анализ работы школы по апробации курса ОРКиСЭ
материал по теме

Татьяна Валентиновна Жирова

Цель анализа. Выявление состояния деятельности  МБОУ Тогучинского  района Тогучинская  начальная  общеобразовательная   школа  по  апробации учебного  курса  «Основы религиозных культур и светской этики».

Задачи. 1. Дать оценку деятельности ОУ по  апробации   курса  « ОРКиСЭ ».

               2. Определить проблемы и перспективы деятельности ОУ по духовно-нравственному воспитанию обучающихся  школы 1 ступени.

Методы: посещение родительского собрания, беседы с учащимися, родителями, опрос, наблюдение за работой педагога, анкетирование педагогов и родителей, обучающихся, наблюдение за посещением детьми занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_shkoly_po_aprobacii_kursa_orkise.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы школы по  апробации  учебного  курса 

«Основы религиозных культур и светской этики» в 2010-11 учебном  году

Цель анализа. Выявление состояния деятельности  МБОУ Тогучинского  района Тогучинская  начальная  общеобразовательная   школа  по  апробации  учебного  курса  «Основы религиозных культур и светской этики».

Задачи. 1. Дать оценку деятельности ОУ по  апробации   курса  « ОРКиСЭ ».

               2. Определить проблемы и перспективы деятельности ОУ по духовно-нравственному воспитанию обучающихся  школы 1 ступени.

Методы: посещение родительского собрания, беседы с учащимися, родителями, опрос, наблюдение за работой педагога, анкетирование педагогов и родителей, обучающихся, наблюдение за посещением детьми занятий.

Второй  год   в  МБОУ  ТНОШ  для  учащихся 4 классов  в  целях  апробации  преподаётся  учебный  курс  «Основы религиозных культур и светской этики».

Основными принципами, на которых выстраивалась деятельность ОУ по апробации, являлись:

  1. содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению;
  2. учет запросов родителей  на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики.   
  3. светский, культурологический характер преподавания.  

 Освоение программы курса было направлено на решение   следующих задач:

  1. формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
  2. создание условий для  формирования  российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно- религиозной  традиции;
  1. создание условий  для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  2. развитие способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Из шести модулей учебного курса ОРК и СЭ:
1) основы православной культуры;
2) основы исламской культуры;
3) основы буддийской культуры;
4) основы иудейской культуры;
5)основы мировых религиозных культур;
6) основы светской этики -

учащимися и их родителями для изучения в 4 классе был  выбран  один  модуль (основы светской этики).  Большинство  родителей выбирали  модуль, опираясь на  собственные  взгляды.  Опрос родителей  показал, что большинство довольны введением подобного курса. Они считают, что его необходимость давно назрела. Многие родители считают новый курс полезным для своих детей. И только малая часть на данном этапе  апробации  не видят необходимости во введении данного  курса.  Представляя результаты введения  курса  ОРКиСЭ в отношении родителей, учителя больше всего ждали содержательного и близкого общения с детьми и сотрудничества со школой в вопросах духовно-нравственного воспитания. Однако, несмотря на то, что родители приняли этот предмет, осознали его необходимость, особой активности со стороны родителей замечено не было. Не все одители оказывали помощь ребенку в изучении  курса. 

     Среди ожиданий педагогов в отношении  изучения  учащимися комплексного учебного курса ОРК и СЭ,  на первом месте - улучшение их взаимоотношений с окружающими, на втором месте - духовно-нравственное развитие школьников, далее – формирование мотивации нравственного поведения.

     При реализации программы педагогом  использовались различные формы работы – групповая и совместная работа над проектом, практика деловых игр, анализ критических ситуаций, тренинги практических навыков, ответы на вопросы, самостоятельная работа, интерактивные способы организации деятельности учащихся. Учитель  применял в  своей  педагогической  практике  аудио, видеоматериалы, презентации и др.  На  вопрос  о  том, что понравилось  на  уроках,  дети  давали самые  разнообразные  ответы: обсуждение  примеров  из  жизни,  работа  в  группах,  творческие  задания  и  т.д.   Подавляюшее большинство учащихся  в своих ответах говорят о приобретении  навыков нравственного поведения:

– «учусь добру»;

– «учусь быть культурным»;

– «учусь честности, справедливости», «учусь уважать других»;

– «учусь дружить»;

– «помогать людям», «быть внимательным и милосердным», «понимать людей», «понимать мир взрослых»;

– «уважать родителей, братьев и сестер, и старших»;

– «стараться не совершать плохих поступков», «понимать других, не быть эгоистом»;

– «учусь любви и терпению»;

Такие ответы детей свидетельствуют о том, что на данном этапе  апробации комплексного учебного  курса   ОРКиСЭ  педагогами правильно воспринята стратегическая цель  курса  – духовно-нравственное воспитание школьников в многонациональном обществе.

Трудности,  с  которыми  столкнулись  школьники,  связаны с  информацией  и понятиями, учебное пособие «Основы светской этики» перегружено теоретическим материалом и труднодоступным для учащихся научным языком изложения.

Выводы:

1. В ходе  апробации  комплексного учебного  курса   ОРКиСЭ  в общеобразовательном учреждении МБОУ  ТНОШ у большинства обучающихся сформировались устойчивое эмоциональное отношение и достаточно высокий интерес к данному  курсу .

2. Отношение обучающихся к урокам по  курсу   ОРКиСЭ  можно оценить как положительное. Ответы детей в целом свидетельствуют о психологически комфортной, активной и творческой атмосфере уроков.

3. Изучение  курса   ОРКиСЭ  способствует осознанию и присвоению обучающимися основных нравственных норм и может стать основой для целенаправленного формирования ценностно-смысловой сферы личности школьников, а также реализации ФГОС.

         4. Методические принципы, лежащие в основе построения занятий учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», отражает основные требования к современному начальному образованию:

-диалогизация образовательного процесса, субъект- субъектное построение учебного процесса;

- приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной направленности;

-вариативность;

-деятельностный характер обучения;

-развитие навыков исследования;

-опора на самостоятельность мышления учащихся.

         5. Введение комплексного учебного  курса   ОРКиСЭ  находит поддержку у большинства родителей обучающихся, однако, следует заметить, что родители не в полной мере понимают концепцию, стратегические направления и цели данного  курса .

         6. Ожидания учителей и родителей в отношении результатов  курса   ОРКиСЭ  имеют отличия. В то время как педагоги называют в результате изучения  курса  улучшение взаимоотношений учащихся в социуме и их духовно-нравственное развитие, родители пока большей частью воспринимают  курс  как познавательный и ожидают в первую очередь повышение уровня общей эрудиции детей.

          7.  Апробация   курса  показала, что не все родители проявляли активность и заинтересованность во взаимодействии со школой в рамках изучения комплексного учебного  курса   ОРКиСЭ . Следует данное обстоятельство учитывать при реализации ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы начальной школы за 2011-2012 учебный год

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ЗАВУЧА....

Анализ работы методического объединения учителей коррекционных классов начальной школы

Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязан...

Анализ работы методического объединения учителей начальной школы за 2011-2012 учебный год

При планировании методической работы мы стремились отобрать те формы,               которые реально позволили бы решать проб...

Анализ работы школы по профилактике правонарушений

Работа по профилактике правонарушении  ведется согласно плану работы школы. Администрацией школа, педагогическим коллективом ежегодно проводятся педсоветы, совещания при директоре, затрагивающие ...

Анализ работы ШМО начальных классов по теме: «Место начальной школы в реализации программы «Уральская инженерная школа»

Я являюсь руководителем школьного методического объединения учителей начальных классов.    Новая индустрия  требует нового качества кадрового обеспечения.  Современные инженеры дол...

Проверочная работа по чтению+Анализ работы 1 класс-II четверть. Начальная школа XXI века

Проверочная работа по чтению в 1 классе во 2 четверти. Анализ работы. Начальная школа 21 века...