Доброта спасет мир
статья на тему

Мухина Ольга Александровна

Эссе Мухиной Ольги Александровны,

учителя начальных классов

МОУ «СОШ с.Октябрьский Городок»

Татищевского района

Саратовской области

     Когда я окончила вуз, я была уверена, что труд учителя состоит из уроков, мероприятий, общения с учениками. Теперь, когда я немало лет проработала в школе, я знаю, что педагогический труд – это постоянное размышление, обдумывание, диалог, спор, наблюдение и анализ, это выработка своей идеи, своего видения волшебного, таинственного мира детской души.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota_spaset_mir.rar11.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доброта спасет мир

Эссе Мухиной Ольги Александровны,

учителя начальных классов

МОУ «СОШ с.Октябрьский Городок»

Татищевского района

Саратовской области

Когда я окончила вуз, я была уверена, что труд учителя состоит из уроков, мероприятий, общения с учениками. Теперь, когда я немало лет проработала в школе, я знаю, что педагогический труд – это постоянное размышление, обдумывание, диалог, спор, наблюдение и анализ, это выработка своей идеи, своего видения волшебного, таинственного мира детской души.

Интересно, зачем приходит маленький человек в школу? Вопрос риторический. Долгое время он не вызывал у меня ни малейшего сомнения – конечно же, учиться. Зачем же еще? Только сейчас я понимаю, что маленький человек приходит в школу, прежде всего … за счастьем. Поэтому учителю очень важно направить всю свою энергию на переживание детьми счастья жизни, счастья познания, счастья общения, счастья взросления. Ребенок ждет от школы праздника, встречи с умными, добрыми людьми; от урока – пусть небольшого, но чуда, и душа его доверчиво открыта. Ребенок, впервые переступивший порог школы попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные нестандартные решения. И учителю нужно сделать так, каждая секунда общения с маленьким человеком сделала его счастливее и радостнее, и, конечно же, умнее и опытнее.

Учитель начальных классов – профессия особая. Задумайтесь! Передо мной первоклашки. «Цивилизация» еще не успела коснуться их своим крылом: наивны, доверчивы, добры. Учитель для них не только добрый друг, но и большой авторитет. Его слово – последний аргумент в споре. Нет - нет да и появится конфета или яблоко, украдкой положены е на учительский стол – мило, трогательно, от души. Или однажды, вернувшись после болезни на работу, случайно услышала произнесенную шепотом фразу: «Сегодня НАША учить будет» и на сердце так приятно, что забывается все плохое. Или подходит мальчонка, показывает зубик – вчера вытащил его. Такое событие, что непременно нужно поделиться с учителем. Есть в наших маленьких учениках что-то естественное, нормальное, живое, именно то, что так хочется сохранить подольше.

          Ш.А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: "Мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть". "Понимать детей - значит стать на их позиции»

Поэтому в работе с классом стараюсь создать пространство детства.  Я считаю самым важным в своей работе воспитание доброты у детей. Детским душам (да и взрослым тоже) сегодня так не хватает человеколюбия и красоты души. Поэтому встретив своих первоклассников, я рассказываю им и их родителям притчу о гномиках, которая красной чертой проходит через весь долгий четырехлетний учебный и воспитательный процесс:

«В сердце каждого человека при его рождении поселяются два гномика, один из которых добрый, хороший, а другой злой, плохой. Если человек совершает добрые поступки, дарит людям радость, помогает старшим, растет старательным, если в классе красиво сидит за партой, если книги и тетради на его столе в полном порядке, то здоров и счастлив добрый гномик. А душа его поет, а уж, коль душа поет – глаза у этого человека излучают тепло и добро, и всем, кто находится рядом, становится уютно и радостно. Но бывает иначе. Человек грубит, обижает друзей, не помогает родителям, ленится – доволен и злорадствует злой гномик. И глаза человека становятся злыми, и всем вокруг грустно и одиноко. Очень страдает и ждет помощи добрый гномик. От того, какому гномику мы хотим помочь больше, и зависит, хорошими или плохими людьми мы вырастим». Уметь радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача у другого, - вот те маяки, на которые мы с детьми постоянно равняемся.

Используя наблюдение (диагностику), пример и слово, стараюсь создать условия, чтобы каждый себя проявил. Для того, чтобы помочь ребёнку, я определила для себя несколько правил:

  1. всегда работать творчески;
  2. помогать ребенку действовать самостоятельно, независимо;
  3. избегать прямых инструкций;
  4. не сдерживать инициативу детей;
  5. не делать за них то, что они могут сделать сами, или то, что они могут научиться делать самостоятельно;
  6. не спешить с вынесением оценочных суждений;
  7. помогать детям учиться управлять процессом самообразования;
  8. ориентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты;
  9. помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем;
  10. учить детей анализу, синтезу, классификации информации;
  11. поощрять стремление делать выводы, высказывать суждения и умозаключения;
  12. научиться слышать каждого, когда говорят все одновременно;
  13. позволять детям как можно больше двигаться на уроке.

Соблюдая эти правила, использую разные формы и методы работы с коллективом своего класса. Считаю, что если каждый ребёнок после школы выберет образ жизни, достойный Человека, значит я, как классный руководитель, выполнила свои цели и задачи.  

Сознательная жизнь каждого из нас начинается в школе, здесь же формируется и наше сознание. Формирование сознания ребёнка и образа жизни, достойного Человека, во многом зависит от классного руководителя.

В работе с классом  чётко определяю для  себя, чего хочу добиться на данном этапе времени, какими я хочу увидеть детей, например, в конце года. На основе анализа за прошедший год, учитывая позитив и негатив в своей работе за прошедший период, определяю воспитательные задачи. Вместе с родителями и детьми анализируем и подводим итоги.

Вместе с  классным коллективом мы идем по ступеням, переживаем  все трудности и радости на пути формирования дружного, целеустремлённого, ответственного коллектива. Праздники и концерты для родителей, экскурсии и походы, спортивные соревнования, выполнение практических заданий в условиях природы - это далеко не полный перечень наших дел. Многие из них проводились совместно с родителями, что помогло сформировать дружелюбный микроклимат в коллективе класса.

На протяжении многих лет в нашей школе ведется систематическая работа органов детского самоуправления.  В классе работает отряд «Гномики» - самостоятельное самоуправляемое объединение детей, входящее в школьную детскую организацию «Парус», в Татищевский Союз Молодежи.

Детей отличает огромный заряд активности. Их огорчает отсутствие дела, определенной роли в общественной жизни, конкретного поручения. В начале года проводится классное собрание, где дети распределяют между собой обязанности в классе. Каждый ребенок выбирает себе поручение, которое ему нравится. Раз в полгода дети отчитываются о проделанной работе перед классным коллективом. Такая работа в классе позволяет реализовать цель: воспитание через коллектив.

Дети (практически все) достаточно коммуникабельны, что позволяет им с большим желанием участвовать  в реализации социальных проектов, в социальных акциях.

Классный руководитель… Слово «классный» многозначно. Мы употребляем его в значении – руководитель класса. Но у детей чаще слово классный звучит в значении – хороший, замечательный, отличный. Судя по тому, что встречая своих учеников, которые учатся в средней школе и уже окончивших школу, нам есть о чем поговорить, обменяться мнениями, советами, смею надеяться, что моя работа оценивается словами «наша классная» именно во втором значении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видеоролик "Kindness will save the World!" ("Доброта спасет Мир!")

В рамках акции "Доброта спасет мир!" учащиеся 4 "Б" класса сняли видеоролик о доброте  http://youtu.be/5vnvStYgCYk....

Урок "Доброта спасет мир"

Цель: 1. Воспитание в детях навыка доброго проведения, любви к ближним.            2. Повторение Божиих заповедей, значения понятия «правос...

Презентация к классному часу "Доброта спасет мир"

Презентация к классному часу "доброта спасет мир"...

Внеклассное мероприятие 1 класс "Доброта спасет мир"

Мероприятие направлено на воспитание культуры общения между детьми, самовоспитание личности ребёнка....

Классный час на тему: "Доброта спасет мир"

мероприятие позволит сформировать уважительное,  гуманное,  внимательное отношение к детям-инвалидам и признать  их как полноценных членов общества...

Классный час "Доброта спасет мир".

Классный час во 2 классе, посвященный международному дню инвалидов....

Внеклассное мероприятие "Доброта спасет мир"

Воспитывает культуру общения друг с другом, самовоспитание личности ребёнка, раскрывает положительные стороны доброты....