Программа "Нравственное воспитание школьников"
рабочая программа

Шумская Татьяна Николаевна

Программа направлена на формирование таких качеств личности у детей с интеллектуальными возможностями здоровья как: осознанию детьми личностной значимости поступков, соответствующих нормам морали, культуры поведения в обществе, нравственного отношения к окружающим. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_nravstvennogo_vospitaniya.docx57.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы нравственного воспитания

     "В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".

 (И.Ф.  Свадковский 1977, - 11).

     Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить ребенка от мира жестокости и грубости, познакомить школьника с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

     Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание.

 Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

     Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

        В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания: беседы. Коррекционные занятия, общешкольные праздники, мероприятия. Конкурсы, кружки, экскурсии и многое другое. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся лекции, диспуты, беседы.

     Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

 Воспитание - искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.

     Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной. Учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Программа нравственного воспитания способствует повышению уровня  нравственных качеств личности, культуры поведения в обществе, формирование  правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. И наши дети станут высоко – нравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научаться бережно, относиться к труду. Не это ли главная цель работы воспитателя?

Одной из актуальных проблем в воспитании детей  с нарушениями интеллектуального развития является подготовка таких детей к самостоятельной жизни. Нормально развивающийся ребенок многие социально  значимые навыки и умения усваивает спонтанно, без специального обучения.

Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки  к независимому жизнеустройству. Общая незрелость личности умственно – отсталого ребенка выражается в низком уровне познавательных интересов, повышении внушаемости, недоразвитии воли, а также в искаженной самооценки. Эмоциональная сфера характеризуется бедностью оттенков переживаний, однообразием и малоподвижностью  эмоций. Нередко такой ребенок отличается склонностью к вспышкам гнева, агрессивным реакциям.

Очень часто взрослые оказываются неготовыми принимать ребенка таким, каков он есть, со всеми присущими ему недостатками. Между тем при условии правильно организованной воспитательной работы повышается вероятность приобретения черт нравственно – устойчивой и зрелой личности, способной в дальнейшим адаптироваться в социуме.

В соответствии с Законом Российской Федерации  «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и  духовно – целостной ориентации обучающихся,  оказании им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Воспитатель в коррекционной школе, должен быть организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создавать ситуацию их успеха в результате самостоятельного поиска.

Таким образом в школе – интернате должна быть такая коррекционной – развивающая  среда, чтобы в процессе общения воспитателя и воспитанника исправлялись, нейтрализовались, устранялись  негативные  проявления личности, поведения  с одновременным развитием, освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения. Раскрыть внутренние цели и желания ребенка, сделать его готовым к успешному усвоению социального опыта научить жить в мире реальности – все это становится возможным лишь при условии четкого представления  воспитателем  стратегии  воспитательного процесса.

Поэтому в ходе бесед, игр, рассказов,  различных  тренировочных  упражнений мы стараемся учить детей:

  1. принимать решения (а не пересказывать текст);
  2. помогать друг другу (а не определять чья работа, рисунок , аппликация лучше);
  3. проявлять свои чувства, помогая понять, что они могут контролировать, а что нет.
  4. развивать:
  1. умение следовать принятым правилам;
  2. способность слушать и понимать другого, без которой немыслимо общение;
  3.  веру детей в то, что они сами могут и должны управлять своей жизнью.

Цель коррекционной – воспитательной работы: трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни в условиях окружающей социальной среды.

Исходными для понимания сущности девиантного поведения служит понятия «норма» и  «поступок».

Социальная норма – это исторически сложившийся в конкретном обществе мера доступного поведения отдельной личности, социальной группы или организации. Социальные нормы возникают как результат отражения в сознании людей объективных закономерностей функционирования общества и воплощаются в этикете, морали, юридических нормах.

Девиантное поведение (от лат  deviatio- отклонение) определяется, как отклоняющееся поведение и всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространенными  в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения.

Нарушение норм вызывает конкретную и четкую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, направленную на преодоления отклоняющего от нормы поведения. Поэтому нормы являются действенным средством борьбы с девиацией, обеспеченной порядка, устойчивости общества.

Поступок  в  этике рассматривается как клеточка нравственной деятельности, действии рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерения и дел, целей и средств.

Поступок  представляет собой совокупность внешних проявлений отношения к тем предметам и явлениям, которые окружают человека, его внутреннее психическое состояние обусловленное как внешними, так и внутренними психологическими и социальными  факторами. Существуют как нравственно – положительные поступки, так и отрицательные. В отклоняющееся поведении поступок может проявляться в виде действия или бездействия человека , выражаться в словах или отношениях к чему – либо в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста и т. д.

Поведение человека выступает не только как  сложный комплекс видов его социальных деятельностей с помощью которых познается окружающей его природа, но и как общение, и как практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах.

Отклоняющееся поведение может быть позитивным и негативным.

Позитивное – это такое отклоняющееся поведение, которое хотя и  воспринимается многими как необычное, странное, но в то же время в основном не вызывает осуждения. Это может быть самопожертвование, сверхпреданность кому – либо или чему-либо, чрезмерно усердно обостренное чувство жалости или сочувствие.

Негативное, напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения, или осуждения. Сюда можно отнести терроризм, вандализм, воровство, жесткое обращение с животными.

Таким образом, отклоняющееся от нормы поведение – это совершение отдельных поступков или системы поступков, противоречащие нормам социального поведения в том или ином сообществе.

В конце 19- начале 20 века были распространены различные биологические и психологические трактовки причин отклоняющего поведения.

Так итальянский врач Чезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека: выступающая нижняя челюсть, пониженная  чувствительностью к  боли Известный американский психолог и врач Уильямс Желдон  также подчеркивал важность строения тела. Сторонники психологической трактовки связывали отклонения в поведении человека с  его психологическими чертами (неустойчивостью) психики, нарушением психологического равновесия. Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения могут быть обусловлены генетической предрасположенностью.

Отечественный ученый Я. Гилимский считает источником отклонения в поведении наличие в обществе социального неравенства, значительных различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

Общей закономерностью отклоняющегося поведения служит факты относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами отклонений. Эти связи могут быть как прямыми (алкоголизм, хулиганство), так и обратными (убийство и самоубийство). Существует и зависимость всех форм проявления отклонения в поведении от экономических, социальных, демографических, культурных и других факторов.

Особую остроту это проблема приобретает в переходном обществе, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения и происходит девальвация (обесценивание) прежних норм поведения.

Проблема отклоняющего поведения учащихся – одна из центральных психолога педагогических проблем современной науки.

Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность  нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в  условиях конкретного и высокопроизводительного производства – все это привело к серьезным социальным потрясениям и конфликтам. Особенно трудно в этот период пришлось подрастающему поколению. Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее, по отношению к взрослым, поведение. Чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность резко возросла преступность. Появляются все новые виды отклоняющего поведения. Отклоняющееся поведение имеет внутренний мир, обусловленный психобиологическими особенностями личности ее возрастными особенностями, социальным опытом, общим развитием. Такое поведение ребенка может проявляться в нескольких плоскостях:

- как особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность, их устойчивость или слабость, повышенная активность или пассивность ребенка, сосредоточенность или рассеянность, болтливость или замкнутость, повышенная возбудимость и аффективность),

- как социально -  обусловленные качества  личности и черты характера ( неорганизованность, несобранность, лень, не внимательность, не дисциплинированность, лживость, драчливость, капризность, упрямство, грубость, агрессивность, жестокость),

- как  низкая общая культура, негативное и нравственным нормам и правилам, к окружающим людям ( неопрятность, бестактность, равнодушие, безразличие, необязательность, невыполнение заданий, пропуски занятий, прогулы, уход из дома, из школы, бродяжничество, конфликты со сверстниками и взрослыми, копирование образцов поведения),

- как вредные привычки ( курение, употребление алкоголя, токсические и наркотических средств, увлечение азартными играми).

Один из первых исследователей проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних В. П. Кащенко отмечая, что эти отклонения обусловлены физическими или умственными недостатками, дефектами, проявляющимися в осложненной форме поведения. Причины такого рода отклонений могут быть врожденными или приобретенными. Психолого – педагогический аспект отклоняющегося поведения подростков довольно широко отражен в научной психолого – педагогической литературе М. А. Алемаскин,  А.С.Белкин,  Л.М.Зюбин,  А.И.Кочетов, И.А.Невский и др.

Таким образом, нарушения поведения и изменения характера у детей зависят от самых разнообразных причин. Характер изменения поведения, степень выраженности этого изменения в значительной степени зависит от условий воспитания ребенка.

Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни.

Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой существующие стандарты, нормы и законы общества.

Формирование такой личности нужно начинать с нравственного воспитания. Необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанными с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность.

Воспитывающая деятельность (познавательная, трудовая, художественно – творческая, физкультурно – оздоровительная, игровая)  становится таковой лишь при условии ее мотивированности.  Из широкого  диапазона мотивов ( страх, принуждение, боязнь, престиж) нравственный аспект мотивации наиболее действенный (благо для другого, помочь кому – то, сделать красиво).

Теперь мы видим, какое большое значение в специальной (коррекционной) школе VIII вида  имеет воспитательная работа, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами – выработка положительных качеств, формирование  правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим.

Одной из задач, которые решают воспитатели является задача формирование правильного поведения. Эта задача решается повседневно, ежечасно в процессе общения детей и воспитателя.

 Причем, происходит это, как с группой в целом на занятиях, так и индивидуально, на отдельных примерах: пропустить вперед девочек, помочь малышу одеться, предложить товарищу свои услуги при выполнении работы, порадоваться за другого ребенка, заслужившего похвалу. Большое внимание отводится ролевой игре, глее ребенок может быть не только «главным героем», или участником, он может оценить поступок, одобрить его или осудить.

Заключение

Итак, мы видим, что поле для коррекционной работы воспитателя очень широкое: от развития и коррекции высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления до коррекции недостатков характера, поведения неуравновешенности, противоречивости, импульсивности, пугливости и неразумного бесстрашия, пессимизма и чрезмерной веселости, безучастия и повышенной возбудимости, лжи и воровства, замкнутости и бродяжничества и т.п.)

Все эти особенности должны быть приняты во внимание при проведении воспитательной работы.

Каждое занятие  должно быть построено и проведено с опорой на  душевную теплоту взрослого, т.е. воспитателя, чуткость и уважение к ребенку, способность оценить  любой вывод, сделанный детьми. И только тогда мы можем достичь положительных результатов.

А.Д. Гонеев  считал, что взвешенное сочетание  индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов  внеучебной деятельности  коррекционной – педагогической работы с проблемными детьми усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и отклонений в поведении учащихся реально  действенным, а задачи по формированию положительных качеств личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

Пояснительная записка

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли.  Н.И. Пирогов.

 В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,- не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, нравственными, эстетическими, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

 Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи - всё это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром… само содержание жизни в обществе…

Нынешнее поколение растёт и с пелёнок воспитывается в бес стержневой, без рамочной атмосфере. Структурность жизни, её иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы» (Игумен Евмений).

Программа основана на нравственном воспитании, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Особенность существования программы в том, что она содействует сохранению здорового образа жизни детей. Воспитание личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

 Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошёл против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая яркий пример.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в младшем дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

 Воспитание нравственных начал личности - наиважнейшая задача педагогики. Основы этикета, эстетики. Чувства меры. Здорового образа жизни должны закладываться в человеке практически с момента рождения. Он постоянно меняет различные роли, применяя их на себя, будто бы предметы гардероба. И чем лучше будет сидеть на человеке тот или иной костюм, чем ладнее и добротнее он будет скроен, тем комфортнее будет ощущать себя человек. Так же и с культурой общения и поведения. Чем быстрее ребёнок освоит, поймёт нормы правильного поведения в обществе, тем быстрее он адаптируется в нашем многообразном мире и тем быстрее будет заметен процесс,  в становлении личности.

Нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. Исходя из этого, основной формой нравственного воспитания является служение добру, служение людям.

Цель программы: приобретения черт нравственно – устойчивой и зрелой личности, способной в дальнейшим адаптироваться с социуме.

Программа опирается на выработку жизненно - важных социально – психологических умений, навыков, мотивов и норм поведения, воспитание эмоций и чувств, способствует успешной адаптации школьному обучению учащихся, а так же условиям жизни в интернате, установлению атмосферы дружелюбия, так необходимой для формирования коллектива. Каждый из специалистов, педагогов школы – интерната вносит свой вклад в укрепление и восстановление психологического и психического здоровья своих воспитанников: проводится работа по развитию психологических процессов, эмоционально – волевой сферы, формированию коммуникативных и культурно – гигиенических навыков и т.п.

 Для повышения интереса к занятиям по нравственному воспитанию заинтересованности учащихся в улучшении результатов и других видов деятельности имеет значение:  оформление «Доски достижений» с фотографиями воспитанников; награждение грамотами о благодарностях принятии участия детей. Высокую целительную силу, настрой на жизнеутверждающий лад, хорошее настроение детей  вызывают массовые мероприятия и праздники, организация выставок детского творчества, рисунков, аппликаций, а так же постановки спектаклей кукольного театра, проигрывание различных ситуаций и выход их них.

Цели и задачи

  1. Формирование нравственного сознания, чувства, убеждения, осознанного поведения.
  2. Научить детей ориентироваться на общечеловеческие ценности: милосердие, доброту, способность к состраданию, сопереживанию, альтруизму, терпимость, доброжелательность, скромность. Готовность оказывать помощь близким и дальним, стремление к миру, добрососедству, понимание ценностей человеческой жизни.
  3. Воспитание таких нравственных качеств как патриотизм, честность, порядочность, ответственность, гуманизм, трудолюбие, уважение к  старшим.
  4. Формирование нравственных качеств, необходимых для самоопределения личности в современном обществе: уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, чувство гражданского долга, требовательность к себе.

Методы и формы работы с детьми :

  1. Воспитательные коррекционные занятия;
  2. Тренинги;
  3. Дискуссии;
  4. Беседы;
  5. Ролевые игры;
  6. Театрализованные представления;
  7. Экскурсии, целевые прогулки;
  8. Конкурсы;
  9. Викторины;
  10. Клубы по интересам;
  11. Проведение совместных праздников и мероприятий;
  12. Просмотр слайдов;
  13. Воспитательные спортивные мероприятия;
  14. Организация выставок , поделок;

Основные способы педагогического воздействия на детей в учебно – воспитательной деятельности и повседневной жизни.

  1. Приучение. Детям дается определенный образец поведения, например, за столом, во время трудовой деятельности, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать. Но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
  2. Упражнение. Многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взять ложку и вилку в руки, правильно завязать шнурки, застегнуть пуговицы. Следует  добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
  3. Воспитывающие ситуации. Создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором.
  4. Поощрение. Проводиться различными способами, активизирует детей к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
  5. Наказание. Применяется крайне редко. Наказание, приводящие к боли и физическому страданию, не используются. Осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
  6. Пример для подражания. Является своеобразным наглядным образом и необходимым ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
  7. Разнообразие словесный методов. Помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
  8. Разъяснение. Необходимо не только показать рассказ, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
  9. Метод организации деятельности, который носит общественно – полезный характер. Это совместный коллективный труд (уборка комнат, территории, посадка деревьев).

В культуры поведения школьников можно условно выделить следующие компоненты:

  1. Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где от трудиться, занимается, играет.Привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам игрушкам. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным,  содержательным занятиям, умение дорожить временем. В старшем возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

2.       Культура общения предусматривается выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважение и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту; предполагает:

-умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.

- культуры речи, т.е. наличие достаточного запаса слов, умение  говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

- культуру речи, т.е. наличие достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

3.        Культурно – гигиенические навыки и привычки важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, школьных принадлежностей  продиктована не только требованиями гигиены, но и норм человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Проблема нравственного становления личности существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Процесс нравственного воспитания имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребенка и целенаправленно формировать нравственные представления и культуру поведения.

Тематический план

Как легко и непринуждённо говорить с  детьми о чувстве меры. О добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо?

Как же правильно построить разговор о нравственности и о том, что в неё входит, с детьми?

Ответ близок и понятен всем нам. Игра, театрализация - вот основные аспекты разговора о нравственности с детьми. Ребёнок познаёт мир играя. Занятия по нравственности с детьми наиболее результативны и имеют благодатную почву, так как ребёнок - «это чистый лист». А с чистого листа, как давно известно, всё начинать намного лучше и эффективнее. Используя игровую природу ребёнка, педагоги смогут вести разговор о нормах поведения непринуждённо и легко. Подчас в нашем порою безумном мире мы сталкиваемся с грубостью и бестактностью. Многие факторы влияют на поведение человека: воспитание, условия жизни и другие. Путём наглядности можно объяснить подрастающему поколению, как и в каком случае себя нужно вести, чтобы суметь быть приятным во всех отношениях человеком и уметь противостоять грубости.

п/п

Наименование мероприятий

Прогнозируемые результаты программы:

Сроки

1.

Игры и упражнения на основы социализацию и общения:

-«Волшебный стул»;

-«Тумба честности»;

-«Волшебный стул»;

-«Панорама поступков»;

-«Оцени ситуацию»;

-«Законы коллектива»;

-«Общаться по правилам»;

-«Давайте познакомимся»;

-Празднование «Дня рождения»;

-«Я – хороший, ты- хороший».

Формирует и развивает уверенность в своих силах, самовыражения, самопроверку, самореабилитацию, самоосуществления, положительные качества личности, сближение детей друг с другом, а так же с воспитателем.

2.

Коррекционные занятия:

1.Занятия о вежливости:

-«Вежливые» и «волшебные слова»;

-«В царстве вежливости доброты»;

-«Искусство благодарить и делать подарки»;

-(Беседа –диалог)«Поговорим о вежливости»;

-Рыцарский турнир вежливости;

2.Занятия добра:

-«Добро. Зло. Терпимость»;

-Добрые слова;

-Мой путь к доброте;

-«Добру откроем мы сердца»;

-«Умеем ли мы общаться»;

-«Добрым быть совсем не просто»;

-«Передай добро по кругу».

3.Занятия этикета: 

-«Деловой этикет»;

-«Цветочный этикет»;

-Практикум «Как себя вести»;

-Игра «Слабое звено»;

-«Золотые правила хозяюшки»;

-«Гостю – почет, хозяину честь»;

-«Пусть добрые традиции живут»;

-«Умеешь ли ты выбирать и дарить подарки?»;

-«Этикет и Мы»;

-«Культурный человек»;

-«Культура за столом».

4.Занятия о дружбе:

-«Помогай окружающим людям»;

-«Трудно одному на свете жить»;

-«О дружбе, товариществе и любви»;

-«Планета друзей»;

-«Дружба начинается с улыбки»;

-«Подадим друг другу руки»;

-«Проявляй свою любовь к близким и словами, и делами»;

5.Коллективные работы:

-Аппликация группы «Павлин»;

-Новогодняя мозайка;

-«Жизнь без наркотиков»;

-«Мы за здоровый образ жизни»;

Умственно отсталые школьники приобретают представления  о нормах и правилах, существующих в обществе; Умение чувствовать и понимать других людей, сверстников и взрослых; Повышению уровня речевого развития школьников; Формирование навыков и привычек нравственного поведения; Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств; Накопление и обогащение опыта нравственного поведения у детей путем организации их практической деятельности;

Формирование у детей ответственности за свое поведение и здоровье; Вооружение учащихся знаниями о морали, формировании моральных норм; Формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях; Формирование трудовых навыков и навыков самообслуживания;

Становление самосознания, положительного отношения к себе, сверстникам; Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; Формирование нравственных понятий;

Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение; Умение общаться, понимать эмоциональное состояние других; Знание культурных норм поведения; Способность управлять своим поведением; Умение проявлять дружбу и любовь.

В течении года

3.

Тренинги по «Личностному развитию»:

-«Ответственность» (незаконченное предложение);

-«Ценности»;

-«Хвастовство»;

-«Черная рука – белая рука»;

-«Разозлились – одумались»;

-«Рубка дров»;

-«Тих - тиби – дух»;

-«Мешочек криков»;

-«Посчитал до десяти я и решил…»;

-«Обсуждение истории (дискуссия);

-«Взаимоотношения»;

-«Я и другие»;

-«Просьба»;

-«Доброе животное»;

Разыгрывание ситуаций:

-«Кто позвал»;

-«Битва»;

-«Встреча с другом;

-«Театр прикосновений»;

С помощью игр и физических упражнений снижение агрессивности в поведении учащихся, распознавание своего эмоционального состояния, самоконтроль, повышение стрессоустойчивости, профилактика нервозов и невротических реакций, успешная социальная адаптация развития.

4.

Игры, конкурсы, инсценировки, экскурсии:

- Природа глазами души;

-Приятная наука Вежливость;

-Час вежливых эстафет;

-Лотерея вежливости, хороших поступков и веселых затей;

-Час веселых эстафет;

-Учись управлять собой;

 -Жизнь – это…;

-Эстафета дружбы;

-Мир различий;

-Культурные нормы;

-Вступая в мир добрых отношений;

-Лотерея вежливости, хороших поступков и веселых затей;

-Чистота, опрятность, аккуратность;

-Забавушки – забавы;

-Хорошо или плохо (по мотивам стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

-Если добрый и вежливый ты – это хорошо! А когда наоборот – плохо;

-Природа глазами души;

-Экскурсии и культурно – массовые мероприятия внутри поселка и другие города области.

Активизация внимания, памяти, мышления учащихся;  Расширение здоровье сберегающего пространства школы – интерната; Умение владеть гигиеническими навыками.

5.

Общешкольные праздники и мероприятия:

-Сентябрь – «День знаний»;

-Октябрь – «День учителя», «Осенний бал»;

-Ноябрь –«4 – ноября

 -День согласия и примирения», «Экологи»;

-Декабрь –«Оформление новогодних костюмов, игрушек на елку, игровых комнат»;

-Январь – «Новогодние праздники»;

-Февраль – «День

Защитника Отечества»,

«Богатырская наша сила»,  «Зарничка»;

-Март –«Международный женский день – 8 Марта», «Дочки-матери», «Проводы зимы».

-Апрель – «Юморина», «День птиц»;

-Май – «Последний звонок»,  «День победы»;

-Июнь –« Всемирный день защиты детей», «Выпускной бал».

Формирование нравственных ценностей и качеству школьников через систему воспитательных мероприятий; Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.

В течении года

Используемая литература:

1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика Ростов – на – Дону, 2004г.

2. Воспитание школьников. Научно – методический журнал № 1 – 7 Москва 2004г.

3. Дефектология Научно – методический журнал № 2 Москва 2003г.

4. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Л.А. Нисневич Как помочь «Особому» ребенку Санкт – Петербург, 2001г.

5. Коррекционная педагогика  Научно – методический журнал №3, 5 Москва 2004г.

6. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме. Москва 2005г.

7. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. Москва 2004г.  

8. Е.Н. Арсенина «Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе» М.: «Глобус», 2001

9. Этикет повседневного и делового общения: Главные правила общения и поведения в современном обществе/Авт. – сост.И.Н.Кузнецова. – М. :АСТ;Мн.:Харвест, 2005. – 464с.

10. Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической грамматике с детьми 6 -7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009. – 112 с.

11.  Воспитываем личность. Воспитательная работа в начальной школе/Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320с.(Сердце отдаю детям.)

12.Худенко Е.Д. и группа авторов. Как научить ребенка – инвалида правилам поведения. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007. – 136 с.

13. Яременко Е.Д., ЛобачевЕ.К. Родительские собрания. – М. «Экзамен», 2008. – 319 с.

 14. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., и перераб. СПб.: Издательство «Речь», 2005. 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по духовно-нрвственному воспитанию школьников

Именно в раннем возрасте и именно в начальных классах, когда дети обнажают свою душу, открывают свое сердце, нужно заниматься развитием души ребенка. Я думаю, что если обучать детей благородным истина...

Статья. Патриотическое воспитание школьников.

Патриотическое воспитание школьников....

Родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании школьника. Воспитание сознательной дисциплины.» и Самоанализ.

Цель: познакомить родителей с методами воспитания у детей сознательной дисциплины через семейные традиции...

Педагогический Совет по теме: «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»

I.  Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития  российских школьников...

Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС и организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является основной задачей современной государственной политики Российской Федерации. Решить поставленные задачи...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...