Зеленые святки (из серии праздник березки)
методическая разработка (4 класс) по теме

Вашему вниманию предлагается методическая разработка игрового занятия "Зеленые святки".

Занятие состоит из блоков: организационно-методического, информационного и блока контроля.

Информационный блок содержит информацию о праздниках дохристианского периода (языческие обряды подробно описаны и практически обыграть можно любой из обрядов в зависимости от возраста участников занятия) ) и праздниках православных. 

Блок контроля дает возможность определить насколько дети были внимательны на теоретической часть занятия. Здесь представлены загадки, конкурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zalenye_svyatki.doc313.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «БОРОВСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Принято решением                                                                       Утверждаю:                            педагогического                                                                            Директор М.П. Кривчикова методического совета                                                                   МОУ ДОД «ДДТ»                 Протокол №____ от______                                                          Приказ №____ от__________

ЗЕЛЕНЫЕ СВЯТКИ

Методическая разработка внеурочного игрового занятия

Возраст детей: 7-11 лет

Автор: Игнатенко Елена Владимировна

Педагог дополнительного образования

Руководитель объединения «Наследие»

г. Балабаново, 2010

ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время во многих образовательных учреждениях ведется целенаправленная работа по возрождению культуры народов России. В нашей области каждый год проводится фестиваль народов проживающих на территории Калужской области. В фестивале участвуют коллективы разных национальностей. Они представляют на суд жюри изделия декоративно-прикладного творчества, костюмы, национальные блюда, песни, танцы, литературные произведения.

     Работа с учащимися объединения «Наследие» направлена на возрождение культуры русского народа.

Цель: Привлечь внимание учащихся к возрождению и сохранению традиций, обрядов и обычаев русского народа.

Задачи:

- Образовательная: расширить знания учащихся о березе, ее лекарственных свойствах, о православном празднике Троица, традициях, обрядах и обычаях русского народа дохристианского периода;

- Развивающая: повысить интерес к изучению народной культуры, способствовать приобретению дополнительных знаний о традициях, обрядах и обычаев русского народа;

- Воспитательная: научить водить хороводы, участвовать в совершении традиционных праздничных обрядов, работать в коллективе.

                                               АКТУАЛЬНОСТЬ

     В настоящее время мы наблюдаем падение уровня культуры общества. Все это повышает запрос на воспитание духовно-нравственной, творческой , деятельной личности, которая знает, ценит и любит свою историю и культуру.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

     Предполагает формулирование темы, целей, плана учебно-игрового занятия. Данный этап особенно важен с позиции мотивационной необходимости занятия в культурной и образовательной сфере, связей с жизнью.

Участники занятия: учащиеся объединения «Наследие» в возрасте 7-11 лет.

В летний период занятие проводится с детьми летнего оздоровительного лагеря.

Вид занятия: комбинированный.

По количеству участников: групповой.

По содержанию: межпредметный ( история, литература, краеведение, технология, МХК).

По месту в учебном плане: текущий.

По доминирующей деятельности учащихся: творческая деятельность.

Длительность занятий: 90 минут.

Хронологическая карта занятия

№ п/п

Наименование работы

Время

1

Организационный момент: приветствие учащихся, знакомство и т.д.

2 мин

2

Мотивация темы

5 мин

3

Теоретическая часть

1. «Зеленые святки» - летние праздники:

- Вознесение;

- Семик;

- Троица;

- Духов день;

- демонстрация видеоролика

2. Бытовые обряды зеленых святок

- Кумление;

- Крещение и похороны кукушки;

- Кустарка;

- завивание и развивание березы

3. Береза — символ России

4. Применение березы

Практическая часть

1. Хоровод вокруг березы

2. Проведение обряда «Завивание березы» («Украшение березы»)

30 мин

20 мин

4

Контроль знаний (дети работают в командах по 7-10 человек)

1. Загадки

2. Конкурс 1

3. Конкурс 2 

4. Стихи, песни

30 мин

5

Подведение итогов.

3 мин

учащиеся должны знать:

- историю православного праздника Троица;

- традиции, обычаи и обряды зеленых святок;

- применение и лекарственные свойства березы;

- песни, стихи о березке.

учащиеся должны уметь:

- определить обрядовые куклы «Кукушку» и «Товарку»;

- определить листья березы;

- водить хоровод;

- рассказывать стихи, петь песни;

- работать в коллективе.

Методическое обеспечение:

  1. Технические средства обучения: мультимедийная установка, экран, компьютер, магнитофон;

2. Наглядные пособия: выставка изделий из березы (почки, листья, гриб чага, туесок, лукошко, солонка, крепление для битой посуды, подставка под горячее, веник, украшения, куклы, березовый венок, фотографии (фотовыставка), видеоролик, украшенная березой комната (красный угол), русские костюмы.

3. Раздаточный материал: ленты, ткань, нитки, карандаши, ручки, листы бумаги, буквы.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

«ЗЕЛЕНЫЕ СВЯТКИ» - так называли в народе летние праздники от Вознесения до Духова Дня.

Вознесение отмечали на сороковой день после ПАСХИ. В этот день пекли из теста «Лесенки». Этот обряд, по народному преданию, вызывал рост ржи. Было поверье: чем «Лестница» длиннее, тем быстрее и гуще вырастет рожь.

На пятидесятый день после Пасхи — Троица. За три дня до него, четверг, называемый в народе Семиком.

     Обычаем Семика было кумление и завивание березы. Девушки шли в лес тайком от юношей, плели венки из березы и полевых цветов. Затем выбирали березу и вешали венки на дерево. :Все девушки клялись друг другу в долгой и верной дружбе, обменивались бусами, кольцами или крестиками.

На обратном пути девушки пели:

Уж мы, девушки, дело сделали.

Уж мы белу березоньку завили,

Уж мы первый веночек — за батюшку,

Уж второй венок — за матушку,

А третий венок — за саму себя.

     Мальчишки в Семик тоже не оставались без дела. Они наряжались и бегали по дворам. Чтобы привлечь хозяев громко били палкой в худое ведро. Вся эта шумная процессия останавливалась под окнами домов и начинала что-нибудь выпрашивать: муку, крупу, масло, сметану, сахар и прочую снедь. Сохранились слова одной из семиковых песен:

Дай нам шильце да мыльце,

Белое белильце да Зеркальце!

Копейку да денежку -

За красную девушку!

Ой дид-ладо!

Семика честного яичницу!

Через три дня — ТРОИЦА.

     Каждый год, православные христиане украшают свои храмы и дома (которую называют «малая церковь») ветками березы, а пол покрывают душистым сеном из молодой травы и луговых цветов. Сквозь листву приветливо смотрят на людей с икон святые Русской земли, и кажется, что ты попал в таинственный сказочный лес. Этот праздничный день посвящен Святой Троице. Святой Троицей христиане называют Бога Отца, сотворившего землю, Его Сына Иисуса Христа и Святого Духа.

     День Святой Троицы считается Днем Рождения Церкви Христовой. Спаситель положил ей основание, и основанием этим стал Он Сам. С момента сошествия Святого Духа на апостолов началась апостольская проповедь по всему миру, стала формироваться Церковь. (демонстрация видеоролика)

Иван Бунин.

ТРОИЦА

Грядущий благовест к молитве призывает,

На солнечных лучах над нивами звенит;

Даль заливных лугов в лазури утопает,

И речка на лугах сверкает и горит.

А на селе с утра идет обедня в храме;

Зеленою травой усыпан весь амвон,

Алтарь, сияющий и убранный цветами,

Янтарным блеском свеч и солнца озарен.

И звонко хор поет, веселый и нестройный,

И в окна ветерок приносит аромат –

Твой ныне день настал, усталый, кроткий брат,

Весенний праздник твой, и светлый, и спокойный!

Ты ныне с трудовых засеянных полей

Принес сюда простые приношенья:

Гирлянды молодых березовых ветвей,

Печали тихий вздох, молитву – и смиренье.

     Троица — праздник плодородия, так считали наши предки, так как заканчивались посевные работы.

     На Троицу, после службы, все село собиралось в березовой роще на большой поляне. Девушки ходили «Развивать» березу. Каждая осматривала свой венок, если он оставался цел и не завял, это означало исполнение заветного желания. Молодежь с венками на голове, из березы и цветов, водила хороводы, играла в горелки. Большинство песен, которые пели на Троицын день, посвящались будущему урожаю.

     По традиции начинали с игрового хоровода. Хороводы водили до Духова дня. Его празднуют на следующий день после Троицы. Оживало все село. Даже если поливал дождь, хороводы водили под дождем.

Выбираем девушку, наряжаем березкой. Надеваем на голову венок из березовых веток, в руках девушка держит ветки березы. Все дети водят хоровод у березы, поют хороводную песню «Во поле береза стояла...» (Наряжаем девушку березкой, если нет березки).

     Период зеленых святок в Калужской области богат различными обрядами, дошедшими до нас с глубокой древности: завивание и развивание березы, бросание венков, украшение и потопление березы, кумление, вождение Костромы, крещение и похороны кукушки, хождение «Кустарки», традиционные угощения яичней на сале, которым заканчивались обрядовые торжества. (Яйца — символ плодородия.)

Обряд Кумление.

     Участниками обряда были девочки, девушки от 10-ти до 16лет и «молодайки» - женщины, живущие в замужестве первый год. Обязательным было присутствие 1-2 женщин, старших по возрасту.

     Кумление проводится на Вознесение (за 10 дней до Троицы). За несколько дней до этого дня специально выбранная группа делали обрядовые куклы – «кукушку» и «товарку». Высотой куклы были до 40 см. Шили их из тряпочек, с руками, преимущественно без ног, одевали в специальную одежду. «Кукушку» - в женскую (рубаху, понева, занавеска, повойник, платок). «Товарку» - девичью (рубаху, сарафан, платок». «Товарку» укрепляли на березовой ветке (или «товарку» несла в руках девушка), а «кукушку» несла в руках женщина старшего возраста.

     По приходу всех групп в березовую рощу участники обряда образовывали большой хоровод вокруг березы, « Товарку» втыкают или усаживают под березой к стволу. «Кукушку» старшая носит в руках. Под хороводную Троицкую песню набрасывают на ветки выбранной березы платки, пояса, занавески, таким образом, чтобы макушки гнулись к земле. Затем старшая с «Кукушкой» выходит в середину, выбирает девушку, достигшую физической зрелости, ставит ее с одной стороны березы, сама встает с другой. Пение прерывается. Далее идет ритуальный диалог: старшая – младшая:

- Кукушечка, ку-ку!

- Кума, да кумися!

- Век не бранися!

- Побранишься – грех будет!

- Кукушечка, тошно!

- Товарочке груско! (грустно)

     При этом «Кукушечка» на каждой строке перебрасывается через березу, начинает старшая. Кидает младшей со словами: «Кукушечка ку-ку!», младшая ловит «Кукушку» подолом, берет в руки, кидает старшей: «Кума да кумися», старшая ловит в занавеску и т. д. В конце «Кукушка» оказывается у старшей; та берет куклу в руки, обходит березу со стороны макушки, встает лицом к младшей, вместе берутся руками за куклу на уровне пояса-груди и троекратно целуются. Пение возобновляется. Затем старшая за руку ведет и ставит младшую в хоровод. Выбирается следующая девочка, действия повторяются до тех пор, пока не перекумятся все подросшие девушки. В некоторых районах калужской области кумление происходит по-другому.

Кумились на период святок ( от Вознесения до Духова дня).

Обряд Крещение и похороны кукушки.

     Обряд крещения совершался девочками-подростками в Семик. К обряду готовились: шили куклу из тряпочек без рук, без ног с головой. Голова отмечалась перевязыванием туловища нитками, рисовали лицо с большими глазами. Куклу пеленали как младенца, на голову обязательно надевали красную косынку, концы которой завязывали под подбородком.

     В Семик утром девушки шли в рощу за околицу с песней «соловей с кукушкой сговаривался», кукушку несли в руках. В роще кукушку сажали на ветку березы или дуба. Недалеко от дерева разводили костер, так чтобы на куклу веяло дымком. Возле костра пели и играли.

     Кукушка стояла в лесу три дня, затем ее хоронили. Специально ткались узкие холстики, в которые закручивали кукушку, шли далеко в рощу, выкапывали яму и опускали туда куклу, закапывали. Сверху ставили крестик из веточек.

Считалось, что вместе с кукушкой хоронят все девичьи и женские беды и несчастья.

Обряд Кустарка.

В день Троицы являлась перед людьми Кустарка - детище березы. Ходила она по домам с пожеланиями добра, здоровья, счастья, а за это ее одаривали тем, у кого что есть в доме. Роль Кустарки исполняла самая красивая и стройная девушка, нарядно одетая и украшенная ветками березы.

Пожелания:

девочке - «Еще тебе подрасти, да побольше расцвести»;

девушке - «До налетья косу тебе расплести надвое»;

«Чтобы свахи и сваты не выходили из хаты»

молодухе - «На лето тебе сына родить, на тот год сам - трое тебе быть» и т.д.

Во всех обрядах зеленых святок большую значимость имела русская березка.

По преданию, дошедшему до наших дней в листве березы живут весной духи, оберегающие от зла и недорода. Чем ближе будут приближены духи к человеку, тем лучше ему будет жить весь год, тем плодороднее будет земля.

Обряд украшения березы (дети загадывают желания — завязывают ленточки на березке. Затем водят хоровод в знак благодарности)

На полянке,

На пригорке,

Подокном, среди полей,

Белокурая березка –

Символ Родины моей.

     Русская береза – символ России. Стройная, белокурая с тонкими длинными ветвями, она необыкновенно привлекательна во все времена года. О ней слагают песни и стихи, пишут картины, с ней связаны множество обрядов и преданий, о ее лекарственных свойствах знает каждый русский человек.

     Он давно оценил полезность этого дерева. Все из него идет в дело. (Демонстрация выставки)

     Наступила весна. Березы угостят вас целебными березовыми слезами – соком. Но собирать его надо разумно. Раненое дерево может погибнуть. Предки говорили: «Березовицы на грош, а леса на рубль изведешь». Любили они русскую красавицу и берегли.

     Из почек и молодых листьев готовили лекарство. Целебными свойствами обладает березовый гриб – чага, который собирают круглый год, заваривают и пьют как чай.

     Береста является одним из лучших, прочных и красивейших материалов для изготовления разных вещей. Из нее мастерят лукошки, туеса, украшения, куклы, обувь - лапти и мн.др.

     Когда не было книг, на бересте писали (берестяные грамоты).

     Березовые дрова – лучшее топливо для русских печей. Они горят быстро и жарко, дают много тепла. Березовая лучина освещала крестьянскую избу в давние времена, горела долго, без искр и копоти.

Из древесины изготавливали мебель, прочные лыжи. Березовый деготь использовали в лечебных и бытовых нуждах.

Как можно представить себе русскую баню без березового веника? Он и силу телу придает и хворь выгоняет. И в доме березовый веник первый помощник хорошей хозяйке.

  1. Народные приметы о берёзе

1. Из березы течет много сока - к дождливому лету.

2. Когда береза станет распускаться, сей овес.

3. Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед - мокрое.

4. Если на берёзе много сережек - к урожаю гороха.

5. Для начала заготовки бересты есть несколько народных примет:

- когда прогремит первый гром;

- когда появятся первые комары;

- когда листья на березе станут размером с пятачок.

БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Учащиеся делятся на 2-3 группы по 7-10 человек.

Для того чтобы ответить на вопрос, необходимо поднять руку. На вопросы команды отвечают по очереди, несли ответа у команды нет право ответа переходит следующей команде.

За правильный ответ команда получает жетон.

За нарушение правил и дисциплины наказание — 5 балов.

I Вопросы - загадки о березе:

1. Стоит Аленка

Платок зеленый

Тонкий стан. – Что это?

2. Стоит красавица на поляне:

В белом сарафане,

В зеленом полушубке.

  1. Есть дерево: крик унимает, свет наставляет, больных исцеляет.

4. Не сучок, не листочек, а на деревне растет.

5. Летом цветет, зимой греет

Настанет весна – потечет слеза.

6. На полянке девчонки

В белых рубашонках

В зеленых полушубках.

7. Стоит дерево кудряво, на этом дереве пять угодьев:

Первое угодье – хворому здоровье,

Другое угодье – разбитому крепость,

Третье угодье – заперто море,

Четвертое угодье – малому угроза,

Пятое угодье – ночной свет.

(Банный веник, береста для связывания разбитого горшка, посуда из бересты, прут для наказания, лучина)

8. Стоит в поле дерево древанское,

На этом дереве семь угодьев:

Первое угодье – в избе обиходье,

Другое угодье – в кругу вертится,

Третье угодье – старому да малому потеха,

Четвертое угодье – на церкву крыша,

Пятое угодье – по дорожке след,

Шестое угодье – во всю ночь свет,

Седьмое угодье – всему миру масло.

(Веник, веретено, банный веник, скалка, лапти, лучина, деготь)

  1. Стоит дерево цветом зелено;

В этом дереве четыре угодья:

Первое — больным на здоровье,

Второе — от тьмы свет;

Третье — дряхлых плетение;

Четвертое — людям колодец.

(Банный веник, лучина, крепление битой посуды, сок березовый).

Конкурс — задание II. На столе лежат листья деревьев и кустарников: липы, рябины, каштана, осины, дуба, березы, вишни, топаля, ольхи. Необходимо определить листья березы.

Конкурс — задание III. Напишите на листе бумаги (сложите из букв) слова обозначающие применение березы.

(Пример: дрова, лучина, лекарства, веники, мебель, посуда, сок, деготь, т.д).

Конкурс IV. Команда демонстрирует знание стихов и песен о березе. Побеждает та, что расскажет или споет больше песен, стихов.

Подведение итогов.

Литература

  1. Андреев В.Ф. Праздники и обряды на Руси. - М.: Вече, 2006.
  2. Возрождение традиций. Православный женский журнал «Славянка» №6, 2007.
  3. Газета «Весть» (« Под Мещовском кукушек крестили, а под Козельском хоронили») № 179-182 от 20 мая 2010.
  4. День за днем: Календарь школьника. - 2-е изд., испр. - М .: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009.
  5. Ионина Н.А. Православные Святыни. - М.: Изд. РООССА.
  6. Перепелицын Андрей. Как правильно завивать березки-... газета «Весть» № 189-192 от 27 мая 2010.
  7. Родная Старина. Материалы 1-й научно-практической конференции по проблемам сохранения и развития фольклора Калужской области. - Калуга, 1994.
  8. Русские народные загадки, пословицы, поговорки./ Сост. Ю.Г.Круглов. - М.: Просвещение, 1990.
  9. Соловьев В.М. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый город, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Праздник русской березки"

"Праздник русской березки"...

Праздник русской березки.

Такой праздник я готовила впервые. Изучив большое количество сценариев в интернете,предлагаю свой сценарий мероприятия, полученный в результате их обработки. Праздник разделен на несколько частей:...

Зеленые святки ( праздник встречи лета)

В рамках Программы "Возвращение к истокам" проведен праздник "Зеленые святки"....

Праздник Березки

Этот праздник проводится , чтобы познакомить детей с традициями русского народа, с православным праздником Троица и пробудить у них любовь к природе России....

Классный час: «Родная земля. Зеленые святки: Троица».

Классный час: «Родная земля. Зеленые святки: Троица»....

Сценарий концерта "Троица-Зеленые святки"

Важно изучать с детьми традиции своего народаТрадиция обладает странным свойством уравновешивать доброе и злое, сглаживать, примирять противоречия. Отказ от традиции – даже во имя свободы &ndash...

Праздник: "Праздники в январе: Рождество, Крещение, Святки"

Презентация, раскрывающая историю, традиции праздника...