Программа кружка «Азбука дорожного движения» для младших школьников (1 класс)
рабочая программа (1 класс) по теме

Ивлева Наталья Николаевна

Кружок «Азбука дорожного движения» учитывает возрастные особенности младших школьников,обеспечивает расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_pdd1.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №152» Кировского района г.Казани

         

Программа «Азбука дорожного движения»

 (1 класс)

                                                   

Разработала:

Учитель начальных    классов  

Ивлева Наталья Николаевна

                                                                       

2011 г.

Программа кружка «Азбука дорожного движения»

для младших школьников

                                                           (1 класс)

Пояснительная записка. 

    Обучение детей младшего школьного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному  поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95, №198-ФЗ. Решение проблемы снижения роста детского травматизма возможно при одновременном проведении комплекса мер: социально-экономических, организационно-технических и учебно-воспитательных. При этом в учебно-воспитательной работе необходимо объединение усилий образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, родителей и ГИБДД, а также создание условий для обучения детей не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на дорогах. Данная кружковая работа является значимым и актуальным.       

   Общая характеристика кружка.

  Кружок «Азбука дорожного движения» учитывает возрастные особенности младших школьников, обеспечивает расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте. Эта задача осуществляется в процессе практической деятельности младших школьников на игровой площадке, моделирования жизненных ситуаций, возникающих на дорогах, театрализованных игр, где дети исполняют роли пешеходов, водителей, сотрудников ГИБДД

Целью кружка «Азбука дорожного движения»  является формирование культуры поведения на дорогах, как части  культуры безопасности жизнедеятельности человека посредством освоения знаний, овладения умениями и практического  их применения в повседневной жизни.

Для достижения поставленной  цели решаются следующие задачи:

- приобретение знаний  о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения (ПДД), необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда (скутера) и пассажира; знакомство с ПДД, касающихся движения механических транспортных средств;

 - овладение умениями пользоваться ПДД,  распознавать  дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или когда их поведение на дороге соответствует их бытовым привычкам;

- развитие сознательного отношения к соблюдению безопасности на дорогах; способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;

- воспитание чувства ответственности за личную безопасность и  безопасность других участников дорожного движения;

-обеспечение гармоничного эстетического и физического воспитания;

Предполагаемый результат: 

  1. Умение безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим школьникам при переходе улиц и дорог.
  2. Правильно объяснить младшим школьникам, как безопасно переходить улицу или дорогу и как надо вести себя в общественном транспорте.
  3. Оказывать неотложную медицинскую помощь.
  4. Систематизировать знания по ПДД        

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
      • работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
      • изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

 Программа рассчитана на 64 часа в год с проведением занятий 2 раза в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. На отдельных занятиях возможно привлечение психолога, медицинской сестры образовательного учреждения, а также представителей ОВД, ГАИ и МЧС.

Содержание курса «Я пешеход и пассажир». Знакомство учащихся с улицами города. Дорога в общеобразовательное учреждение и домой. Опасности, подстерегающие на улицах и дорогах. Светофор и его сигналы. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Виды дорог: с односторонним и двусторонним движением, с трамвайными путями, загородная дорога.
Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги. Правила перехода проезжей части дороги. Остановочный и тормозной путь автомобиля.
Правила перехода железной дороги. Правила езды на велосипеде. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте.

Учащиеся должны знать: 
правила перехода улиц по сигналам светофора;
правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
правила движения по тротуару и пешеходным дорожкам;
правила движения индивидуально, группами и в колоннах.
правила езды на велосипеде.

Учащиеся должны уметь: 
переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги;
безопасно вести себя по соседству с жилым домом (во дворе, в жилой зоне, на тротуаре);
передвигаться в группе;
дисциплинированно вести себя в общественном транспорте;
ориентироваться в дорожной обстановке, не выходить из-за препятствий (машин, сооружений, зданий), не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги.

                                  Тематическое планирование кружка   1 класс


п/п

Тема занятия

Цель занятия

Формы занятий

Кол-во часов  

1

Вводное занятие «Поговорим об истории».

Беседа о том, кто и когда придумал колесо. Город, в котором мы живем. Развитие видов транспорта в городе.

Беседа

1

2

Безопасные маршруты “Дом – Школа –Дом”

Ознакомить учащихся с маршрутом безопасности “Дом- школа- дом”. Сформировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды. Учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой.

Занятие-практикум

1

3

«Мой любимый город»

Ознакомить с историей города, уметь называть улицы родного города.

Беседа

1

4

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней

Сформировать у учащихся представление о знании, представление о значении терминов “тротуар”, “пешеходная дорожка”, “обочина”, “проезжая часть”. Научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность

Игра-диспут

2

5

Законы улиц и дорог

Ознакомить с историей появления автомобиля и ПДД, воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенных в ПДД обязанностей пешеходов, провести анализ типичных ошибок в поведении детей во дворе, на улицах и дорогах

Игра “История ПДД”

2

6

Знакомство с дорожными знаками, светофором

Познакомить учащихся со значением дорожных знаков для пешехода, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Объяснить для чего служит светофор, его виды.

Беседа

4

7

Обязанности пассажиров

Воспитывать культуру поведения учащихся в общественном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на остановках.

Игра “Что можно, а что нельзя”

1

8

Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов

Сформировать у учащихся представление об опасности на железной дороге, дать понять об оборудовании железнодорожных переездов, правила перехода железнодорожных переездов.

Круглый стол

1

9

Причины дорожно – транспортных происшествий

Сформировать у учащихся осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из – за типичных ошибок.

Беседа

3

10

Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах

Ознакомить учащихся со значением номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах

Беседа

2

11

Дорожная разметка

Познакомить детей с назначением дорожной разметки.

Беседа

2

12

Тормозной путь транспортных средств

Сформировать представление учащихся об опасности перехода проезжей части перед близко идущими транспортными средствами, объяснить учащимся, что такое тормозной путь автомобиля.

Беседа

1

13

Скрытые опасности на дороге. “Дорожные ловушки”

Сформировать у учащихся умения и навыки безопасных действий при переходе проезжей части

 

Ролевая игра по ситуациям

3

14

Велосипед и дорожное движение

Научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ним

занятие-практикум

3

15

Общие требования к водителям велосипедов

Формировать знания и представления о безопасном движении велосипедистов на дорогах

Обзорное

занятие

3

16

История развития автотранспорта и проблемы безопасности движения

На основе полученных ранее знаний и представлений по вопросам истории развития правил дорожного движения формировать умения и навыки применять известную информацию в практической жизни

занятие-игра

2

17

Письмо родителям

Составить обращение к взрослым, чтобы они были внимательными на дорогах.

Конкурс

1

18

Выпуск Брошюр “ Будь внимателен на дрогах”

Систематизация знаний, и распространение среди взрослых и детей

Конкурс

1

19

Мы пассажиры

Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом

Игра “Мы пассажиры”

2

20

Где можно и где нельзя играть?

Беседа об опасности игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр на улице. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет.

Урок-игра

2

21

Экскурсия по улицам города

Изучить изменение дороги по сезонам, какие опасности нас ждут в разное время года

Экскурсия

4

22

Участие в конкурсе “Безопасное колесо”

Проверка знаний учащихся

Конкурс “Безопасное колесо”

1

23

Первая помощь

Дать знания и навыки первой медицинской помощи

занятие – практикум

2

24

ГИБДД

Разъяснить значимость работы инспектора ГИБДД в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья водителей, пешеходов и пассажиров

Беседа

2

25

Организация встреч с инспектором ГИБДД

Пропаганда ПДД

Занятие-практикум

1

26

Выпуск стенгазеты

Разъяснительная работа среди учащихся школы

Конкурс

1

27

Викторина “Дорожная азбука”

Проверка полученных знаний учащимися

Игра – викторина “Дорожная азбука”

3

28

Мы на улице

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

Экскурсии

4

29

Участие в конкурсе рисунков «Я пешеход», «Какие мы пассажиры»

Проявить творческие способности детей

Конкурс рисунков

3

30

«Красный, желтый, зеленый»

Проверка полученных знаний учащимися

Игра

2

31

Экскурсия в Автогородок

Ознакомить детей с Атогородком

Экскурсия

2

32

Итоговое занятие

Подведение итогов за год

Занятие-практикум

1

                                                                                                         Итого:    64 час

  1.       Дидактический материал.

  1. Настольные игры
  2. Плакаты с дорожными знаками
  3. Правила дорожного движения
  4. Компьютерные презентации, фильмы.
  5. Методическая литература

                                                   

                                                       

                                                           

                                       Список использованной литературы.

      1.Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2007.      Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.


      2. Топоров И. К
. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / — М.: Просвещение, 2008.


      3.Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1998—2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по правилам дорожного движения для младших школьников. Тема" Группы дорожных знаков. Запрещающие группы"

Данное занятие разработано для учащихся начальных классов по теме группы дорожных знаков. Поробно дети занкомятся с запрещающими знаками. Занятие в игровой форме....

Занятие по правилам дорожного движения для младших школьников. Тема" Группы дорожных знаков. Запрещающие группы"

Данное занятие разработано для учащихся начальных классов по теме группы дорожных знаков. Поробно дети занкомятся с запрещающими знаками. Занятие в игровой форме....

Программа кружка ""Азбука дорожного движения"

Программа кружка "Азбука дорожного движения" (4 года реализации), доп. образование...

Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения" 4 класс

Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения" составлена на основе ФГОС НОО и примерной программы внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения  . На её реализация отводится 34 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КТП КРУЖКА "АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" 1 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КТП КРУЖКА "АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" 1 КЛАСС...

Программа внеурочной деятельности кружка «Азбука дорожного движения»

Кружок «Азбука дорожного движения» - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка с ОВЗ, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Р...


 

Комментарии