« И вот пишу тебе письмо»
методическая разработка (3,4 класс) на тему

Домашевская Людмила Александровна

 Цели:обогащение речеведческих знаний учащихся посредством ознакомления с эпистолярным жанром как разновидностью текста; знакомство со структурой письма и его стилистическими особенностями; овладение речевым  этикетом и культурой выражения чувств; обучение написания письма другу, родным и близким людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnost_uchitelya.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « И вот пишу тебе письмо»

(написание письма личного характера).

Цели: обогащение речеведческих знаний учащихся посредством ознакомления с эпистолярным жанром как разновидностью текста; знакомство со структурой письма и его стилистическими особенностями; овладение речевым  этикетом и культурой выражения чувств; обучение написания письма другу, родным и близким людям.

Оборудование: картинка с изображением почтальона; письма; таблица «Как писать письмо» для каждого учащегося; конверты с деформированными письмами; книги: «Почта» С.Маршак, «Письмо Неумейке» Я.Аким, «Дядя Федор, пес и кот» Э.Успенский; домики для оформления доски.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Весь день решали: 3+2.

И повторяли:

«Жи» и «ши» пишите только с буквой «и».

Ну, а сейчас риторику

Мы будем изучать,

Все что знаем – повторять,

Новое – запоминать.

И знания, полученные в жизни применять.

  1. Вводная беседа. Актуализация темы урока.

- Ребята! Догадайтесь, кто спешит к нам на урок.

У него сегодня много

Писем в сумке на боку –

Из Ташкента, Таганрога,

Из Ростова и Баку.

- В каких произведениях, написанных для детей, вы встречались с почтальоном?

- Сегодня к нам на урок пришел герой повести Э.Успенского почтальон Печкин.

Ребята, а вы знаете, что такое письмо.

- Для того чтобы узнать точное значение этого слова, давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова.

Письмо. Написанный текст, посылаемый текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

  1. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разными письмами, с правилами написа7ния письма, узнаем, кому и для чего их пишут, и научимся писать письма своим близким.

1. Какие бывают письма.

- В сумке почтальона несколько писем. (Учитель достает первое письмо, детям раздаются остальные.)

- Прочитайте письма и определите, кому и для какой цели оно написано.

Первое письмо.

Дорогой Иа!

Поздравляю с днем рождения!

Желаю всего-всего хорошего.

Желаю много-много счастья.

Шлю подарочек – Очень Полезный Горшочек.

Твой Пух.

Это письмо – поздравление.

Второе письмо.

Дорогие друзья!

Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей  со мной.

Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках.

У меня были свои собственные утки, которые несли меня, куда мне было угодно.

Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много съедобных насекомых.

Я скоро заеду к вам.

До встречи!

Лягушка – путешественница.

Это письмо – информация. Оно не только несет информацию, но и отражает настроение и характер отправителя.

Третье письмо.

Юный друг!

Всегда будь юным,

Ты взрослеть не торопись!

Будь веселым, дерзким, шумным.

Надо драться, так дерись.

Никогда не знай покоя,

Плачь и смейся невпопад.

Я сама была такою

Триста лет тому назад.

Черепаха Тортила.

Это письмо – пожелание.

- Какие бывают письма?

- Кому они могут быть адресованы?

- Кого мы называем отправителем, а кого адресатом?

2. Особенности текста письма. Структура письма.

- Можно ли считать письмо текстом? Почему?

- Письмо, как и любой другой текст, имеет три части:

  1. начало (зачин),
  2. основную часть,
  3. концовку.

- Но письмо имеет и свои особенности.

Оно имеет адресата, ему присущи приветствие, прощание, обращение.

Например: «Здравствуй, дорогая бабушка!», «До свидания моя милая сестренка!», «До скорой встречи».

В письме употребляются и другие этикетные выражения.

Например: «Извините, что вас беспокою», «Прости, что долго не писал».

- Докажите, что письмо – это текст.

-Какие части, присущие тексту, вы видите в письме?

- Что включает в себя начало?

-О чем говорится в основной части?

Как завершается письмо?

- Концовка может содержать много элементов: вопросы родителям, благодарности, просьбы, приветы, подпись, дату.

- Не в каждом письме есть все эти элементы. Но вот вопросы адресату, подпись, дата, как правило, всегда бывают в письмах подобного рода.

Нередко письма начинаются с благодарности и с вопросов к адресату, а уж потом идет сообщение о себе.

Желание узнать, как живут близкие люди, побуждает в каждом письме задавать вопросы.

Вопросы – это важная составная часть письма к родителям и близким людям.

Физкультминутка.

Лист бумаги я возьму

И письмо писать начну.

Аккуратненько сверну,

В конвертик положу.

Адрес друга напишу,

И на почту отнесу.

Жди письма, мой лучший друг,

И ответь дать не забудь.

3. Работа по редактированию письма.

- Прочитайте письмо. Найдите его начало (зачин), основную часть, концовку.

Здравствуй, бабушка!

 Мы живем хорошо. Не волнуйся, все в порядке. Мне подарили хомячка. В воскресенье ездили в лес за грибами. Нашли три подберезовика.

До свидания.

Катя.

- Письмо Кати начинается с обращения к бабушке. Какое обращение было бы бабушке более приятным?

- Обращение должно быть более ласковым. Тогда письмо принесет бабушке радость.

- О чем еще можно было бы написать в начале письма?

- Подтверждает ли Катя свою мысль «Мы живем хорошо»?

- Какие части включает концовка письма?

- О чем можно было бы написать в концовке письма?

- Можно ли было теплее закончить письмо, выразить свою любовь и доброе отношение к бабушке?

Отредактируйте текст письма.

- Прочитайте, какое письмо получилось.

Какое письмо вам больше нравится и почему?

4. Конструирование письма (по группам).

Дети получают конверты, в которых находятся карточки с разными фразами из письма. Необходимо составить текст письма, расположив карточки в нужном порядке.

5. Оформление письма.

- Существует порядок написания письма:

  1. письмо пишут четким, разборчивым подчерком;
  2. письмо пишут на аккуратном листе бумаги;
  3. письмо можно сопровождать рисунком;
  4. с левого края писчей бумаги оставляют свободное поле шириной до 2,5 см; такие же поля – сверху и снизу;
  5. письмо не пишут сплошным текстом; в нем может быть много абзацных выделений (красных строк).
  1. Итог урока.
  1. Для чего люди пишут письма?
  2. Многие люди сохраняют письма от своих близких и родных, как вы думаете, почему они это делают?
  3. Появилось ли у вас желание написать письмо своим близким или родным?
  4. Как бы вы начали письмо?
  5. Что бы написали в основной части?
  6. Как бы вы его закончили?
  1. Взаимооценка.
  2. Рефлексия.

- А теперь подумайте, какое настроение создал у вас этот урок? Возьмите фломастер любого цвета и нарисуйте свой портрет в маленьком цветочке, что есть у каждого из вас. Давайте посадим эти цветы в деревне Простоквашино, чтобы любое общение с вами приносило Печкину и всем людям праздничное настроение.

VII.Домашнее задание.

- Напишите письмо своим родным и близким.

Рассказывает ученик.

Почтальон.

«Почта» С.Маршак,

«Письмо Неумейке» Я.Аким, «Дядя Федор, пес и кот» Э.Успенский.

Ответы детей.

Это поздравление, в котором Вини – Пух поздравляет своего друга с днем рождения и шлет ему свои пожелания.

Это письмо друзьям.

В нем сообщение о том, как лягушка изобрела способ путешествия на утках, где она побывала и что видела.

В этом письме Тортила желает своему другу быть веселым, дерзким, шумным…

письмо – поздравление, письмо – информация, письмо – пожелание.

Родным, близким, друзьям.

Адресатом – от немецкого слова «адрес» называют получателя письма.

Отправителем – того, кто отправляет.

Предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль.

Учащиеся рассматривают таблицу и читают текст письма.(см.Пртложение)

В нем говорится о жизни в лагере. Все предложения связаны по смыслу и грамматически.

Начало, основная часть, концовка.

По таблице.

Учащиеся имитируют движения.

«Дорогая бабушка!», «Здравствуй, дорогая бабушка!».

О состоянии переписки. Например: «Я давно тебе не писала…»

Да, она пишет о хороших событиях в ее жизни.

Прощание и подпись.

Задать вопросы бабушке. Поинтересоваться ее жизнью и здоровьем.

Можно. Не просто «До свидания», «До свидания, моя дорогая бабушка» и т.д.

Редактируют письмо.

Второе более теплое, в нем больше любви и внимания.

Работают в группах, затем зачитывают то, что получилось.

Ответы детей.

Взаимооценка.

Рисуют.

Приложение.

Как писать письмо.

Схема текста письма

Письмо

1. Начало (зачин) письма:

Дорогие мама и папа!

  1. обращение;
  2. начальная фраза о состоянии переписки.

Получил ваше письмо. Очень рад. И вот пишу вам письмо.

2. Начальная часть письма:

  1. сообщение о новостях.

Расскажу вам, как мне живется в летнем лагере. Живём мы весело: купаемся в реке, загораем, ходим в походы, играем.

У меня много новых друзей…

3. Концовка письма:

  1. вопросы адресату;
  2. просьбы;

  1. приветы;

  1. прощание;
  2. подпись;
  3. дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу).

Как вы живёте? Как ваше здоровье?

Очень вас прошу писать мне почаще.

Передайте от меня привет бабушке и дедушке.

До скорой встречи!

Целую всех и обнимаю.

Ваша дочь Марина.

15 июня 2007 года,

г. Чита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе "Я просто напишу тебе письмо..." Школа России

Проблема развития грамотной устной и письменной речи - одна из самых острых.  Умение учащихся давать полный,  развёрнутый ответ на поставленный вопрос, умение передавать свои мысли и чувства...

конспект урока "Урок письма. Пишем письмо маме"

конспект урока русского языка "Урок письма. Пишем письмо маме" 4 класс по программе "Школа 21 века"...

Технологическая карта урока. Письмо. Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж. Жи пиши с буквой и.1 класс

Конспект урока. Обучение грамоте.Письмо строчной и заглавной букв Ж,ж. Жи пиши с буквой и....

Открытое мероприятие. «Пишем письмо. Письмо на бумаге. Электронное письмо.» в рамках V окружного фестиваля КНИГА СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ.

Письмо - это сокровенное собщение, которое всегда, без исключения, дойдет до адресата... Главное правильно его написать и оформить....

Презентация к уроку "Пишем личное письмо"

Материал к уроку по теме "Пишем личное письмо", который можно использовать в любом классе начальной школы, обучающихся по любому УМК....

Методическая разработка урока "Пишу тебе, моя родная..."

Разработка урока-исследования военных реликвий....