Родина
творческая работа учащихся на тему

Дергачёва Ольга Михайловна

Статья по краеведениюю. История с. Большемогильное Омской обл. Любинского р-она.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родина - это очень много.

Это и тропинка с мостиком через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне , и птицы, летящие над домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов деревеньки. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни. Без них даже слабый ветер свалил бы его. Корни питают дерево, свя зывают его с землей. Корни - это то чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами.

Человеку надо знать свои корни. Вот и мне очень хотелось узнать о месте, откуда пошли мои корни, корни боль шой родни   Пахотиных- Чебаковых- Горскиных- Малетиных, и я чуть прикос нулась к истории малой родины, к истории села Больше-Могильного, к истории моего рода.

Родина огромная страна и наше село частица малая ее. Когда еще была жива моя прабабушка Пахотина Анна Степановна, свою деревню она называла Крюковка. Прабабушка  Аня родилась в 1911 году, а муж ее - прадед Петя в 1909 году. Здесь же жили их прародите ли. Мне стало интересно, почему же Крюковка? Кому пришло на ум такое название? Расспросив старейших жителей деревни, обратившись в районный и областной архивы, мы обнаружили следующие сведения.

Село Больше-Могильное основано в 1804 году. Первоначально оно называлось Крюково. В списке населенных мест Тобольской губернии о нем сказано, что расположено оно при озере Крюковском. Первопоселенцами села были крестьяне из Красного Яра и Чернолуцкой слободы Тихон Серебренников с сыновьями Иваном, Михаилом и Алексеем. В 1811 году в де ревне было десять семей, 51 мужская душа. При переписи 1811 года было сказано, что деревня заселена «съехавшимися кресть янами из разных мест по достаточному к хлебопашеству земель с сенокосными угодьями».

Село расположено на возвышении, и с какой стороны не подъе хал бы или подошел бы - вот оно, как на ладони. Весенние ручьи бурным потоком мчатся в четыре озера, расположенные вокруг села: Жилое, Ракушино, Герасимово, Кабак и далее к Захарову. Названия озера получили от фамилий владельцев отрубов. Воды этих озер весной соединялись, и деревня была как на полу острове.

Чтобы попасть в поселок Любино, приходилось выбираться из деревни, делая большой крюк. Отсюда еще одна легенда о назва нии деревни Крюково.

На окраине села среди большой базарной площади на средства прихожан была построена однопрестольная церковь в честь Покрова Пресвятыя Богородицы в 1885 году. Церковь была деревянная с таковою же колокольней на каменной фундаменте. Почти рядом с церковью были два дома священника, магазин кирпичный и далее торговые ряды. Капиталов в церкви в 1910 году имелось 1074 рубля. Угодий, приносящих доход церкви, не было. Население прихода 927 душ мужского пола, 559 душ женского пола. В селе Болыне-Могиное 643 души общего пола. За год в церкви проходило 171 крещение, браков- 27, погребений -118. Пахотной земли и сенокосной 99 десятин. Сенокосная земля у прихожан удобна, а пахотная - солонцоватая.

Настоятелем церкви был отец Герасим, а церковным старос той грамотный крестьянин Ищенко Иван Васильевич. 31 октября 1937 года расстрелян за контрреволюционную агитацию без ссыл ки на закон. Реабилитирован  в 1989 году. Жалованья от казны было положено священнику 300 рублей.

В селе 1895 году было открыто сельское училище, где преподавал ся Закон божий. В этой школе учились мои прадеды и прабабушки. В газете «Степной край» за 1895 год сообщалось: «Учительница деревни Крюково Елизавета Федоровна Нестерова «устроила в учи лище на свои средства класс рукоделия, безвозмездно приняла на себя труд раздавать народу для чтения книги , полученные из волостной библиотеки и сама читает всем желающим». На Христовые праздники проходили крестные ходы: на Вознесе ние Господне, Духов день, Рождество Христово. В эти дни притча посещала дома прихожан со Святым крестом. По воспоминаниям прабабушек это были самые радостные дни. В каждом доме готови лись праздничные угощения, пели молитвы, поздравляли с празд ником, а над селом проплывал колокольый звон. Особенно торжественно отмечали первопрестольный праздник в селе Больше-Могильное День Покрова Пресвятыя Богородицы. С раннего утра звучал колокол, сзывая прихожан , а они шли, ехали в храм со всей округи.Отслужив заутреню ,прихожане шли на ярмарку.Это было яркое зрелище , радость от праздника оставалась с людьми на целый день .ПрадедЧебаков Михаил Лукич и

прабабушка Ксения Михайловна, их дом стоял рядом с ярморочной площадью, рассказывали нам вот что: с вечера готовили все самое лучшее съестное, топили бани, приезжали гости, спать ложились пораньше и вставали затемно, управлялись по хозяйству, и вот раздавался колокольный звон. Надевали самые лучшие одежды, спокойно и  чинно шли в церковь .А затем на ярмарку .Она уже гудела, торговцы зазывали, скоморохи весели ли, а прямо посреди площади уже звучал веселый перепляс под звуки русской гармонии. Верхом праздника было катание на тройке и карусели. Праздник длился три дня, а потом начинались трудовые будни . По три ярмарки ежегодно проводилось в Большемогильном. Везли скот,,мясо, масло, кожу,сельхозинвентарь,  промышленные товары , домашнюю утварь .

Население деревни в основном занималось скотоводством, хлебопашеством. Побочных занятий и ремесел не было. Овцеводство было в приходе развито слабо. В селе было два кожевенных завода и шесть торговых лавок .Вла дельцем был богач Михаил Романович Пашинин. Кроме этого он имел до 70 и более лошадей  нанимал на работу батраков. Большое развитие в селе получило маслоделие. До сих пор можно увидеть остатки маслозавода. В селе был еще кирпичный завод. За меди цинской помощью население обращалось в Омск (70 верст) или в село Баженово (45 верст).

Зимой часть сельских  крепких мужчин объединялись в охотничью артель .Мои прапрадеды по линии папы - Пахотин Терентий Дмитриевич и Малетин Михаил Ильич - заядлые охотники . Могли по 2 ,3 дня гоняться за лисами и волками . Встречать их с добычей собиралось почти все село .

Вместе с уличным названием Крюковка у села было и официальное название - Болынемогильное. Название интересное и странное. (Рядом находится село Мало-Могильное). Точной версии о названии села теперь не знает никто. И. С. Коровкин - учитель Больше-Могильской школы, от старожилов узнал о двух версиях: первая связана с татаро- монгольским нашествием. Якобы село образовалось рядом с большой могилой, где покоились русские и татаро -монгольские воины, павшие на поле брани. Вторая версия связана с беглыми каторжными. Большой группе ссыльных удалось бежать. Было это зимой . До жилья человека добрались немногие . Большая часть замерзла в пути .

Они были похоронены в большой могиле. Говорят от сюда и пошло название села.

Весть о революции жители села встретили с недоверием и страхом. Как это свергли царя- батюшку? Жизнь  кажется, катилась по старому: чинно, размеренно. Почувствовали перемены тогда I когда появились белогвардейцы-колчаковцы . В селе они долго не останавливались . Меняли лошадей , запасались провиантом I забирали в обоз крепких мужиков и отправлялись дальше . Мой прапрадед Чебаков Лука Матвеевич был взят с лошадьми в обоз и в село не вернулся. Вернувшийся односельчанин рассказал прапрабабушке о его тяжелой болезни (тифе). Прапрабабушка отправилсь пешком до Тюкалы, но в живых его уже не застала. Похоронили его в братской могиле в городе Тюкалинске .

Многие крестьяне Болыне-Могильской волости в 1919 году уходили в леса, сражались в партизанских отрядах против Колчака . Активное участие в боевых действиях партизанского отряда принимал житель села Больше-Могильное Дмитрий Михайлович Войков . Вот с той поры жизнь в селе забила ключом .

В 1920 году в период эпидемии тифа в Больше-Могильном появился первый медицинский фельдшер Зайцев. Он оказывал большую медицинскую помощь населению , а в 1923 году в селе организована медицинская амбулатория .

Много интересного можно рассказать о старинном русском селе ,где родился и вырос мой папа, откуда пошли мои корни.

Это будет рассказ о людях тружениках,  о людях воинах, о коллективизации , репрессиях,  о Великой Отечественной войне, о послевоенном восстановлении разрушенного хозяйства, об истории школы,  ее учителях и учениках . Но это уже другая история. В 2004 году село отметило свое 200-летие.

Мне очень жаль, что такое богатое старинное село постепенно умирает. И мне хочется верить, что еще долго-долго на карте Омской области будет жить село с интересным названием: Больше-Могильное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой край для меня - это Родина! А Родина - это Алтай !

Классный час проведён к 70 - летию Алтайского края.Цели :   1. Расширить представления детей о родном крае  , учить любить родину.2.Работать над выразительным эмоциональным чтением поэт...

Презентация К проектной работе «Моя малая родина» (Судьба и родина едины)

Проект «Судьба и Родина едины».Классный  час: « Моя малая Родина».Цель:-  формировать представления о родном  крае, о своей станице;- вызвать  интерес к истории родной станицы;- пр...

КОНКУРС СТИХОВ О РОДИНЕ «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»

Формирование у детей стремления  больше знать о своей родине,способствовать воспитанию любви и уважения к ней....

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"

На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...

Внеклассное занятие во 2 классе на тему: «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…» (Образ Родины в неофициальных символах)

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России....

Внеклассное занятие во 2 классе на тему: «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…» (Образ Родины в неофициальных символах)

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России....