Занятие учебной группы «Доброе слово» в рамках центра духовно-нравственного просвещения
методическая разработка (2 класс) по теме

Курочкина Любовь Ивановна

Занятие учебной группы "Доброе слово" (2 класс) в рамках дополнительного образования на тему " Слова на века. Спасибо" с презентацией.  Цели занятия:  показать глубокий смысл слова "спасибо", воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon do_spasibo.zip2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новолядинская средняя                                                  

общеобразовательная школа

Тамбовского района  Тамбовской области

392515 п. Новая Ляда, ул. Школьная, 22

тел. 8(4752) 65-31-53

E-mail:rcschool@yandex.ru

Разработка занятия учебной группы «Доброе слово»

по теме «Слова на века. Спасибо.»

2 класс

                                                              Автор разработки: Курочкина Л.И.,

                                        учитель начальных классов

                                                             высшей квалификационной категории

                                                  2010

Тема занятия:  Слова на века. Спасибо.

Цели занятия:

- показать глубокий смысл слова «спасибо»;

- формировать представление о молитве;

- развивать основы мыслительной деятельности: памяти, внимания,

  воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

 - воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность

    чувствовать, понимать себя и другого человека.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Слово – семя, сеющее добро. Словом можно умудрить, исцелить, освятить. Словом можно отравить  душу, посеять зло. Каков язык – такова и душа.

-О каком слове будем говорить, вы узнаете, отгадав кроссворд.

 

2. КРОССВОРД

1)Я найду слова везде:

   И на небе, и в воде.

   На полу, на потолке,

   На носу и на руке.

   Вы не слышали такого?

   Не беда! Играем в …( слово)!

2,3) Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/. 

4) Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … /здравствуйте/.

5) Приходим в дом к друзьям, желая счастья им, мы говорим: «…  (Мир вашему дому!)

6) И дорогому Букварю я говорю: …«Благодарю»

7) Уходя, на прощанье говорим ….«до свиданья»

(получилось слово СПАСИБО)

- Что означает это слово?

- Узнаем  как объяснили это слово мама и дочка из рассказа Бориса Ганаго «На скамейке»

3. ЧТЕНИЕ 1 отрывка.

На скамейке в парке сидел одинокий старичок. Рядом присели отдохнуть мама с маленькой дочкой. Старичок угостил девочку конфеткой. Та, умница, сразу сказала ему:

 - Спасибо.

 Старичок поинтересовался:

 -Что за слово ты мне сказала?

Девочка подумала, что дедушка не расслышал её, и повторила:

 -Спасибо.

Но тот опять спросил:

 -А что означает это слово?

Девочка пожала плечами:

 -Меня так мама учила говорить, и папа.

 -Очень хорошо, милая. Но понимаешь ли ты, что сказала?

Тут мама пояснила:

-Дочка поблагодарила вас за конфетку. Так делают все воспитанные люди.

- Сравним объяснение мамы и наши  высказывания.

-А теперь прочитаем объяснение  дедушки.

4.ЧТЕНИЕ 2 ОТРЫВКА.

     -Да, да, конечно. Но слово это особенное. Это не просто благодарность. Раньше эти слова были молитвой, полностью она звучала так: «Спаси тебя Бог». Ты мне сделал добро, и я молю Господа,  чтобы Он спас тебя для вечной жизни: «Спаси Бог». Потом люди стали забывать про Бога, и всего одна буква исчезла. Все привыкли говорить: «спаси-бо». Что это? «Спаси» - ясно, а что такое «бо»?

      Теперь уже дедушка недоуменно пожал плечами и вздохнул:

      -Люди часто забывают про Бога. Живут, как им вздумается, а так и погибнуть недолго. Вои поэтому те, кто помнит о Творце, и молятся друг за друга: «Спаси тебя Господи. Спаси тебя Бог». А когда человек говорит, сам  не понимая что, то это не молитва получается, а что- то другое. Не правда ли?

-Что нового вы узнали о слове «СПАСИБО»?

5.ЧТЕНИЕ 3 ОТРЫВКА.

         Дедушка склонил перед своими слушательницами голову:

-Вы простите меня. Совсем я вас заговорил. Но мне бы хотелось, чтобы такая светлая душа, как ваша дочурка, помолилась обо мне.

          Старичок с трудом встал со скамейки, ещё раз поклонился и, опираясь на тросточку, пошёл по пустынной аллее.

 -Спаси вас Бог, - сказала ему вслед девочка.

-С какой просьбой обратился дедушка?

- Почему?

- Прочитайте последнее предложение?

- Что можете сказать о девочке?

6.Составление характеристики  дедушки и девочки.

-Из данных слов выбрать слова, характеризующие героев.

(добрый, грубый, злой, внимательный, заботливый, равнодушный)

( капризная, сердечная, добрая, скромная, …)

7.ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ 2 ЧАСТИ

- Почему дедушка недоуменно пожал плечами?

«СПАСИ ТЕБЯ БОГ» - эта молитва имеет огромную силу. Когда человек молится за ближнего своего, в сердце зажигается и крепнет огонек веры.

     Сила наших молитв в вере в то, что Бог всемогущ. И Бог обязательно услышит вас.

 

Приведите  примеры.( Молитва Герды из сказки «Снежная королева», старец Сампсон, …

В подтверждение всего сказанного мне  хочется прочитать отрывок из рассказа Бориса Ганаго «Огонек веры»

        Девочка Леночка  жила с бабушкой,  которая учила её молиться и всем сердцем верить в Бога…

      Шли годы… Бабушка умерла. Лена повзрослела,  вышла замуж и родила сына. Когда началась война, муж ушёл на фронт, и ей пришлось одной управляться с маленьким Ваней. В трудные минуты по привычке, заложенной в неё бабушкой, она говорила:

        - Господи, помоги!

        Однажды, ей понадобилось сходить на рынок за покупками.  Лена завернула малыша в одеяло, поручила домашнему псу Трезора его охранять, перекрестилась и произнесла своё обычное:

        - Господи, спаси и сохрани.

        Рынок был недалеко, и Лена надеялась вернуться, пока Ваня спит. Но не успела она сделать покупки, как раздался  гул самолётов. Начался очередной фашистский налёт. Почти задевая крыльями крыши, штурмовики расстреливали безоружных людей. Все бросились врассыпную, а Лена побежала к дому.

        Ещё издалека она увидела, что бомба попала в хлебный магазин. Но он же совсем рядом с её домом! И несчастная женщина закричала:

        - Господи, спаси Ванечку!  Господи, сохрани!

        Все стёкла в доме выбило взрывной волной, а ведь  Ваня спит у самого окна! Торопливо  открыв двери, Лена вбежала в комнату и замерла…  На детской кроватке лежал большой осколок от бомбы. Но где же её сынок? Взгляд метнулся в дальний угол.  А там…  На полу спокойно спал завёрнутый в одеяло мальчик, а большой лохматый пёс закрывал его собой.

       Лена бросилась их целовать. Потом, придя в себя, она подошла к иконе Спасителя, упала на колени и от всего сердца прошептала:

       -Слава Тебе, Господи! Слава Тебе!

-Что вы хотите сказать? Поделитесь своими впечатлениями?

-Какими  словами заканчивается рассказ?  Почему?

Итог

- Что узнали нового?

Слово «Спасибо» раньше было молитвой, полностью звучала так: «Спаси тебя Бог»,  а молитва имеет огромную силу.

-Каким становится человек, который искренне молится? (добрым, заботливым,   внимательным, великодушным, милосердным)

В его душе всегда живут ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ.

И пусть в вашем сердце всегда горят огоньки  веры, надежды,  любви к Богу.

-Раскрасьте  огонек на рисунке и подарите эти сердечки вашим родителям,

Расскажите  своим родителям,  что означает слово  «СПАСИБО».

Литература:

1. Борис Ганаго.  Детям о молитве.  Рассказы для детей . -  4-е изд., -  Минск.: Белорусский Экзархат, 2007

 

2. Борис Ганаго  Детям о душе.  Рассказы для детей . -  4-е изд., -  Минск.: Белорусский Экзархат, 2007

3.Андерсен Х.К. Самые красивые сказки. – М.: «Махаон», 2008

БОРИС ГАНАГО

НА СКАМЕЙКЕ

1. На скамейке в парке сидел одинокий старичок. Рядом присели отдохнуть мама с маленькой дочкой. Старичок угостил девочку конфеткой. Та, умница, сразу сказала ему:

      - Спасибо.

     Старичок поинтересовался:

      -Что за слово ты мне сказала?

Девочка подумала, что дедушка не расслышал её, и повторила:

      -Спасибо.

Но тот опять спросил:

      -А что означает это слово?

Девочка пожала плечами:

      -Меня так мама учила говорить, и папа.

      -Очень хорошо, милая. Но понимаешь ли ты, что сказала?

Тут мама пояснила:

     -Дочка поблагодарила вас за конфетку. Так делают все воспитанные люди.

2.-Да, да, конечно. Но слово это особенное. Это не просто благодарность. Раньше эти слова были молитвой, полностью она звучала так: «Спаси тебя Бог». Ты мне сделал добро, и я молю Господа,  чтобы Он спас тебя для вечной жизни: «Спаси Бог». Потом люди стали забывать про Бога, и всего одна буква исчезла. Все привыкли говорить: «спаси-бо». Что это? «Спаси» - ясно, а что такое «бо»?

      Теперь уже дедушка недоуменно пожал плечами и вздохнул:

      -Люди часто забывают про Бога. Живут, как им вздумается, а так и погибнуть недолго. Вот поэтому те, кто помнит о Творце, и молятся друг за друга: «Спаси тебя Господи. Спаси тебя Бог». А когда человек говорит, сам  не понимая что, то это не молитва получается, а что- то другое. Не правда ли?

 3.  Дедушка склонил перед своими слушательницами голову:

           -Вы простите меня. Совсем я вас заговорил. Но мне бы хотелось, чтобы такая светлая душа, как ваша дочурка, помолилась обо мне.

          Старичок с трудом встал со скамейки, ещё раз поклонился и, опираясь на тросточку, пошёл по пустынной аллее.

          -Спаси вас Бог, - сказала ему вслед девочка.

Тема нашего занятия «Слова на века».

Сегодня мы читали рассказ  Бориса Ганаго «На скамейке».

- Что узнали из рассказа? (Мы узнали глубокий смысл слова «СПАСИБО». Это не просто слово благодарности. Раньше эти слова  были молитвой, полностью она звучала так: «СПАСИ ТЕБЯ БОГ».

 Потом люди  стали забывать про Бога, и всего одна буква исчезла. Все привыкли говорить  «спаси-бо».  Что это?  «Спаси» - ясно, а что такое «бо»?

 Но те кто помнит о Боге, молятся друг за друга: «Спаси тебя Господи. Спаси тебя Бог.

 Ведь когда человек молится не только за себя, но и за ближнего своего, он сам становится  лучше, чище, добрее, милосерднее. И в душе его всегда живут вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и ближнему своему)

   В знак того, что и в наших душах тоже будут гореть   огоньки веры, надежды, любви, мы раскрасили  огоньки в сердечках, и эти сердечки  хотим  подарить Вам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема « Духовно – нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности через курс « Добрый мир».

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как б...

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию, осуществляемому в рамках деятельности кружка «Капельки добра»

Ребята учатся уважать традиции своего народа, уважать нравственные нормы христианской морали, проявляют свои творческие способности. У них  формируется понятие о русской традиционной культуре как...

Воспитательный потенциал школьных традиций. Реализация воспитательной цели на уроках как одна из школьных традиций в рамках реализации духовно-нравственной программы.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной  системы. Учение должно иметь для ребенка личностный смысл, затрагивать его эмоциональ...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» В мире добра

Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения МБУСОШ №1 г. Советский в соответствии с Федеральным государственным образовательным ст...

Конспект занятия на тему "Добрые слова на букву Д"

Цель занятия:  раскрыть значения Добрых слов на букву Д . Расширить понятийный аппарат в области человеческих отношений. Сформировать у детей понятие «дружелюбие»,  &la...

«Использование ИКТ на занятиях в группе продленного дня в рамках реализации ФГОС»

Использование информационно-коммуникационных технологий открывает широкие возможности в практической деятельности воспитателя группы продленного дня и органично дополняет традиционные формы работы вос...