« И вот пишу тебе письмо»
методическая разработка (3,4 класс) на тему
Цели:обогащение речеведческих знаний учащихся посредством ознакомления с эпистолярным жанром как разновидностью текста; знакомство со структурой письма и его стилистическими особенностями; овладение речевым этикетом и культурой выражения чувств; обучение написания письма другу, родным и близким людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_uchitelya.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « И вот пишу тебе письмо»
(написание письма личного характера).
Цели: обогащение речеведческих знаний учащихся посредством ознакомления с эпистолярным жанром как разновидностью текста; знакомство со структурой письма и его стилистическими особенностями; овладение речевым этикетом и культурой выражения чувств; обучение написания письма другу, родным и близким людям.
Оборудование: картинка с изображением почтальона; письма; таблица «Как писать письмо» для каждого учащегося; конверты с деформированными письмами; книги: «Почта» С.Маршак, «Письмо Неумейке» Я.Аким, «Дядя Федор, пес и кот» Э.Успенский; домики для оформления доски.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Весь день решали: 3+2. И повторяли: «Жи» и «ши» пишите только с буквой «и». Ну, а сейчас риторику Мы будем изучать, Все что знаем – повторять, Новое – запоминать. И знания, полученные в жизни применять.
- Ребята! Догадайтесь, кто спешит к нам на урок. У него сегодня много Писем в сумке на боку – Из Ташкента, Таганрога, Из Ростова и Баку. - В каких произведениях, написанных для детей, вы встречались с почтальоном? - Сегодня к нам на урок пришел герой повести Э.Успенского почтальон Печкин. Ребята, а вы знаете, что такое письмо. - Для того чтобы узнать точное значение этого слова, давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова. Письмо. Написанный текст, посылаемый текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разными письмами, с правилами написа7ния письма, узнаем, кому и для чего их пишут, и научимся писать письма своим близким. 1. Какие бывают письма. - В сумке почтальона несколько писем. (Учитель достает первое письмо, детям раздаются остальные.) - Прочитайте письма и определите, кому и для какой цели оно написано. Первое письмо. Дорогой Иа! Поздравляю с днем рождения! Желаю всего-всего хорошего. Желаю много-много счастья. Шлю подарочек – Очень Полезный Горшочек. Твой Пух. Это письмо – поздравление. Второе письмо. Дорогие друзья! Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной. Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках. У меня были свои собственные утки, которые несли меня, куда мне было угодно. Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много съедобных насекомых. Я скоро заеду к вам. До встречи! Лягушка – путешественница. Это письмо – информация. Оно не только несет информацию, но и отражает настроение и характер отправителя. Третье письмо. Юный друг! Всегда будь юным, Ты взрослеть не торопись! Будь веселым, дерзким, шумным. Надо драться, так дерись. Никогда не знай покоя, Плачь и смейся невпопад. Я сама была такою Триста лет тому назад. Черепаха Тортила. Это письмо – пожелание. - Какие бывают письма? - Кому они могут быть адресованы? - Кого мы называем отправителем, а кого адресатом? 2. Особенности текста письма. Структура письма. - Можно ли считать письмо текстом? Почему? - Письмо, как и любой другой текст, имеет три части:
- Но письмо имеет и свои особенности. Оно имеет адресата, ему присущи приветствие, прощание, обращение. Например: «Здравствуй, дорогая бабушка!», «До свидания моя милая сестренка!», «До скорой встречи». В письме употребляются и другие этикетные выражения. Например: «Извините, что вас беспокою», «Прости, что долго не писал». - Докажите, что письмо – это текст. -Какие части, присущие тексту, вы видите в письме? - Что включает в себя начало? -О чем говорится в основной части? Как завершается письмо? - Концовка может содержать много элементов: вопросы родителям, благодарности, просьбы, приветы, подпись, дату. - Не в каждом письме есть все эти элементы. Но вот вопросы адресату, подпись, дата, как правило, всегда бывают в письмах подобного рода. Нередко письма начинаются с благодарности и с вопросов к адресату, а уж потом идет сообщение о себе. Желание узнать, как живут близкие люди, побуждает в каждом письме задавать вопросы. Вопросы – это важная составная часть письма к родителям и близким людям. Физкультминутка. Лист бумаги я возьму И письмо писать начну. Аккуратненько сверну, В конвертик положу. Адрес друга напишу, И на почту отнесу. Жди письма, мой лучший друг, И ответь дать не забудь. 3. Работа по редактированию письма. - Прочитайте письмо. Найдите его начало (зачин), основную часть, концовку. Здравствуй, бабушка! Мы живем хорошо. Не волнуйся, все в порядке. Мне подарили хомячка. В воскресенье ездили в лес за грибами. Нашли три подберезовика. До свидания. Катя. - Письмо Кати начинается с обращения к бабушке. Какое обращение было бы бабушке более приятным? - Обращение должно быть более ласковым. Тогда письмо принесет бабушке радость. - О чем еще можно было бы написать в начале письма? - Подтверждает ли Катя свою мысль «Мы живем хорошо»? - Какие части включает концовка письма? - О чем можно было бы написать в концовке письма? - Можно ли было теплее закончить письмо, выразить свою любовь и доброе отношение к бабушке? Отредактируйте текст письма. - Прочитайте, какое письмо получилось. Какое письмо вам больше нравится и почему? 4. Конструирование письма (по группам). Дети получают конверты, в которых находятся карточки с разными фразами из письма. Необходимо составить текст письма, расположив карточки в нужном порядке. 5. Оформление письма. - Существует порядок написания письма:
- А теперь подумайте, какое настроение создал у вас этот урок? Возьмите фломастер любого цвета и нарисуйте свой портрет в маленьком цветочке, что есть у каждого из вас. Давайте посадим эти цветы в деревне Простоквашино, чтобы любое общение с вами приносило Печкину и всем людям праздничное настроение. VII.Домашнее задание. - Напишите письмо своим родным и близким. | Рассказывает ученик. Почтальон. «Почта» С.Маршак, «Письмо Неумейке» Я.Аким, «Дядя Федор, пес и кот» Э.Успенский. Ответы детей. Это поздравление, в котором Вини – Пух поздравляет своего друга с днем рождения и шлет ему свои пожелания. Это письмо друзьям. В нем сообщение о том, как лягушка изобрела способ путешествия на утках, где она побывала и что видела. В этом письме Тортила желает своему другу быть веселым, дерзким, шумным… письмо – поздравление, письмо – информация, письмо – пожелание. Родным, близким, друзьям. Адресатом – от немецкого слова «адрес» называют получателя письма. Отправителем – того, кто отправляет. Предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль. Учащиеся рассматривают таблицу и читают текст письма.(см.Пртложение) В нем говорится о жизни в лагере. Все предложения связаны по смыслу и грамматически. Начало, основная часть, концовка. По таблице. Учащиеся имитируют движения. «Дорогая бабушка!», «Здравствуй, дорогая бабушка!». О состоянии переписки. Например: «Я давно тебе не писала…» Да, она пишет о хороших событиях в ее жизни. Прощание и подпись. Задать вопросы бабушке. Поинтересоваться ее жизнью и здоровьем. Можно. Не просто «До свидания», «До свидания, моя дорогая бабушка» и т.д. Редактируют письмо. Второе более теплое, в нем больше любви и внимания. Работают в группах, затем зачитывают то, что получилось. Ответы детей. Взаимооценка. Рисуют. |
Приложение.
Как писать письмо.
Схема текста письма | Письмо |
1. Начало (зачин) письма: | Дорогие мама и папа! |
| Получил ваше письмо. Очень рад. И вот пишу вам письмо. |
2. Начальная часть письма:
| Расскажу вам, как мне живется в летнем лагере. Живём мы весело: купаемся в реке, загораем, ходим в походы, играем. У меня много новых друзей… |
3. Концовка письма:
| Как вы живёте? Как ваше здоровье? Очень вас прошу писать мне почаще. Передайте от меня привет бабушке и дедушке. До скорой встречи! Целую всех и обнимаю. Ваша дочь Марина. 15 июня 2007 года, г. Чита. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе "Я просто напишу тебе письмо..." Школа России
Проблема развития грамотной устной и письменной речи - одна из самых острых. Умение учащихся давать полный, развёрнутый ответ на поставленный вопрос, умение передавать свои мысли и чувства...
конспект урока "Урок письма. Пишем письмо маме"
конспект урока русского языка "Урок письма. Пишем письмо маме" 4 класс по программе "Школа 21 века"...
Технологическая карта урока. Письмо. Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж. Жи пиши с буквой и.1 класс
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока. Письмо. Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж. Жи пиши с буквой и.1 класс
Конспект урока. Обучение грамоте.Письмо строчной и заглавной букв Ж,ж. Жи пиши с буквой и....
Открытое мероприятие. «Пишем письмо. Письмо на бумаге. Электронное письмо.» в рамках V окружного фестиваля КНИГА СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ.
Письмо - это сокровенное собщение, которое всегда, без исключения, дойдет до адресата... Главное правильно его написать и оформить....
Презентация к уроку "Пишем личное письмо"
Материал к уроку по теме "Пишем личное письмо", который можно использовать в любом классе начальной школы, обучающихся по любому УМК....
Методическая разработка урока "Пишу тебе, моя родная..."
Разработка урока-исследования военных реликвий....