Система работы по формированию оценочной самостоятельности у учащихся начальной школы
статья по теме

Козик Людмила Владимировна

Данная система работы была разработана мною на основе стандартов второго поколения. Мною отобраны, на мой взгляд, наиболее эффективные способы, приёмы, средства и формы организации самостоятельного оценивания образовательных достижений, влияющихна сохранение психологического здоровья школьников начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по формированию оценочной самостоятельности

 у учащихся начальной школы

Данная система работы разработана на основе Стандартов второго поколения. Мною отобраны, на мой взгляд, наиболее эффективные способы, приемы, средства и формы организации самостоятельного оценивания образовательных достижений, влияющих на сохранение психологического здоровья школьников начальных классов.

В достижении учебной самостоятельности, инициативности и

ответственности младшего школьника особое значение имеет умение контролировать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Я считаю, что очень важным компонентом учебной деятельности является действие самоконтроля, когда результаты, которые получает  ученик, выявляются и оцениваются им самим.

Оценочная самостоятельность – самостоятельное установление качества своей работы, ее оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений.

В учебной деятельности самоконтроль - это  способ учения, когда ученик  сам определяет критерии оценки; проверяет  ход и результат своей учебной деятельности.

Я считаю, что в отличие от контроля, осуществляемого учителем, действие самоконтроля должно осуществляться на протяжении всей учебной деятельности. Столкнувшись с годами  с низким уровнем развития  самоконтроля у большинства школьников, я взялась за исследование этого вопроса и его  изучение.

Причину данного явления я увидела в том, что контроль осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно контролировать и оценивать себя.

Безотметочная система оценивания строится на основе следующих принципов:

  1. На первое место я выдвигаю ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ. Когда контроль и оценка  исключают  стресс и эмоциональную тревожность.
  2. На второе место я ставлю  САМООЦЕНКУ, так как считаю, что  учительской оценке должна  всегда предшествовать самооценка ученика.
  3. Далее идёт КРИТЕРИАЛЬНОСТЬ, когда я  вырабатываю  совместно с детьми четкие   критерии на основе которых дети оценивают свои работы.
  4. Обязательна ЛИЧНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ. Так как в процессе оценки я обязательно фиксирую личностный рост ребенка, оцениваю  промежуточные результаты, никогда  не допускаю сравнения учащихся друг с другом.
  5. Необходимо присутствие СИСТЕМАТИЧНОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ.

Каждый ученик должен определить границы «знания – незнания», я же оцениваю возможности ребенка, формулирую проблемы, которые еще предстоит решить.

На I этапе работы над формированием самооценки у ребят мы договариваемся о наших правилах и создаем уклад нашей школьной жизни. Результат – «Радуга» – направления, в которых ученики сами себя оценивают -  учеба, поведение, порядок, активность, режим дня, прилежание, целеустремленность.  

Через мониторинг выявляем общие интересы, направленности, готовность к сотрудничеству и направления игровой деятельности, вырабатываем критерии успешности любой деятельности  (3 гномика: веселый, серьезный, сердитый).  

Каждый ребенок изготавливает свою «Ракету», которую запускают на весь учебный год , стремясь к звездам.

На месяц каждый ребенок получает свой личный «Календарик», который разбит на рабочие недели. В течение недели ребята «зарабатывают успехи» - кленовые листочки (осенью),  снежинки (зимой), цветочки (весной) и наклеивают на текущую неделю в своем «Календарике». В конце каждой недели подводятся итоги: дети анализируют свою деятельность по всем направлениям – что получилось, не получилось;  достигли ли цели, если нет – почему, какая причина неуспеха, над чем еще надо поработать и т.д. Свои результаты они выражают в цветовой гамме (закрашивают «звездочку» - символ успеха) и  ставят метку довольности/недовольности собой, своей деятельностью на «линеечке смайликов». По количеству набранных «листочков», «снежинок» или «цветочков» выявляются «Лучшие за неделю» - и отмечаются на классном стенде (вывешивается портрет лучших учеников). И соответственно за свои достижения ребята получают «Звездочки» на свои ракеты (чем больше звездочек – тем ближе к звездам). Таким образом, ребята учатся не только ставить перед собой цели, добиваться результата, но и еще оценивать свою деятельность и сравнивать с эталоном.

 Одним  из принципов безотметочной системы оценивания является принцип «ситуации успеха». Поэтому мы выносим на оценку только то, что дети  считают для себя  возможным,  для публичной оценки.

С действием контроля и самооценки ребята встречаются с самых первых уроков.  С сентября месяца  я им предлагаю определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбирают  рисунок с соответствующим настроением на лице, и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение. Это у нас называется «Барометр настроения» и   «Эмоциональный светофор». Позднее я  предлагаю им  оценить свои успехи в цветовой гамме, используя эмоциональный светофор или кубик, который стоит у каждого на столе. У  кубика одна сторона красная, другая – желтая, третья – зеленая. Если ученик повернул кубик зеленой стороной ко мне, то это означает: «Я справился, могу двигаться дальше», желтой – «Затрудняюсь», красной – «Прошу помощи». На четвертой, пятой и шестой сторонах записаны цифры 1, 2, 3. Используем эти числа при выборе  уровня  задания. Вначале я  предлагаю  задание и объясняю, какой объем работы необходимо выполнить всем. Если его выполняют все ученики, то можно двигаться дальше. Есть и дополнительное задание, оно труднее и требует большого усилия. Если ученик его выполнил сам, то я предлагаю ему  выступить в роли помощника учителя и объяснить непонятное товарищам. После такого объяснения ребята выбирают задание по своим силам, выполняют его, а затем оценивают себя цветом.

          Формирование оценочной самостоятельности происходит и при работе с эталонами и со шкалами.

Работу с эталонами  я  провожу  на минутках чистописания (русского языка и математики), где даю образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры.

Пример урока русского языка  по теме «Заглавная буква Д».

После объяснения, показа  мною и практической тренировки учащимся дается задание: «Пропишите заглавную букву Д, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». Ученики должны соблюдать уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности.

После того, как ученики самостоятельно прописали строку, я даю задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки я выполняю  аналогичную работу, т.е. подчеркиваю буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляю ошибки учащегося и выношу на поля свое число верно написанных букв (элементов).

Работа с эталонами  - это основа оценки ученика. Когда я приучаю  детей работать с эталонами, позднее они сами вырабатывают  собственные эталоны, которые помогают им  объективно оценивать  свои  работы.

 Начиная с первого же класса, для самооценки использую оценочные шкалы. Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых мною и учеником в ходе  совместной деятельности на каждом уроке.

Данный способ позволяет оценить действия детей не только в письменных работах, но и при выполнении заданий в парах или группах. Оценивать можно не только знания, но аккуратность, внимание, умение слушать и слышать.

          В первом классе я предлагаю своим ученикам две линеечки, на которых оценивается правильность выполненной работы (по общему количеству допущенных ошибок) и красота. С помощью этих «волшебных линеечек» можно измерить всё, что угодно. Перед началом измерения я объясняю первоклассникам, что на самом верху «линеечки» может поставить крестик тот ребёнок, который все слова написал правильно, в самом низу  этой «линеечки» - тот, кто все слова написал с ошибками. Таким образом, ребёнок ставит крестик на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Проверяя работу учащегося,  я ставлю свой крестик на той же «линеечке». Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Для  первоклассника, учащегося писать, эти параметры оценки своей работы (правильность и красота) очень важны.  Поэтому ведется достаточно долгая и кропотливая работа не только над тем, чтобы дети достаточно точно определили для себя важность обоих параметров, но и не путали содержательную оценку с эмоциональной. Поскольку для детей 6-7 лет эмоциональная окрашенность деятельности оказывает сильное влияние на саму деятельность, и первоклассник может в параметре правильности или красоты оценить на самом деле своё настроение.  

Несоответствие оценки ученика и  моей оценки – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение у ребёнка требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае я  использую работу в парах:

1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.

2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.

Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.

Проверяя тетради, я сужу об адекватности оценки учащихся.

Прогностическая оценка, которую я тоже использую в первом классе («+» — знаю, «-» — не знаю, «?» — сомневаюсь),  дает мне возможность видеть, все ли понял ученик во время объяснения и закрепления учебного материала. Ученикам даю небольшое задание на изученную тему. После того, как ученики познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в её выполнении: поставить на полях тетради (слева от заданий) знаки «+», «?» или «-», которые отражают  его прогностическую оценку.  Затем ребята работу  проверяют и сверяют с образцом. Если ученик оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи.

Прогностическая оценка может использоваться и при выполнении отдельно взятого задания в проверочной или контрольной работе. Ученик ставит необходимый знак до выполнения задания в работе и после его выполнения.

В ходе выполнения действий при самоконтроле ученик задает себе вопросы: «Что я делаю сейчас?», «Что выполнено? », «Что предстоит сделать?». Отвечая на данные вопросы, ученик контролирует последовательность своих действий. После работы я  задаю вопросы: «Трудным ли было задание?», «В чем его трудность? », «Успешно ли ты с ним справился?», «Трудно ли было тебе проверять себя?»

В первом классе я использую  и другой прием: при проверке тетрадей я не исправляю ошибку, а лишь указываю на нее на полях палочкой. Таким образом, ученику предоставлена возможность исправить свою ошибку, за что  я хвалю его.

В письменных работах я использую  знаки «!» - «Молодец!» или «?» - «Есть проблемы».

 При оценке себя на уроках чтения ученики используют  лесенку: если есть успехи, то добавляется ступенька вверх, на которой ребенок рисует радостное лицо. Если продвижения нет, то лицо должно быть грустным.   Так первоклассник делает первые шаги по самооценке, которая впоследствии будет совершенствоваться. Сначала ученики ставят себя на самую высокую ступеньку. Это связано с их возрастными психологическими особенностями и непониманием смысла работы. Довольно быстро дети научились и с удовольствием  выполняют  эту работу адекватно.

К концу первого года обучения уже третья часть учащихся, выполнив задание, пытается оценивать свою работу, не дожидаясь моего напоминания, и эта оценка часто совпадает с моей.

Во втором классе мои ребята уже   способны самостоятельно определять критерии учебной деятельности, готовы предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания», используя прогностическую оценку.

И здесь я  добавляю  новую форму оценивания в виде пословиц, поговорок или изречений. У учеников есть  образец пронумерованных и подходящих по смыслу высказываний. В ходе оценивания ученик ставит рядом с работой номер высказывания. Если я согласна, то  обвожу  номер кружком или пишу  свой номер.

Высказывания, которыми мы  пользуемся на данный момент:

1. Молодец!

2. Спасибо за труд!

3. Сделано наспех – сделано на смех.

4. Терпение и труд все перетрут!

5. К большому терпению придет и умение.

6. Ума палата.

7. Терпение дает умение!

8. Это успех!

9. Не будь тороплив, а будь терпелив!

10. Нерадивый дважды дело делает.

11. Перо пишет, а ум водит.

12. Захотел – сделал!

13. Умница!

 На этом же этапе я организую  работу с «Тетрадью успехов». В ней дети рисуют лесенку и придумывают себе код (например, геометрическую фигуру), ставят на ступеньку этой лесенки свою фигуру-код (у каждого своя фигура), а на стенде рисуют «Гору успехов» со снежной вершиной, на скалах которой обозначают уровни. Каждый ученик после самооценки вывешивает свою фигуру на ту высоту, где он находиться. Дети, кто находится еще у подножия, не испытывают психологический дискомфорт, ведь каждый знает только свой код, и в этом заключается интрига. Стремятся к вершине все и  

они радуются за успехи других уже при проверке знаний по второй, третьей теме.

 Я использую  «Тетради продвижения», эти  тетради дают возможность увидеть степень продвижения учеников. Например,  провожу  диктанты по теме «Безударные гласные», состоящие из 15 слов. После проверки чертится график по количеству допущенных ошибок.

Для отслеживания результатов деятельности я провожу стартовый контроль (в начале учебного года) и итоговый контроль  (в конце учебного года).

Пользуясь данными методиками, получила следующие результаты: Методика 1. «Методика изучения сформированности образа Я и самооценки».

Содержание представлений о себе

Я- хороший

Самокритичный

Содержательное представление о себе

Отказ

6-7 лет

90

0

5

5

Цель: изучение особенностей образа Я, а также самооценки.

Обобщение данных изучения самооценки и образа Я.

90% детей 6-7 лет различают реальный и идеальный планы, но при этом содержательного, целостного рассказа о себе не было. В 5% случаев ребенок совсем отказался от работы, в связи с чем я предположила, что он нуждается в дополнительном изучении специалистов. И только один ребенок из всей группы (5%) имеет содержательное представление о себе. Итак, самооценка большинства детей завышена, один ребенок имеет адекватную самооценку, а еще один нуждается в дополнительном обследовании.

Вывод

Большинство детей относятся к низкому или среднему уровню развития самооценочной деятельности, только одного ребенка можно отнести к высокому уровню развития самооценки по этому показателю. Следовательно, способность к самооценке у моих ребят окончательно не сформирована.

 

Методика 2. «Методика изучения самооценки в разных видах деятельности».

Цель: выявление особенностей самооценки младшего школьника в разных видах деятельности. Распределение полученных данных по уровням.

Завышенная

Адекватная

Заниженная

6-7 лет

Предвосхищающая самооценка

15

70

15

Самооценка по результатам деятельности

70

25

5

Вывод. Самооценка у большинства детей завышенная.

Методика 3. «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» (опросник Г.Н. Казанцевой)

Цель: выявить уровень самооценки.

На первом этапе я определила уровень самооценки младших школьников. Результаты этой работы обобщены в таблице.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

6-7 лет

2

10

4

20

14

70

Уровень самооценки по методике «Тестирования» Г.Н. Казанцевой

Из данных можно увидеть, что ребят, имеющих высокий уровень самооценки – 2 чел.; средний уровень – 4 чел.; низкий уровень -14 чел.

Таким образом, самооценка моих  учеников характеризуется низкими показателями, а, следовательно, в большинстве случаев (70%  класса), является неадекватной, заниженной.

Графический анализ данных представлен на рисунке.

Уровень самооценки по методике «Тестирования» Г.Н. Казанцевой

Вывод:

Таким образом, данные  подтверждают недостаточную сформированность оценочной деятельности  моих первоклассников.

Заниженный уровень самооценки выявлен у 60% младших школьников, что свидетельствует о нерешительности, боязливости, обидчивости, конфликтности. Такие дети ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достичь, преувеличивают значение неудач. Таким образом, у ребят преобладает неадекватная самооценка (завышенная и заниженная) общее число детей, имеющих такую самооценку составляет 70%.

 Итоговый контроль (проведён в конце учебного года)

Цель: выявить, насколько эффективна работа по развитию оценочной самостоятельности младших школьников.

Методы, использованные мною в ходе работы соответствовали тем, которые были использованы на этапе  входного эксперимента.

Результаты диагностического обследования обобщены в сводной таблице

Сводные данные об особенностях развития оценочной деятельности

Содержание представлений о себе

Я- хороший

Самокритичный

Содержательное представление о себе

Отказ

% детей на контрольном этапе

10

10

80

0

 

Завышенная

Адекватная

Заниженная

% на контрольном этапе

Предвосхищающая самооценка

10

80

10

Самооценка по результатам деятельности

10

80

10

Вывод

Таким образом, рефлексивные способности детей явно возросли: представления о себе стали содержательными, самооценка – адекватной.

Методика «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» (опросник Г.Н. Казанцевой)

Цель: выявить уровень самооценки.

На данном этапе я определила сформированный уровень самооценки моих учеников. Результаты этой работы обобщены в таблице.

Уровень самооценки по методике «Тестирования» Г.Н. Казанцевой

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Данные методики

5

25

15

75

-

-

Данные показывают: учеников, имеющих высокий уровень самооценки – 5 чел.; средний уровень – 15 чел.; низкий уровень - нет. Графически данные представлены на рисунке.

Уровень самооценки по методике «Тестирования» Г.Н. Казанцевой

Вывод:

Итак, данные методики «Тестирование» Н.Г. Казанцевой подтверждают данные предыдущей методики, что  ребята имеют более высокую самооценку – у четвертой части детей самооценка высокая, у остальной части – средняя, отклонения в сторону занижения не зафиксированы.

Таким образом,  ребята, на этапе итогового контроля  показали среднюю или высокую самооценку.

Следовательно, контрольно-оценочная самостоятельность у ребят сформирована.

В 3 классе планирую, чтобы учащиеся совместно со мною разрабатывали критерии оценивания умений, пытались учиться  анализировать результаты своих образовательных достижений.

К концу 4 класса учащиеся должны научиться использовать готовые критерии и корректировать их для другой ситуации. У ребят должна быть сформирована прогностическая самооценка, уверенность в своих силах и способность учиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя по теме "Диагностическое сопровождение учащихся начальной школы"

Основной педагогической идеей моего опыта является организация педагогического процесса, личностно значимого для каждого ученика обучающихся, как субъектов образовательного процесса через диагно...

Программа опытно-экспериментальной работы по теме: «Формирование ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы средствами УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться»

В Программе развития универсальных учебных действий  определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности  личностных универсальных учебны...

«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».

  В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 9 СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОАО «РЖД»

В статье представлен опыт работы учреждения по созданию Здоровьесберегающего пространства и приобщения учеников и их родителей к здоровому образу жизни....

Система формирования оценочной деятельности у обучающихся начальной школы

Введение ФГОС ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария. Система оценивания занимает особое место в ФГОС, она...

Проектно-исследовательская работа как средство формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы

ull;Тема над которой я работаю в течении многих лет «Проектно-исследовательская работа как средство  формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы».Парадоксом ...