Разработка урока ОРКСЭ
методическая разработка (4 класс) по теме

Модуль "Основы мировых религиозных культур" Тема урока :Священные сооружения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_orkse.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное  казённое общеобразовательное учреждение

               «Средняя общеобразовательная школа № 5» с. Сергиевское

                                Грачёвского района Ставропольского края

          Разработка открытого  занятия по ОРКСЭ

 Модуль « Основы мировых религиозных          культур»

 Тема: Священные сооружения

                                      Довганёва Татьяна  Николаевна

                                                  учитель начальных классов

                                                         МКОУ СОШ № 5 с Сергиевское

2012 г.

                                                                                Класс:  4

Урок: 11

Тема: Священные сооружения.                                                                                       Цель:  Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Задачи:

  1. Сформировать представление об основных священных сооружениях  мировых религий – церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть.
  2. Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.
  3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных  религиозных культур как к памятникам мировой культуры.
  4. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
  5. Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  6. Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы,  работа в группах с источниками информации, игра, работа с текстом.

Основные термины и понятия: Синагога, церковь, алтарь, икона, фреска, мечеть, минарет, ступа, пагода.

Оборудование: ПК, мультимедиа, раздаточный материал,

Средства наглядности:  фотографии священных сооружений с изображением внутреннего и внешнего убранства,

Структура урока

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Проверка усвоения материала прошлого урока и домашнего задания  
  3. Введение в тему. Постановка проблемы.
  4. Объяснение нового материала.

- Демонстрация презентации.

 - Беседа с классом и работа с иллюстративным материалом.

  5. Закрепление материала

 -Работа c бортовыми журналами. Заполнение таблицы.

Священные сооружения религий мира

Православная

культура

Иудейская

культура

Исламская

культура

Буддийская

культура

- Игра «Да – нет»

- Работа в группах с раздаточным материалом и текстом группам

- Составление синквейна.

    6.Проверка усвоения знаний

 7.Подведение итогов урока.

      - «Гора познания»

8.Задание на дом: нарисовать рисунок с изображением  одного из священных сооружений

                                                 

   Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

Приветствие детей

  1. Проверка усвоения материала прошлого урока и домашнего задания.

На прошлых  уроках мы с вами говорили о том, как возникла религия , какие бывают религии  и кто является основоположником тех или иных религий.

-Назовите, какие мировые религии вам известны и расположите их на ленте времени  по мере их возникновения.

Христианство

Ислам

Буддизм

иудаизм

         Иудаизм       буддизм       христианство             ислам

                                 

-  Вспомните, кто считается основателями мировых религий.                                          – На прошлом уроке вы получили задание  подготовить сообщение о человеке в религиозных традициях мира. Прослушаем эти сообщения.             - Что объединяет людей всех религиозных культур?

- Как вы думаете, если существуют священные книги. Хранители преданий религий, таинства в каждой из религий, то должны ли существовать священные сооружения?

  1. Введение в тему

Совместные ритуальные действия верующие выполняют в специальных сооружениях, я предлагаю посмотреть как же они выглядят  и чем отличаются друг от друга .

(Выставка фотографий различных  свящённых сооружений)

- Посмотрите, какие они красивые и какие разные. Давайте попробуем предположить, догадаться к какой из религиозных культур – исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся и обоснуем наши ответы. (ответы-предположения детей, каждое предположение должно обосновываться). Сложная задача? Но мы с вами предполагали,  а ведь нам нужно знать это точно. Я предлагаю вам посмотреть презентацию, которая поможет нам .

  1. Работа над темой

- Просмотр презентации

Уже в далёкой древности  люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и для этих целей  они сооружали определённые строения. Остатки некоторых из них дошли до наших дней (4 слайд Стоунхендж, «стоун»  по –английски камень) 

           ( 5 ,6,7слайды) Священные здания иудаизма

-В середине 10 века до н.э. был построен Иерусалимский храм. Он стал центром  религиозной жизни еврейского народа. В Храме находились священные предметы, например Ковчег со скрижалями. Но захватчики захватили Иерусалим и разрушили Храм. Его смоли восстановить только через 70 лет.. Но и этот Храм был разрушен.Уцелела лишь часть стены. Она считается  святыней. Паломники оплакивают разрушенный Храм, поэтому стена называется Стеной Плача. Иудеи считают, что Храм единого Бога может быть только один и верят, что он когда-нибудь будет восстановлен. А пока верующие молятся в специальных сооружениях – синагогах (это не храм, а лишь помещение для молитвы).Во внутреннем устройстве синагоги  есть обязательные элементы- арон кодеш(шкаф, для хранения Торы), менора (светильник).

              (9 – 12 слайды)Священные здания христианства.

Первые христиане не строили СПЕЦИАЛЬНЫХ ХРАМОВ, они собирались в жилых домах. Во времена преследования христиане были вынуждены скрываться, и они собирались на молитвы в катакомбах. А позднее появились  церкви Они разные, но есть общие черты. Здание храма венчает купол с установленным на нём крестом. Посмотрите на форму купола. Понять , почему купол именно такой формы, нам поможет небольшой эксперимент.(зажигается свеча). Форма купола символизирует пламя горящей свечи. 

Символично количество куполов:                                                                                 один купол знаменует единство Бога, совершенство творения;                                                       два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа, двум областям творения;                                                                                                   три купола знаменуют Святую Троицу;                                                                               четыре купола — Четвероевангелие, четыре стороны света                                                                                            пять куполов (самое распространенное число), где средний возвышается над четырьмя другими, означают ГосподаИисуса Христа и четырех евангелистов;                                                                                                                         семь куполов знаменуют семь таинств Церкви.

 

         Стены храма расписаны фресками. Самое священное место в  храме – алтарь. Священник молится именно там, и без его благословения никто не может туда входить. Это не секретная комната, просто человек должен понимать, что не всё ему позволено. Часто алтарь отделён от остальной части храма преградой – иконостасом. В центре иконостаса находятся Царские врата.

 

             (13 – 16 слайды) Священные здания мусульман называются мечети. Купол мечети имеет полукруглую форму и увенчан полумесяцем. Рядом с мечетью находится минарет. Внутри мечети нет изображений живых существ, они украшены лишь специальными надписями  и орнаментами..В мечеть входят  без обуви, пол заслан коврами. Женщины не молятся рядом с мужчинами.

            ( 13 -15 слайды) Буддийские священные сооружения                                                     Как, вы уже знает, тело Будды было сожжено  на погребальном костре, а его прах ученики поместили в ступы( первоначально их было 8).                                                   - На что похожа ступа? 

Она похожа на половину шара, на купол, полусферу. Так вот, именно такую форму должно было иметь погребальное сооружение Будды. По легенде, он сам объяснил своим ученикам, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашу. Называется такое сооружение   «ступа» - что значит «погребальный холм». Внутри ступы нет пространства, в неё нельзя войти. Наверху купола ступы установлена небольшая надстройка – «дворец богов» - для хранения реликвий буддийской религии. И еще одна отличительная особенность ступы – шпиль, устремленный в небо. Но позже стали строить и другие сооружения – пагоды.

             

- Беседа с классом и работа с иллюстративным материалом

-Со священными сооружениями, каких мировых религий мы познакомились? Я думаю, теперь вы легко сможете определить, какие священные сооружения находятся перед нами.

- В чём особенность каждого из сооружений?

(У доски распределить изображения священных сооружений и надписи к ним)

  1. Закрепление материала.

– А сейчас возьмите свои бортовые журналы и  заполните их

Священные сооружения исламской культуры

Священные сооружения православной культуры

Священные сооружения иудейской культуры

Священные сооружения буддийской культуры

Мечеть

минарет

Церковь

Алтарь

Икона

фреска

Синагога

менора

Ступа

пагода

Игра «Да –нет»

ВОПРОСЫ К ИГРЕ «ДА-НЕТ»

  1. У пагоды есть колокола? – нет
  2. У православного храма много куполов? – нет
  3. Ступа это место для молитвы? – нет
  4. Войдя в православный храм все должны снимать головные уборы? – нет
  5. Прежде чем войти в мечеть нужно снять обувь? – Да
  6. В синагоге прихожане сидят на полу? – нет
  7. В православном храме мы увидим иконы? – да
  8. Минарет похож на перевернутую чашу? – нет
  9. Синагога – это здание где молятся иудеи? – да
  10. Священное сооружение любой религии это шедевр архитектуры? – да
  11.   У пагоды два купола? – нет

Работа в группах ( взять конверт .Из деталей собрать мозаику. Определить к какой религиозной культуре относится сооружение и подготовить сообщение об этом сооружении из учебника)

Составление синквейна  в группах (имя сущ. – человек)

6.Подведение итогов занятия

- Какие священные сооружения религий мира мы знаем? (мечеть, церковь, пагода, ступа)

- Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений?

(красивые, величавые, великолепные, необычные,…)

- Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему? (ответы детей)

- Как должны к ним относится люди? (беречь, охранять,…)

- Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения? (ответы детей)

- Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками. А скажите, можем ли мы в одном городе увидеть священные сооружения разных мировых религий? (конечно, можем) А почему так бывает? (ответы)

-В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу

- «Гора познания»

 Каждый день в жизни человека приносит ему что-то новое – встречи с людьми, общение, знакомство с новыми местами. У нас с амии пока это заочные путешествия, но и они позволяют нам узнавать много нового. Вспомните тему нашего урока – «Священные сооружения»

И если представить, что тема урока – это вершина горы, а мы альпинисты, определите, удалось ли нам приблизиться к вершине. На столах у вас конверты, выньте оттуда  каждый человечка и поместите его на нашу гору. Если вы считаете, что мы с вами достигли цели, то человечек может быть повыше, а если нет, то у подножия горы.

 

 Итог урока

- Вот и закончилось наше первичное знакомство со священными сооружениями религий мира. Какое  впечатление у вас осталось от этого «знакомство»? Что ещё вы хотели бы узнать о подобных архитектурных сооружениях?

Приложение

Синквейн –  это короткое литературное произведение, малая стихотворная форма

Правила написания синквейна таковы:

В синквейне 5 строк:

На первой строчке записывается одно слово – существительное.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самими фраза в контексте с темой.  

  Пятая строчка – это слово-резюме, или синоним которое  выражает личное отношение  к теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Разработка урока ОРКСЭ "Национальные праздники"

1. Цель и задачи урокаПознакомить с национальными  праздниками, обычаями и традициями наших предков. Развитие творческого воображения учащихся.Воспитание интереса и уважения  к традици...

Разработка урока ОРКСЭ по теме "Честь и достоинство"

Целью данного урока являются раскрытие ценностных понятий "честь" и "достоинство"....

Разработка урока ОРКСЭ по теме "Дружба"

При разработке урока использованны приемы технологии ТРКМ: синквеин,прием "Дерево предсказаний", прием "ключевые термины"...

Разработка урока ОРКСЭ в 4 классе

Цели:- воспитание национальной гордости и готовности сохранять, распространять и преумножать ценности русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, терпимости и ув...

Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ «Паломничества и святыни»

«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» является основой для разработки и реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на сту...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...