Программа «Путь к успеху».
рабочая программа

Шумская Татьяна Николаевна

Разработана в результате обобщения опыта работы по профилактике с детьми «группы риска», направленная на адаптацию этих детей в социуме, на формирование личностных нравственных качеств «трудного подростка». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

И отечественной науке и практике накоплен разноплановый материал, отражающий специфику педагогического взаимодействия  с детьми той или иной группы - с младшими школьниками и под ростками, юношами и девушками, с одаренными и талантливыми  детьми, с учениками, отстающими в развитии, и т. д.

Однако на сегодняшний день существует дефицит знания в области педагогического взаимодействия с детьми девиантного поведения и  «группы риска», недостаточна научно-методическая база для выбора стратегии действий и поведения психолога и педагога. В связи с этим актуальной остается проблема создания эффективной системы профилактики и предупреждения безнадзорности и правонарушений.

        Современная социально-экономическая ситуация создает все условия для попадания детей и подростков в «зону риска». Одним из самых злободневных вопросов современного общества является криминализация молодежи и увеличение количества детей и подростков с девиантным поведением. Как правило, это дети из неблагополучных, многодетных семей, семей беженцев, которые подвергаются насилию, нервным стрессам, ведут бездомный об раз жизни и предоставлены самим себе. Подростка увлекает пол ная свобода действий, безнаказанность. Он становится «изгоем» в обществе. И результат - повальное употребление наркотических веществ, алкоголизм и табакокурение среди молодежи - потрясает своей статистикой. Все чаще проявляется со стороны подростков жестокость и стремление к насилию.

Перед педагогическим сообществом встают извечные вопросы: что делать? кто виноват?

Специалистам, работающим в данном направлении, необхо димо знать причины, механизмы возникновения такого поведения подростка и обеспечивать условия для процесса социальной реа билитации, а именно:

- создавать педагогически целесообразную среду, учитываю щую особенности развития ребенка;

- способствовать становлению ребенка как субъекта социальной жизни, адекватно воспринимающего возможности, нормы, ценности среды.

Ни  для кого не секрет, что подходы к адаптации и социализации  детей и  подростков, находящихся в зоне социального риска, приме няемые большинством существующих служб и организаций, неэф фективны. К примеру, приюты, интернаты, спецшколы обеспечивают едой, одеждой, психологической и медицинской помощью, но лиша ют свободы, что вызывает агрессию и протест. Другие организации, предоставляющие ребенку полную свободу действий, вырабатывают у подростка потребительское отношение к окружающему обществу.

В Центре и клубах по месту жительства работа с детьми и под ростками многогранна: от информационного просвещения до прак тических действий; от работы с ребенком и подростком до работы с семьей; от взаимодействия государственных органов, учреждений, общественных движений до создания специальных программ.

Практический опыт психолого-педагогического сопровождения детей и подростков позволяет утверждать, что наиболее эффектив ными являются следующие мероприятия:

  1. диспуты, беседы, ролевые и правовые, интерактивные игры, конкурсы нравственно-правовой тематики для детей и под ростков;
  2. занятия в тренинговом режиме для подростков, направленные на формирование позитивных установок на ЗОЖ, отработку навыков уверенного поведения и умения противостоять дав лению в группе;

 -  занятия по психологическому просвещению для педагогов.
Таким образом, мы полагаем, что магистральным направлением решения данной проблемы детей является система профилактиче ских мероприятий. Причем эта работа также должна быть
комплексной и включать в себя меры помощи социаль ного (в том числе и материального), психологического, педагогиче ского и юридического характера. Педагоги и психологи, берущие на себя миссию работы с детьми и подростками «группы риска», долж ны в полной мере обладать качествами зрелой личности. И качества эти - любовь, ответственность, забота и профессионализм.

Дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая ста рость, плохое воспитание - это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А. С Макаренко

Актуальность программы

Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной  среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.

В России вновь имеют место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынуждена  адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания и окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление  наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество.

Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вы бывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних  формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Темпы роста подростковой преступности заметно опережают темпы роста пра вонарушений в других возрастных группах.

Многолетняя борьба с подростковой преступностью прежними мерами не дала положительных результатов и еще более обострила  обстановку. Поэтому необходимо принципиально менять подходы  к организации профилактической работы с социально дезадапти рованными подростками.

Работа по профилактике правонарушений предполагает целый  комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий  школьного воспитания, так и на  индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его соци ального статуса в коллективе сверстников.

Решать эти задачи невозможно в одиночку. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия педагогов, социальных ра ботников, психологов, работников правоохранительных органов.

Деятельность учреждений дополнительного образования уве личивает пространство, в котором подростки могут развивать свою активность, демонстрировать те качества, которые часто остаются невостребованными основным образованием. Интеграция основного и дополнительного образования может дать положительный эффект в работе по предупреждению преступлений и правонарушений.

Одним из приоритетных направлений деятельности по рабате с трудными подростками должно являться создание единого воспитательного, пространства. Взаимосотрудничество с образо вательными учреждениями позволяет совместно выбирать для ка ждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Цели: - адаптация детей «группы риска» в социуме;

- формирование личностных нравственных качеств подростка.

Задачи:1.Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам,           способностям и психическому состоянию.

                2.Сдерживание вовлечения подростков в употреблении наркотических, токсических,    табачных средств за счет пропаганды здорового образа жизни.

               3.Изменение ценностного отношения подростков к наркотикам, алкоголю, табакокурению. Формирование личной ответственности  за своё поведение.

               4.Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска».

               5.Увлечение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы.

Концептуальные основы программы

  1. Педагогизация окружающей среды - интеграция и коорди нация усилий всех субъектов воспитания - семьи, школы, УДО, клубов по месту жительства, административно-право вых структур и общественности.
  2. Включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); дей ственно-практической (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональной (общение с окружающими).
  3. Единство и взаимодополняемость психологических и педа гогических методов.
  4. Принцип личностной направленности - учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положитель ные качества.
  5. Комплексный и системный подход к диагностике, профилак тике и коррекции.
  6. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков.
  7. Принцип единства образования, организации досуга и инди видуальной помощи и поддержки подростков психоподобного, дилеквентного,  девиантного поведения.

Единство образования, организации досуга и индивидуальной помощи и поддержки подростков психопатоподобного, дилеквентного,  девиантного поведения.

Ожидаемые результаты, их социальная эффективность

        - Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.

- Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

- Обучение навыкам социально поддерживающего и развиваю щего поведения в обществе и во взаимоотношениях с подрост ками.

- Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочной работе.

Алгоритм реализации программы

Первый этап - организационный (сентябрь) - анализ состояния правопорядка в микрорайоне, непосредственное планирование, со гласование планов, сведение их в единый комплексный план с уче том обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов «трудных» подростков.

Второй этап - деятельностный (октябрь - май) - координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработ ка системы контроля за их реализацией.

Третий этап - итоговый (июнь) - анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

Формы и методы работы:

Методы

В работе с подростками психопатоподобного, дилеквентного,  девиантного поведения мы применяем разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулиро вание, увлечение, доверие, сотрудничество и т. д.), но наиболее эффективными считаем следующие:

  1. метод переубеждения (предоставление воспитанникам убе дительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);
  2. метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).

Формы:

 -  воспитательные коррекционные занятия;

  1. групповая работа;
  2. тренинг поведения;
  3. личностный тренинг;
  4. дискуссии;
  5. мозговые штурмы;
  6. беседы, встречи;
  7. лекции;
  8. ролевые игры;
  9. психогимнастика;
  10. просмотр и обсуждение видеофильмов;
  11. индивидуальные консультации;
  12. тесты;
  13. экскурсии;
  14. конкурсы;

-  праздники;

  1. воспитательные - спортивные мероприятия.

 

Психолого-педагогическое сопровождение программы «Путь к успеху»

В последнее десятилетие для России злоупотребление несо вершеннолетними психоактивными веществами, а также безнад зорность и правонарушения в подростковой среде превратились в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населе ния, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования лич ности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться его характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости. Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества прояв ляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.

Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, часто нарушают дисциплину, конфликтуют с воспитателями, со сверстниками,  иногда бросают школу, курят, пьют, бродяжничают, употребляют наркотики, нарушают законы и считают себя неудачниками. Такие подростки относятся к «группе риска». Эта группа несовершеннолетних, выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных и психологических признаков, характеризуется боль шой склонностью к злоупотреблению ПАВ, безнадзорным образом жизни, совершением правонарушений.

 Для более успешной профилактической работы с подростками «группы риска» необходимо помнить о причинах, порождающих различные формы отклонений, такие как:

  1. социально-педагогическая запущенность, когда подросток ве дет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
  2. глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополу чием семейных взаимоотношений, отрицательным психоло гическим микроклиматом в семье, систематическими учеб ными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родите лей, учителей, товарищей и т. д.;
  3. отклонения в психическом и физическом состоянии здоровья, возрастные кризисы, акцентуация и характера и другие откло нения психоневрологического и физиологического свойства;
  4. отсутствие условий для самовыражения, разумного проявле ния внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности; позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;
  5. безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающаяся на этой основе социально-психологическая дезадаптация, смещение социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

Отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняюще гося и саморазрушающего поведения в подростковой среде. В свя зи с этим возникла необходимость вести эффективную работу по профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами, за счет усилий воспитателей, учите лей, врачей, психологов, социальных работников.

 Поэтому так важно сегодня создать среду, свободную от усло вий, деформирующих сознание подростка, порождающих откло няющееся поведение.

Психофизические особенности подростков

Сложности и противоречия современной жизни мощно влияют на несформированное сознание, чувства и поведение детей и моло дежи.

«Дух общества», среда обитания с их стихийными, неписаными требованиями и принципами, словно гигантский и могучий пресс, мнут и ломают, часто уродуют взгляды и принципы людей, фор мируя их на новый лад, зачастую помимо воли самого человека, тем более - молодого, сводя на нет усилия тех, кто пытается его воспитать - родителей, учителей и педагогов».

Одна из самых болезненных проблем, переживаемых россий ским обществом, - потеря ценностных ориентиров у его членов, падение престижа семьи как социального института, рост числа разводов, алкоголизация нации... Трудно нашим детям! Как им защититься от СМИ, от лавины фильмов ужасов и насилия, от пор нографических иллюстраций на страницах периодических изданий? Малыши играют в пьяных и наркоманов, киллеры стали «героями» для наших детей. Сможет ли молодое поколение устоять от желания «поймать кайф» от алкогольного или наркотического опьянения? Если взрослые не могут остановить эту лавину, то где взять силы маленькому человеку, подростку, вступившему на тернистый жиз ненный путь? Как помочь нашим детям, которые могут стать или созидателями, или разрушителями будущего? Может ли эффек тивно существовать и развиваться общество, не определившись для кого и во имя чего? Какие ориентиры и идеалы должны стать духовными образцами?

Большая часть молодых людей, испытав горесть первых неудач и поражений в столкновении с самой жизнью, потеряла веру и возможность разумного, оптимального, успешного решения воз никших перед ними проблем. Во всяком случае, многие молодые, поди, уже не рассчитывают на предоставление им условий для нормального развития и полноценной жизни в столь сложный и про тиворечивый период реформ и перемен, далеких от завершения, а обозримом будущем.

Поколение российской молодежи по целому ряду показателей социального положения и развития менее развито в физическом, умственном, духовном и культурном отношениях, более безнравственно и криминально, с ярко выражен ными проявлениями негативного отношения к труду, отчуждения от общества, государства, политики, здоровой экономики и т. д.

Негативные процессы в жизни общества незамедлительно при вели к проблемам в молодежной среде.

  1. Заметен рост оскорбленного национального, самосознания русской молодежи; растут амбиции и активно проявляются националистические воззрения и ориентации целого ряда «малых» народов России.
  2. Падение экономического статуса молодежи, «...большая часть которой не имеет возможности, не может или не хо чет трудиться, особенно заниматься производительным тру дом»3.
  3. Резкое снижение социального статуса молодежи, значитель ная часть которой находится на грани бедности и нищеты в силу падения жизненного уровня, сокращения расходов на питание, отдых, образование, бытовые нужды и т. д.4
  4. Кризис физического и морально-психологического состоя ния подрастающего поколения на фоне все ухудшающейся демографической ситуации в обществе, что влечет за собой деградацию его генофонда, снижение нравственного и ин теллектуального потенциала и, естественно, снижение роли молодежи как социального ресурса в целом.
  5. Усиление духовного кризиса молодежи, главенство идеоло гии материального накопительства, эгоизма, приспособлен чества, асоциального поведения.
  6. Отсутствие благоприятных условий для активного участия молодежных организаций, молодежи в общественной жизни страны.

Профессор В.Н. Сагатовский обоснованно заметил: «В той массе населения, где культура погибла, появляются "вырожден ные" варианты: толпа, образованщина и бюрократия. Толпа рвется к дармовым удовольствиям, бюрократия упивается властью и берет взятки, образованщина элитно "выступает" и травит анекдоты...». Напомним, что «образованщина» - термин, введенный А.И. Сол женицыным и обозначающий людей, получивших образование,

мнящих себя «элитой», но лишенных духовности, нравственных ценностей, подлинной интеллигентности.

В условиях современного федерального устройства в последнее время формируется единый подход по основным направлениям государственной молодежной политики, который должен дать под росткам не набор лозунгов, а хотя бы небольшой опыт возможности реальных социальных достижений.

Процесс формирования подрастающего поколения - воспитание компетентного гражданина России - на современном этапе идет крайне медленно. Тем не менее, заметно стремление молодежи к по иску собственной модели жизненного самоопределения.

Молодое поколение не может жить без света «в конце туннеля», без веры и надежды на будущее.

Каждый, кто работает с подрастающим поколением, должен владеть психолого-педагогическими знаниями с целью предупреж дения, выявления и оказания психолого-педагогической помощи детям и подросткам. Особенно детям и подросткам «группы риска», проживающим совершенно иной путь развития, чем их сверстни ки; они переносят множество травмирующих ситуаций, стрессов, насилие и т. д. Все пережитое ими в любом возрасте не проходит бесследно, влияет на психическое развитие ребенка.

        КРИЗИС 13 ЛЕТ

Это кризис социального развития, относится к числу острых.

Характеризуется падением успеваемости, снижением работо способности, дисгармоничностью во внутреннем строении лич ности.

Симптомы кризиса

1. Наблюдается снижение продуктивности и способности к учеб ной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен.

Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляет ся в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяго тится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное  из искусств.

Происходит открытие  мира психического,  внимание подростка впервые обращается на других лиц. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

2. Второй симптом кризиса  - негативизм. Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, скло нен к ссорам, нарушению дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у дево чек, и начинается позже - в 14-16 лет.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (13-16 ЛЕТ)

В литературе описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен.

Половое созревание

Наступление подросткового возраста со всей очевидностью про является в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в те чение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексу альных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.

С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к ве щам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, «россказням» и т. д.). При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой сто роны, возникают новые интересы: новые книги, в основном эроти ческого характера, острый сексуальный интерес.

Во время смены интересов есть момент, когда, кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес.

Ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми.

ОСНОВНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ

Формирование «Мы» -концепции

Иногда оно принимает очень жесткий характер: «мы - свои, они - чужие». Поделены территории, сферы жизненного простран ства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит ос воить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.

Формирование референтных групп

В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впо следствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанны ми. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар. Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими соб ственными. Типичная черта подростковой группы - чрезвычайно высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное «я» нуждается в сильном «мы», инако мыслие исключено.

Чувство взрослости

Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она про является в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:

  1. Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенно сти, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у ро дителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны.
  2. Новое отношение к учению. Подросток стремится к само образованию, причем часто становится равнодушным к от меткам. Порой наблюдается расхождение между интеллекту альными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.
  3. Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столь ко факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).
  4. Внешний облик и манера одеваться.

Эмоциональное развитие подростка

Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Временами подростки чувствуют себя настолько  несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все, им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними, некоторым в голову приходят идеи са моубийства.

Подростки становятся застенчивыми и придают большое зна чение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревож ность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появ ляются страхи открытых и закрытых пространств.

Воображение и творчество подростка

Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. По  сравнению с фантазией ребенка она более творческая. У подростка фантазия связана с новыми потребностями - с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, с одной стороны, и в объективном творчестве (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он пред восхищает свое будущее.

Базальная потребность возраста - понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены преды дущие потребности.

Аномалии личностного развития подростков

Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая рез кая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, неко торым же нужна помощь психолога.

Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмо циональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тре вожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в по ведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков.

КРИЗИС ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а, следовательно, ре гулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приведет к подчинению этих действий новым законо дательным схемам. У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие активной деятельной позиции.



Предварительный просмотр:

Формы организации воспитательного процесса

Направления воспитательной работы

Защищая права ребенка, предусмотренные федеральным и областным законодательством, школа-интернат решает главную задачу, ради которой открываются специальные коррекционные образовательные учреждения: она готовит детей с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, интеграции в современное общество. Педагогический коллектив отчетливо представляет, что ребенка следует учить,  не только читать, писать, считать, заниматься трудом, не менее важным является формирование личности ребенка: опыта общения, сотрудничества, усвоение навыков культурного и социального поведения, приобретение умений в доступных и разнообразных видах деятельности.

Воспитательная работа выстраивается в целостную систему и проводится по направлениям, охватывающим весь воспитательный процесс с учетом развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Направления
коррекционно-воспитательной работы

Содержание

Личностное развитие

  1. коррекция эмоционально-волевой сферы;
  2. коррекция поведения;
  3. коррекция познавательной сферы

Охрана здоровья и физическое развитие

  1. Привитие навыков личной гигиены:
  1. гигиенические нормы и правила;
  2. физиология человека, взаимоотношения полов;
  3. профилактика алкоголизма, табакокурения, наркомании;

2. Создание положительного микроклимата и комфортной среды в группах;

3.Проведение коррекционно- оздоравливающих мероприятий:

  1. занятия в зале ЛФК и спортивном зале;
  2. коррекционные игры на воздухе;
  3. спортивные соревнования;
  4. спортивные праздники;
  5. дни здоровья;
  6. спортивные секции;

Основы жизнеобеспечения

  1. знать и соблюдать ПДД; ТБ; ППБ;
  2. формирование умения вести себя в экстремальных ситуациях;
  3. формирование основ санитарно – гигиенических и социально культурных навыков;

Трудовое воспитание.

Профориентация:

  1. воспитание трудолюбия;
  2. работа трудовых бригад;
  3. благоустройство территории;
  4. благоустройство школы - интернат;
  5. праздники труда;
  6. работа в мастерских;
  7. знакомство с доступными профессиями;
  8. экскурсии на предприятия;
  9. привитие навыков самообслуживания;
  10. трудовые десанты;
  11. сюжетно -  ролевые игры;
  12. дидактические игры;

Основы социализации и общения

  1. формирование навыков общения;
  2. моделирование нестандартных ситуаций;
  3. культура поведения в общественных местах;
  4. семейное воспитание;
  5. этикет;

Основы гражданского и правового воспитания

  1. изучение истории родного города, поселка;
  2. изучение истории Родины;
  3. беседы о подвигах русских воинов;
  4. народные обычаи;
  5. народное творчество;
  6. изучение основ правового поведения;

Творческое и эстетическое  развитие

  1. декоративно-прикладное творчество;
  2. художественная самодеятельность;
  3. театр;
  4. участие в городских, региональных, международных выставках и конкурсах детского творчества;
  5. праздники;
  6. создание стендов, правовых «бюллютений», плакатов, рисунков, поделок, газет, уюта;
  7. конкурсы;
  8. экскурсии;
  9. читательские конференции;
  10. инсценировки сказок;

Профилактика безнадзорности и правонарушений подростков

  1. внутренний учет детей «группы риска»;
  2. беседы инспектора ПДН; участкового инспектора; социального педагога; школьного психолога;
  3. воспитательные часы;
  4. занятость воспитанников в кружках, секциях, мастерских;



Предварительный просмотр:

Мероприятия

программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

школы-интерната VIII вида

п/п

Мероприятия

Исполнители

Программные задачи

Действия

Срок

исполнения

Организационные мероприятия по  изучению  Закона «О  мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Разработка программы  по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних школы-интерната  VIII вида.

Июль-август

Зам. директора по ВР;

Педагог-психолог;

Воспитатели

Оформление информационного стенда  «Закон «О  мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Август

Зам. директора по ВР;

Учителя;

Воспитатели

День знаний, урок гражданственности и патриотизма, посвященного Закону «О  мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ».

1 сентября

Учителя

Классные и воспитательные занятия, по разъяснению основных положений Закона  «О  мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

по перспективному плану учебной и воспитательной работы

Учителя;

Воспитатели

                                                     

Создание условий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при проведении воспитательной работы

Совершенствование содержания воспитательного процесса

Усиление профилактической направленности воспитательских часов путем

включения в занятия воспитателя  игр и упражнений, развивающих коммуникативные способности, социальные игры.

В течение года

Воспитатели

Развитие творческих способностей обучающихся (клубы, кружки, секции, внешкольные мероприятия, коррекционно-развивающие программы и т.п.).

В течение года

Педагоги, воспитатели;

Специалисты

Оформление в группах и в вестибюле стендов, освещающих успехи каждого школьника и группы: «Наши успехи и достижения».

В течение года

Воспитатели

Оформление спортплощадки и игровой площадки для школьников.

В течение года

Воспитатели

Проведение заседаний МО, посвященных изучению материалов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В течение года

Воспитатели

Создание картотеки специальных коррекционных упражнений для развития коммуникативных навыков учащихся 5-9 классов.

В течение года

Воспитатели

Посещение специальных (коррекционных) школы 8 вида города  Новокузнецка с целью изучения опыта коллег по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся.

В течение года

Председатели МО

Обеспечение условий для подготовки к жизни в обществе и профессиональному самоопределению подростков с нарушениями в развитии

Приобщение воспитанников среднего и старшего звена к систематической работе по благоустройству школы-интерната и прилегающей к ней территории.

В течение года

Учителя трудового обучения;

Воспитатели

Проведение классных часов в выпускных классах «Моя будущая профессия».

По плану работы

Учителя;

Воспитатели

Посещение учащимися школы – интерната  средне-профессиональных учебных заведений во время проведения Дней открытых дверей.

1 раз в год

Учителя;

Воспитатели

Организация участия воспитанников в трудовой, кружковой, досуговой деятельности.

В течение года

Учителя;

Воспитатели

Оказание помощи, содействия в поступлении на дальнейшее обучение.

По мере необходимости

Учителя;

Воспитатели;

Социальный педагог

Проведение воспитательных мероприятий, направленных на социализацию

Развитие системы кружковой работы:

По плану работы кружка

для учащихся 1-3 классов кружок по декоративно-прикладному творчеству «Фантазер»

Учителя.

для учащихся 1-4  классов  кружок «Музыкальные сказки»

Педагог ДО

Для учащихся 8-9 классов:

Кружок «Декоративное плетение»

По плану работы кружка

Учитель.

Проведение творческих отчетов кружков, клубов, секций (открытые занятия, выставки, конкурсы, концерты и т.д.)

В конце каждой четверти

Руководители кружков, клубов, секций

Развитие механизмов продуктивного общения учащихся.

В течение года

Учителя;

Воспитатели;

Специалисты

Проведение конкурсов «Самый уютная группа(спальня)», рейдов бережливых, операций «Капля», «Соринка».

В течение года

Воспитатели

Воспитание у школьников потребности и осмысления необходимости трудовой деятельности.

В течение года на воспитательских часах, учебных, коррекционных занятиях

Воспитатели;

Социальный педагог

Организация работы ученического самоуправления «Город веселых мастеров».

В течение года

Воспитатели

Правовая беседа с учащимися школы на тему: «Права несовершеннолетнего работника».

Воспитатели

Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях района, округа, города.

По плану

Учитель физкультуры;

Воспитатели

Организация и проведение конкурса рисунков на темы: «Права и обязанности гражданина РФ», «Права детей».

Февраль

Учителя;

Воспитатели

Проведение классных часов по темам правового воспитания.

По плану работы

Учителя;

Воспитатели

Проведение воспитательных мероприятий, направленных на  формирование здорового образа жизни

Участие учащихся в различных районных, окружных, городских профилактических мероприятиях и акциях против наркомании.

Постоянно

Учителя;

Воспитатели

Изучение положительного опыта деятельности общественных организаций, занимающихся профилактикой наркомании, токсикомании, алкоголизма.

Постоянно

Социальный педагог;

Педагог-психолог;

Воспитатели

Оформление тематических информационных  стендов по проблемам  наркомании,  табакокурения, алкоголизма.

1 раз  в год

Учителя;

Воспитатели;

Социальный педагог

Оформление стеллажа в школьной библиотеке с литературой по профилактике наркомании, токсикомании.

Обновление по мере поступления литературы.

  Библиотекарь

Проведение классных часов по проблемам наркомании, токсикомании.

В течение года

Учителя;

Воспитатели;

Социальный педагог

Диагностика  и  работа с семьями и детьми, которые находятся в социально опасном положении

Изучение л/дел вновь принятых учащихся

Август-сентябрь

Воспитатели

Изучение и анализ причин неблагополучия, проблем в семье, ребенка.

По мере выявления

Воспитатели;

Социальный педагог;

Педагог-психолог

Коррекция  картотеки детей данной категории.

В течение года

Социальный педагог

Создание условий по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних

Создание условий по сохранению здоровья учащихся:

Совершенствование работы  медицинской службы

Изучение современных препаратов, форм, средств, технологий лечебно-оздоровительного характера и применение на практике

В течение года

Врач/ медсестра

Реализация «Программы по профилактике

алкоголизма и табакокурения».

В течение года

Учителя;

Воспитатели;

Социальный педагог;

Педагог-психолог

Совместное составление планов и их реализация с психиатром, врачами-психоневрологами, педиатрами.

1 четверть

Врач/медсестра

Обеспечение в ГСОУ щадящего режима для часто болеющих детей

Организация систематического наблюдения за состоянием каждого ребенка с привлечением медицинского работника для посещения уроков.

Регулярно

Врач

Медсестра

Выработка требований к режиму для часто болеющих детей.

Комплектование групп по ЛФК.

До 15.09.

Врач

Профилактика травматизма

Контроль за соблюдением техники безопасности на уроках.

Ежеквартально

Учителя

Организация и контроль проведения перемен.

В течение года

Учителя

Организация и проведение  классных и воспитательских часов по темам:

- Правила поведения в школе, интернате

- Правила поведения в столовой

- Правила дорожного движения

- Правила оказания первой помощи

- Правила поведения во время каникул

- Профилактика травматизма в зимний период

По планам учебной и воспитательной работы

Учителя;

Воспитатели

Выявление и устранение травмоопасных мест на территории школы-интерната.

В течение года

Учителя;

Воспитатели

Обеспечение психолого-педагогической и медико-социальной поддержки обучающихся

Изучение личных дел воспитанников; комплектация по классам, группам; составление социальной карты класса, группы; корректировка списков детей по социальному статусу; определение детей группы риска.

Сентябрь

Социальный педагог;

Педагог-психолог;

Воспитатели

Изучение психолого-медико-педагогических особенностей обучающихся.

В течение года

Педагог-психолог

Наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий; беседы с воспитанниками и воспитателями; диагностическое обследование детей с ослабленным здоровьем.

Октябрь

Социальный педагог;

Педагог-психолог

Исследование процессов формирования личности ребенка, развитие познавательных и эмоционально-волевых сфер. Изучение положения ребенка в классном и групповом коллективе. Изучение потребностей, интересов, способностей, возможностей ребенка.  Анализ полученных результатов.

В течение года

Педагог-психолог

Отслеживание динамики развития ребенка: помощь в выборе кружковой деятельности; проведение педконсилиумов; направление в коррекционные группы; посещение консультаций; направление для обследования или пролечивания, получения инвалидности; циклы бесед по охране здоровья (нарколог, педиатр и др.).

Март-ноябрь

Социальный педагог

Педагог-психолог

Посещение

консультаций

Участкового инспектора;

Инспектора ПДН

В течении года

Социальный педагог;

Педагог-психолог;

Учителя;

Воспитатели;



Предварительный просмотр:

Схема профилактической работы с детьми «группы риска»

Формы  работы:

воспитательные коррекционные занятия;

тренинги поведения;

личностный тренинг; дискуссии;

беседы;

встречи;

ролевые игры;

психогимнастика;

индивидуальные консультации;

тесты;

экскурсии;

конкурсы;

праздники;

воспитательные спортивные мероприятия

Методы:

переубеждение;

переключение;

вовлечения в деятельность;

стимулирование;

сотрудничество;

доверие;

открытый диалог;

свобода выбора;

увлечение;

коллективный анализ и оценка;

контроль;

самоконтроль и деятельности и поведения;

личный пример

Ребенок

«группы риска»

Социальный педагог

Участковый инспектор

Педагоги дополнительного образования

Школьные психологи

Законный представитель: опекун; родитель

Зам. по ВР и УВР

Инспектор      ПДН

Воспитатели

Классные руководители

Медицинские работники

          Цели: - адаптация детей «группы риска» в социуме;

                                             - формирование личностных нравственных качеств подростка.

Задачи: 1.вовлечение подростка в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию.                                                                                      2.сдерживание вовлечения подростков в употреблении наркотических, токсических и табачных средств за счет пропаганды здорового образа жизни.

                3.изменение ценностного отношения подростков к наркотикам, табакокурению, алкоголю. Формирование личной ответственности за своё поведение.

                4.развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска».

                5.увлечение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы.



Предварительный просмотр:

Список использованной литературы:

Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В.

Подростки  XXI века. Психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2006.- 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Путь к успеху", 2 класс

Программа для обучения родителей "Путь к успеху", 2 класс...

Развивающая программа "Путь к успеху"

Развтие мыслительной деятельности на уроках русского языка у  детей младшего школьного возраста  с интеллектуальной  пассивностью...

Родительское собрание по программе «Путь к успеху» на тему: «Мальчики и девочки учатся по-разному»

Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствует сплочению родительского коллектива. Р...

Родительское собрание "Мальчики и девочки учатся по - разному» (по программе «Путь к успеху»).

Повестка дня:   1 «Мальчики и девочки учатся по - разному» (по программе  «Путь к успеху»).   2 Учебная деятельность учащихся.   3 Разное....

статья для сайта НИРО по внедрению программы "Путь к успеху" в школе

Статья о результатах работы по программе "Использование ИКТ в проектной деятельности на основе технологий сотрудничества и критического мышления"  для сайта НИРО...

Программа "Путь к успеху"

В книге представлена Концепция позитивной профилактики, теоретические подходы в работе с родителями детей с 1-го по 11-й класс. Содержит восемь профилактических программ для работы с родителями. Пять ...