Курс ОРКСЭ в начальной школе
статья (4 класс) по теме

Загородняя Валентина Анатольевна

Данный материал рассказывает о подготовке к введению нового курса в начальную школу. Используя материал, предоставленный мне  на тьютерских курсах, раскрывается содержание нового предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_v_shkole.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Введение учебного курса

«Основы религиозных культур

и светской этики»

в МОУ «СОШ имени А.П.Чехова»

 

Подготовила Загородняя В.А.

зам.директора по УВР

МОУ «СОШ имени А.П.Чехова»

Истра 2012

Введение

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 —11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и свет ских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляю щих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подрост ка мотиваций к осознанному, нравственному поведению, основан ному на знании культурных и религиозных традиций многонацио нального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Курс имеет комплексный характер и включает 6 мо дулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе.

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учеб ного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учеб ных модулей.

Организация преподавания курса в

МОУ «Средняя общеобразовательная школа имени А.П.Чехова»

В октябре 2011 года заместитель директора по УВР в начальной школе прошёл тьютерскую курсовую подготовку на базе Министерства образования Российской Федерации. Ознакомившись с содержанием преподавания курса, проанализировав возможности школы, администрация учебного заведения поставила перед собой следующие задачи:

  1. провести курсовую подготовку учителей начальных классов т.к. именно им предстоит преподавать курс «ОРКСЭ»
  2. планировать работу с родителями
  3. включить «ОРКСЭ» в учебный план начальной школы

Работа с кадрами

Преподавать новый курс будут педагоги школы — учителя начальных классов. Они будут направлены на курсовую подготовку по предмету «ОРКСЭ». От тьютера учителя получат не только квалифицированную помощь в преподавании учебного курса, но и вместе будет организована подготовка методического материала к занятиям изучаемого модуля. Учителя познакомятся с образцами проектов , презентаций , которые являются частью учебного процесса.

Работа с родителями

Работу с родителями школа планирует следующим образом.

В 3 четверти администрация школы провела родительское собрание, на котором роди тели были ознакомлены с задачами нового курса, его структу рой, основным содержанием, с тем, как будет организова но его изучение. Т.к. образовательное учреждение на основе определения образо вательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса может самостоятельно определять перечень модулей учебного курса, то  родителям были предложены модули «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Решением родителей был выбран модуль «Основы светской этики». Этот выбор очевиден. Большинство родителей с опаской и настороженностью относятся к предмету, связанному с религией, не смотря на то, что много семей верующих, посещающих церковь. Родители не против веры . Их мнение  - вера это глубоко интимное чувство, не на показ другим.

В начале 4  четверти будет проведено второе родительское собрание. На этом собрании учитель детально познакомит родителей учащихся с содержанием уроков, с формами и методами работы с детьми. Но главная задача собрания -  согласовать действия учителя и родителей в совместном процессе.

Третье  родительское собрание должно пройти в середине третьей четверти 4 класса. Его задача — подготовка учащихся и их родителей к завершающему этапу изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Значение родительского участия в изучении курса «Ос новы религиозных культур и светской этики» трудно пе реоценить. На уроках школьники будут получать домаш ние задания в виде вопросов, обсуждение которых будет происходить на следующем уроке. Одна часть этих вопро сов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволят учителю определить, как усвоен пройденный материал. Другая имеет нравственно-развива ющий, творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал учебника. Система творчес ких вопросов-заданий построена так, что для их подготов ки школьник обращается к опыту своих родителей, дру гих взрослых, узнаёт их точку зрения по тому или ино му вопросу, знакомится с традициями семейной жизни.

У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержа ние должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволит, с одной стороны, существенно расши рить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, это сделает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и в конечном счёте продук тивным.

Включение «ОРКСЭ» в учебный план начальной школы

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе .

В целом по новому учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополни тельной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать жи вое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общест венных, «нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.

Содержание курса

Учебный курс «Основы религиозных культур и свет ской этики» состоит из 6 модулей. Каждый из мо дулей включает четыре тематических раздела.

1. Россия — наша Родина.

2. Основы религиозных культур и светской этики.

3. Основы религиозных культур и светской этики.

4. Духовные традиции  многонационального  народа России.

Такая конструкция даёт возможность родителям вы брать, а школьникам изучать один модуль и одновремен но скрепляет разные модули общими разделами, обеспе чивая педагогическое единство курса «Основы религиоз ных культур и светской этики».

Первый раздел «Россия — наша Родина» занимает все го 1 урок. Но это важный урок, который задаёт тон всем  остальным. Школьники узнают о единстве многона ционального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое зна чение они имеют в жизни человека, семьи, общества.

Изучение второго раздела «Основы религиозных куль тур и светской этики» будет продолжаться до конца  первой четверти. Второй урок — вводный для каждого модуля. Его те ма — «Культура и религия», «Культура и мораль» (для модуля «Основы светской этики»). Культура —- важное понятие, которое содержательно объединяет все модули. Каждая духовная или мировоззренческая традиция рас крывается в содержании курса как традиция, лежащая в основе отечественной культуры.

На последующих уроках второго раздела учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия, культура ислама, культура буддиз ма, культура иудаизма, других мировых религий, что та кое светская этика. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: че ловек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Бу дет показан образ жизни людей, их нравственные, семей ные и общественные обязанности. В единственном моду ле, где не будет вестись речь о равных религиозных традициях, — «Основы светской этики» — учащиеся по знакомятся с системой гуманистических ценностей, с ис торией возникновения морали, её значением для жизни человека.

Третий раздел «Основы религиозных культур и светской эти ки». Если задачей предыдущего раздела было знакомство учащихся с общими основами религий и этики, то в этом разделе содержание образования по каждому модулю бу дет в большей мере выстраиваться с учётом культурно-ис торических особенностей нашей страны и конкретного ре гиона, где проживает семья обучающегося.

Тема Родины, национальной культуры, традиций, люб ви к родной земле определяет направленность большин ства тем третьего раздела как в историческом, так и в со временном контексте. Их содержание объединено ключевыми понятиями, базовыми ценностя ми: Отечество (Россия, малая родина), семья, человек, об щество, традиция, нравственные ценности, жизнь и её идеалы. Эти традиционные ценности лежат в основе учеб но-воспитательного процесса и объединяют школьников, изучающих разные модули, в единый по духу классный коллектив, а содержание разных модулей — в один учеб ный курс.

Наличие общих базовых ценностей в первом, втором и третьем разделах позволяет плавно перейти к изучению заключительного, четвёртого раздела «Духовные тради ции многонационального народа России». Здесь происхо дит подготовка и презентация индивидуальных и коллек тивных творческих проектов учащихся, образовательный процесс выходит за рамки уроков и завершается большим школьно-семейным праздником, посвященным Дню на родного единства, о чём было сказано выше.

Особо следует подчеркнуть, что в четвёртом разделе учебно-воспитательный процесс переходит в активную, творчески-продуктивную фазу. В процессе подготовки и презентации проектов учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, уже в активной, деятельностной, творческой форме. Обу чающиеся получают, таким образом, возможность ознако миться с основным содержанием всех модулей, узнать о других духовных традициях, сравнить, проанализировать содержание сходных тем по всем модулям. Такая аналитическая, творческая учебная работа помогает каждому школьнику составить целостное представление о многооб разии и единстве духовных традиций многонационально го народа Российской Федерации.

Используемая литература

  1. Данилюк А.Я.  Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. – Просвещение. 2010.
  2. Данилюк А.Я.  Основы религиозных культур и светской этики.

      Книга для родителей.  – Просвещение. 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса в начальной школе "ОСНОВЫ ЛОГИКИ"

Программа "Основы логики" разработана на весь курс начальной школы. Занятия можно проводить на группе продлённого дня....

Краеведческий курс в начальной школе "Мой город и край"

В «Концепции модернизации российского образования»  перед школой была поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интере...

программа факультативного курса в начальной школе: Основы народных промыслов

Дети всегда творческие личности, в данной программе предусмотренно то, что каждый отдельный ребёнок может дать волю своей фантазии и воображению. Ребёнок учится не только работать с различными материа...

ИЗУЧЕНИЕ УРАВНЕНИЙ КАК ИНТЕГРИРУЮЩЕГО ПОНЯТИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

При изучении темы «Уравнения» в начальной школе важно  показать учащимся важность изучения уравнений в связи с возможностью их применения для решения нескольких классов задач и  как модели р...

Применение технологии модульного обучения в курсе математики начальной школы

Рассмотренны основные принципы технологии модульного обучения на примере урока по теме "Пересечение множеств", изучаемой по программе "Школа 2100" в третьем классе....

Тематическое и поурочное планирование курса математики начальной школы «Учусь учиться» 1 класс

тематическое и поурочное планирование курса математики начальной школы "Учусь учиться" 1 класс...

Презентация: Логические задачи в курсе математики начальной школы

Формирование логического мышления учащихся начальных классов.Развитие способности понимать смысл поставленной задачи....