« Методическая разработка внеурочного занятия учебно-исследовательской деятельности младших школьников»
методическая разработка (1 класс) на тему

 

«Исследовательское обучение»- особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой жизни.

Во внеурочной деятельности развитие исследовательских умений проходит на внеклассных занятиях по программе  А.И.Савенкова «Я – исследователь».  Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Методическая разработка внеурочного занятия

учебно-исследовательской деятельности младших школьников»

Подготовила и провела: учитель начальных классов

                                            Ерохина Елена Сергеевна

Содержание разработки:  

Карта урока.

     Тема:  Мысленные эксперименты и эксперименты с      реальными  объектами.

Цели:   определение понятий  «эксперимент», «мысленный эксперимент», «эксперимент на моделях или с реальными объектами»; проведение простейших мысленных экспериментов и экспериментов на моделях или с реальными объектами; формирование мотивации к занятию учебно-исследовательской деятельностью

     Оборудование:

  1. плакаты с условными обозначениями методов исследований,
  2. предметы для проведения эксперимента,
  3. рисунки для проведения мысленного эксперимента.

Ход занятия: 

I.    Организационный момент.

Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Наши глазки (прикладываем ладошки к глазкам), наши ушки, наша голова, наше сердце – открыть знаниям. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.

II.   Вступительная беседа.

Как называется наше  занятие?

(Наше занятие называется «Я – исследователь»)

 Что значит исследовать?

(Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то)

Исследовать – идти по следу.

Посмотрите на доску, выберите по какому следу вы пойдёте.

(На доске: следы трёх цветов – зелёный, красный, синий)

На партах вы видите следы разных цветов, займите свои места в группах по цветам, которые вы выбрали.

(Три группы по 5 человек, на партах поставлены общие подставки под ручки и карандаши.)

Ребята, а как можно идти по следу? Чем будем пользоваться? (методами исследования)

Какие методы есть у исследователя?

(На доске картинки с методами исследования и карточки с названиями методов.)

Соотнесите название метода с его изображением. Берём карточку с названием метода, прикрепляем к картинке и называем сам метод.

(дети выходят по одному к доске)

  1. Подумать самостоятельно

  1. Спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники)

  1. Понаблюдать

  1. Посмотреть в книгах, энциклопедиях

  1. Посмотреть по телевизору (по теме исследования)

  1. Получить информацию у компьютера

  1. Провести эксперимент

Какой первый и главный метод использует исследователь?

( Подумать самостоятельно)

 Конечно же, прежде чем приступить к исследованиям, сначала надо подумать самостоятельно.

III. Знакомство с темой занятия.

 Нам надо определить над какой проблемой мы сегодня подумаем, поразмышляем.

Ребята, у вас на партах рассыпались буквы, соберите слова.

Какое слово собрала 1 группа? (исследование) – слово на доску

2 группа? (гипотеза) – слово на доску

3 группа? (эксперимент) – слово на доску

Какое слово не знакомо?

(эксперимент – опыт, проба;  гипотеза – предположение; исследование – изучение чего-либо)

Как связать между собой эти слова? (Исследование можно провести с помощью эксперимента, выдвинув сначала гипотезу.) При исследовании выдвигаем гипотезу и проверяем ее с помощью эксперимента.

IV. Проведение мысленного эксперимента.

   А какой метод будет главным на нашем занятии? (эксперимент)

Мы сегодня узнаем, какие бывают эксперименты. А для этого первое задание: на рисунках изображено солнце и предметы, тени предметов перепутались, определите, где какая тень должна быть.

1 группа – игрушки

2 группа – животные

3 группа – овощи и фрукты

Обсудите в группах.

К доске выходит один выступающий от группы и рассказывает.

Какие предметы были у первой группы? (игрушки)

Ребёнок: у мяча тень №5, у машины - №4 и т.д.

Задания прикрепляем на доску.

Ребята, оказывается, мы с вами участвовали в эксперименте.

Что мы сделали, чтобы справиться с заданием? (подумали)

Да, это эксперимент, проводимый в уме. Смотрим – глазами, слушаем – ушами, думаем – головой. (на доске – глаза, ухо, голова)

Это мысленный эксперимент – смотрю, слушаю, думаю. (слова на доску)

V. Физ. Минутка

Светит солнышко, плещется вода в речке, дует свежий тёплый ветерок. В речке плавает рыбка. (на доске – картинка)

Встаем. Если рыбка выпрыгивает из воды – хлопок.

Молодцы, садимся.

VI. Эксперимент с реальными предметами.

А почему рыбка не тонет в воде? (умеет плавать)

Ребята, рыбка хочет узнать, а все ли предметы умеют плавать?

(у доски предметы)

Давайте их назовём. (металлический гвоздь, камешек, морская раковина, чайная ложка, пластмассовая игрушка, шарик из пластилина, деревянный брусок, резиновый мячик, яблоко)

Какие не знакомы.

Раздаю таблицы.

У первой группы – деревянный брусок, резиновый мячик, яблоко

У второй группы – камешек, металлический гвоздь, морская раковина

У третьей группы – чайная ложка, пластмассовая игрушка, шарик из пластилина

Дети разбирают предметы.

С чего начнём? (подумаем самостоятельно, выдвинем предположение, гипотезу)

Теперь нам надо выстроить гипотезы, по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут.

Если предмет тонет, то напротив этого предмета ставите «+», не тонет «-».

(На доске – значки)

Обсудите в группах, выдвинете гипотезу.

1 группа

Предметы

гипотеза

  1. Деревянный брусок

  1. Резиновый мячик

  1. Яблоко

 и т.д. по группам.

Сообщение гипотез по группам с места. (листочки прикрепляю на доску)

Следующий шаг- проверка гипотез. Что будем проводить? (эксперимент)

Что будем проверять? (все ли из этих предметов умеют плавать)

Что для этого нужно? Что понадобится? (вода, предметы и таблица)

Возьмите воду со стола.

Теперь проверим наши гипотезы. Чтобы  было удобно, данные занесём в таблицу оценки гипотез.

1 группа

Предметы

эксперимент

  1. Деревянный брусок

  1. Резиновый мячик

  1. Яблоко

и т.д. по группам.

Что получилось? Сообщите результаты эксперимента. (таблички на доску)

Сделайте выводы. Подтвердилась ли ваша гипотеза?

Какой же мы сделаем вывод? (Все ли предметы умеют плавать?)

А как узнали? (провели эксперимент с реальными предметами)

Эксперименты

Итак, мы провели эксперимент с реальными предметами. (табличка на доску)

Мысленные

С реальными предметами

Ребята, а кто из вас купался летом в речке?

Кто из вас купался на глубине?

Почему  вы не тонули? (умею плавать)

Чтобы вы ещё хотели узнать? (Почему плавают предметы? Почему одни - плавают, а другие – тонут?) А это тема нашего следующего исследования.

Мы узнали, что не все предметы умеют плавать, а для чего нам нужно это знать? (показать картинки по телевизору – корабль, самодельный кораблик и др.) – чтобы плавать, делать кораблики, отправляться в путешествие

VI. Итог.

Что вам  особенно понравилось?

Подумай с каким настроением ты заканчиваешь занятие?

У меня тоже очень хорошее настроение! Мне приятно было работать с такими любопытными исследователями! Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ (ТУВИНСКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ . КАЛЛИГРАФИЯ НА УРОКАХ АЗБУКИ.

«Красиво писать — красоту творить» - гласит народная мудрость. Как научить этому ребенка? Этот вопрос волнует не только меня, но и многих наших учителей, так как красивое письмо – это еще и грамотное ...

Научно – методическая разработка по теме: «Формирование речевой деятельности младших школьников»

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь,  овладевает богатством языка. В раннем детстве у него ...

Методическая разработка на тему "Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе личностно – ориентированного подхода."

Методическая разработка на тему "Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе личностно - ориентированного подхода" содержит рекомендации по составлению опорного конспекта при ...

методическая разработка "Формирование навыков литературного произношения у младших школьников"

Язык — фундамент национального самосознания. Наша речь становится все более примитивной. Тем самым мы теряем русский язык, который и есть гарант сохранения культурной идентичности народа, страны. Это ...

Методическая разработка "Представь, что ты -машина" (включение младших школьников в учебную деятельность)

Использование образного языка для осознания младшими школьниками включения в учебную деятельность или как правильно раставить акценты.Статья в материалах V Всероссийской конференции с международ...

Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района

Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...