Подготовительные упражнения при обучении написанию сочинений по картине.
статья по теме

Фисенко Кристина Юрьевна

Тема по самообразованию"Работа над сочинением, как средство развития речи младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovitelnye_uprazhneniya_.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Моя тема по самообразованию: «Работа над сочинением, как средство развития речи младших школьников».

Проводя исследования развития речи младших школьников, я убедилась, что дети не всегда могут логически и последовательно раскрыть тему, у многих не соответствует правильное речевое оформление, ограниченный словарный запас. Таким образом, уровень развития письменной речи младших школьников – достаточно низкий. Поэтому необходимо проводить работу по развитию письменной речи учащихся на уроках развития речи.

В качестве средства развития речи учащихся было решено использовать сочинения-описания и сочинения-рассуждения по картине.

 Хочу предложить некоторые виды подготовительных упражнений

При работе над сочинением-рассуждением по картине мною используются различные виды упражнений и приемов, направленных на формирование коммуникативно-речевых умений. Кратко перечислю эти упражнения.

1) рассматривание картины без предварительной установки учителя;

2) рассматривание картины под музыкальное сопровождение;

3) мысленное воспроизведение ранее рассмотренной картины (Закройте глаза и попробуйте представить картину, которую мы рассматривали.);

4) определение «звучания» картины (Какие звуки можно услы шать в этой картине?);

5) «вхождение» в картину (Что бы вам захотелось сделать, если бы вы попали в эту картину?);

6) определение жанра картины (Определите, что это за картина: пейзаж, портрет, сюжетная картина.);

7) определение темы картины (Что вы видите на этой картине?).

8) сравнение темы, основной мысли, изобразительных средств ли тературного произведения (стихотворения, сказки, рассказа и др.) и картины;

9) сравнение основного настроения картины и музыкального про изведения, например, с помощью словаря настроений;

10) перенос содержания и настроения из одного вида искусства в другой (Нарисуйте красками или опишите музыку, которую вы слы шите; нарисуйте или опишите цветовую гамму пейзажного стихотво рения и т.д.);

11) сопоставление основной мысли картины с пословицами;

12) сравнение картин, близких по теме (что позволяет детям нахо дить отличия в похожем);

13) сравнение картин, сходных по настроению;

14) сравнение картин, контрастных по настроению;

15) сопоставление образов, созданных одним художником, но в разных картинах;

16) пластическое воплощение детьми (с помощью жестов, поз, ми мики, движений) внешнего вида, действий, настроения героев лите ратурного произведения, аналогичных героям картины.

17) объяснение учащимися названия картины (Как вы думаете, по чему картина так называется? Обоснуйте свое мнение.);

18) придумывание названия (озаглавливание) картины (Приду майте свое название для этой картины. Какие особенности картины побудили вас назвать ее именно так?);

19) сравнение названий, придуманных детьми, с авторским или с тем, под которым картина известна сейчас;

20) выбор названия картины из нескольких заголовков, предло женных учителем;

21) определение по заголовку содержания, темы картины;

22) выделение (опознавание) и характеристика отдельных элементов картины, способствующих созданию образа;

23) анализ цветовой гаммы картины и чувств, возникших под ее «содействием, их сравнение;

24) анализ авторского замысла и его осуществления в конкретных произведениях изобразительного искусства;

25) определение основной мысли картины на основе ее целостного анализа; выявление роли формата, композиции, освещения, цвета и се реализации;

26) определение изобразительных средств, помогающих созданию определенного настроения (С помощью каких средств художник сумел выразить такое настроение?);

27) выявление характера персонажа на основе анализа его вне шнего облика (позы, выражения лица, одежды) и взаимодействия с другими героями картины;

28) отнесение картины к какому-либо живописному жанру на ос нове ее целостного анализа (К какому жанру живописи можно отне сти эту картину? Что позволяет нам сделать такой вывод? Что та кое пейзаж? Можно ли назвать данную картину пейзажем?);

29) анализ текста, созданного на основе картины, с точки зрения соотнесенности использованных в нем языковых средств, содержа ния и коммуникативной задачи;

30) анализ структуры текста, созданного на основе картины (Разде лите текст на части. Определите, как связаны между собой части тек ста. Найдите слова, помогающие соединить различные предложения в тексте и др.).

31) выбор подходящего для данной картины или данного текста слова из тех, которые предложены учителем или самими учащимися;

32) работа с карточками контекстуальных синонимов (Прочитай те слова на карточке. Используйте эти синонимы, чтобы избежать повтора слов. Составьте предложения с этими словами.);

33) подбор синонимов, выражающих определенные оттенки значения или различающихся по эмоционально-экспрессивной окраске (Рассмотрите картину. Какие оттенки желтого цвета вы видите в осенней ли стве? Подберите к слову «желтый»- близкие по значению слова.);

34) подбор слов по определенным микротемам (Подберите прила гательные и глаголы, которые помогут описать Серого Волка. Выбе рите из предложений слова, раскрывающие образ Аленушки, образ темного леса);

35) объяснение значений слов с помощью различных приемов: опре деления, найденного в словаре, развернутого описания, включения слова в контекст, проведения морфемного, словообразовательного или этимологического анализа, подбора синонимов и антонимов и др.;

36) выделение в предложении слов, употребленных в неточном или несвойственном им значении, и их замена;

37) работа со словарем настроений* (Какими словами можно пере дать настроение, которое вызывает у вас эта картина? Какие чув ства хотел выразить художник в этой картине?);

38) работа с карточками, обозначающими черты характера для опи сания героев картины;

39) работа со словарем понятий и терминов изобразительного ис кусства.

40) творческие диктанты, предполагающие дополнение речевого высказывания с помощью отсутствующих в тексте прилагательных или глаголов, а также предложений, составленных самими учащи мися;

41) творческие диктанты с определенным изменением текста-об разца, например заменой времени глагола, заменой некоторых слов на синонимы или антонимы;

42) изложения на основе предварительного прогнозирования текста;

43) различные виды пересказа;

44) переконструирование текстов-образцов и др.

45) написание сочинения-миниатюры по картине на основе ключевых слов или словосочетаний, предложенных учителем;

46) определение учащимися основных микротем картины, выявле ние последовательности расположения ключевых слов и словосоче таний, выражающих выделенные микротемы, и написание сочинения на основе полученных ключевых слов и словосочетаний;

47) работа над началом сочинения, составление нескольких вариантов вступительной части к сочинению по заданной картине;

48) прогнозирование возможного продолжения данного учителем Начала сочинения, выбор лучших вариантов;

49) написание сочинения на основе модели определенного типа текста (повествования, описания, рассуждения);

50) написание сочинения на основе модели порождения речевого Высказывания;

51) работа над деформированными предложениями и текстами, восстановление последовательности расположения частей;

52) составление плана сочинения в нескольких вариантах;

53) словесное рисование (словесное иллюстрирование), т.е. воссоз дание, описание образа, созданного писателем или художником, на ос нове имеющихся в литературном произведении или картине опорных точек;

54) сочинения по сюжетным картинкам;

55) сочинения по одной картине;

56) описание героя картины, определение его характера на основе внешних признаков (Опишите героя картины. Как он одет? Как при чесан? О чем говорят его поза и выражение лица? Попробуйте описать не только внешний вид героя, но и его характер.);

57) описание места действия (Как изображено место действия кар тины? С какой точки художник видит то, что изображено на полон не? Каково общее впечатление от картины?);

58) сочинение от имени одного из героев картины (Представь, что ты один из героев картины. Попробуй от его имени рассказать, что, происходит на картине, передать отношение к другим героям.);

59) письмо от своего имени герою картины;

60) сочинения на основе фотомонтажа;                

61) сочинения, для которых картина служит лишь одним из источников материала или для которых она является только толчком для создания письменных высказываний на основе собственные наблюдений, и др.                          

В качестве примера работы над сочинением-рассуждением по картине приведены конспекты уроков по развитию речи, в которых использованы специальные упражнения (см. конспекты уроков по развитию речи на сайте «Социальная сеть работников образования» nsportal.ru).  

Использование данных упражнений и приемов должно способствовать повышению уровня развития письменной речи учащихся.  Желаю и вам удачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по русскому языку 2 класс Написание сочинения по картине

Урок написания  сочиненияЗадачи урока: познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;привлечь внимание детей к красоте зимней природы;способств...

Фрагмент урока по развитию речи. Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег».

Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Пластова, учить...

Статья по русскому языку на тему "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНЕ»

Данная работа  подскажет учителю начальных классов, как   сформировать связную речь учащихся при работе над сочинением по картине....

Листы-опоры для написания сочинений по картине

Данный материал облегчает детям написание сочинения по картинам русских художников....

Дополнительные материалы для написания сочинений по картинам русских художников.

Для подготовки к сочинению по картине-знакомимся с биографией художника. Используем материалы из словаря терминов и понятий,  выбираем цвета и оттенки, настроение и т.д....

План написания сочинения по картине Ф.П.Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка"

Данный материал поможет третьеклассникам самостоятельно проанализировать картину и написать по опорным словам сочинение-описание....

План написания сочинения по картине В.М.Васнецова "Снегурочка"

Данный материал поможет учащимся самостоятельно проанализировать художественное произведение и написать сочинение-описание по опорным словам....