Логика. Методическое пособие. 3 класс.
методическая разработка (3 класс) по теме

Дается  разнообразным способом построить вопросы;   сформировать и развить умение получать информацию с помощью вопросов;

 обучить выделению существенных признаков предмета и поиску предмета по заданным признакам;

 дать представление о суждениях и их видах, об истинности и ложности суждений;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logika.doc.rar55.33 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ 3-его КЛАССА

-дать общее представление об использовании человеком своего опыта и о простейших выводах на основе чувственного опыта;

- обучить разнообразным способам построения вопросов;

- сформировать и развить умение получать информацию с помощью вопросов;

- обучить выделению существенных признаков предмета и поиску предмета по заданным признакам;

- дать представление о суждениях и их видах, об истинности и ложности суждений;

- дать понятие о контрпримере;

- обучить построению простейших умозаключений на основе одной- двух посылок.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛОГИКИ В 3-ем КЛАССЕ

Урок 1. Повторение материала 2-ого класса.

Урок 2. Повторение игр.

Урок 3. Игра «Что умеет делать голова?»

Урок 4. Игра «Используй слово»

Урок 5. Чувственный опыт.

Урок 6. Игра «Лишняя картинка»

Урок 7. Игра «Лишнее слово»

Урок 8. Тренировочный тест.

Урок 9. Искусство задавать вопросы.

Урок 10. Задачи с неполным условием.

Урок 11. Задачи с неполным условием.

Урок 12. Тренировочный тест.

Урок 13. Поиск по заданным признакам.

Урок 14. Задачи применения.

Урок 15. Задачи применения.

Урок 16. Тренировочный тест.

Урок 17. Повторение материалов.

Урок 18. Игра «Наоборот»

Урок 19. Суждения. Виды суждений.

Урок 20. Игра «Составь предложение»

Урок 21. Игра «Объедини»

Урок 22. Тренировочный тест.

Урок 23. Симметрия. Транзитивность.

Урок 24. Игра «Сделай вывод»

Урок 25. Игра «Ковбой»

Урок 26. Задачи с неполным условием.

Урок 27. Истина и ложь.

Урок 28. Игра «Поверь и проверь»

Урок 29. Игра «Контрпример»

Урок 30. Игра «Исключи лишнее»

Урок 31. Задачи с неполным условием.

Урок 32. Тренировочный тест.  

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ ЛОГИКИ В 3-ем КЛАССЕ

Материал к уроку 1.

Повторение материала 2-го класса.

1. Задачи на внимание.

- На грядке сидели 6 воробьев. К ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке?

- У мальчика в коробке было 7 мух. На 2 он поймал рыб. Сколько рыбок он поймает, используя остальных мух?

- Лестница состоит из 7 ступенек. Какая лестница находится в середине лестницы?

2. Нарисуй недостающую фигуру, чтобы в каждом ряду были фигуры разной формы.

3.Игра «Найди слово в слове»

Кисель (ель, лес)

Колесо (кол, лес, сок)

Цветок (ток, кол)

Голова (гол, лов, Волга)

Клевер (лев, веер)

Каблук (лук, куб, бал, бок)

Материал к уроку 2.

Повторение игр.

 1.Игра «Запомни».

Учитель предлагает ребятам рассмотреть в течении 2-3 минут рисунок, затем убирает его. Необходимо как можно точнее, подробнее, с указанием большого количества деталей пересказать сюжет картины. По ходу рассказа можно предложить ученикам следовать простому плану - ответить на вопросы : кто? что? где? чем? с какой целью? как?  когда?

2. Игра «Испорченный телефон». 

Ученики должны сидеть по кругу; водящий говорит на ухо первому, справа от себя, предложение- высказывание шепотом, не повторяя, ученик передает содержание высказывания своему соседу справа- и так далее. Последний произносит вслух то, что он понял.

3. Загадки – шутки.

Всякий день выхожу, но всегда дома.(черепаха)

Как можно воду в решете принести? (должно ее заморозить)

Как можно сухую траву изобразить четырьмя буквами? (сено)

Кого никто не видит, а всякий слышит? (гром)

Кто может на всех языках говорить? (эхо)

Чем весьма хорош часовой маятник? (что он бьет, но ничего не портит)

Где вода столбом стоит не проливается? (в стакане)

4. После перестановки букв должны получиться названия животных.

Акр. Год. Лов. Тик. Ток.

Брак. Корт. Нуль. Полк. Сила. Соль.

Банка. Колос. Корма. Норов. Пират. Спрут. Шкала.

Бурсак. Дупель. Кафель. Кордон. Кутила. Мостик. Шнурок.

Апельсин. Канонада. Мадригал.

Ответы:

Рак. Дог. Вол. Кит. Кот.

Краб. Крот. Лунь. Клоп. Лиса. Лось.

Кабан. Сокол. Комар. Ворон. Тапир. Спрут. Шакал.

Барсук. Пудель. Кефаль. Кондор. Улитка. Москит. Коршун.

Спаниель. Анаконда. Гамандрил.

Материал к уроку 3.

 

Игра «Что умеет делать голова?»

1. Что умеет голова?

- думать

- а что значить думать?

 2. Какую картину надо изобразить вместо знака вопроса? В дальнейшем такие задания можно использовать на каждом занятии. Ребята очень охотно и живо участвуют в обсуждении рисунка и стараются объяснить и защитить свою версию. Примеры задач картинок:

3. Прочитайте ребусы.

КО100ЧКА                   ПО100ВОЙ                    40А

4. Вставьте пропущенное слово:

123452                 ракета

321452                      ?

5. Математические головоломки.

-Двумя двойками изобразите 0 .

-Пользуясь тремя цифрами 2. выразите число 2.

-Получите число 4 посредством двух цифр 2.

-Представьте число 6 с помощью трех двоек.

Ответы: 1. 0=2-2.  2. 2=2+2-2 или 2-2+2. 3. 4=2+2.  4. 6=2+2+2

Материал к уроку 4.

 Игра «Используй слова»

Учитель предлагает несколько слов. Ребята должны составить предложения, в которых используется все предложенные слова. Предложения должны быть грамотно построены и представлять собой связную информацию. Например, даны слова: столб, мышка, бант.      

Предложение: Мышка с бантом на хвосте карабкалась на столб. Задание можно усложнить:

- добавить исходные слова;

- ограничивать общее число слов в предложении;

- предлагать определенную тему для предложений.

2.Чем похожи эти слова:

а) кошка, книга, крыша;

б) печь, течь, речь;

в) число, весло, кресло;

г) мышь, брошь, рожь;

д) колесо, полоса, яблоко.

Чем отличаются:

а) ручка от карандаша;

б) книга от тетради;

в) линейка от треугольника;

г) сани от телеги;

д) рассказ от стихотворений.

3.Анаграмма.

Какие нижеприведенные слова представляют собой названия времен года.

Арфа. Баян. Марш. Руда. Тело. Шарф.

Влага. Волан. Кабан. Зерно. Навес. Рысак.

Ответы: Лето (тело). Весна

Материал к уроку 5.

Чувственный опыт.

Занятие посвящается 5 чувствам человека: зрение, слух, обаяние, осязание и вкус. Каждое рассматривается как один из способов получения человеком информации. Кроме того, необходимо упомянуть еще и двигательный опыт. Занятие проходит в форме беседы: учащиеся сами прекрасно рассказывают, как используя эти чувства, можно получить информацию и какую именно.

       На этом же занятии, с помощью простого эксперимента, можно выяснить, какой тип памяти: зрительная, слуховая, моторная преобладает у каждого ученика.

Эксперимент. 1. Учитель читает медленно и четко 10 двузначных чисел. Ученики слушают. Предварительно их предупреждают, что слушать надо

Внимательно. Предлагается записать на листе бумаги числа, которые они запомнили. Учитель снова читает эти числа, ребята проверяют и отмечают, сколько чисел записали верно.

 Эксперимент 2.  Учитель показывает группе лист ватмана, на котором крупно одним цветом и одной формы записаны 10 двузначных чисел. Ребята смотрят в течении 1 минуты. Затем стараются воспроизвести увиденное; далее- аналогичная проверка.  

Эксперимент 3.  Ученики в течении 1 минуты пишут под диктовку 10 двузначных чисел. Предлагается перевернуть листы и снова записать эти числа. И вновь проверка.

                Анализ результатов может быть общим и конкретным для каждого ученика. Если учеником воспроизведено более 5 чисел, то он имеет хороший соответствующий тип памяти, если более 7 – очень хороший. По этим результатам можно дать рекомендации, как лучше готовить уроки: читать вслух или про себя, записывать, зарисовать.

                 Вместо чисел в этом эксперименте можно использовать простые картинки. Это позволит получить дополнительную информацию о характере памяти, о возможностях образного и абстрактного восприятия.

Материал к уроку 6.

  1. Игра «Лишняя картинка».

 Ученикам предлагается комплекты карточек, на каждый из которых изображен какой-нибудь предмет. Требуется убрать «лишнюю» карточку из комплекта. Например изображены: портфель, пенал, окно, книга, комар, жук, котенок, муха.          

2. Прочитай слова: лимон, апельсин, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина. Назови ягоды. Назови фрукты.

Прочитай слова: стол, чашка, стул, тарелка, чайник, шкаф, диван, ложка, табурет, кресло, кастрюля. Подчеркни названия мебели одной чертой. Подчеркни названия посуды двумя чертами.

 Раздели на 2 группы следующие числа: 2, 13, 3, 43, 6. 55, 18. 7, 9. 31.

Однозначные числа:

Двузначные числа:

 Распредели названия следующих животных на группы, дай название каждой группе: голубь, воробей, волк, синица, карп, медведь, щука, рысь, тигр, снегирь, судак.

3. В каком слове спрятана одна из дней недели?

Аванс. Адрес. Шашки. Санитар. Кредитор. Вертикаль. Соратница.

Ответ: Среда (адрес)

4. Помните сказку «Два медвежонка»? Там лиса прибежала посмотреть на медвежат, которые не могли поделить головку сыра. Как вы думаете, какую часть сыра откусила хитрая лисица в первый раз?

(Подсказка: ответ спрятан в одном из слов).

Ответ: треть (Посмотреть)

5. Интересные вопросы:

- Когда человек спит, под головой у него не одеяло, а …

- Входят в дом не через окно, а через…

- Когда идет дождь раскрывают не парашют , а…

- Продавцу дают не фантики, а…

- Чтобы узнать время смотрят не календарь, а на …

- Для зимнего кросса нужны не коньки, а …

Ответы: подушка, дверь, зонт, деньги, часы, лыжи.

 

Материал к уроку 7.

1. Игра «Лишнее слово». 

Ребятам предлагаются ряд слов, в котором одно по какой- либо причине «выпадает». Задание- назвать «выпадающее» слово. Например:

-лопата, молоток; ботинок, грабли;

-понедельник, март, май, август;

-Вера, Ольга, Гульнара, Анвар, Марина.

 2. Детям предлагаются любые 3 слова:

-птицы, лисица, небо;

-собака, помидор, солнце;

-корова, ботинки, трава

-курица, подушка, пшеница;

-гусь, лягушка, тина.

 3. Веселые задачи.

- Один лягушонок сидит у пруда,

   Две утки плывут неизвестно куда,

   Три рыбки у берега тихо плеснули

   И в синюю воду обратно нырнули.

  Сколько их всех?

        

- Два грача летят над нами,

   Пять других- за облаками,

   Два спустились за ручей

   Сколько было всех грачей?

-  Белка сушит на веревке

   Два гриба и три морковки.

    Прибежал хорек, утащил грибок

    Съел зайчонок две морковки.

    Что осталось на веревке?

4. Вопросы о тебе.

- Твоя сестра для мамы …

- Мама для папы …

- Брат твоего папы или твоей мамы для тебя …

- Папа для мамы …

- твой брат для бабушки …   (ответы: дочь, жена, дядя, муж, внук) 

Материал к уроку 8.

 Тренировочный тест.

     

 1. Чтобы сварить 1 кг мяса требуется 1 час. За сколько часов сварят 2 кг такого мяса?

 2. Найдите закономерности и вставьте пропущенное число (5)    

 3. Двое мальчиков играли в шашки 2 часа. Сколько играл каждый из них?

4. Можно ли бросить мяч так, чтобы он пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении? (бросить вверх)

 5. Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:

а) автомобиль, тормоз;        автор

б) колос, рожа, ваза;        корова

в) молоко, нерест, таракан;        монета

г) кора, лото, боксер;        колобок

д) баран, рана, банщик.        Барабан

 6.Из каждого слова взять последние слоги, составить новое слово:

а) мебель, ружье;

б) соломка, пора, мель;        белье

в) лиса, бельмо, буклет;        карамель

г) клевер, пальто, билет;        самолет

д) молоко, реле, мясо;        колесо

 7. Логарифма.

Арифметический я знак,

В задачнике меня найдешь во многих строчках,

Лишь «о» ты вставишь, зная как

И я – географическая точка.               (плюс – полюс)

Материал к уроку 9.

 Искусство задавать вопросы.

 Учитель рассказывает: « Ученик старшего возраста спрашивает малыша : -- Сколько будет два умноженное на три плюс один?

- Семь - отвечает малыш

- Ни в коем случае. Это будет восемь. А сколько будет два умноженное на три плюс один?

- Восемь

- Опять не правильно. Это будет семь.

      Почему малыш запутался? Кто виноват в путанице – тот, кто задавал вопросы, или тот, кто на них отвечал?

        В беседе об искусстве задавать вопросы необходимо осветить следующие аспекты:

- стилистическая грамотность речи;

- многозначность слов;

- соглашения относительно употребления слов; неясные понятия;

- роль слов.

 2. Сколько треугольников на рисунке?

3. Назовите и покажите все числа от 0 до 10 по порядку. Затем назовите и покажите все числа от 10 до 0.

Материал к уроку 10.

Задачи с неполным условием.

     Перед первым представлением задачи с неполным условием подробно объясните ученикам правила игры: выслушав условие задачи и вопрос к ней, вы можете задать любое количество вопросов, но задавать их надо так. Чтобы можно было бы ответить только «да» или «нет». Пример задачи с неполным условием:

1. «Человек вышел из комнаты, хлопнув дверью. Когда он вернулся, Клеминтина уже умерла. От чего умерла Клеминтина?

- Ее прижала дверью?

- Она замерзла?

- Клеминтина- кошка? Мышка?

- Ее смерть связана с открыванием двери?

- Получился сквозняк?

- Она умерла от простуды?

- Она разбилась?

- Что-то разбилось?

- Клементина от этого пострадала?

- Разбился аквариум?

- Клеминтина- рыбка? Она умерла от удушья? Вопросов может быть больше, продвижение к ответу- медленнее, спешить нельзя, ни в коем случае не подсказывать. Первое время ребята задают немного вопросов, им необходимо помогать, давая оценку качеству и последовательности вопросов. Важно обратить внимание учеников на то, что они должны слушать ответы не только на свои вопросы, но и на вопросы товарищей, т. е. – собирать информацию.

2. Игра «Клеим клеем»

Приклеить оторванную страницу тебе поможет клей. Спаять провода папе поможет паяльник. Продолжи эту игру:

- Очистить тротуар ото льда рабочим поможет …

- Нарубить в лесу дров лесорубам поможет …

- Распилить деревья дровосекам поможет …

- Выкопать в саду яму тебе поможет …

- Ввинтить шуруп в стену папе поможет …

- Очистить поле от травы косцу поможет …

- Полить огород маме поможет …

Ответы: лом, топор, пила, лопата, отвертка, коса, лейка.

Материал к уроку 11.

 1. Задачи с неполным условием.

        Для создания задач с неполным условием можно использовать содержание любых сказок, рассказов, историй, мультипликационных фильмов и т. д. Желательно, чтобы они были достаточно хорошо знакомы ребятам. Можно предложить и ученикам придумать свои задачи с неполным условием. Несколько примеров:

- Обитательница водоема поймала деревянный предмет, после чего ее жизнь круто переменилась. Что произошло?       ( царевна- лягушка)

- Девочка играла с подругами и внезапно исчезла. Что произошло?  

        (Снегурочка)

- Два друга направились в гости к третьему, в результате хозяин остался без дома. Почему?                                                    (Винни - Пух)

  2.Логорифмы.

а) Я – не любимая оценка в дневнике,

    Из – за меня у школьника мрачнеет вся природа,

    Но если в внутрь меня поставить «е»

    То среди женского я рода.    (два – дева)

б) Число я меньше десяти,

     Тебе легко меня найти,

     Но если букве «е» прикажешь рядом встать,

     Я  все – отец и ты, и дедушка и мать.    (семь – семья)

 3. Логическая задача.

Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня. А ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех? Можно ли сказать, какая рыба поймана позже всех?

4. Игра «На кухне»

Выполнит сложные программы компьютер. Позволит переписать на кассету новый фильм видеомагнитофон. Продолжи эту игру:

- Чтобы погладить белье, нужно взять в руки … (утюг)

- Быстро приготовит пищу микроволновая …      (печь)

- Чтобы избавиться от пыли дома понадобится …(пылесос)

- Быстро высушит волосы …           (фен)

- Сохранит продукты в холоде …            (холодильник)

- Постирает белье стиральная …                (машина)

Материал к уроку 12.

 Тренировочный тест.

1. Собрался Иван – царевич на бой со Змеем Горынычем, трехголовым и треххвостым. «Вот тебе меч – говорит ему баба Яга – одним ударом ты можешь срубить либо одну голову, либо две головы, либо один хвост, либо два хвоста. Но запомни: срубишь один хвост - два вырастут, срубишь два хвоста – голова вырастет, срубишь голову – голова вырастет, срубишь две головы – ничего не вырастет.

         За сколько ударов Иван – царевич может срубить 3 шею, все головы и хвосты.

2.Логические задачи.

- Коля ростом выше Васи, но ниже Сережи. Кто выше: Вася или Сережа?

- В семье несколько детей. Один ребенок говорит. Что у него есть один брат и одна сестра. А другой говорит, что у него нет ни одной сестры. Сколько детей в семье девочек и сколько мальчиков?

- Лежали конфеты в кучке. Две матери, две дочки, да бабушка с внучкой взяли конфеты по одной штучке, и не стало этой кучки. Сколько было конфет в кучке?    (3)

3. Математические головоломки:

- Получите число 0 посредством двух цифр 6.

- Запишите число 6 с помощью трех шестерок.

- Пользуясь двумя цифрами 7 . выразите число 0.

- Тремя семерками напишите число 7.

- Представьте число 0 с помощью двух цифр 8.

- Получите число 8 посредством трех восьмерок.

-Выразите число 0 посредством двух цифр 9.

- С помощью трех девяток изобразите число 9.

Ответы: 0==6-6.  6=6-6+6.  0=7-7.  7=7-7+7.  0=8-8.  8=8-8+8.  0=9-9.  9=9-9+9.

Материал к уроку 13.

 Поиск по заданным признакам.

1. Дается задание – назвать предметы, которые обладают определенными свойствами. Признаками. Например: про какие предметы можно сказать, что они:

а) зеленые и мягкие

б) гладкие и твердые

в) широкие и удобные

г) хрустящие и вкусные

Поощряются особенно интересные нестандартные примеры и их количество.

 2.Назовите предмет, про которой можно сказать:

а) черная, четырехугольная, сделана из дерева;

б) белый, сладкий, твердый;

в) продолговатый, зеленый, твердый, съедобный;

г) желтый, продолговатый, кислый.

3. Какой предмет обладает одновременно следующими признаками:

а) пушистый, ходит, мяукает;

б) гладкое, стеклянное, в него смотрят, оно отражает.

 4. Вставьте пропущенные числа:

а) 5, 15, … , 35, 45, … ;

б) 6. 12, 18, … , 30, 36, …;

в) 2, 6, 10, … , 18, 22, …, 30;

5. Игра «Наступила темнота».

Вопросы по стихотворению К. Чуковского «Краденое солнце»

- Водоем, в котором прятался похититель солнца: море, пруд, река?

- В ворота стучали: петухи, улитки, бараны?

- На лужайке плакали: олени, зайки, бобры?

- Без солнца не могли найти даже зернышка: воробей, тетерев, попугай?

- Солнце освободил: верблюд, носорог, медведь?

- По земле по мраке лазали пучеглазые: жабы, раки, овцы?

- Одними из первых от сорок узнали, что солнце в беде: журавли, кукушки, снегири?

Ответы: река, бараны, зайки, воробей, медведь, раки, журавли .

Материал к уроку 14.

  Задачи применения.

 1. Учитель называет любой известный предмет, например «зонт». Необходимо назвать как можно больше способов его применения. Эта игра развивает воображение, учит видеть в обычных предметах необычные свойства.

        Другой вариант: учитель предлагает действие ( например «гладить») требуется назвать возможности применения этого действия: гладить белье, котенка, книгу.

2. Анаграммы.

ЛБКОО, РАЯИ, РКДЕТИ, АШНРРИ.

ТЛОС, КЧЙИАН, ЮТГУ, ЬВРЕД, АООКРДКСВО.

 3. Чем отличается:

а) ручка от карандаша;

б) книга от тетради;

в) линейка от треугольника;

г) сани от телеги;

д) рассказ от стихотворений;

е) река от озера;

ж) яблоко от груши;

з) ромашка от розы;

и) газета от журнала.

 4.Задачи:

- Может ли сын моих родителей не быть моим братом.

  (да, я сам)

- На выставке мебели предварительно 3 стола, из них 2 круглых, 2 полированных. Есть ли среди них круглые полированные столы?

   (да)

- Из 5 учеников 3 мальчика и 3 брюнета. Можно ли найти среди этих учеников мальчика с черными волосами  

(да)

Материал к уроку 15.

 Задачи применения.

 1. Повторение пройденного материала.

Например «скамейка», «стакан», «ящик». Надо назвать больше способов их применения.

 2. Логические задачи.

а) В ящике шкафа 4 пары одинаковых коричневых и 2 пары одинаковых черных носков. Сколько нужно взять носков (не глядя), чтобы можно было выбрать пару?  ( 3 ).

б) В ящике 2 пары черных ботинок и 3 пары таких же коричневых. Сколько нужно вынуть ботинок, чтобы можно было набрать пару?  (6)

в) В копилке 10 монет по 5 рублей и 10 монет по 3 рубля. Сколько нужно вытряхнуть монет, чтобы можно было набрать ровно 8 рублей?  (11)

г) В трех букетах 11 цветков, причем в каждом не менее 3 цветков. Могут

ли некоторые букеты содержать 5 цветков? (да) 7 цветков? (нет)

3. Заполни пустые клетки квадрата однозначными четными числами таким образом. Чтобы ни в одном вертикальном, горизонтальном и четырехклеточном диагональном ряду не оказалось одинаковых цифр.

  5

  6

  7

  8

  8

  7

  6

  5

  6

  5

  8

  7

  7

  8

  5

  6

   5

  7

  6

              Ответ:

Материал к уроку 16.

Тренировочный тест.

1. Логические задачи.

- У Сережи, Миши, Кости и Вовы были мячи. Один мяч был кожаный большой, другой – кожаный маленький, третий – резиновый маленький, четвертый – коричневый. У Миши и Кости – маленький, у Миши и Вовы – кожаный мяч. У кого какой мяч?

 Ответ: у Сережи – коричневый мяч, у Миши – маленький кожаный мяч, у Кости – маленький резиновый мяч, у Вовы – большой кожаный мяч.

-Палкан лает чаще, чем Жучка. Палкан лает реже, чем Барбос. Кто лает чаще всех?

  -Если бы лошадь была ниже кролика и выше жирафа, то кто был бы выше всех?

  2. Дорисуй.

3. Анограммы.

НООК, ШЫРАК, ЛАЖЕСТЛ, ГРИТ, ЛОНС, БЕЗАР

 4.Вставьте недостающее слово:

Крылья – птица        ?           - рыба

Кот  - мышь        корова - ?

Лес  - дерево        дерево - ?

Ночь - день                  ?           - небо

Материал к уроку 17.

 1. Повторение материала 1 и 2 разделов:

- Информация и ее виды

- Свойства информации: достоверность, полнота, актуальность, ясность (на примерах)

- способы получения информации

- способы передачи информации

- способы хранения информации

- способы обработки информации

 2. Вставьте недостающее слово:

Уши – магнитофон                 ? – телевизор

Чернила – перо                        ? – карандаш

Тигр – кот                                 лошадь - ?

Смех – слезы                            ? – тишина

 3. Логические задачи.

а) Четверо друзей проводили свободное время по разному: один читал книгу, другой слушал радио, двое смотрели телевизор. Как проводил свободное время Игорь, если Витя читал книгу, а Дима с Игорем и Леша с Димой проводили свободное время по – разному.

б) У Миши, Сережи, Игоря и Коли были три удочки и один спиннинг. Что было у каждого мальчика, если у Сережи с Колей и у Коли с Мишей были разные средства для рыбной ловли?

Ответ:а) У Миши, Сережи и Игоря были удочки, у Коли – спиннинг.

             в) Миша и Витя летом поехали отдыхать. Один – в деревню, другой – на море. Где был Миша, если Витя не был на море?

 Материал к уроку 18.

 1. Игра «Наоборот».

Учитель высказывает суждение. Ученикам предлагается изменить его так, чтобы, если оно было истинным – стало бы ложным, а если было ложным – превратилось бы в истину.

 Например:

1. Все ученики нашего класса – мальчики –

В нашем классе учатся и мальчики и девочки.

Или: В нашем классе учатся не только мальчики.

2. Даны 3 слова. Два первых находятся в определенной связи. Третье и одно из 4-х приведенных ниже находятся в такой же связи. Найдите и запишите на вашем листе это четвертое слово.

- песня: композитор = самолет: ?

- школа: обучение    = больница: ?

- ухо     : слышать     = зубы        : ?

- светло :темно         = притяжение : ?

- жара    : засуха        = дожди         : ?

- береза  : дерево       = стихотворение : ?

3. Игра «Шесть цифр»

Гном Забывалка записал такой пример: 1 2 3 4 5 = 6 и не расставил в подходящих местах знаки сложения и вычитания. Исправь ошибки.

Ответ: 12 + 3 – 4 – 5 = 6

4. Игра «Забытые знаки»

В следующее равенство вставь забытые математические знаки:

                                            1 2 3 = 4 5.

Ответ: 12 – 3 = 4 + 5

5. Игра «Складываем до 50».

Заполни все пустые клетки числами таким образом, чтобы сумма чисел, расположенных в соседних клетках, каждый раз равнялась последующему числу (поэтому сумма шестого и седьмого чисел будет равняться 50).

   

    50

Ответ:

     3

    2

    5

    7

    12

    19

    31

    50

Материал к уроку 19.

 Суждение.

 1. Виды суждений.

- Общие суждения;

- Высказывания: обще – утвердительные и частно – утвердительные;

- Отрицание всеобщности, отрицания существования;

- Истинные и ложные высказывания.

       В ходе беседы ребятам предлагается привести примеры истинных и ложных суждений, обосновать истинность, доказать ложность, привести контрпримеры (необходимо объяснять смысл понятия «контрпример».

2. Прочтите следующие суждения. Назовите истинные и ложные высказывания:

1) Некоторые писатели известны.

2) Ни один вопрос остается без ответа.

3) Ни одно из данных чисел не больше пяти.

4) Ни один из писателей неизвестен.

5) Все писатели известны.

6) Все данные числа больше пяти.

7) Все данные числа не больше пяти.

8) Некоторые вопросы остаются без ответа.

9) Ни один вопрос остается без ответа.

10) Все писатели неизвестны.

11) Некоторые из данных чисел больше пяти.

3. Логическая задача.

Волк, лиса и медведь жили в трех домиках: первый – белый с большим окном, второй – зеленый с большим окном, третий – зеленый с маленьким окном. У волка и лисы домик с большим окном, у волка и медведя – зеленые домики. У кого какой домик?

4. Игра «Вычитаем из 89».

Заполни все пустые клетки числами таким образом, чтобы разность чисел, расположенных в соседних клетках, каждый раз равнялось последующему числу. Вначале вычитаем из 89. Но сколько?

  89

  89

  55

  34

  21

  13

  8

  5

  3

  2

  1

  1

  0

  1

Материал к уроку 20.  

 1. « Игра «Объедини». 

Учитель называет два предмета или два понятия. Задание: назвать цепочку предметов, с помощью которых можно «перейти» от одного к другому на основе аналогий. Например:

 город - стол. Город – дом – квартира – стол.

2.Постройте все возможные суждения, противоположным следующим:

1) Некоторые звезды не видны.

2) Все соли растворяются в воде.

3) Никаким слухам нельзя верить.

4) Хорошее начало – половина дела.

 3. Логическая задача.

 Лиза, Галя и Нина жили в разных домах. Дом №1 – высокий каменный, №2 – высокий деревянный, №3 – невысокий каменный. В каких домах жили девочки, если Галя и Нина жили в высоких, а Нина и Лиза – в каменном.

 Ответ: Нина жила в доме №1, Галя - №2, Лиза - №3.

4.Ответы на вопросы.

Вопросы по сказке «Сказка о царе Салтане …» А.Пушкина.

- У царевны Лебеди под косой блестел: яхонт, месяц, рубин?

- Обитатель тридцати трех богатырей: пруд, море, река?

- Враг царевны Лебеди: гадюка, коршун, ястреб?

-  У царевны во лбу: жемчуг, звезда, сапфир?

- Предмет, в котором плыли по морю царица и Гвидон: мешок, ведро, бочка?

- Вещь, которую царь Салтан держал в руках на палубе: топор, вилка, труба?

Ответ: месяц, море, коршун, звезда, бочка, труба.

Материал к уроку 21

1. Тренировочный тест.

а) Какие истинные суждения можно вывести из следующих:

- Некоторые числа делятся на 2.

- Все кошки – домашние животные.

- Ни один квадрат не имеет острых углов.

- Ни один кит не живет на суше.

б) Какие истинные суждения следует из ложности следующих:

- Все буквы  - гласные.

- Некоторые ромашки – красные.

- Ни один ученик не умеет читать.

 2.Ответы на вопросы:

1. Число, получаемое при сложении.

2.Мера для измерения жидкости.

3.Фигура, полученная пересечением двух прямых.

4.Название месяца.

Ответ: Сумма, литр, угол, март.

3. Игра «Прибавляем без ошибок».

Гном Путалка учился складывать и заполнил цифрами 9 числовых дорожек.

    1

    6

    7

    13

    20

    33

    53

    96

    2

   7

    9

   16

   25

    41

    66

    97

    3

    5

  8

    13

    21

    34

    56

    90

    4

    4

    8

    12

    20

    35

    56

    92

    5

    4

    9

    13

    22

   35

      58        

    93

    6              

    5

    11

    16

    27

    43

    70

    93

    7

    3

    10

    13

    23

    36

    59

    95

    8

    1

    9

    10

    19

    29

    48

    87

    9

    1

    10

    11

    21

    32

    53

    86

        В каждой строке сумма двух соседних чисел должна была равняться последующему числу. Но гном сделал много ошибок. На скольких числовых дорожках вычисления выполнены правильно?

Ответ: только на одной (седьмой).

 Материал к уроку 22.

Повторение.

1. После короткого рассказа – повторения о 5 чувствах в чувственном опыте. Получения информации из наблюдений – переход к простейшим выводам Особое внимание следует обратить на простейшие конструкции:

Симметрия, транзитивности – вывод из 1-2 посылок.

 Например:

1)  январь длиннее февраля   (симметрия)    февраль короче января.

2) Ольга сестра Елены            (транзитивность)  Елена сестра Татьяны  Ольга – сестра Татьяны.

3) Ольга - дочь Сергея Викторовича  

  Елена – дочь Сергея Викторовича    (объединение)  Ольга сестра Елены.

 2. Выделите и назовите противоречия в примере:

       Можно ли съесть одно яйцо натощак? Ведь если откусить один раз, то остальную часть будешь есть уже не натощак.

 3. Задачи.

а) Может ли сын моих родителей не быть моим братом?  (да, я сам)

б) Андрей Сергеевич – брат Александра. Александр – брат Григория. Григорий – отец Елены. Как зовут деда Елены?  (Сергей) 

в) Установи закономерности и найди недостающее число:

   2  5  7

   6  1  7

   1  4  ?

Материал к уроку 23.

 Игра «Сделай вывод»

Пример: «Если пошел дождь, то нужно открыть зонт». «Нужно открыть зонт» - это заключение, «пошел дождь» - это предпосылка или условие.

     Далее учитель предлагает первые части аналогичных фраз (т.е предпосылки), а ученики их заканчивают. Или наоборот – предлагается заключение, по которому необходимо сформулировать условие.

Например: «Если в слове «Победа» зачеркнуть первые две  буквы, то…» или «Если … то я стану сильным»

Примерные задачи:

1. Казанский университет основан раньше Петербургского.

2. Петербургский – раньше Киевского.

3.Казбек выше Монблана, Эльбурс выше Казбека.

4.Тунис восточнее Алжира. Алжир восточнее Морокко.

5. Том сильнее Фреда, но слабее Мартина.

6. Джек медлительнее Стива, но энергичнее Пола.

   Если ваши ученики легко справляются с простыми задачами, предложите более сложные:

1. Джек медлительнее Стива, но энергичнее Пола, Пол медлительнее Джека, но энергичнее Пита. Расположите имена мальчиков. Начав с самого энергичного по порядку, закончив самым медлительным.

2. Если Боб и Фред выше Тома, а Холл ниже Боба, но выше Фреда, то кто самый высокий? Расположите их имена по росту мальчиков.

3.Пол и Том одногодки. Пол старше Марии, Мария моложе Холла. Можно ли по этой информации определить, старше или моложе Пол Холла?

Материал к уроку 24.

 Задачи с неполным условием.

  1. Игра « Ковбой».

        Скачет по прериям ковбой. Подскакивает к селению. Соскакивает с лошади около салуна. Вбегает в салун, подбегает к бармену: «Срочно стакан воды» Бармен выхватывает из – за пояса револьвер и стреляет в потолок. Ковбой говорит: «Спасибо!» поворачивается и уходит. Почему? Что произошло?

 (Ковбоя мучила икота, испуг от выстрела ее прекратил)

 2.Логические задачи.

а) Три девочки нарисовали по одному животному. Получилось две собаки и одна кошка. Что нарисовала каждая  из них, если Катя с Леной и Маша с Леной нарисовали разных животных?

 Ответ: Катя и Маша нарисовали собак, лена – кошку.

б) Четверо друзей проводили свободное время по разному: один читал книгу, другой слушал радио, двое смотрели телевизор. Как проводил свое свободное время Игорь, если Витя читал книгу, а Дима с Игорем и Леша с Димой проводили свободное время по – разному.

в) Коля, Ваня и Сережа читали книжки. Один мальчик читал о путешествиях, другой – о войне, третий – о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о спорте, Виня не читал о войне и спорте?

 Ответ: Коля – о войне, Ваня – о путешествиях, Сережа - о спорте.

3. Игра «Смешинка».

       Вставьте пропущенное слово в конце предложения, если известно, что оно получается с помощью перестановки букв в первом слове.

      Лежу в …

Ответ: Лежу в луже.

4. Игра «Мальчики и девочки».

 Представьте буквы в каждом из следующих слов таким образом, чтобы получились имена только девочек.

            Яна, Алик, Икар, Инна, Марат.

Ответ: Аня, Лика, Кира, Нина, Марта.

  Материал к уроку 25.

1. Задача «Про льва».

Мальчик идет к клетке с львов. Каждый раз, когда он делает два шага вперед, лев рычит, и мальчик отступает на шаг назад. З какое время он дойдет до клетки, если до нее 5 шагов, а 1 шаг мальчик делает за 1 секунду.

Ответ: За 11 секунд.

2. Шарады.

а) Предлог и малое число,

    За ними букву скажем.

    А в целом – ты найдешь его

    Почти под каждым домом. (подвал)

б) Число и нота рядом с ним

     Да букву припиши согласную.

     А в целом мастер есть один,

     Он мебель делает прекрасную. (столяр)

в) Предлог стоит в моем начале,

    В конце же – загородный дом

    А целое мы все решали

    И у доски, и за столом.  (задача)

3.Какую фигуру, изображенных на рисунке, можно нарисовать не отрывая карандаша от бумаги. И не прочерчивая линий по уже проведенным.

  

 4. Логическая задача.

Через немного лет Михаилу будет намного лет меньше, чем Евгению сейчас. Кто моложе?

Ответ: Михаил.

Материал к уроку 26.

 1. Истина и ложь.

Вопросы к рассмотрению:

- простые и сложные суждения;

- ложные суждения;

- противоречивые суждения;

- обоснований суждений.

   Упражнения другими словами. Учитель предлагает ребятам суждения и дает задание составить несколько вариантов передачи информации другими словами исходного предложения. Смысл суждения должен быть при этом передан без искажений.

2. Упражнения.

а) все божьи коровки – насекомые?

б) все бабочки – божьи коровки?

в) все насекомые – бабочки?

     Если известно, что некоторые артисты – голубоглазые и некоторые артисты – черноволосые, то каким является высказывание. Некоторые артисты черноволосые и голубоглазые – истинным или ложным?

      Некоторые слоны – старые. Все старые слоны – умные. Можно ли утверждать, что:

а) все слоны умные;

б) некоторые слоны умные.

     В слове «спортсмен» определите букву, которая является третьей буквой до буквы, расположенной за буквой, находящейся в центре слова.

3. Игра «Желания и поросята».

Вместо многоточия вставь необходимые числа.

  С Михалков                К. Ушинский              С. Маршак

«… поросенка»    *      «… желания»    =      «… месяцев»

Ответ : 3 * 4 = 12

  Материал к уроку 27.

1. Игра «Поверь или проверь»

       Учитель читает какой – нибудь рассказ, в котором описана какая - нибудь необычная ситуация.

(Например, вы пришли в школу, а в ней нет ни одного учителя). Задание: быстро назвать как можно больше причин такой ситуации.

2. Найдите разные толкования для следующих высказываний.

   1) Спортсмен должен быть в форме.

   2) Мать похожа на дочь, когда она в белом платье.

   3) В судьбу войны вмешался генерал Мороз.

   4) Я могу долго говорить «по  - японский».

   5) Семеро одного не ждут.

   6) Все моря целовался его корабли.

3. Логические задачи.

- Надя, Вера, Галя, Люба сажала яблони, другая – груши, третья – слива, четвертая – вишни. Что сажала каждая девочка, если Вера не сажала вишни, Галя не сажала яблони и вишни, а Люба сажала сливы?

 Ответ: Галя сажала груши, Вера – яблони, Надя – вишни.

- Белая мышка бежала от сарая к дому, а серая – от дома к сараю. Они выбежали (одна из дома, другая из сарая) одновременно. Через пять минут белая мышка была ближе к дому, чем серая к сараю. Какая мышка бежала медленнее?

Ответ: серая мышка

4. Игра «Утки и товарищи».

Е. Чарушин               А. Барто                    Л.Толстой

 «… утки»       :       «… снежка»    =       «… товарища»

Ответ: 4 : 2 = 2

5. Игра «Четыре цифры».

Перед тобой четыре цифры: 1 2 3 4 . В подходящие места между цифрами помести знак «=» и один из знаков арифметических действий так, чтобы получившийся пример был решен правильно. Укажи два способа.

Ответ: 12 = 3 * 4,   12 : 3 = 4.

   Материал к уроку 28.

1. Игра «Контрпример».

    Ученикам предлагаются заведомо ложные суждения, которые они должны опровергнуть с помощью контрпримера

   -  Все дети умеют читать

   -  Все цветы красные

   -  Нет ни одного числа больше 100

    - Все города находятся в Европе – Пекин.

2. Опровергнуть данные ложные суждения, используя контрпримеры:

1) Все книги – словари.

2) Ни один человек не умеет плавать.

3) Ни одно число не превышает 100  

4) Все числа делятся на 7.

5) Все растения имеют листья.

6) Ни одно число не делится на 11.

7) Все спортсмены – шахматисты.

8) Ни один человек не переплывал Волгу.

9) Все вещества растворяются в воде.

10) Никто не знает, где находится Лондон.

11) Некоторые слоны умеют летать.

3. Сложение и вычитание.

На острове далеком

Зарыт пиратом клад

В глубокой черной яме

Сокровища лежат:

Четыре медных шлема,

Одиннадцать монет,

Пять сабель

И старый пистолет.

Сколько всего предметов зарыл пират?

 Ответ:  4+11+1+5=21

Белочка грибы сушила,

Только посчитать забыла.

Белых было двадцать пять

Да еще масляток пять,

Семь груздей и две лисички,

Очень рыженьких сестричек.

У кого ответ готов?

Сколько было всех грибов?

Ответ: 25+5+7+2=39

Материал к уроку 29.

1. Игра «Исключи лишнее»

   Предлагается серия слов(3-4). Необходимо назвать «лишнее», оставив в группе те слова, которые обозначают предметы, каким – либо образом связанные между собой.

   

2. Вставь пропущенные числа и знаки:

5, 15, …, 35, 45,…;

15 + 5 * 2 = 25

15 + 5 * 4 = 35

15 + 5 + …  =  …

15 + 5 +  … =  …

15 + 5 +  …  =  …

3. Задачи с единичками.

- Вырази число 22 четырьмя единицами.

- Изобразите число 6 пятью цифрами 1 .

- Напишите число 20 пятью цифрами 1.

- Двумя способами представьте число 23 пятью единицами.

- Напишите число 24 пятью единицами.

- Изобразите число 25 шестью цифрами 1.

- Выразите число 26 шестью единицами.

Ответы:

22 = 11 + 11

6 = (11 + 1) : (1 + 1)

20 = (11 – 1) * (1 + 1)

23 = 11 + 11 + 1

24 = (11 + 1) * (1 + 1)

25 = (11 + 1) * (1 +1)

26 = (11 + 1 + 1) * (1 + 1)

Материал к уроку 30.

1. Задачи с неполным условием.

    Можно предложить ученикам самим придумать такие задачи и сыграть на уроке роль учителя, принимая вопросы класса и отвечал на них.

2. Логическая задача.

1) На вопрос матери о том, кто принес в дом котенка, дети отвечали так: Аня: Это сделал Лена.

Лена: Котенка принесла Таня.

Аня: Это не я.

Таня: Лена говорит неправду, сказав, что это сделала я. Мать знала, что только одна из них сказала правду. Кто же принесла котенка?

Ответ: Аня.

2) На вопрос учителя о том, кто разбил окно, ученики ответили так: Петя: «Окно разбил Толя, а не Дима», Дима сказал: «Окно разбил Петя или Толя», Толя сказал «Окно разбил Дима». Учитель знал, что один из трех учеников солгал. А двое сказали правду. Кто разбил окно?

Ответ: солгал Толя, он же разбил окно.

3. Задачи с двойками.

- Напишите число 1 тремя двойками.

- Изобразите число 13 посредством четырех двоек.

- Выразите число 23 пятью цифрами 2.

- Запишите число 33 посредством пяти двоек.

- Представьте число 40 путем использования четырех цифр 2.

- Изобразите число 50 с помощью пяти двоек.

- Выразите число 90 посредством пяти цифр 2 (без скобок).

Ответы:

1 = 2 – 2 : 2

13 = 22 : 2 + 2

23 = 22 + 2 – 2 : 2

33 = 22 + 22 : 2

40 = (22 - 2) * 2

50 = (22 + 2) * 2 + 2

90 = 2 * 2 * 22 + 2

Материал к уроку 31.

1. Различные дидактические игры.

 1) Проверьте могут ли быть одновременно истинным обе пары суждений.

а)  Все ученики класса подготовились к уроку.

    Ни один ученик не подготовился к уроку.

б) Некоторые лампочки в гирлянде не горели.

    Все лампочки в гирлянде ярко горели.

в) Вчера вечером Алеша с другом был в театре.

   Весь вчерашний вечер Алеша готовился к урокам.

г) Тим поднялся на крышу по пожарной лестнице.

     Тим доехал на лифте до последнего этажа и через чердак поднялся на крышу.

д) Большая часть картин находился в хранилище.

    В хранилище не было ни одной картины.

е) Не каждый слон весит больше тонны.

    Любой слон весит больше тонны.

ж) Капитаном нашей команды был Сергей.

     Капитаном нашей команды был Валерий.

2. Задача – шутка.

Мой приятель шел,

Пятак нашел.

Двое пойдем,

Сколько найдем?

3. Чем похожи данные фигуры? Чем они отличаются?

 

Материал к уроку 32

Тренировочный тест.

1. Ребусы.

ПРО100Р,  ДО*40**ГА,  7Я, ПА 3 ОТ,  АК 3 СА,  ПА* 3 Ж

2. Задачи на смекалку.

1) Мы за чаем не скучаем,

    По две чашки получаем.

    Восемь чашек, восемь пар –

    Выпиваем самовар.

    Чашек пьем всего по паре

    Сколько чашек в самоваре?

2) Чтобы подняться на каждый этаж дома, надо пройти 30 ступенек лестницы. Сколько ступенек нужно пройти, чтобы подняться на третий этаж?

3. Логические задачи:

а) На веревке завязали пять узлов, на сколько частей эти узлы разделили веревку?

б) В семье несколько детей. Один ребенок говорит что у него есть один брат и одна сестра. Другой говорит, что у него нет ни одного брата. Сколько детей в семье? Сколько девочек и сколько мальчиков?    

4. Игра «От 1 до 5».

1 2 3 4 5 = 60                                      5 4 3 2 1 = 60

  Вставляя между цифрами, где нужно, знаки плюс в левой части равенства, получи в обоих примерах число 60.

Ответы: 12 + 3 + 45 = 60                   54 + 3 + 2 + 1 + 60.

5.Разгадай загадки , В Условиях которых есть «пустые слова»:

- Сам пустой, голос густой,

  Дробь отбивает, ребят созывает.  Ответ: барабан.

- В пустом дупле по сто домов, по сто котлов,

  В середине – ярмарка.  Ответ: улей.

                                                           

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")

Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...

Учебно - методическое пособие."Игры - пособия для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза".

В учебно - методической разработке представлены два пособия "Считалочка" и "Волшебный сундучок логопеда", предназначенные для работы по формированию языкового анализа и синтеза у детей младших классов...

Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)

Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика) 3 класс

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании программы учебно-методического ко...

Учебно - методическое пособие в рамках реализации инклюзивного образования (дидактическое пособие) "Нейрокейс"

Задумывались вы когда-нибудь о том, какой орган в организме самый главный? По мнению многих ученых, это, безусловно, мозг. Без мозга мы не можем существовать, потому что все органы в нашем организме ф...

Сосновский МО Сборник "Учитель-логик: Методические материалы для развития навыков сериации в начальных классах"

Сборник "Учитель-логик: Методические материалы для развития навыков сериации в начальных классах" - это уникальный и креативный набор ресурсов для учителей начальных классов, которые стремят...