материалам)

Как устроены разные изделия?

(Общее представление о конструкции изделий)

26,27

Игра “Чья деталь?” (определение целого по его части), творческая работа “Нарисуй свой предмет-загадку”

1(1)

1

Целое и части. Изделие и его детали (Общее представление о конструкции изделий)

28,29

Игра “Однодетальные и многодетальные изделия” (классификация предметов по конструктивным признакам)

1

Шаг за шагом (Общее представление о конструкции изделий)

30-32

Пластилин-волшебник

78,79

2(2)

3(4)

Что можно изготовить из бумаги, а что — из ткани? (О выборе

материалов)

33

Игра “Найди среди окружающих тебя предметов изделия из бумаги и ткани” (классификация материалов по видам)

1(1)

1

Как соединить детали? (О способах соединения материалов)

34,35

.

1

Технология обработки бумаги

1. “Работаем с бумагой”

Что можно сделать из бумаги? (Свойства бумаги)

36,37

Подставка из бумаги для кисточки

80

1(1)

2

Учимся наклеивать детали (клеевое соединение бумажных деталей)

38

Учим кисточку работать аккуратно

81

1(1)

2

2. Инструменты, механизмы и приспособления

“Помощники мастера”

Зачем человеку нужны  помощники? (Общее представление об инструментах и машинах-помощниках)

39,40

Учим кисточку работать аккуратно

81

1(1)

1

Познакомься с ножницами (Приемы работы ножницами)

41,42

1

Фантазии из бумаги (Приемы работы ножницами)

43,44

Приручаем ножницы

82

1

1

Почему ножницы разные? (Особенности конструкции инструментов в зависим отит от их назначения)

45

Приручаем ножницы

82

1(1)

1

Семья режущих инструментов Особенности конструкции инструментов в зависимотит от их назначения)

46

Приручаем ножницы

82

1

Основы графической грамоты

“Сначала нарисуем”

С кем линий дружат? (Понятие линии)

47

1(1)

1

Какие бывают линии? (Виды линий)

48, 49

Хитрые точки

83

1

Из ниток и веревочек (Виды линий)

50

Узоры из веревочек

84,85

1(2)

3

Путь-дорожка (Виды линий)

51,52

1(2)

2

Разметка деталей (по шаблону, сгибанием)

“Много и ровно”

Размечаем круги (Разметка деталей по шаблону)

53, 54

Разметь, вырежи, собери

86

1

2

Размечаем прямоугольники (Разметка деталей по шаблону)

55, 54

Домино

88

1

2

Размечаем треугольники (Разметка деталей по шаблону)

57

Из одного квадрата. Мозаика. Аппликация “Цирк”

89-91

1

3

Без инструментов: Тренируй сообразительность! Научись несложным приемам сгибания

(Разметка деталей сгибанием)

58,59

Тренируй сообразительность!

92,92,

95

1(2)

2(3)

Творческие работы

Памятки

94-97, 103-105,

108

3(2)

5

Технология обработки ткани

“Работаем с тканью”

(Свойства ткани)

Свойства бумаги: и ткани

98

1

1

Иглы и булавки (Швейные приспособления)

60,63

Домики для иголок и булавок

99

3(2)

2

Прямая строчка и ее дочки. Учимся красиво вышивать (Отделка изделий из ткани – прямая строчка) 

61-64

Учимся беречь книги. Лента-закладка для книг

101

3

Самостоятельная работа с опорой на инструкционную карту

Бант-заколка

100

2

2

Комплексная работа “Книжкина больница”                                               '

102

(2-3)

2(3)

Итого

33

66

Примерное планирование учебного материала во 2 классе

(для одночасового и двухчасового вариантов курса технологии)

Разделы

Информационно-познавательная часть уроков

Практикум

Примерное кол-во уроков

(1 час в неделю)

Примерное кол-во уроков

(2 часа в неделю

Темы

Страницы учебника

Исследования и практические задания в рабочей тетради

Страницы рабочей тетради

История рождения ремесел

Природа и человек

6-8

Природа и человек

3

1

2

Освоение природы

9-11

Освоение природы

4

1

Как родились ремесла

12-13

Ремесла

5

1

1

Как работали ремесленники-мастера

14-17

Ремесла

6

2

Материалы и их свойства

Каждому изделию – свой материал

18-20

1

2

Разные материалы - разные свойства

21-22

Разные материалы - разные свойства

7

1

Инструменты. Назначение, правила пользования

Каждому делу – свои инструменты

23

Каждому делу – свои инструменты

10

1

1

Познакомимся с инструментами

24-25

Инструменты-помощники

8-9

1

Основы проектной деятельности:

1. Конструкция изделий.

От замысла к изделию

26-28

1

2

Выбираем конструкцию изделия

29-31

2

2

Что такое композиция

32-33

2

Симметрично и несимметрично

34-35

Симметрично и несимметрично

11-12

1(2)

2. Основные технологические операции

Технологические операции

36-38

3

1(2)

Размечаем детали: технологическая операция 1

39-40

Размечаем быстро и экономно

13

2

Получаем деталь из заготовки: технологическая операция 2

41-42

2

Собираем изделие: технологическая операция 3

43-45

Собираем изделие

14

1

Отделываем изделие: технологическая операция 4

46-47

Украшаем изделие

15

2(3)

Разметка деталей с помощью контрольно-измерительных (чертежных) инструментов

Что умеет линейка

48-49

Линейка-труженица

16-18

1

2

Почему инженеры и рабочие понимают друг друга

50-52

Чертежи и эскизы

19

1

2(3)

Учимся читать чертеж и выполнять разметку

53-54

Учимся читать чертежи и эскизы

20

1

1(2)

Разметка прямоугольника от двух прямых углов

55-56

1

1

Разметка прямоугольника от одного прямого угла

56-57

Размечаем детали с помощью линейки

21

2

Что умеют угольники

58

Углы и угольники

22

1

1

Разметка прямоугольника с помощью угольника

59

Размечаем изделие с помощью угольника

23

1(2)

Как разметить круглую деталь

60-62

Циркуль

24

1

2

Размечаем детали с помощью циркуля

25, 26

1

Происхождение натуральных тканей

Как появились натуральные ткани

64-66

1

1

Свойства и строение натуральных тканей

Свойства и строение натуральных тканей

67-68

Свойства натуральных тканей

27

1

1(2)

Технология изготовления натуральных тканей

От прялки до ткацкого станка

69-71

1

2

Технология обработки ткани

Особенности работы с тканью

72-73

Работаем с тканью

28

2

2(3)

Технология изготовления швейных изделий

74-75

2

2

Волшебные строчки

76-77

2

1

Размечаем строчку

78-80

1

Проверь себя: что ты знаешь и умеешь

29

1

Основы агротехники (технология выращивания растений):

1. Условия жизнедеятельности растений

Живая природа.

Что любят и чего не любят растения

82-84

85-86

Что любят и чего не любят растения

30-32

2

2 (второй урок - обобщение результатов опытов)

Что выращивают дома и возле дома

87-88

Что выращивает человек дома и возле дома

33-34

1

2. Технология выращивания растений

Технология выращивания растений

89-90

Как вырастить растение

35

1

1

3. Размножение растений (семенами и черенками)

Как размножаются растения

91-92

Как размножаются растения

36-37

1

1

4. Инструменты для сада и огорода

Инструменты – помощники садовода и огородника

93-94

Инструменты растениевода

38

1

Продолжительность жизни растений

Долго ли живут растения

95-96

У каждого растения свои особенности

39

1

1

Проверь себя: что ты знаешь и умеешь

40

1

Техника в жизни человека:

Транспорт, макеты, модели, история развития транспорта

Далеко идти, тяжело нести

98-101

1

1

От телеги до машины

102-103

От телеги до машины

41

1

Макеты и модели

104-105

Делаем макеты. Автомобиль.

42-43

2

1

Как соединяют детали машин и механизмов

106-107

1

Автомобильная история России

108-109

1

В воздухе и космосе

110-111

45-47

1(по выбору )

2

В водной стихии

112-114

1

Итого

34

68

Примерное планирование учебного материала в 3 классе

Разделы

Информационно-познавательная часть уроков

Практикум

Примерное кол-во уроков

Темы

Страницы учебника

Практические задания, творческие проекты в рабочей тетради

Страницы рабочей тетради

Технология обработки сырья, материалов. Из истории человеческого жилища.

“Человек – строитель, созидатель, творец”

Зеркало времени

6-13

Зад. 1

3

4

Постройки древней Руси

14 - 19

Зад. 2

4-5

2

Плоские фигуры и объемные формы

20 - 37

Зад. 3- 8

5 - 10

6

Доброе мастерство

38 - 41

Зад. 9 – 13

11 - 13

2

Разные времена – разная одежда

41 - 54

Зад. 14 -17

14 - 18

12

От замысла – к результату: семь технологических задач (обобщение)

55 - 60

Зад. 18 - 30

19 - 28

6

Основы агротехники

“Растения в твоем доме”

Живая красота. Выращивание комнатных цветов из черенка стебля

62 - 65

1 (2)

Размножение растений делением куста и отпрысками

65 - 66

Зад. 31

29

1

Когда растение просит помощи (перевалка, пересадка)

21-22

Зад.  32, 33

 30 - 31

2

Цветочное убранство интерьера

67 - 68

Зад. 34 (коллективный творческий проект)

32 - 33

4 (6)

Технология преобразования и использования  энергии

“Преобразование энергии сил природы”

Человек и стихии природы. Огонь работает на человека

70 - 73

Зад. 36

34 - 35

1

Главный металл

74 - 77

1

Ветер работает на человека

77 - 79

Зад. 37, 38

36 - 37

2 (4)

Устройство передаточного механизма

79 - 81

Зад. 39, 40

38 - 39

4(3)

Вода  работает на человека

81 - 84

Зад. 42, 43

40

2 (4)

Паровые двигатели

84 - 88

Зад. 44

41

2

Получение и использование электричества. Электрическая  цепь

88 - 94

Зад. 45 - 48

42 - 43

4 (2)

Информация и информационные технологии.

“Информация и ее преобразование”

Какая бывает информация?

96 - 99

Зад. 49

44

1

Книга – источник информации. Изобретение бумаги.

99 -108

Зад. 50

44

2

Технология изготовления печатной книги. Конструкция современных книг

108 - 114

Зад. 51

44 - 45

2 (4)

Развитие техники и технологий от средних веков до начала ХХ века – 8 ч.

“Великие изобретения человека”

Изобретение колеса. Изобретение часов. Изобретение телескопа и микроскопа. Изобретение фотоаппарата и кинокамеры.

116 - 125

 Зад. 52 - 53

46

4 (6)

Итого

68

Примерное планирование учебного материала в 4 классе

Разделы

Информационно-познавательная часть урока

Практикум

Примерное кол-во уроков

Темы

Страницы учебника

Исследования и информационные проекты в учебнике (УЧ.); задания в рабочей тетради (РТ)

Страницы рабочей тетради

I. Научно-технический прогресс. Совершенствование технологий производства.

Штучное и массовое

6-8

РТ зад. 1

.3-5

2

От мастерской ремесленника - к промышленному комбинату. Быстрее, больше.

8-13

РТ зад. 2

5-7

2 (4)

Что такое научно-технический прогресс. Современное производство. Как люди совершают открытия.

13-26

УЧ. с.21

РТ зад.4

9

4

Как работает современный завод. Какие бывают двигатели.

27-38

РТ зад.3, 5, 6

8-11

6

II. Природа-кормилица. Добыча и переработка сырья.

Чёрное золото. Как добывают нефть и газ.

40-42

УЧ. с.41

1

Что изготавливают из нефти.

43-50

РТ зад.7,8

18-20

6

Проблемы экологии. Что такое предприятия высокой технологии.

50-54

 РТ зад.9

20-21

Новые технологии в земледелии и животноводстве. Природоохранные сельскохозяйственные технологии.

55-60

УЧ. с.57

3 (2)

Чудеса в саду и огороде. чем питаются космонавты.

60-63

УЧ. с.62

Цветочная сказка

63-66

РТ зад.10

21-23

3(2)

III. Жилище человека

О чем рассказывает дом.

68-70

УЧ. с.68

2

Дом для семьи

71-73

РТ зад.11

24-25

4(3)

Как дом стал небоскребом.

73-76

УЧ. с.76

2

Какие бывают города. Города будущего.

77-84

РТ зад.12, 13

25

4 (6)

IV. Дизайн. Художественное конструирование.

Что такое дизайн.

86-89

РТ зад.14, 15

26-30

2 (4)

Дизайн в технике

89-93

РТ зад.16, 17

30-32

4

Дизайн рекламной продукции

94-96

УЧ. с. 94

2

Дизайн интерьера и ландшафта

96-99

РТ зад.18

32-35

4

Дизайн  одежды

99-108

РТ зад.19,  20, 21, 22

35-42

6 (8)

V. Компьютерный мир. Информационные технологи.

Зачем человеку нужна информация. Что такое компьютер. От абака до ЭВМ.

110-120

УЧ. с. 114-115

1(2)

Как устроен компьютер

121-124

УЧ. с. 127

РТ зад. 24

2

Как работают компьютерные программы

124-126

РТ зад. 25

47-51

2

Что умеют компьютеры

127-133

РТ зад. 26, 27, 28, 29, 30

52-59

5

Будущее начинается сегодня

133-138

1

Приложение (для тех, у кого нет компьютера)

РТ

60-63

Итого

68


Содержание

Пояснительная записка…………………………….

Содержание программы…………………………….

Первый класс……………………………………….

Второй класс……………………………………..

Третий класс………………………………………..

Четвертый класс……………………………………

Особенности построения учебников,

рабочих тетрадей и методических пособий…………

Литература ………………………………………………

Приложение ……………………………………………….


[1] Последовательность приемов и операций по изготовлению изделий из различных материалов, а также переработки информации и энергии.

[2] Преобразующая, творческая, продуктивная деятельность человека, направленная на создание культуры как второй природы, а не только связанная с материальным производством.

[3] Распределение часов в разделах и темах примерное и может быть скорректировано учителем в каждом из классов.

[4] Без скобок дано количество часов в рамках обязательного времени, в скобках – резервные часы для внеклассной работы. Количество часов по темам может варьироваться учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока технологии по программе Лутцевой Е.А. «Ступеньки к мастерству» 2кл.

Разработка урока технологии для 2 класса, УМК "Школа 21 века",  автор программы Лутцева Е.А.  Урок из раздела  "Как человек учился мастерству".  Это вводный урок, посвящён знакомст...

Разработка урока технологии по программе Лутцевой Е.А. «Ступеньки к мастерству» 2кл.

Разработка урока технологии для 2 класса, УМК "Школа 21 века",  автор программы Лутцева Е.А.  Урок из раздела  "Как человек учился мастерству".  Это вводный урок, посвящён знакомст...

Воспитательная программа "РАЗ – СТУПЕНЬКА, ДВА – СТУПЕНЬКА…"

Воспитательная работа по про­грамме «Раз – ступенька, два – ступенька…»  направлена на реализацию следующих задач:1.Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого пот...

воспитательная программа "ОТ СТУПЕНЬКИ К СТУПЕНЬКАМ"

В современной России особенно остро встают проблемы, связанные с падением нравственности среди молодежи, утраты духовных ценностей, моральных  и нравственных принципов. Общество не перестало нужд...

рабочая программа по технологии для 1 класса по программе Лутцевой

Рабосчая программа по технологии для 1 класса  "Школа 2100"...

Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе Лутцевой (ОС «Школа 2100»)

Рабочая программа по технологии для 2 класса  по программе Лутцевой  (ОС «Школа 2100»)...

Рабочая программа "Раз ступенька, два ступенька"

quot;Раз ступеньки, два ступеньки"...