Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"
методическая разработка (1 класс) по теме

 

Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа № 9 имени И.С. Фрадкова»

(МОУ «Средняя школа № 9»)

Утверждаю

Директор школы: ___________                                                           Колоколов А. В.                                                                                       «___» _______ 20___ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

 ПРОГРАММА

«СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ»

Руководитель: Харламова

Ирина Александровна

учитель начальных классов

____________________1 год___________________

(сроки реализации)

 Рассмотрено  на  методическом                                                                    Принята  на  педагогическом                            

 совете школы                                                                                                   совете школы

        

Протокол  №_____ от «___»______ 20___ г.                                                Протокол  №____ от «___»______ 20___ г.


Данная образовательная программа имеет

следующую структуру:

  1. Титульный лист с указанием протокола принятия и приказом об утверждении.
  2.  Пояснительная записка, содержащая ссылку на нормативно-правовую документацию, цели и задачи курса.
  3. Требования к уровню подготовки дошкольников, выражающих в формировании универсальных учебных действий.
  4.  Структура курса (учебный план).
  5. Тематическое планирование.
  6.  Приложение.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа № 9 имени И.С. Фрадкова»

(МОУ «Средняя школа № 9»)

Принята

на педагогическом совете

протокол  №______

от «___»_____________ 20____ г.

                               Утверждаю:

Директор школы: ________________

                                Колоколов А. В.

 от «___»_______________20____г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

дополнительной общеобразовательной

  общеразвивающей программы

Наименование дисциплин

Количество часов

на период реализации программы

1. Подготовка к обучению грамоте и развитие речи

20

2. Занимательная математика

20

3. Коррекционно-развивающие занятия с логопедом

10

4. Английский язык для малышей

8

5. Искусство ИЗО и Технология

12

6. Психогимнастика и «сказкотерапия»

(Занятия с психологом)

10

Итого:

80

Пояснительная записка

 Одной из наиболее актуальных проблем в современном начальном образовании является проблема подготовки детей к школе, которая достаточно успешно решается педагогами нашей Студии, имеющими большой стаж работы по данному направлению , прошедшими курсовую подготовку в 2012 году по «Реализации требований Федеральных Государственных Стандартов».

 Работа по подготовке детей к школе в студии «Ступеньки к школе» строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования:

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года;

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена Федеральным координационным советом 17.06, 2003);

Примерная общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста. (Разработчики Т.И.Алиева, Т.Н. Доронова и др. – М., 2008 г.)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. №655 «Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Предшкольное образование обеспечивает создание благоприятных условий для подготовки детей к школе.

Основные цели  предшкольного образования:

-разносторонне подготовить детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательных учреждениях разных видов;

-выявить и развить у детей творческие способности; сохранить и укрепить здоровье ребёнка;

-пробудить у ребёнка любознательность, исследовательские интересы и сформировать на этой основе умение учиться;

-развить в будущих школьниках инициативность и самостоятельность;

-развить коммуникативные способности и социальные навыки;

-психологически подготовить ребёнка к последующему школьному обучению.

         Достижение поставленных целей предшкольного образования обеспечивается в студии решением следующих задач:

- создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для интеллектуального, физического, психического развития детей дошкольного возраста;

-своевременное обследование и выявление детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии;

- осуществление индивидуально – ориентированной педагогической, психологической помощи детям.

В студии открыты группы по комплексной подготовке детей к школе  (5 – 6 лет), занятия проводятся 1 раза в неделю по субботам в течение  учебного года (с октября по май), а также индивидуальные занятия с педагогом по данному направлению.

Работа педагогов студии  нацелена на:

- «познавательно – речевое развитие»: комплексное развитие всех сторон устной речи, подготовка к освоению письменной речи (письмо и чтение); содействие развитию познавательных интересов; содействие интеллектуальному развитию; формирование элементарных математических представлений;

- «социально – личностное развитие детей»: содействие становлению у детей ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотивации учения; формирование способности произвольного регулирования деятельности, ответственного отношения к решению поставленной цели.

Решение поставленных целей и задач обеспечивает учебно – методический комплекс разработанный педагогами, где ведущей целью подготовки к школе является формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка. Особое внимание уделяется таким важнейшим сторонам готовности ребенка к обучению, как умение точно воспринимать и выполнять задание, запоминать последовательность действий, необходимых для его выполнения, развитие мелкой моторики, зрительно моторных координаций и фонематического восприятия.

На переменах между занятиями с детьми работает психолог. В работе используются игры и упражнения на развитие межполушарной ассиметрии мозга, развитие слуховой и зрительной памяти, мыслительных операций, распределения, концентрации и устойчивости внимания. Заканчивается переменка играми, нацеленными на снятие мышечного и эмоционального напряжения.

В программе указаны основные требования к предшкольному образованию, которые реализуются в нашей студии:

– ведущая роль отводится игровой деятельности. Под игровыми технологиями мы понимаем конкретные приемы и средства дидактической игры, используемые в образовательном процессе;

– нацеленность на личностно - ориентированное познавательное и социально - личностное развитие ребенка (наша идея: обеспечивать ребенку образование только по тем направлениям познавательного развития, по которым он еще не достиг уровня готовности к обучению в школе).

         Реализация данной деятельности позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе.

 

Формирование универсальных учебных действий

Уровень формирования  универсальных учебных действий учащихся дополнительной образовательной программы «Ступеньки к школе», как предпосылка к формированию  универсальных учебных действий  у первоклассников

ФГТ соответствуют  Концепции дошкольного воспитания,  провозгласившей идею самоценности дошкольного периода, и Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

В школах с первого сентября  2011года введены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. Данные нормативные документы (Федеральные государственные образовательные стандарты и Федеральные государственные требования) направлены на обеспечение подлинной преемственности двух подсистем образования: детского сада и школы, которая достигается, в первую очередь, за счет преемственности самих программ, условий их реализации и адекватных для каждого возраста результатов освоения.. В связи с переходом детского сада и начальной школы на новые стандарты образования, вопрос формирования универсальных учебных действий приобретает особое значение.

В программе «Ступеньки к школе» универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от её специально-предметного содержания, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.

Преемственность между дошкольным образованием и начальным звеном обучения является одним из основных факторов, обеспечивающих эффективность образования. Программа «Ступеньки к школе» является переходным звеном между дошкольным учреждением и начальной школой.

Основанием преемственности образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий.

К основным видам универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, можно отнести: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Личностные действия

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  •  личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  •  смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;
  •  нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия

Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  •  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
  •  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  •  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  •  оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  •  саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  •  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  •  структурирование знаний;
  •  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  •  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  •  смысловое чтение как осмысление цели чтении и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
  •  понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  •  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  •  моделирование  – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные  характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  •  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественны);
  •  синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  •  выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  •  подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно- следственных связей;
  •  построение логической цепи рассуждений;
  •  доказательство;
  •  выдвижение гипотез и их обоснование.
  • постановка и решение проблемы:
  •  формулирование проблемы;
  •  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками  и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  •  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  •  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  •  разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  •  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
  •  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Следует заметить, что портрет выпускника детского сада по  основным позициям так же совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги детского сада и школы формируют у детей одни и те же качества личности.

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника.

Критерии сформированности внутренней позиции школьника таковы:

Критерий  Я хочу учиться! (мотивация)  Характеризует положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

Критерий  Я готов к познанию! (интерес к новой информации)

Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых,  в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии содержательного представления о  подготовке к школе.

         Критерий Я – субъект детского сообщества! (умение работать в коллективе)

Предпочтение коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отмены  дошкольных способов поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).

Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки   регулятивных универсальных учебных действий:

  •  умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  •  умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

В сфере  формирования коммуникативных универсальных учебных действий предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • желательно эмоционально позитивное  отношение к  процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению,
  • умение слушать собеседника.

Важно отметить тот факт, что предпосылки универсальных учебных действий  дошкольника находят свое развитие на начальной ступени образования.

Логопедическая и психологическая коррекционная направленность курса

         В связи с увеличением запросов родителей на логопедическую помощь, увеличивается образовательная потребность в коррекции нарушений речи у будущих первоклассников. Поэтому в программе «Ступеньки к школе» особая роль уделяется именно логопедическим занятиям и занятиям с психологом.

Развитие речи у детей является одним из основных направлений воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Речь занимает важное место в развитии ребенка. Посредством родного языка ребенок адаптируется в социуме. При этом, речь ребенка, является важным показателем его психического развития. Психология речевого развития опирается на выдвинутый отечественными психологами (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия и др.) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий её ведущую роль в опосредовании психических процессов. Речь, являясь формой отражения объективной реальности, представляет собой, по выражению И.П. Павлова, «высший регулятор человеческого поведения». Если условия развития речи в возрасте 4-х – 6-ти лет неблагоприятны, то развитие речи детей настолько искажается, что в дальнейшем не всегда удается в полном объеме сформировать полноценную речь.

Развитие речи детей подчинено общим закономерностям формирования функциональных систем организма. Несмотря на то, что ребенок родился с готовыми к функционированию органами артикуляции, необходим длительный подготовительный период, прежде чем он овладеет возможностью произносить членораздельные звуки речи. Развитие речи – процесс индивидуальный. Но, если к 2,5- 3 годам ребенок не произносит ни одного слова, родителям следует обратить на это особое внимание. Данное состояние речевой деятельности ребенка специалисты характеризуют как задержку речевого развития. Дети с задержкой речевого развития (далее ЗРР) имеют характерные особенности, как в когнитивной, так и в личностной сфере. Внимание детей с ЗРР характеризуется неустойчивостью, недостаточной произвольностью и концентрацией, трудностями в планировании своих действий. Страдает и коммуникативная функция речи. Среди «непринятых» и «изолированных» чаще всего оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии «не успешности» во многих видах деятельности.

Таким образом, задержка речевого развития у детей, клиническое заключение  по которому дает врач невролог, - серьезный повод для обращения к логопеду, дефектологупсихологу. Логопед поможет определить причину задержки речевого развития ребенка и выработать тактику совместных действий с родителями и врачами. Психолог и дефектолог дадут советы родителям по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка.

В школе работают высококвалифицированные специалисты по формированию и развитию речи детей. Занимали призовые места в конкурсах «Профессиональное мастерство педагогов специального (коррекционного) образования».

В работе по развитию речи детей с множественными нарушениями развития логопеды, дефектологи, психологи используют наиболее актуальные походы к построению учебного плана Перкинс Школы. На этапе автоматизации звуков логопеды активно используют собственную подборку интересных и понятных по содержанию для детей Скороговорок, сопровождающуюся иллюстрированным материалом или разыгрыванием мини-сказок.

При проведении коррекционной логопедической работы специалисты формируют коммуникативную, обобщающую (которая выступает как средство мышления) функцию речи, которые формируются в тесном единстве, а так же (что наиболее важно для детей СДВГ, РДА) регулирующую функцию речи, которая в норме возникает к концу дошкольного возраста.

Детский психолог – человек, обладающий фундаментальными знаниями в области психологической науки. Ориентируется в сфере теоретического знания, владеет понятийным аппаратом науки, знаком с основными направлениями отечественной и зарубежной психологии, владеет необходимыми приемами и навыками практической работы. Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX века. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В.Прейера «Душа ребенка». В детский психолог использует знания смежных наук: генетической психологии и педагогической психологии. Свой вклад в становление детской психологии внесли К.Д.Ушинский, Ч.Дарвин, И.М.Сеченов, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин и др. Эти теории и концепции являются основной методолгической базой и положены в основу работы психологов нашего центра. Ранний и дошкольный возраст являются очень сложными для работы детского психолога. С одной стороны, дети еще сильно привязаны к матери, а с другой – именно в этом возрасте происходит становление основных личностных структур, психических процессов, развиваются творческие способности ребенка родители уже не в состоянии обеспечить необходимый уровень развития и обучения, и в воспитание ребенка включаются специалисты. Детский психолог должен обладать навыками общения и работы с ребенком. Детскому психологу необходимо правильно организовывать формирование привязанности ребенка к новым взрослым, обеспечивать защищенность и психологическую поддержку ребенка, учитывать особенности протекания возрастных кризисов развития.

Наш психолог работает в индивидуальном и групповом формате. Занятия направлены на развитие и коррекцию познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностной сферы. Коррекционно-развивающая работа психолога охватывает разные категории детей, но большая направленность идёт на детей с нарушениями речи. Эффект психокоррекционной работы зависит в значительной мере от того, насколько задействована эмоциональнальная сфера ребенка, насколько адекватен исходный эмоциональнальный тонус ребенка, насколько психологу удается вовлечь ребенка в общность ситуативных переживаний, преодолеть у него страх неуспеха и страх новизны.

Основной принцип детских психолога студии «Ступеньки к школе» - принцип гуманного отношения к ребенку. Создание каждому ребенку необходимых условий, при которых тот сможет максимально развить свои способности.

В своей деятельности психологи используют следующие методы и приемы:

В качестве основного помощника детского психолога - куклы. «Игрушки – не только забава, но также мощное средство психического развития ребенка». Песочная терапия — это метод психологической помощи детям. Благодаря этому методу, у ребенка развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира. Песочная терапия помогает развивать у детей память, внимание и пространственное воображение.

Цветовая психология и арт-терапия шедеврами искусства.

Проведение занятий с использованием КТ для развития познавательных способностей ребенка, направленных на развитие сенсомоторики, внимания, памяти и мышления.

Психолог проводит коррекционно-развивающие занятия по программам: «Скоро в школу», «Юным умникам и умницам», «Формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей 6-7 лет», «Помощь детям в преодолении привязанности к родителям» и др.



Предварительный просмотр:

Республика Карелия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа № 9 имени И.С.Фрадкова»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

«СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ»

                   

                   Составитель:      

   Харламова

 Ирина Александровна

учитель начальных классов

                                                                                                                                                     

г. Петрозаводск

2016 – 2017  учебный год


Развитие речи

и подготовка к обучению грамоте

Пояснительная записка

Цель программы

Комплексное развитие познавательной речевой деятельности детей.

Задачи программы:

  •  развитие умений говорения и слушания, формирование опыта
  • чтения слогов;
  • развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи
  • и речи окружающих;
  • обогащение активного и пассивного словаря;
  • развитие грамматического строя речи,  умений связной речи
  • с опорой на речевой опыт ребёнка;
  •  развитие фонематического слуха,
  • совершенствование звуковой культуры речи детей;
  • обучение звуко-слоговому анализу слов;
  •  развитие мелкой моторики руки.

УМК          М. А. Васильева, В.В.Гербова  « Школа Семи Гномов» -

                 учебник-тетрадь для дошкольников 6-7 лет.

             М.: « МОЗАЙКА - СИНТЕЗ», 2010 год.

        

                 М. А. Васильева, В.В.Гербова  « Школа Семи Гномов» -

             тетрадь для дошкольников 6-7 лет.

             М.: « МОЗАЙКА - СИНТЕЗ», 2010год.

             Т.Р. Кислова « По дороге к Азбуке» -                            

             методические рекомендации                                                            

            ( под научной редакцией  М. А. Васильевой, В.В.Гербовой).

            М.: «МОЗАЙКА - СИНТЕЗ », 2011 год.

По плану: 20 ч.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:
  • обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
  • обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре;
  • обучение составлению рассказа-описания,
  •  рассказа по сюжетной картинке,  по серии картинок;
  •  «чтение» и составление слогов и слов
  •  с помощью условных звуковых обозначений.

  1. ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА:
  • обогащение словарного запаса детей;
  •  создание условий для употребления новых слов в собственной речи            (конструирование словосочетаний и предложений).

  1. РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ:
  •  знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука,
  •  его условным обозначением;
  • знакомство с классификацией звуков: гласные и согласные звуки;
  •  твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные.

  1. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:
  • выделение звука в начале, конце и середине слова,
  •  определение положения звука в слове;
  • выделение в слове гласных звуков,
  • согласных звуков: твёрдых и мягких,  звонких и глухих согласных.

  1. ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ:
  •    звуковой анализ состава слогов и слов;
  •    дифференциация понятий «звук» и «буква»;
  •    соотнесение букв и звуков.

6. РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ

    (штриховка, обведение по контуру).


Тема

Срок

1.

 Слова. Звуки. Буквы. Гласные буквы.

Знакомимся с нашими героями. Игрушки.

октябрь

2.

Гласные звуки и буквы. Положение гласного звука в слове.

Осень. Овощи и фрукты.

3.

Согласные звуки и буквы. Положение согласного звука в слове.

Одушевлённые и неодушевлённые предметы.

4.

Твёрдые и мягкие согласные. Слог. Положение слога в слове.

Геометрические фигуры.

5.

Деление слов на слоги. Определение количества слогов в слове.

Дикие и домашние животные.

ноябрь

6.

Гласные и согласные звуки и буквы.

Времена года.

7.

Твёрдые и мягкие согласные.

Игра «Сделай слог мягким».

декабрь

8.

Гласные звуки и буквы. Положение гласного звука в слове.

Образование слога. Рифма. Зима. Звери.

9.

Слог. Слово.

Одежда и обувь. Головные уборы.

10.

Звуковой состав слова. Игра «Дорисуй букву».

Загадка-описание.

январь

11.

Положение слога в слове. Ребусы.

Домашние животные.

12.

Количество слогов в слове. Схемы слов. Игра «Волшебный кирпичик».

Птицы.

февраль

13.

Ударение. Ударный слог.

Животные жарких стран.

14.

Звонкие и глухие согласные звуки. Слог и слово. Учимся составлять слова из слогов. Дикие животные.

15.

Звонкие и глухие согласные звуки. Словообразование.

Игра «Буква заблудилась».

март

16.

Шипящие согласные звуки. Цепочки слов. Игра «Зеркальные буквы».

Город и безопасность в городе.

17.

Шипящие согласные звуки. Читаем слова.

Весна.

апрель

18.

Шипящие согласные звуки. Читаем слова. Игра «Назови предмет».

Садовые и полевые цветы.

19.

Пишем слова. Слог. Ударение. Игра «Узнай и напиши букву».

Насекомые.

20.

Игра «Путешествие в страну «Азбука»».

Прощаемся с нашими героями.


Математика

Пояснительная записка

Цель программы:

  • комплексное развитие личности ребёнка,
  • развитие математических представлений, мышления,
  • творческих способностей детей, их интереса к математике.

Задачи программы:

  • формирование мотивации учения, ориентированной
  •  на удовлетворение познавательных интересов,
  •  радость творчества;
  • увеличение объёма внимания и памяти;
  • формирование мыслительных операций
  •  анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);
  • развитие образного и вариативного мышления, фантазии,
  •  воображения, творческих способностей;
  • развитие речи, умение аргументировать свои высказывания,
  • строить простейшие умозаключения;
  •  выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями,         устанавливать правильные отношения
  •  со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
  • формирование умений планировать свои действия,
  • осуществлять решение в соответствии с заданными правилами
  • и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей

с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

УМК          Е.В. Колесникова. Рабочая тетрадь «Я считаю до 10» (5-6 лет).

                  М.,  Творческий центр, 2010.

Е.В. Колесникова. Методическое пособие «Математика для дошкольников».

(Сценарии учебно-практических занятий по развитию математических представлений). М., Гном – Пресс, 1999.

По плану: 20 ч.


ТЕМА

 СРОК

1.

Понятие числа и цифры. Число и цифра 1. Прямой счёт до 10

октябрь

2.

 Знаки «+», «=». Число и цифра 2. Геометрические фигуры.

3.

Число и цифра 3. Логические задачи. Прямой и обратный счёт до 10.

ноябрь

4.

 Знаки «+», «=». Число и цифра 4. Ориентирование на листе бумаги.

5.

Число и цифра 5. Арифметические задачи на сложение.

декабрь

6.

Число и цифра 6. Арифметические задачи на сложение. Сравнение предметов по длине.

7.

Знаки «<», «>», «=». Сравнение предметов и чисел. Треугольник.

январь

8.

Соотнесение числа и количества предметов. Сравнение чисел. Понятие «пара».

9.

 Знак “ - “ . Задачи на вычитание. Число и цифра 0.  Группирование геометрических фигур по признаку. Счёт парами.

10.

Знаки «<», «>», «=». Логические задачи на сравнение предметов.

Число и цифра 7. Порядковый счёт. Прямоугольник.

11.

Состав числа 7. Нумерация. Решение логических и арифметических задач. Выбор арифметических действий.

Число и цифра 8.

февраль

12.

Счёт предметов до 8. Состав числа 8. Деление целого на части. Решение задач на сложение и вычитание. Овал. Ориентирование в пространстве «перёд – зад».

13.

Сравнение чисел. Порядковый счёт. Распознавание геометрических фигур. Арифметические и логические задачи.

Число и цифра 9.

14.

Число и цифра 10. Понятие двузначного числа. Ориентирование на листе в клетку. Нумерация в пределах 10. Состав числа 10.

15.

Числовые выражения. Состав чисел в пределах 10.Арифметическ. и логические задачи. Конструирование.

март

16.

Числовые выражения. Состав чисел в пределах 10.Арифметическ. и логические задачи. Конструирование. Сравнение чисел.

17.

Классификация предметов по заданному признаку. Решение логических и арифметических задач.

18.

Конструирование. Сравнение чисел. Состав числа 10. Ориентирование в пространстве « вверх-вниз, вправо – влево».

апрель

19.

Классификация предметов по заданному признаку. Понятие «право – лево». Счёт парами.

20.

Решение логических и арифметических задач. Состав чисел в пределах 10. Повторение и обобщение.


Искусство. Музыка.

Пояснительная записка

(8 часов)

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнило впоследствии. важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее почувствовать.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера. совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве жизни.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения рачью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

Для музыкального развития ребенка, важно использовать полноценную в художественном отношении музыку это, прежде всего классика и народные произведения.

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.


Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально – образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Основные направления программы:

  1. Развитие творческих способностей в различных видах деятельности.
  2. Духовное развитие детей через общение с окружающими, формирование творческой личности с богатым воображением и личной инициативой.

Главная задача: заинтересовать детей музыкой, эмоционально увлечь их, «заразить» любовью к музыке. Интерес к музыке, увлеченность – это обязательное условие для того, чтобы она подарила детям свою красоту, свою воспитательную и познавательную роль. Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, наша задача помочь малышам не только смотреть внимательно, но и слушать.

В программе мы используем весь материал, стараемся поднести на детском восхищении. Она составлена на основе знания возрастных психологических особенностей ребенка, музыкально – дидактических принципов и принципов развивающего обучения:

  1. Увеличение объема изучаемого материала;
  2. ускорение прохождения некоторой части материала;
  3. установка на творческую активность детей.

Используя данные принципы,  удается решить все учебные задачи, опираясь, прежде всего на творческую активность детей, в сотрудничестве с педагогом и родителями.

        Программа рассчитана на детей с любыми музыкальными данными. Она позволяет развить слабых, сделать сильными средних, и раскрывать творческий потенциал перспективных детей.

        Без музыкального воспитания не возможно полноценное умственное развитие ребенка». Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна…любителями и знатоками не рождаются, а становятся» (Д.Б. Шостакович).


        Это высказывание является базисом нашей программы по музыкальному воспитанию, потому что оно отражает основной взгляд на музыкальное воспитание. Ребенку музыка нужна для его личностного развития и роста, нужна как воздух и вода у каждого явления на земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Помогать человеку, приводить свой внутренний мир в состоянии гармонии, равновесия, радости и полета, а также служить средством общения. Музыка участвует в беседе, рассказывает о мире, человеке, с помощью языка звуков и интонаций. Музыкальный язык весьма сложный, а значит, и разговаривать на этом языке надо начинать как можно раньше. Наша программа нацелена на приобщение к миру классической музыки с раннего возраста. Чтобы овладеть музыкальным языком, чувствовать и осмысливать выразительность музыкальной речи, ребенок должен находиться в музыкальной среде, накапливать опыт восприятия музыкальных произведений. Опираясь на закономерности восприятия музыки детьми дошкольного возраста, исходили из следующих положений:

  • Для успешного развития врожденных задатков как можно раньше приобщать ребенка к миру музыки.
  • Восприятие музыки должно базироваться, прежде всего, на эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства и лишь затем подключатся сознание. В искусстве, особенно в музыке ребенку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Так как  в дошкольном детстве, многие музыкальные впечатления ребенок получает не столько от музыки, сколько от эмоциональной реакции взрослого. Поэтому преподаватель музыки должен не только любить музыку, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, но и понимать самоценность дошкольного периода детства, помочь войти ребенку в мир музыки.
  • Накопление слуховых впечатлений должно быть связано с непосредственным восприятием всех средств музыкальной выразительности.

Ребенок с раннего детства должен воспринимать музыку различных стилей и жанров.

Учитывать проблемы доступности музыкальных произведений восприятию ребенка, где критерием является соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка.

Раннее развитие – это и есть такой фундамент. мы пытаемся сделать его крепким с самого начала потому, что невозможно сначала строить фундамент, когда знание уже


готово. Мы не ставим задачу подготовить будущих музыкантов, эта задача превосходит возможности детского сада. Мы говорим о пробуждении интереса в самом «впечатлительном возрасте». И даже если ребенок не станет музыкантом, он обязательно будет грамотным, разборчивым слушателем, ценителем хорошей музыки.

Учебно-тематический план предмета «Искусство. Музыка»

(8 часов)

  1. п/п
  1. Тема урока
  1. Кол – во
  2. часов

1

  1. «Отчего плачет осень…» Соколовой
  2. «Детский сад – дом радости» муз. И сл. Олифировой

1

2

  1.  «Дождик» муз. Свиридова, «Бубенчики» Тиличеевой

1

3

  1. Повсюду музыка слышна. (Урок - игра) «Урожайная» Филиппенко
  2. «Золотое зернышко» Ю. Чичкова

1

4

  1. «Мама» муз. И сл. Петровой
  2. «Белые снежинки» сл. Энтина муз. Гладкова
  3. «Музыкальное эхо» Андреевой
  4. (урок - путешествие)

1

5

  1. «Начинаем карнавал» Слонова
  2. «Новогодний хоровод» Хижинской
  3. «К нам приходит Новый год» В. Герчик

1

6

  1.  «Физкульт-ура!» Ю. Чичкова
  2. «Горошина» Карасевой

1

7

  1. «Клоуны» Д. Кабалевского, «Самая хорошая» Иорданского, «Весенняя песенка» Полонского

1

8

  1. «Лиса по лесу ходила»р.н.п. обр. Попатенко, Музыкальная азбука, «Мы идем в первый класс»сл. Высотского муз. Девочкиной, «Поет, поет соловушка» р.н.п. обр. Лобачева

1

УМК  Программа «Детство» под редакцией В. И. Логиновой ю

1.Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.- М.: Издательство» Скрипторий 2003»,2010.-176с.

2.Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей.. М.: ТЦ «Сфера», 2005.-144с.(Программа развития)

3.Музыкальные занятия. Средняя группа, автор составитель Е.Н. Арсенина. - Волгоград, Учитель.-2011-335 с.

4.Крупа - Шушарина С.В. Логопедические песенки для детей дошкольного возвраста/на стихи О.И. Крипенчук-Вознесенской.-Ростов н/Д : Феникс, 2010.-99, (1)с.- (Любимые мелодии)

5.Зарецкая Н.В. , Роот З.Я. праздники в детском саду: сценарии, песни, танцы-4е изд.-М.:Айрис-пресс, 2005-256 с.

6.Рылькова А.Н., Амброцумова В.В. музыкальные утренники в детском саду/серия - мир вашего ребенка - Ростовн/Д - Феникс,2004,234 с

7.Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Авт/сост. О.Н. Арсеневская- волгоград :Учитель 2011-204 с.

8.Музыкальные занятия. Подготовительная группа, автор составитель Е.Н. Арсенина.-Волгоград, Учитель.-2011-319 с.


Английский язык

Пояснительная записка

(8 часов)

  Настоящая программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). В этом возрасте ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд.

          Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей, с интернационализацией народной дипломатии. Овладение иностранным языком на элементарном уровне в детском саду выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Роль иностранного языка на ранней ступени обучения особенно неоценима в развивающем плане. Изучение иностранного языка в раннем возрасте особенно эффективно, так как именно дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры, эти детские впечатления сохраняются на долгое время и способствуют развитию внутренней мотивации изучения первого, а позже и второго иностранного языка. В целом, раннее обучение неродному языку несет в себе огромный педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития.


Основные направления программы:

          Программа направлена на воспитание интереса овладения иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитие психических процессов, познавательных и языковых способностей, способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне Технология обучения дошкольников английскому языку включает в себя следующие разделы:

- формирование фонетических навыков: овладение артикуляцией и интонацией (обучение фонетике не ограничивается имитацией, а сознательно сопоставляет интерферирующие звуки родного и иностранного языка, добивается осознания различия звуков двух языков, а затем правильного произношения);

- формирование лексических навыков: обогащение словарного запаса;

 - освоение грамматического строя речи на основе речевых образцов, которые употребляются функционально, т.е. для выражения коммуникативного намерения говорящего;

- формирование навыков аудирования - восприятия текстов на слух;

- формирование диалогической и монологической речи.

           Обучение английскому языку дошкольников осуществляется только устным путём, без привлечения чтения и письма, чтобы, во - первых,   избежать больших трудностей  на  начальной  ступени обучения, во - вторых, чтобы графика иностранного языка не пересекалась с русской и не затрудняла обучение чтению и письму на родном языке.

           Использование естественной для детей этого возраста физической, игровой и познавательной деятельности делает возможным эффективное обучение при сохранении психического и физического здоровья детей.

           Использование игры как основного вида деятельности обеспечивает заинтересованность детей при восприятии материала, а также снимает возможные языковые трудности. Доступность и посильность обеспечивается четким отбором тем, которые интересны для детей дошкольного возраста и яркой привлекательной наглядностью. Чередование различных видов работы, постоянная физическая активность детей способствуют тому, что мозг ребенка не утомляется, а переключается на другой вид деятельности.

Принципы работы

• использование средств поощрения;

• формирование у детей положительного образа педагога, что повышает рефлексивные способности ребенка;

• лимитирование речи педагога на родном языке до 5-10%, и, как следствие, доведение речи детей на английском языке до 90%;

• системное введение лексики по схеме: первое занятие - 4 слова, второе занятие-закрепление, последующие занятия - активизация с использованием речевых конструкций плюс 3-4 новых слова;

• учет особенностей кратковременной памяти детей на данном этапе развития, системное возвращение к ранее пройденному материалу и включение его в последующие занятия;

• обязательное обучение как усеченным, так и полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения;

• предпочтение группового обучения; введение парного обучения как важнейшего элемента успешного обучения говорению в начальной школе (такая работа помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимет языковые барьеры);

Учебно-тематический план предмета

(8 часов)

п/п

Тема урока

Сроки

1

Приветствие. Знакомство. Урок-игра. Английский алфавит. Знакомство с речевыми конструкциями. «Good morning», «Good bye»

октябрь

2

 Английский алфавит. Звук и буква.  Урок – игра.

октябрь

3

Мы учимся считать от 1-6. Рифмовка. Урок- путешествие.

ноябрь

4

Английский алфавит. В гостях у тетушки совы.

декабрь

5

Питомцы и другие животные.

декабрь

6

Английские цвета. Английская радуга. Урок-игра

февраль

7

Моя семья.

март

8

Английский алфавит. Мои игрушки.

апрель


УМК:

Быкова Н.И, Дулли Дженни, Поспелова М.Д, Эванс Вирджиния. Серия "Английский в фокусе", учебное издание Москва "Просвещение".

 Бонк Н. Английский   для малышей. - М., 2006.

Бурханова А. Занимательный алфавит. - М. 2002.

Клеменьтьева Т.Б. Счастливый английский. Занимательные игры и упражнения. - Дрофа, 1995.

Крылова Н.В. А как это по-английски?. – 2005.

Лыкова Л.Л. Обучение английскому языку дошкольников и младших школьников. - Ярославль, Академия развития, 2006.

Фурсенко В.С. Веселые грамматические рифмовки. – М., 2001

Фурсенко С.В. «Грамматика в стихах», Каро, 2006.

Шишкова И.А., М.Е. Вербовская «Английский для дошкольников», Росмэн, 2002.

Щербина Т., Барашов А. «Английский для малышей». - Краснодар, 2000

Welcome, E. Gray, V. Evans, Express Publishing, 2001 (c карточками ).


Рабочая программа

«Уроки психологического развития»

«Психогимнастика и сказкатерапия»

Пояснительная записка

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования первоклассника. Тем самым мышление становится доминирующей функцией, начинает определять работу и всех других функций сознания - они интеллектуализируются и становятся произвольными.

Начальная цель взаимодействия психолога с ребенком-первоклассником - это определение (и в случае необходимости формирование) его готовности к школе (ее интеллектуальных, мотивационных, поведенческих характеристик), выявление индивидуальных особенностей на любом уровне их развития, особенностей познавательной сферы, а также сформированности личности первоклассника.

Переходный период от дошкольного к школьному является наиболее сложным и «уязвимым». Несформированность необходимых психологических образований, требуемых учебных умений и навыков, мотивационная или интеллектуальная неготовность ребенка к обучению нередко приводят к возникновению различных типов школьной дезадактации, т.е. к трудностям и сложным проблемам в учебной деятельности, общении, поведении. У первоклассника проявлениями дезадактации могут быть трудности в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкая успеваемость, крайние формы недисциплинированности. Психологическими причинами этого может быть низкий уровень функциональной готовности - так называемая школьная незрелость, т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-


психических функций задачам школьного обучения. Школьная незрелость проявляется в низком уровне развития таких функций, как тонкая моторика, следование образцу в деятельности и поведении и др.

Кроме того, частой причиной школьной дезадактации служит слабое или недостаточное развитие произвольной сферы (прежде всего неумение слушать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилами, развитие произвольного внимания, произвольной памяти). У каждого ребенка - свои школьные проблемы и трудности.

Привлекательность сказкотерапии для психологов можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью:

Сказка информативна. Через анализ придуманной клиентом сказки психолог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.

Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как клиент, так и психолог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие клиента к терапевтическому процессу.

Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, клиент (психолог) преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.

Сказка феерична. Бедная на демонстративность работа психолога получает возможность быть видимой: обращаясь к сказкотерапии, он может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический кукольный или драматический театр.

Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевтических сессиях клиент накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

Сказка мудра. Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку, родителям или педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

Еще одним большим достоинством сказки является отсутствие возрастных ограничений.

Педагоги и родители также с интересом участвуют в сказкотерапевтических занятиях. Их внутренний ребенок пробуждается и активно вступает в игру, позволяющую не только расслабиться и снять напряжение, но и смоделировать, а затем проиграть многие проблемные ситуации.

Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый


психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий дает психологу возможность помочь клиенту справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию.

Поэтому выбор направления работы психолога сложен и ответственен.

  Цель учебного курса – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Достижение цели предполагается посредством решения следующих образовательных задач:

         1. снятие напряжения и отреагирование агрессии;

         2. обучение саморегуляции;

         3. снятие мышечного напряжения и развитие координации;

                    4. развитие эмоциональной сферы;

                    5. развитие гибкости поведения.

                                                 Учебно-тематический план

Темы занятий

Кол-во часов

1

« Свет мой, зеркальце, скажи…»

1

2

« Свет и тень».

1

3

« Могущество».

1

4

« Навстречу везению».

1

5

« Голос тишины».

1

            6

« Ворота сфинксов».

1

            7

« Рудник сновидений».

1

            8

« Ворота без ключа».

1

            9

« Многоликовая королева».

1

          10

« Бесконечная фантазия».

1

УМК         1. Сакович Н.А., Практика сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2004.— 224 с.

   2. Волков Б.С., Волкова Н.В., Как подготовить ребенка в школе. Ситуации.

Упражнения. Диагностика: Учебное пособие. – М.: Издательство «Ось – 89», 2004. -192 с.

   3. Калинина Р.Р., Прикоснись к душе ребенка. – СПБ.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 160 с.


Технология

Пояснительная записка

Ручной труд составляет одну из важных сторон трудового воспитания дошкольников. Содержание ручного труда тесно примыкает к конструированию. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов.  Работа с природным материалом  дает возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью . Придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. Он учится различать в причудливых формах природного материала знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.

Одна из необходимых задач подготовки детей к школе – развитие "ручной умелости". В этом возрасте для ребенка является проблемой овладение элементами письма, и преодолеть эти трудности поможет графическая работа в мелкой пластике, развивающая пальцы, занятия рисованием, лепкой, аппликацией, а также изготовление различных поделок из бумаги. Каждая художественная техника в той или иной степени развивает у ребенка разные области руки, предплечья и пальцев.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности  и положительное эмоциональное восприятие окружающего мира.

Цель:

- создание педагогических условий для развития детского художественного творчества.


Задачи:

образовательные:

- обучать различным приемам работы с бумагой и пластилином, умению следовать устным инструкциям;

развивающие:

- формировать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;

- развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность, активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

воспитательные:

- содействовать воспитанию ценностного отношения к материалам и инструментам, результатам творческой деятельности;

- воспитывать аккуратность, умение содержать в порядке рабочее место;

- воспитывать культуру общения и поведения в социуме.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Вид художественной техники

Сроки

1

«Осеннее  дерево».

Контурная мозаика из цветной бумаги.

октябрь

2

«Рыбки в аквариуме».

Коллективная аппликация из природных материалов.

ноябрь

3

«Созрели яблочки в саду».

Пластилинография

декабрь

4

«Грибочки в лукошке».

Конструирование из цветной бумаги в технике оригами.

февраль

5

«Мы за Мир во всём мире!»

Коллективная аппликация

март

6

«Цветик-семицветик»

Пластилинография жгутиками.

апрель

УМК   И.М. Петрова Театр на столе. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2009.

И.М. Петрова. Ручной труд для старших дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008.

И. М. Петрова. Объемная аппликация. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008.

И.М. Петрова. Волшебные полоски. - СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2009.


Коррекционно-развивающие занятия.

(Программа обследования детей поступающих

 в первый класс).

                                                       

Пояснительная записка

                                        

Эта программа явилась следствием анализа и тщательного изучения множественных методик обследование детей дошкольного возраста и детей уже учащихся в начальных классах  школы (в основном это ограничивалось выполнением письменных работ). Данные методические разработки подготовлены с учетом недостатков упомянутых методик, которые в свою очередь охватывали далеко не все  функции речевого развития ребенка, функции отвечающие за формирование полноценной устной и письменной речи, как будущего школьника, так и ребенка уже обучающегося. Возьмем, к примеру, методику обследования детей 3-6 лет.     Как мне кажется, задания по фонематическому восприятию не очень сложны для ребенка 6-7 летнего возраста, на момент поступления в школу, он все-таки должен называть не только первый и последний звуки, но и называть последовательность звуков в словах типа – “сом”, “ваза”. Определять наличие гласных звуков в словах такого же типа. Если ребенок после неоднократной помощи не овладевает анализом и синтезом слов, нужно обратить на это внимание, как на фактор риска в благополучном овладении навыками письма и чтения. Нет также теста на выявление ведущей руки. А между тем, это чрезвычайно актуально для выбора стратегии и тактики обучения, например у детей с ведущим левым полушарием речь развита лучше (устная, письменная и   смысловая речь), чем у детей с ведущим  правым полушарием. У левшей словарь формируется медленнее, но целостными образами слов и фраз. Это относится как к устной, так и к письменной речи. У левшей нарушение чтения встречается чаще, но при этом у них не нарушается понимание прочитанного и пересказ. Воспринимают левши устную речь нормально, но способности к устной речи у них весьма ограничены. Т.Е. ребенок может отлично понять, что ему сказал учитель, может знать отлично правило написания каких либо слов,  но выражает это довольно плохо, неубедительно, не связно. Коррекцию недостатков речи с такими детьми нужно проводить совместно с психологом и учитывать, что у таких  детей лучше развиты пространственная ориентация, восприятие музыки, цветов, звуков. Поэтому большего успеха  логопед достигнет, если будет строить свою работу с учетом развития этих функций.

        При смешанном типе, когда развиты и правое и левое полушария, мы получим, как правило, ребенка с нестабильным типом обучения. Его индивидуальный темп работы не совпадает с темпом работы целого класса, выявляются нарушения почерка, домашние работы значительно лучше, чем классные, у него проявляются ошибки кинестетического, фонематического и далее оптического  характера. И тут силами логопеда не обойтись, в работу обязательно должен включиться психолог, так как одностороннее логопедическое воздействие не приведет к положительному результату.

                 Таким образом, перед поступлением ребенка в школу необходимо выяснить степень и тип ведущего полушария, определить тип способности к обучению. Отсюда и определяются пути коррекционной работы в каждом отдельном случае, стили обучения ребенка.

        Нередко на момент поступления некоторым детям уже исполняется 7 лет,  или скоро исполнится, методики обследования детей 3-6 лет становятся “простыми”, “детскими” и не позволяют в достаточной мере выявить дефекты в развитии речи дошкольников.

                К достоинствам представленной программы можно также причислить и то, что при ее помощи  одновременно обследуются уже обучающийся ребенок и  ребенок только готовящийся стать учеником. Не нужно отдельно подбирать, формировать обследование для детей дошкольников или тратить время на подбор материала для школьника (этим обычно занимаются школьные логопеды, потому что обследования были разрознены).    

                При  подготовке программы обследования были использованы материалы из работ О.Б.Иншаковой, Р.И.Лалаевой, Л.В.Венедиктовой, Г.М.Вартапетовой, Е.Э.Петровой.


Цели программы

                При создании данной программы ставились следующие цели:

  1. создать наиболее четкую и качественную программу обследования  детей, которая позволила бы как можно глубже проникнуть в речевое развитие ребенка и выявить недостатки развития речи, причины нарушения;

  1. собрать воедино разные методики обследования дошкольников и школьников для удобства работы школьного логопеда;

  1. включить в данную программу все необходимые методы диагностики, которые будут показывать степень сформированости речевых функций необходимых для успешного овладения школьной программой;

  1. исходя из выявленных причин речевого нарушения правильно построить свою коррекционную  работу с ребенком, которая в свою очередь поможет хорошо и в быстрые сроки исправить дефект;

  1. определить насколько сложен дефект речи, дифференцировать детей по схожести нарушения, что опять же поможет более качественно и правильно построить  работу логопеда;

  1. для достижения поставленных целей работать по следующей схеме: логопед + психолог + учитель + родители;

  1. после диагностирования развития речи и готовности ребенка к школьному обучению, дать рекомендации родителям, которые в меру своих возможностей смогли бы устранить недостатки в развитии речи своего ребенка, помочь ему в приобретении первоначальных навыков обучения.


Задачи программы

                Основной задачей программы являлось:

        качественное диагностирование речевого развития детей.        

        

Далее ставились следующие задачи:                

  1. определение уровня готовности ребенка к школьному  обучению;
  2. выявление недостатков формирования устной речи у дошкольников;

  1. своевременное оказание помощи нуждающемуся ребенку, консультирование родителей, рекомендации по исправлению недостатков в речи  детей.

Структура методики обследования детей

                Данное обследование рассчитано на подгрупповую работу.

Для обследования детей готовящихся стать первоклассниками, предлагается приложение  (с подобранным картинным материалом). Оно выполнено в форме таблицы, что значительно облегчает работу логопеду, и сокращает временные затраты  (от 7   до 15  минут максимум, за это время ребенок не устает работать, а нам удается получить достоверные сведения о развитии). Приложение позволяет определить недостатки сформированости какой либо из сторон речи. Практически каждое задание должно подкрепляться картинным материалом. Задания должны подаваться в таком виде как указанно в приложении, и в том случае если у обследуемого появляются трудности, дается упрощенная, более развернутая инструкция, облегчающая подачу задания.

Специально поставлено в начало таблицы,обследование        самостоятельной речи, и восприятие речи ребенком, так как это самые ёмкие задания и если они будут в конце обследования, можно получить недостоверные ответы (обследуемый устает и как следствие отвечает не точно, не полно, либо вообще отказывается отвечать). Далее по сложности идут обследования фонематических функций, что  также наиболее важно и трудно для ребенка.

                В конце таблицы остаются задания, которые позволяют  ребенку немного  расслабиться, поиграть (задания с 16 по 18). Вообще тестирование желательно проводить в веселом, игровом темпе, как бы “цепляясь” за ответы, при этом логопед уже может делать определенные  выводы о речи обследуемого: о его звукопроизношении, о словаре, о словоизменении, словообразовании. При


определении ведущей руки предлагаются специальные задания и отмечается какой рукой (ногой) выполняется задание. Если в каждой серии задание выполняется единообразно (например: правой рукой, правой ногой, левым глазом), ставим знак “+” в графе   “перекрестная латералита”. Когда ведущая сторона не определилась  (результаты в пробах: рука – то правая, то левая; нога – только правая; глаз -  и левый   и правый), делаем отметку в графе  “нарушенная латералита”.  Это свидетельствует о том, что процесс латерализации затянулся, или о “левшевстве” в стадии переучивания. Приложение помогает выявить у ребенка предрасположенность к нарушению письменной речи. Определение ведущей руки, доминантного полушария даст  информацию о типе развития ребенка, его более развитых психических функциях, а логопед найдет правильный подход к устранению нарушения развития.

                 

                Предложенные методы диагностики речевого развития дают хорошие результаты: почти во всех случаях, обнаруженные недостатки формирования речи детей подтверждаются и выявляются на начальных этапах овладения грамотой, письмом, чтением. При выполнении заданий ребенок не должен испытывать трудности. Если есть затруднения нужно чуть помочь, либо задать наводящий вопрос, в крайнем случае, дать образец ответа. Но если даже после этого ребенок затрудняется ответить,  можно говорить о каком – либо нарушении в речи ребенка.

                Протестировав  дошкольника мы можем предугадать проблемы, которые, скорее всего возникнут во время обучения. При этом мы выполним задачи стоящие перед нами – это не только корректировать дефекты речи детей, но и предупреждать их.  

Фамилия, имя_________________________________________Возраст___________________

 Домашний адрес_____________________Дет-сад___________телефон__________________

1.Самостоятельная речь (наблюдать за динамич.

стороной речи,

темпом, ритмом)

  Составить предложение

    Составить рассказ

    Составить рассказ по серии картинок

2.Фонематическое

   восприятие

Есть ли звук в слове

Найди картинку со

звуком   П

Найди звук  В

в предложении

-  “Ворона сидит на  суку”

Покажи где

Лук-люк,

Уточка-удочка,

Коза-коса

3.Фонематический

   анализ

 

Определи место звука в слове:

утка–у; мак а;

ведро - о

Определи  место сог–

ласного звука в слове:

шар – ш;    стул - л

Какая по счету буква Ш

в слове:  шапка?

Сколько звуков в слове -

назови  звуки по порядку:

дом, танк,  ваза

4.Фонематический   синтез

Составь  слова из звуков: к,о,т;   ш,у,б,а;   р,у,к,а

Составь слова из звуков: а,р,к;  а,ш,р

5.Фонематическое

   представление

                 Подбери слова со звуком   М

   Подбери слова начинающиеся со звука  С

6.Слоговая структура

   слов.

6а.Слова со сложной

  слоговой структурой

6б.Повтори ритм:

!,!!     !!,!!!,!!     !!,!,!!!

                                                 Сколько       слогов      в     словах

Вата                                 рыба                    собака                лимон                        нож

Милиционер             полотенце          сковорода              телевизор        мотоцикл      велосипед

7. Обследование

словаря.

Существительное

Назови части тела

Назови близкие по     значению слова

Обобщающие слова

(посуда, игрушки, обувь, мебель)

8.Глагол

Назови действие по

значению

Назови близкие по значению слова

Что делает: молния, часы, дождь, рыба

9.Прилагательное

Подбери противоположные

по значению слова

Форма, цвет

 предмета,  вкус

Шкаф – какой?

(стакан, мяч)

Какой это день? (зимний, весенний, весенний, летний)

10.Наречие

   Как ползет черепаха? Как скачет лошадь?

  В какое время суток ты идешь в сад, в школу?                

11.Числительное

                   Сосчитай предметы

                        Какой по счету дед?

12.Местоимение

а)  составь предложение о девочке

 б) замени слово девочка другим словом (она)

13.Грамматический

строй речи

Восприятие речи.

Понимание

обращенной речи.

Понимание инструкций.

Выделение причинно –

следственных связей

Достань ручку

закрой книгу

Антон сломал карандаш, который ему подарил Денис

Понимание предлогов

14.Словоизменение

Какого цвета предмет?

Чего не стало

на   столе?

Что делает девочка? Что будет делать девочка?

15.Словообразование

Образование названий животных

Чей хвост? Чья сумка?

Образуй профессию от слов:   стекло,

двор, кран,  продавать, учить

16. Латеральный

     фенотип

1.Генетиченский код

а) “Замок”

Левое полушарие-

правая сторона

Перекрестная

латералита

Правое полушарие -

левая сторона

б) “Поза наполеона”

в) “Завиток” (по часо –

вой стрелке-правая,

против часовой- левая)

2.Ведущая рука

“Открой коробочку”

“Посмотри в

подзорную трубу”

“Посчитай  часы”

“Перешагни веревочку”

17.Фигуры

“Попельрейтера”

             1    проба

                  2    проба

                3 проба

17а.Соотнесение

 реальной величины

предметов

18.Соотнесение

 предметов одной и той же формы,

их нахождение

в пространстве.

                Круг

                Треугольник

                 Квадрат      

19.Узнавание печатных

и письменных букв. В каких буквах есть элементы - круга,

треугольника, квадрата

20.Звукопроизношение,

строение арт. аппарата,

подвижность

21.Чтение (если ребе-

нок знает буквы)

УМК

  1. Большакова С.Е. «Логопедическое обследование ребенка».,М.; 2005, Ассоциация «Профессиональное образование», 1995.
  2. Вартапетова Г.М., Петрова Э.Е. Левый мозг, правый мозг и школьная дезадаптация.   Новосиб,  1997.
  3. Волкова Г.А.Методика психолого- логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики., С-П.: «Детство-пресс», 2005.  
  4. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Как эффективно подготовить ребенка к школе: развитие фонематического слуха у дошкольников. СПб.: Лань, 1999.
  5. Волкова Л.С. , Селивёрстов В.И. Хрестоматия по логопедии том 2 М., 1997.

Тематическое планирование:

Тема

Сроки

1

Состояние звукопроизношения.

Путешествие со Звукознайкиным.

Сентябрь. 1 час

2

Исследование речевой моторики.

Выражаем эмоции.

Октябрь 1 час

3

Особенности ручной и речевой моторики. «Игра на рояле»

Ноябрь. 1 час

4

Исследование динамической стороны речи. Игра «Ударение»

Декабрь 1 час

5

Исследование фонематического восприятия. Игра «Поймай звук».

Январь. 1 час

6

Исследование языкового анализа и синтеза. Игры «Определи количество звуков в словах»  и «Выдели первый и последний звук в словах»

Февраль. 1 час

7

Исследование словарного запаса. Игра «Путешествие в страну слов»

Март. 1 час

8

Исследование грамматического строя речи. Игры «Назови ласково»  и «Режим дня»

Март. 1 час

9

Исследование зрительно пространственных функций. Проба «поза Наполеона»

Игра «Послушай тиканье часов»

Апрель. 1 час

10

Игровые упражнения. На примере речевого материала «Рядоговорение», «Повтори ритм»

Май. 1 час


Искусство. ИЗО

Пояснительная записка

    Данная учебная программа по образовательной области «Изобразительное искусство». Актуальность программы состоит в том, что изобразительная деятельность вызывает большой интерес у ребёнка старшего дошкольного возраста. В этот период развивается способность наблюдать, всматриваться в предметы и явления окружающего мира, обогащается сенсорный опыт, совершенствуются изобразительные навыки и умения, формируются художественно–творческие способности. Программа направлена на формирование у детей наблюдательности, воспитание эстетического восприятия, развитие сенсорных способностей и разработана для детей 6-7 лет.

    Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, а так же приобщению к окружающему миру и искусству.

Целью данной рабочей программы является формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в  самовыражении.

Задачи:

  1. Познакомить с разнообразными материалами, которыми можно пользоваться в художественной деятельности, уметь пользоваться доступными материалами( цветные карандаши, мелки, фломастеры, гуашь, белая бумага, ножницы);
  2. Учить ребёнка передавать в рисунке свои впечатления от окружающей действительности, развивать композиционные умения;
  3. Развивать память, внимание, аналитическое мышление.


Тематическое планирование по предмету Искусство. ИЗО

 

№ занятия

Тема занятия

Месяц

1

«Ладошки и пальчики» (придумать, какой характер имеет каждый пальчик и дорисовать пальчикам лица). Лист бумаги формата А-4 и цветные карандаши.

Ноябрь

2

«Ёлочная игрушка(украшение новогодней игрушки). Лист бумаги формата А-4, гуашь.

Декабрь

3

«Графический зимний пейзаж по описанию» (изображение зимы). Лист бумаги формата А-4, простой карандаш.

Январь

4

«Создание и украшение открытки – Валентинки» ½ листа бумаги формата А-4, ножницы, фломастеры.

Февраль

5

«Домик моего любимого сказочного героя» (нарисовать и описать домик героя. Игра: «Угадай, кто в домике живёт?»). Лист бумаги формата А-4, гуашь.

Март

6

« Рыбки в аквариуме» (изобразить композицию с рыбками). Лист бумаги формата А-4, гуашь.

Апрель

УМК  1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006

2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе группа ». М., 2006

3. Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002

4.  Телеушева  Т.Н.  в соавторстве с искусствоведом Клявиной И.М.

5. Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999

6. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся»  2002 г.

7 . Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим».  2001 г.

.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа здоровья»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа здоровья"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

"Школа юного кукловода"-сборник практических материалов к учебным занятиям по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Куклы вокруг нас"

Сборник практических материалов  содержит секреты управления  театральной куклой – правила и первоначальные навыки кукловождения,  технику управлени...

Программа дополнительного общеобразовательного общеразвивающего направления в начальной школе "Успех каждого ребенка"

Программа имеет общекультурное направление и создана на основе авторской программы "Празднично-событийного цикла жизни школы" УМК "Планета знаний" Э.С.Аскопова и Е.Ю.Иванова....

Дополнительна общеобразовательная общеразвивающая программа "Зеленая школа"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Зелёная школа»  Направленность: естественнонаучнаяЦелевая аудитория: 10 - 14 летСрок реализации:  72 часа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театральная школа"

Программа оздоровительной смены "Театральная школа"  предусматривает отдых, оздоровление детей, мотивирует на развитие интереса детей к театральному творчеству....