Формирование универсальных учебных действий.Памятки "Учись учиться"
материал на тему

Работая над методической темой"Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетенции в образовании",я составила для учеников памятки "Учись учиться",которые помогут в условиях реализации ФГОС формировать универсальные учебные действия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение г. Омска

« Средняя общеобразовательная школа№17»

Формирование УУД

Памятки «Учись учиться»

составила учитель начальных классов

Решетняк Ирина Александровна

Омск

2012

Работая над методической темой «Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников»,  мною были составлены памятки «Учись учиться», которые помогают моим ученикам осваивать легко учебный  материал. В условиях новых ФГОС с помощью этих памяток формируются универсальные учебные действия по всем предметам.

Памятки «Учись учиться»

  1. Рекомендация по выполнению режима дня.

  1. Режим – важнейшее условие успешной учебы и хорошего здоровья.
  2. Утро начинай с зарядки. Физические упражнения стимулируют деятельность вашего организма.
  3. Привыкай к самостоятельности, соблюдай личную гигиену. Работай на свежем воздухе.
  4. Утренняя прогулка должна быть спокойной. Вечерняя – подвижной.
  5. Наивысшая активность центральной нервной системы с 8 до 12 и с 16 до 18 часов.
  6. Активная деятельность органов пищеварения с 12 до 14 часов.
  7. Умственную работу чередуй с физическим трудом, с работой на свежем воздухе.

 

2. Как собираться в школу.

  1. Уложить в портфель все необходимое для занятий.

Уточнить, что дополнительно нужно сделать. 

  1. Прочитать расписание на день.
  2. Проверить наличие всех учебных принадлежностей: ручки, карандаш, резинка, тетради, сигнальные карточки, линейка.

3.Как выполнять домашнее задание.

  1. Проветрить комнату.
  2. Разумно организуй свое рабочее место.
  3. Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
  4. Определи последовательность выполнения заданий.
  5. Между предметами делай перерыв.
  6. Проверь по расписанию, все ли ты выполнил.
  7. Убери свое рабочее место.

«Сделал дело – гуляй смело!»

4.Правила списывания.

  1. Прочитай весь текст.
  2. Прочитай первое предложение, прочитай в нем слова.
  3. Проговори предложение, не глядя в текст.
  4. Прочитай еще раз и запомни написание слов.
  5. Напиши предложение, диктую себе слова по слогам.
  6. Прочитай то, что ты написал.
  7. Сравни с написанным в книге.

5.Проверка списывания.

  1. Наметь порядок выполнения проверки: по смыслу – по написанию.
  2. Читай предложение вслух.
  3. Подходят ли слова друг к другу?
  4. Нет ли пропуска слов?
  5. Читай слова вслух по слогам и выделяй каждый слог.
  6. Подходят ли буквы к слогу?
  7. Нет ли пропуска букв?

6. Самоконтроль.

.

  1. Сравни свою работу с образцом.
  2. Найди ошибки и исправь их.
  3. Дай качественную оценку своей работе.

7.Взаимоконтроль.

  1. Сравни работу товарища с образцом.
  2. Найди ошибки и исправь их.                                                                                                                                                                                                                                                                              
  3. Дай качественную оценку его работе.

8.Умение ставить учебную задачу.

  1. Что я узнаю на уроке?
  2. Чему научусь?
  3. Где могут пригодиться эти умения и знания?

9.Отзыв о прочитанной книге.

       

Отзыв – это суждение, мнение содержащее оценку.

  1. Исходные данные (недавно я прочел … автор, название, издательство).
  2. Тема и идея прочитанного произведения.
  3. Главный герой и его поступки.
  4. Описание событий, эпизодов, особенно запомнившихся тебе.
  5. Кому именно ты советуешь прочитать эту книгу. Почему?

10.Как выделять главное.

  1. Внимательно прочитай текст.
  2. Подумай о ком или о чем говорится в тексте (тема).

-В этом рассказе говориться о том как… .

  1. Что говорится об этом (главная мысль).

-С какой целью, почему автор рассказывает об этом? Главная мысль (идея) – это то, к чему автор призывает, чему учит, с какой целью написал.

  1. Раздели текст на законченные части.
  2. Какие слова являются самыми важными с каждой части (ключевые, опорные). 5-9 слов.
  3. С помощью опорных слов сформулируйте главные мысли частей и кратко  запишите их. (План).
  4. Опираясь на свои записи, сформулируйте главную мысль текста, запишите ее и проверьте, выражает ли она содержание каждой части.
  5. Озаглавьте текст.

11.Как сравнивать.

Сравнивать – это, значит, найти общие и различные свойства предметов, явлений, вещей.

  1. Найди все свойства   сравниваемых предметов, явлений, вещей.
  2. Назови найденные свойства.
  3. Среди всех свойств выбери основные , т.е. существенные.
  4. Сравни предметы по существенным свойствам, чтобы найти различия сравниваемых предметов.
  5. Подведи итог сравнения.

12.Что значит обобщать.

Обобщать – это, значит,  найти общие признаки и свойства изучаемого явления.

  1. Вспомни и назови общие свойства изучаемого явления (темы).
  2. Проанализируй и сравни их с общими свойствами ранее изученных явлений (темы).
  3. Выбери существенные свойства.
  4. Сделай вывод о применении основных свойств изучаемого явления в практической деятельности.

Начни со слов  - следовательно, таким образом, итак.

13.Как работать с понятием.

Работать с понятием – это,  значит, сказать, что обозначает слово, ответить на вопрос: «Что это такое?».

  1. Прочитай или прослушай определение изучаемого понятия.
  2. Найди в определении общие свойства изучаемого понятия.
  3. Отбери из общих свойств основные свойства понятия.
  4. Сформулируй определение понятия сам.

14.Научись слушать и исправлять свою речь.

Уметь слушать и исправлять свою речь – значит,  уметь сравнивать звучащую речь с нормами литературного языка.

  1. Внимательно прослушай звучащую речь, вникая в ее содержание.
  2. Слушая себя, обращай внимание на:
  1. произношение звуков;
  2. сочетаемость слов в словосочетании;
  3. грамматические особенности построения предложений;
  4. использование стиля и типа речи;
  5. дикцию и выбор интонации.
  1. Проанализируй свою речь, учитывая пункт 2.
  2. С помощью учителя или консультанта зафиксируй ошибки, опираясь на образец (нормы литературного языка).
  3. Проговори высказывание еще раз.

15.Учись читать правильно, осознано, выразительно.

Читать правильно, осознано, выразительно – значит, читать, понимая содержание и соблюдая языковые нормы.

  1. Посмотри текст и определи, что тебе уже известно.
  2. Определи, нужно ли читать текст эмоционально.
  3. Прочитай текст про себя, выдели главную мысль.
  4. Расставь нотационные паузы, выбери интонацию, темп, громкость.
  5. Прочитай текст вслух, учитывая  п.п. 2,3.4.
  6. Установив недочеты, подготовься к осознанному, правильному, выразительному чтению

16.Как научиться пересказывать подробно.

Подробный пересказ – это вид пересказа без сокращения.

  1. Выразительно прочитай текст.
  2. Расскажи, что тебе уже известно о прочитанном.
  3. Определи особенности текста.
  4. Задай вопросы к тексту.
  5. Найди главную мысль.
  6. Раздели текст на логические части. Читая каждую часть,  записывай опорные слова, словосочетания, фразы, не опуская деталей.
  7. Подробно перескажи текст, опираясь на записи.
  8. Прочитай текст, сравнивая с пересказом, найди пропущенное.
  9. Повторно перескажи текст, учитывая недочеты.

17.Как научиться пересказывать выборочно.

Выборочный пересказ – это вид пересказа, передающего заданную тему.

  1. Выразительно прочитай текст.
  2. Определи, что тебе известно о прочитанном.
  3. Определи особенности текста, который ты будешь пересказывать.
  4. Выдели логические части и расположи части в определенной последовательности.
  5. Читая каждую, записывай опорные слова, словосочетания, фразы.
  6. Найди слова для связи частей.
  7. Перескажи получившийся текст,  опираясь на записи, а затем без них.
  8. Прочитай выбранные части, сравни с пересказом, найди пропущенное.
  9. Повторно перескажи исправленный текст.

18.Как учиться пересказывать сжато.

Сжатый пересказ  - это вид пересказа, который передает только основное содержание текста.

  1. Выразительно прочитай текст.
  2. Определи, что тебе уже известно.
  3. Выдели логические части.
  4. Определи главную  мысль каждой части и запиши ее.
  5. Найди и запиши слова, словосочетания, фразы, связывающие логические части.
  6. Составь текст, используя основные моменты и связки.
  7. Перескажи получившийся текст, используя записи.
  8. Перескажи без записей.
  9. Сравни свой рассказ с записями, выяви ошибки.
  10. Исправь ошибки и перескажи вновь.

19.Связный ответ по плану.

  1. Внимательно ознакомься с планом.
  2. Перескажи каждую часть, опуская деталей.
  3. Перескажи весь текст.
  4. Следи, не отступаешь ли ты от плана.

20.Сжатый пересказ по плану.

  1. Внимательно ознакомься с планом.
  2. Выдели главную мысль в каждой части.
  3. Перескажи кратко текст (только главные моменты), (перескажи каждый пункт кратко, выбирая самое главное).

21.Как готовиться к изложению.

  1. Прочитай внимательно текст.
  2. Определи о чем говориться в тексте (тему).
  1. Определи, что главное хотел сказать автор (главная мысль).
  2. Раздели текст на части.
  3. Выдели главное в каждой части.
  4. Озаглавь каждую часть (пан).
  5. Выпиши трудные слова. Найди слова на правила.
  6. Перечитай текст.
  7. Напиши изложение.
  8. Проверь работу.

22.Памятка по работе над ошибками (изложение).

П – повтор (заменить повторяющееся слово).

Н – неудачное слово или предложение (заменить другим словом или составить новое  предложение).

V- пропуск слова или предложения (вписать пропущенное слово или предложение).

Т – не поставлены точки в конце предложения (поставить точку).

Ẕ - красная строка (начать с красной строки).

Г – неверно определены границы предложения (правильно определи границы).

1.2.3 – неудачный порядок слов в предложении (изменить порядок).

Ф – фактическая ошибка.

Литература:

1.Д.Хамблин «Формирование учебных навыков».М.:Педагогика,1986.

2.Л.А.Шипилина «Технология формирования и развития общих учебных умений и навыков учащихся». Омский государственный педагогический университет,2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге у обучающихся на ступени начального общего образования.

Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге у обучающихся на ступени начального общего образования.Практическая статья о УУД в начальной школе....

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...