Режиссура урока: приёмы социоигровой педагогики в начальной школе.
материал по теме

Макеева Юлия Александровна

В настоящее время в школах идет реализация образовательного процесса в начальной школе, соответствующего стандартам общего образования второго поколения. Общие тенденции развития образования – это значительное расширение сферы знаний и умений школьников, повышение их культуры, максимальное развитие способностей учеников, их творческого потенциала и индивидуальности, формирование у учащихся гуманистической системы ценностей, а также сохранение и укрепление здоровья детей.В Российском «Законе об образовании», в «Национальной доктрине образования в Российской федерации» и «Концепции структуры и содержания среднего образования» отмечается, что для успешного выполнения обязательного минимума требований к уровню подготовки выпускников необходимо оптимально использовать современные технологии обучения. Одной из таких технологий является социоигровая педагогика.

 
Более подробно с социоигровой педагогикой Вы можете ознакомиться на сайте: http://openlesson.ru/ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_kompoziciya.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов социоигровой педагогики влияет на интерес не только друг к другу, но и на успешность в учебной деятельности. Я, как учитель, получивший определенный багаж знаний по социоигровым приемам, решила опробовать  полученные знания в своем первом классе. Эти приемы подкупили меня тем, что  их можно применять на любом уроке, практически на каждом его этапе, при работе над любыми темами.

Поскольку от начала учебного года прошло несколько месяцев, то все это время занимало приучение детей к требованиям учителя и школы. Поэтому сначала я опасалась вводить работу в парах, а тем более в группах ( не говоря уж о передвижении учащихся по классу на самом уроке).

Т.к. программа нашего обучения все же требует использование работы в парах, я потихонечку начала этим заниматься. Сначала дети работали в парах по своей посадке. Потом, когда я узнала о том, что пары могут (и должны!) меняться, то решила для образования новых пар попробовать следующий прием. 11 карточек с буквами согласных звуков были разрезаны на две половинки каждая. Все половинки мной  перемешивались и раскладывались на столе белой стороной вверх. По моей команде ученики «ручейком» (1 ученик первого ряда, 2 ученик первого ряда и т.д.) подбегали к столу, брали по одной половинке и возвращались на свое место. Затем по моему сигналу «Собрать букву!» каждый ученик искал своего товарища и становился рядом с ним. Вот таким образом и образовывались пары, с которыми можно было проводить необходимую работу.

Помня об одном из трех правил социоигровой педагогики—работе в малых группах—я стала задумываться о групповой работе. И первым шагом для этого стал момент разбиения класса на команды (группы) по рядам.

Такую работу я попробовала при закреплении знания  состава чисел от 2 до 9.        

От каждого ряда я попросила выйти к доске по одной девочке, имеющей короткую стрижку. Они произвольно взяли по листу А3, на которых синим, черным и коричневым фломастерами (один цвет для одного ряда) были записаны числа, чей состав нужно указать. Каждый ученик в ряду должен записать состав какого-либо числа из предложенных и передать лист другому и так до конца ряда. Последний ученик в ряду, которому достался лист, после записи бежит к доске и прикрепляет его магнитом. Поскольку дети еще маленькие, мне не хотелось, чтобы они разочаровывались в себе и других, воспитывали неуверенность в себе, обижались друг на друга, то время работы я не оговорила. Но для себя, конечно, фиксировала, какой ряд выполнил работу первым, какой—вторым, какой—третьим. И вот последние ученики каждого ряда, по мере окончания работы, выбегали к доске и прикрепляли к ней свои листы.

Когда работа была закончена, я попросила детей посмотреть на доску: все ли верно записано. Конечно же, на листах были ошибки. «Кто же будет исправлять эти ошибки?»-спросила я. Дети решили, что исправлять ошибки будет тот, кто их допустил, но помогать в этом ему будет весь ряд. И вот тогда настал момент, когда у детей возникла необходимость встать, собраться в кружок для обсуждения правильного варианта. Здесь я немного занервничала: дети маленькие, получится ли у них обсудить. Мои опасения были напрасны: дети спокойно все обсудили. И это была первая ступенька к их умению общаться в группе, обсуждать, прислушиваться к мнению друг друга. Т.к. в каждом ряду были допущены ошибки, то дети решили, что победила дружба.

 Этот прием позволил раскрепостить учащихся, снять их страхи перед коллективом, неуверенность в себе, а самое главное—закрепить новую тему.

         На уроке обучения грамоте я также попробовала использовать приемы социоигровой педагогики. В коробочке лежали нарезанные красные, желтые, синие и зеленые бумажки. Каждый ученик вытаскивал одну. Те, кто получили бумажки одного цвета, соединялись в команду (группу). Таким образом, сложилось четыре группы по пять человек. Более того, мы договорились, что при работе группа с красными бумажками будет использовать красные карандаши, с синими бумажками—синие и т.д. Конечно это произошло с моей подачи (1 же класс!). Мне показалось, что если использовать разные цвета, то будет четко видна работа каждой группы, и ребята со мной согласились.

Каждой группе было дано задание «записать слоги с «ч» и «щ», в которых они «дружат»  с буквами гласных звуков». Когда я закончила считать до десяти, учащиеся каждой группы поменялись столами, переместившись по часовой стрелке для проверки выполненной работы своими одноклассниками, и т.д., пока каждая группа не вернулась к своему столу. По окончании работы листы были собраны моим учеником, который имеет диагноз СДВГ. Очень часто, чтобы «сгладить» его гиперактивность и направить ее в нужное русло, я обращаюсь к нему с подобными просьбами. И этот раз не был исключением. Он собрал листы у каждой группы и прикрепил их к доске красным, желтым, синим и зеленым магнитами, соответственно цвету команды. Я попросила посмотреть на листы: как выполнила работу каждая группа. Дети очень внимательно рассматривали и чужие и свои (что очень важно для воспитания самооценки!) работы. Ребята пришли к выводу, что все сочетания с «ч» и «щ» записаны верно. Когда я спросила: «Как мы можем себя назвать?», все дружно ответили: «Молодцы!» и даже захлопали.

Хочется обратить внимание на то, то все сочетания были написаны в разных направлениях, и дети были вынуждены при проверке нагибать голову, иногда выгибать все тело, чтобы прочитать эти записи. А ведь это самое первое правило социоигровой педагогики—двигаться. Поэтому я, к своему удовлетворению, отметила, что дети двигались не только при выполнении данной работы, но и при ее проверке.

Также мною было отмечено, что все дети с большим удовольствием и заинтересованностью участвовали в такой работе, что позволило поработать над пропедевтикой правописания сочетаний «ча-ща», «чу-щу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Здоровьесберегающая педагогика в начальной школе"

Данная работа представляет собой отчет по теме самообразования. Может применяться в помощь учителям начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности. Материал сопровождается презентацией....

"Технология метапредметной педагогики в начальной школе"

Мыследеятельностная педагогика  является одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования. В рамках нее разработана уникальная отечественная технология, позволяю...

Формы и методы музейной педагогики в начальной школе

В статье раскрываются формы и методы   сочетающих в себе музейную педагогику и образовательный процесс, для реализации единой системы «урок - внеурочная деятельность»Ключевые сло...

Музейная педагогика в начальной школе

Практика взаимодействия музея и школы находит свое отражение в комплексных программах, являющихся действенным инструментом в развитии визуальной, эмоциональной и общей культуры ребенка....

Приёмы критического мышления в начальной школе на уроках литературного чтения.

В презентации представлены различные  приемы критического мышления, которые можно использовать на уроках литературного чтения....

Методы театральной педагогики в начальной школе.

В статье описываются методы и формы использования театральной педагогики с учащимися начальных классов....

статья на тему Музейная педагогика в начальной школе в соответствии с ФГОС .

Музейная педагогика – это использование культурного, исторического и научного наследия в процессе воспитания и обучения детей.Основными задачами такой работы являются:Развитие познавательно...