Электробезопасность
методическая разработка (3 класс) по теме

Трофимова-Жукова Юлия Васильевна

Классный час по теме "Электробезопасность" напомнит учащимся о правилах безопасности при пользовании электроприборами, познакомит с правилами поведения во время грозы. Мероприятие расчитано на младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektrobezopasnost.rar475.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

Разработка

внеклассного мероприятия по теме:

«ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ»

Разработала:

учитель начальных классов

МОУ СОШ №3

г.Николаевска-на-Амуре

Хабаровского края

Трофимова-Жукова Юлия Васильевна

2010 год

Сделать учебную

работу насколько возможно

интересной для ребенка и не

превратить эту работу в забаву

- вот одна из труднейших и

важнейших задач дидактики.

К.Д.Ушинский

Цели:

  1. формирование познавательной активности учащихся к урокам природоведения и ОБЖ;
  1. развитие мышления, наблюдательности, памяти, скорости реакции, интеллектуальных способностей детей;

Задачи:

  1. напомнить учащимся о правилах безопасности при пользовании электроприборами;
  2. познакомить с правилами поведения во время грозы;
  1. воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
  1. Вовлечь учащихся в творческую деятельность всех учащихся  класса.

Оборудование:

  1. компьютер
  2. экран
  3. проектор
  4. изображения электрической лампы, керосиновой лампы, свечи, розетки
  5. памятки
  6. провода
  7. воздушный шар (красный)

Ход занятия:

I. Организационный момент:        

Учитель: (читает стихотворение)

Ветерок подул в окно

И принес к нам в класс письмо,

А в письме задание –

Приготовьтесь к испытанию.

 - Сегодня мы с вами совершим путешествие. А в какое путешествие мы отправимся, вы отгадаете сами, прослушав загадку:

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество,

Это...   (электричество).

Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки считали его живым существом, «приручали» огонь, поселяя его в своих пещерах. Он помогал людям бороться за существование. На огне человек научился готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками. Огонь считали божеством и поклонялись ему.

Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и лучше. Многие его загадки перестали быть загадками. Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал.

Огонь и электрический ток — ближайшие родственники. Ток освещает наши дома и улицы, по его линиям движутся троллейбусы и трамваи, им «питаются» и гигантские заводы, и работающие в наших квартирах телевизоры, радиоприемники, пылесосы, холодильники, утюги, многие другие промышленные и бытовые приборы.

СЛАЙД 1. Цель нашего путешествия - больше узнать об электрическом токе. Об этом нам поведает одна история, которая называется так:  «Как Незнайка подружился с электрическим током».  

II. Инсценировка «Как Незнайка подружился с электрическим током» 

Действующие лица: Знайка, Незнайка, Электрик.

Незнайка приходит в домик к Знайке.

Знайка. Привет, Незнайка! Как жизнь молодая? Как работа удалая?

Незнайка. Да вот отдыхаю, бегаю, играю. Дай, думаю, к Знайке забегу. Давненько не виделись.

Знайка. Заходи, заходи, Незнайка! Будь как дома.

Незнайка (заходит в дом, видит розетку с торчащими из нее проводами, отвертки на столе). А чем это ты тут занимаешься?

Знайка. Да вот розетка сломалась. Мастера вызвал еще вчера, а он и сегодня до сих пор не пришел.

Незнайка. О, Знайка! А чем я тебе не мастер?!

Знайка. А ты учился-то на электрика?

Незнайка. Да, помнится, у меня папа им был. Помню, он какие-то проводки куда-то всовывал. Сейчас попробую и я.

Знайка дает Незнайке отвертку, резиновые перчатки.

Незнайка (недоумевая, смотрит на перчатки). А это еще что такое?

Знайка. Да это же резиновые перчатки, чтобы защищаться от электрического тока.

Незнайка. А что, там еще и электрический ток живет? Зачем от него защищаться?

Знайка. Да, и еще какой! Ну, ты, Незнайка, прямо как в первый раз родился. Не хочешь - не надо. Давай так.

Незнайка. Сейчас я все сделаю. Что это тут за проводки торчат? (Дергает за проводки.)

Электрический ток (запись на кассете). Давай, давай! Дерни-ка еще посильней. Давно я никого не бабахал. Какой хорошенький, жирненький Незнайка.

Знайка. Незнайка, может, не будешь за них дергать?

Незнайка. Ох, я же забыл перед работой руки помыть.

Знайка. А я слышал, что нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим проводам!

Незнайка. Можно, Знайка, можно. Ты видел в больнице, чтобы врачи руки не мыли? (Берет провод мокрыми руками. Возникает небольшой разряд. Заяц охает.) Что-то я делаю неправильно? Посмотрим, откуда этот провод идет. (Наступает на него ногой, возникает разряд.)

Знайка. Незнайка, ты все-таки подожди электрика.

Незнайка. Да ну его. Я понял, в чем дело. Ну-ка, дай я в розетке отверточкой поковыряю...

Возникает сильный разряд. Незнайка падает на пол. Знайка дотрагивается до него, пытаясь спасти, и тоже падает.

Выходит электрик  и стучит в дверь Знайки.

Электрик. Знайка, ты дома? Можно войти? (Видит, что Знайка и Незнайка лежат на полу. Берет палку и отодвигает провода, делает непрямой массаж сердца. Знайка и Незнайка медленно приходят в себя.)

Незнайка. Что это было?

Электрик. Ну, вы, ребята, и молодцы! Не дождались профессионала. Если бы я не поспел, вы могли бы погибнуть. Как же так, вы не знаете правил пользования электрическими приборами и не знаете, как уберечься от ударов током!

Незнайка. А что такое электрический ток?

Электрик. Послушайте, что я знаю об электрическом токе. В природе существуют мельчайшие заряженные частицы. Одни частицы заряжены положительно, а другие - отрицательно. Самые маленькие частицы - с отрицательным зарядом - электроны. Электроны могут двигаться внутри металлических проводников. Поток заряженных частиц называется электрическим током. Вы приходите домой, нажимаете на выключатель - и в комнате ярко вспыхивает электрическая лампочка. Почему? Нажимая на кнопку, вы соединяете проводники, и по ним пошел в лампу поток электронов - электрический ток. Днем и ночью бежит по проводам электрический ток. Он необходим на заводе, в поезде и квартире, на телефонной станции и в магазине. Везде вы встретите электроприборы или просто электрическую лампочку. Если возникли неполадки с током, то в этом поможет электрик.

Знайка. Говорил тебе, что нужно дождаться электрика.

Незнайка. Ну, я же не знал.

Электрик. Каждый должен знать правила обращения с электроприборами. А вы, ребята, их знаете? (Дети отвечают.)

Электрик раздаёт детям памятки с правилами обращения с электроприборами.

ПАМЯТКА

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ЭЛЕКТРОПРИБОРАМИ

1. Не трогайте руками висящий или торчащий откуда-нибудь провод, не наступайте на него ногой.

2. Не прикасайтесь мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.

3. Не прикасайтесь к человеку, находящемуся под действием электрического тока.

4. Не вставляйте в розетку различные предметы.

5. Не пользуйтесь приборами, у которых испорчена вилка. И тогда электрический ток будет с вами дружить.

Незнайка. Ну, ладно, мне пора дальше бежать. Пока, ребята!

Знайка. Вы многому научили меня. Теперь мы с электрическим током будем хорошими друзьями. (Незнайка, Знайка и Электрик уходят.)

III. Рассказ учителя об электричестве.

СЛАЙД 2. НЕПОДВИЖНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСВО.

Есть два вида электричества. Одно называется статическим. Оно покоится на одном месте. Иногда слышно, как потрескивает, когда снимаешь синтетическую одежду.

СЛАЙД 3. ОТКРЫТИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСВА.

Еще 2500 лет назад греки знали, что если потереть янтарь мехом, то полетят искры статического электричества. А электрический ток ученые научились получать всего около 150 лет тому назад.

СЛАЙД 4. ПРОВОДНИКИ.

Некоторые материалы, например металлы, пропускают через себя электричество. Они называются проводниками. Для подачи электричества из одного места в другое используют металлические провода.

Учитель: - Люди научились создавать электричество в батарейках.

СЛАЙД 5. КАК РАБОТАЕТ АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ?

Такая батарея вырабатывает электричество с помощью особых химических веществ. Когда все они израсходованы, батарея перестает работать. Конечно, ток от батарейки не такой сильный, как от сети, но зато ее можно взять с собой куда угодно.

СЛАЙД 6. ЭЛЕКТРИЧЕСТВО, КОТОРОЕ ДВИЖЕТСЯ.

Второй вид электричества называется электрический ток. Он умеет бегать по проводам. Этот вид электричества используется для освещения, обогрева наших домов и приводит в движение машины.

СЛАЙД 7. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ.

Майкл Фарадей изобрел первый электромотор в 1821 году. Сейчас в домах и на предприятиях работают электромеханизмы, заменяя труд многих людей.

IV. Практическое задание.

СЛАЙД 8.

- Найдите электроприборы.

- Составьте пары рисунков.

Ответы: 1-2, 3-8, 4-9, 5-6, 7-11, 10-12.

СЛАЙД 9. ИЗОЛЯТОРЫ.

Материалы, которые не пропускают электричество, такие, как пластики и резина, называются изоляторами. Провода, пропускающие электричество, покрыты пластиком, чтобы защитить людей от удара током.

СЛАЙД 10. ОТКУДА В НАШ ДОМ ПРИХОДИТ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.

Электричество в наши дома, на улицы и фабрики приходит с больших электростанций, которые производят его очень много. Электростанции вырабатывают электричество при помощи быстрых, бурных рек или тепла от сжигаемого угля или нефти или же атомной энергии. Электричество поступает от электростанций по толстым проводам — кабелям. Кабели, подвешенные высоко над землей на опорах, несут электричество в города. В городах под землей к каждому дому проложены кабели. Затем электрический ток течет по всему дому по проводам, встроенным в стены.

V. Загадки:

СЛАЙД 11-19. – Отгадайте загадки:

По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет.

(Электрический ток)

Очень строгий контролёр

Со стены глядит в упор,

Смотрит, не моргает:

Стоит только свет зажечь

Иль включить в розетку печь –

Всё на ус мотает.

(Электросчётчик)

Провели под потолок

Удивительный шнурок.

Привинтили пузырёк –

Загорелся огонёк.

(Лампочка)

Голова огнём пылает,

Тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу:

Лампы нет – я посвечу.

(Свеча)

Дом – стеклянный пузырёк,

И живёт в нём – огонёк!

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжётся.

(Лампочка)

Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма,

Мчит без пара

Паровозова сестричка.

Кто такая?

(Электричка)

Земля дрожит, силач бежит.

Тянет он за собой

Хвост огромный стальной.

(Электровоз)

Дом чудесный – бегунок

На своей восьмёрке ног

День-деньской в дороге:

Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам.

(Трамвай)

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

(Троллейбус)

СЛАЙД 20. ЧТО ВНУТРИ ШТЕПСЕЛЯ?

Штепсель имеет металлические стержни (как вилка), через которые проходит электричество. Когда вилку вставляют в розетку, происходит соединение и электричество через стержни идет по проводам.

СЛАЙД 21. ПОЧЕМУ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛАМПОЧКА ДАЁТ СВЕТ?

В лампочке электричество проходит через проволочную спираль из специального металла. Металл накаляется добела и светится. Первую электролампочку изобрел в 1879 году Томас Эдисон.

VI. Инсценировка отрывка из стихотворения С. Маршака «Вчера и сегодня».

Учитель:

 - Послушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Вчера и сегодня»

Лампа плакала в углу

За дровами на полу:

— Я голодная,

Я холодная,

Высыхает мой фитиль.

На стекле густая пыль.

Почему —

Я не пойму —

Не нужна я никому.

А бывало, зажигали

Ранним вечером меня.

В окна бабочки влетали

И кружились у огня.

Я глядела сонным взглядом

Сквозь туманный абажур,

И шумел со мною рядом

Старый медный балагур.

Познакомилась в столовой

Я сегодня с лампой новой.

Говорили, будто в ней

Пятьдесят горит свечей.

Ну и лампа! На смех курам!            

Пузырек под абажуром.

В середине пузырька —

Три-четыре волоска.

Говорю я: — Вы откуда,

Непонятная посуда?

Любопытно посмотреть,

Как вы будете гореть.

Пузырек у вас запаян.

Как зажжёт его хозяин?

А гражданка мне в ответ

Говорит: — Вам дела нет.

Я, конечно, загудела:

— Почему же нет мне дела?

В этом доме десять лет

Я давала людям свет

И ни разу не коптела!

Почему же нет мне дела?

Да при этом — говорю,—

Я без хитрости горю,

По старинке, по привычке

Зажигаюсь я от спички,

Вот как свечка или печь.

Ну, а вас нельзя зажечь.

Вы, гражданка,— самозванка!

Вы не лампочка, а склянка!

А она мне говорит:

 — Глупая вы баба!

Фитилек у вас горит

Чрезвычайно слабо,

Между тем как от меня

Льется свет чудесный,

Потому что я родня

Молнии небесной!

Я — электрическая

Экономическая

                         Лампа!

Мне не надо керосина.

Мне со станции машина

Шлет по проволоке ток.

Не простой я пузырек!

Если вы соедините

Выключателем две нити

Зажигается мой свет.

Вам понятно или нет?

Стеариновая свечка

Робко вставила словечко:

 — Вы сказали, будто в ней

Пятьдесят горит свечей?

Обманули вас бесстыдно:

Ни одной свечи не видно!

СЛАЙД 22. МОЛНИЯ – ЭТО ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.

Во время грозы статическое электричество может проскакивать между облаком и земной поверхностью. Возникает сильная вспышка света, называемая молнией, от которой может вспыхнуть все то, во что она ударит. Молния всегда выбирает самый короткий путь к земле. В грозу опасно прятаться под деревом. На высоких зданиях для безопасности устанавливают металлические громоотводы, которые отводят молнию в землю.

Учитель: - Гроза - очень опасное явление. Но если соблюдать правила,

то можно уберечься.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ГРОЗЫ

  1. Если вас в походе застала гроза, то ни в коем случае не прячьтесь под одиноко стоящим деревом. Лучше всего переждать грозу в 10-12 м от дерева. На этом расстоянии оно будет играть роль молниеотвода, и вы будете защищены.
  2. Опасно бежать во время грозы по открытому полю.
  3. В лесу во время грозы надо выбрать место между деревьями на расстоянии не менее 8-10 м от каждого из них.
  4. Если вас застала гроза в легковой машине или автобусе - не беспокойтесь, их металлический кузов является хорошей защитой от молнии.
  5. Нельзя убегать от шаровой молнии. Движущийся человек вызывает струю движения воздуха и как бы тянет за собой шаровую молнию.

VII. Проблемные ситуации:

Учитель: - Вы запомнили, как вести себя в различных ситуациях?

Ситуации:

1) У вас поломана розетка, что делать?

2) У вас загорелся телевизор, что будете делать?

3)  Вы отдыхаете на реке, идет дождь, гремит гром, сверкает молния. Как вы будете себя вести?

4)  Вы гуляете по лесу, вдруг все загремело, и перед вами огненный шар - шаровая молния. Ваши действия?

Дети отвечают.

VIII. Игра-загадка «Если возник пожар»

Цель: отработать последовательность действий в случае возникновения пожара.

Ход игры

Дети образуют круг. Игру начинает ведущий. В руках у него воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее сло во стихотворной строки и передать шар другому участнику.

Если участник замедлил с ответом или ответил неправильно, он выбывает из игры, а шар вновь переходит к ведущему.

Ведущий.

Этот шар в руках недаром.

Раньше, если был пожар, -

Ввысь взмывал сигнальный шар,

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет...

Участник. Злой пожар. (Передача шара.)

Ведущий.

Раз, два, три, четыре –

У кого пожар в ...?

Участник. Квартире. (Передача шара.)

Ведущий. 

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил ...?

Участник. Утюг. (Передача шара.)

Ведущий. 

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками ...?

Участник. Играл. (Передача шара.)

Ведущий.

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над ...?

Участник. Газом. (Передача шара.)

Ведущий. 

Столб огня чердак объял.

Кто там спички ...?

Участник. Зажигал. (Передача шара.)

Ведущий.

Побежал пожар во двор.

Это кто там жег ...?

Участник. Костер. (Передача шара.)

Ведущий. 

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег ...?

Участник. Траву. (Передача шара.)

Ведущий.

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые ...?

Участник. Предметы. (Передача шара.)

Ведущий.

Помни, каждый гражданин,

Этот номер ...

Участник. «01». (Передача шара.)

Ведущий.

Дым увидел - не зевай.

И пожарных ...

Участник. Вызывай. (Передача шара.)

Ведущий.

Это всем должно быть ясно,

Что шутить с огнем ...

Участник. Опасно. (Передача шара)

IX. Обобщение:

Сейчас на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд — новый пожар. Горят предприятия и больницы, гостиницы и магазины, поезда, корабли, самолеты. Огонь не щадит музеи и библиотеки, театры и дворцы, памятники культуры, школы, леса, хлебные поля... А в результате — колоссальные убытки. А самое главное — десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.

Чтобы этого не было, дети всегда должны осторожно обращаться с огнем, газом, электричеством, внимательно присматривать за младшими братишками и сестренками, за всеми малышами. Ведь очень большое количество пожаров связано с детской шалостью.

Пожар может возникнуть и от телевизора, утюга и других электроприборов, включенных в электрическую сеть и оставленных без присмотра.

Конечно, пожар может возникнуть не только по вашей вине. Летом, в лесах и на хлебных полях, пожар вызывают иногда небольшая искорка от трактора, автомо биля, невзначай брошенный окурок или не залитый водой костер. Летняя гроза бывает иногда очень нужна, она освежает воздух, но и бед может наделать тоже: от грозы бывают пожары.

По какой бы причине ни возник пожар, вы должны позвонить в пожарную службу по телефону «01» или немедленно сообщить о пожаре взрослым. А по мере сил — и принять участие в тушении пожара.

Литература:

  1. Джейн Эллиотт, Колин Кинг. Детская энциклопедия. – ЗАО «Росмэн-Пресс», 2005
  2. Инсценированные классные часы в начальной школе / авт.-сост. О. В. Белоножкина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 126с.
  3. Основы безопасности жизнедеятельности /авт.-сост. Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 104 с.
  4. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Учеб. для 1 кл. четырёхлет. нач. шк. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 127с.
  5. Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост. М. Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988. – 80 с.
  6. Чтобы не было беды: Детям – об огне и пожаре / сост. Д. Б. Игуменова, И. Г. Иванников. – М.: Стройиздат, 1992. 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по электробезопасности.

ЭлектробезопасностьКласс разделен на три зоны: детство, настоящее время и будущее.В детстве мама запрещала дотрагиваться до розетки, говоря, что это опасно. Почему?...

Урок по электробезопасности "В мире электричества"

Урок способствует формированию безопасного обращения с электричеством, способствует углублению знаний, совершенствованию умений и навыков при обращении с электроприборами. В уроке предусмотрены эффект...

Классный час по теме "Электробезопасность"

Тематический урок«Основы электробезопасности»(аудитория – учащиеся 1-3 классов). Продолжительность лекции  30-35  минут с учетом показа слайдов и видеоматериалов. Цели урока:расшир...

классный час на тему "Электробезопасность"

Цель: познакомить младших школьников с правилами электробезопасности в быту и вне дома....

Классный час " Основы электробезопасности"

урок по безопасности с презентацией...

«Основы электробезопасности» ( 1-3 классы)

Тематический урок с презентацией...


 

Комментарии

Шклинская Елена Владимировна

Хорошая работа, творческая и объёмная. Обязательно воспользуюсь некоторыми идеями при разработке классного часа)))