формирование новой социальной роли.
статья по теме

Харисова Ирина Назимовна

То, что волнует меня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование новой социальной роли ученика, формирование внутренней позиции школьника».

 Освоение новой социальной роли ученика напрямую связан с возрастными изменениями. Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научиться дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

   Правда, забегая вперед, можно сказать, что большинство этих позитивных достижений (в первую очередь тех, которые с особенной заботой культивируются взрослыми в детях этого возраста: организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению и пр.) внешне могут быть утеряны ребенком в подростковом возрасте. Но без этих достижений подростковый возраст носил бы  качественно иной характер, поскольку не имел бы достаточных оснований для нормального развития. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

   В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой совершается приобщение ребенка  к достижениям человеческой культуры, усвоение знаний и умений, накопленных предшествующими поколениями. Усвоение ребенком человеческого опыта происходит и в других видах деятельности: в игре, общении с взрослыми и сверстниками, приобщении к труду. Но лишь в учебной деятельности оно приобретает особый характер и содержание. В процессе осуществления учебной деятельности ребенок под руководством учителя овладевает содержанием  развитых форм общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) и умениями действовать в соответствии с их требованиями.

Учебная деятельность, являясь сложной по содержанию, и по структуре, складывается у ребенка не сразу. Требуется немало времени и усилий, чтобы в ходе систематической работы под руководством учителя маленький школьник постепенно приобрел умение учиться. О сложности этого процесса свидетельствует тот факт, что даже в условиях целенаправленного, специально организованного формирования учебной деятельности она складывается не у всех детей. Более того, специальные исследования показывают, что к концу младшего школьного возраста собственно индивидуальная учебная деятельность обычно еще не сформирована, ее полное осуществление возможно для ребенка только совместно с другими детьми. Учебная деятельность регулируется и поддерживается сложной многоуровневой системой мотивов. У детей поступающих в школу, преобладают социальные мотивы, отражающие внутреннюю позицию школьника, связанную с потребностью ребенка занять новое положение среди  окружающих. Он стал школьником. Эта установка поддерживает в нем желание учиться и поддерживает интерес к учебе. К концу 1 класса включаются следующие группы мотивов. 1.Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом:

-учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений;

-учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач. У нас в классе есть дети, которые радуются, когда до конца понимают какую-то тему. Они от удовольствия потирают руки, улыбаются, даже вскакивают, это очень хорошо. Но есть дети, которые начинают плакать от бессилия перед трудной учебной задачей, вместо того, чтобы с удвоенной силой начинать работать, они сидят и « хлюпают» носами.  К счастью, таких детей мало.

Каждый ребенок моего класса обучен специальному дыханию по снятию стресса. И если дома  с таким ребенком происходит очередная истерика, необходимо ему напомнить, что нужно дышать так, как вы дышите в классе. При этом проговаривать слова, которые мы говорим в классе. Вторая группа мотивов учения связаны с косвенным продуктом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

1)широкие социальные мотивы:

-мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями;

-мотивы самоопределения (понимание значения знаний в будущем, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

2)узколичные мотивы:

-мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получать хорошие оценки);

-престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей);

3)отрицательные  мотивы (избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться).

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом учения, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности, а не вне нее. Поэтому именно организация полноценной учебной деятельности является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее действенных учебно-познавательных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.

К концу младшего школьного возраста отмечается отчетливое снижение учебной мотивации. Это препятствует дальнейшему полноценному процессу обучения. Чтобы этого не происходило, необходимо возникновение позиции учащегося. Что это такое? Позиция учащегося – это умение ребенка устанавливать границы собственных возможностей, определять то, что он знает и умеет, от того, чего не знает и не умеет. Если ребенок объективно оценивает ту оценку, которую получил. Не говорит, что ему поставили незаслуженную оценку, а говорит, что он действительно не знал и получил то, что заслужил, и для того, чтобы в дальнейшем не получать плохих оценок, ему надо много знать. Он приходит домой и под руководством родителя или сам сознательно занимается над темой, которую не доработал, вот это и является позицией учащегося. Итог начального образования – это ребенок, учащий  себя с помощью взрослого, учащийся. Учащийся (в отличии от обучаемого), встречаясь с задачей, способен ответить себе на два вопроса: а) «Я могу или я не могу решить эту задачу?»; б) «Чего мне недостает для ее решения?» Определив, чего именно он не знает, учащийся 9-10 лет умеет обратиться к учителю не с жалобой, а с конкретным запросом на совершенно определенную информацию или способ действия».

  В практике начальной школы проявление позиции учащегося обнаруживается нечасто. Даже в условиях специально организованного развивающего обучения, направленного на формирование у младших школьников полноценной учебной деятельности, она возникает далеко не у всех детей. И все-таки это именно тот новый тип отношений младшего школьника к учению, который делает его истинным субъектом учебной деятельности, так как только позиция учащегося превращает приобретение знаний во внутренне мотивированный, увлекательный и радостный процесс. Возникновению позиции учащегося способствует и работа родителей. Родители постоянно должны следить за тем, как занимается их ребенок. Знать какие трудности он испытывает в процессе учебной деятельности, что ему мешает в учебе.

Помогать в выполнении домашнего задания, но не решать за него домашнее задание. Учить аккуратности во всем. Объяснять, что его ждет в будущем, если он не будет учиться так, как надо. Не говорить при ребенке плохо и с презрением о своих друзьях с высшим образованием, которые учились, учились, а работают где-то  не по своей специальности. А объяснять, что им просто не очень повезло. Говорить нужно о том, что образованные и умные люди не пропадут, всегда найдут свою дорогу к счастливой и радостной жизни. А для этого надо с первых дней учебы в школе заниматься, заниматься и еще раз заниматься. Что учеба для детей – это их самая главная работа. Таким образом, можно и нужно в соответствии с ФГОС освоить  новую социальную роль ученика. Тогда каждый будет учиться с желанием. А это основа формирования внутренней позиции школьника.

                                                                                                           5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы развития ценностно-смысловой ориентации учащихся и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях через личностные универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включ...

Адаптация воспитанников к новым социальным условиям

Брошюра из опыта работы Нейского реабилитационного цетра по адаптации воспитанников....

Особенности новой социальной ситуации пятиклассников

Особенности новой социальной ситуации пятиклассников ...

Театрализация как прием освоения новых социальных ролей в образовательном процессе по иностранному языку в начальной школе

Одним из эффективных методов, обеспечивающих успешную социализацию ребенка является театрализация.Метод театрализации представляет собой взаимосвязь педагогики, методики и театра. Обращение к театраль...

Ранняя профессиональная ориентация в новых социально-экономических условиях

Современные подходы к ранней профориентации детей в новых социально-экономических условиях диктует сама жизнь. ...

Методическая разработка родительского собрания на тему "Коммуникативная компетентность родителей в процессе освоения ребёнком новой социальной роли (на примере формирования орфографической зоркости в 1-4 классах)

     Методическая разработка указанного родительского собрания с презентацией посвящена вопросу формирования орфографической зоркости на примере работы над словарными словами. По...