Снятие напряжения и усталости у учащихся на уроке.
методическая разработка на тему

Новизной разработанного материала является адаптация к условиям коррекционной школы VIII вида и внедрение в структуру учебно-воспитательного  процесса упражнений, которые комплексно способствуют сохранению здоровья учащихся, помогают снять зрительное, физическое, умственное напряжение и переутомление у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

Снятие напряжения и усталости у учащихся на уроке.

1. Упражнения для развития мелком моторики и снятия мышечного напряжения кисти рук

    Пальчиковые упражнения, игры, самомассаж применяются для профилактики зрительного, общего утомления, снимают утомление пальцев рук и психическое напряжение, развивают речь, активизируют и обогащают словарный запас. Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность.

  Использование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое

тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения.    

1. 

   Обе ладони лежат на столе. Одна из ладоней сжимается в кулак, а другая остается лежать неподвижно. Далее та ладонь, что осталась лежать на столе, сжимается в кулак. Одновременно с этим ладонь, что была сжата в кулак, распрямляется. После этого задание воспроизводится подряд 5–6 раз в быстром темпе. Следите, чтобы при выполнении этого упражнения пальцы не растопыривались, а оставались плотно прижатыми друг к другу.

 

2. 

  Ладони повернуты вниз. Обеими кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору (вверх) и с горы (вниз).

 

3. 

  Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большими пальцами.

 

4. 

  Пальцы сплетены в замок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой, и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки.

5. 

  Руки вытягиваются вперед, пальцы растопыриваются, как можно сильнее напрягаются, а затем расслабляются, руки опускают и слегка трясут ими.

 

6. 

  На раз – подушечки пальцев поджимаются к верхней части ладони, на два – пальцы быстро выпрямляются и растопыриваются.

 

7. 

  Предплечье вертикально, ладонь находится под прямым углом, все пальцы прижаты. Вращение кистями от себя и к себе.

8. 

  Руки сжимают в кулачки, вытягивают вверх большие пальцы, сгибают и разгибают их. Такое же упражнение делают со всеми остальными пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.

 

9. 

 Руки ставятся на край стола и превращаются в пятипалых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к краю стола, передвигая пальцами как ножками.

 

10

  Обе ладони лежат на столе. Правая – вниз, левая – вверх. По команде ладони меняются местами: правая – вверх, левая – вниз.

 

11. 

 Руки сжимают в локтях, держа кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки.

 

12.   «Строим дом»

Целый день тук да тук -
Раздается звонкий стук. (
Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам).
Молоточки стучат, (
Стучать кулаком о кулак).
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).  (
Пальцы соединить, показать "крышу").
Вот какой хороший дом, (
Сжимать-разжимать пальцы).
Как мы славно заживем. (
Вращать кисти рук).

  13.   «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне, (Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить).
Утром весенним раскрыл лепестки. (
Развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питанье (
Ритмично двигать пальцами вместе-врозь).
Дружно дают под землей корешки. (
Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).

 14.    «Засолка капусты»

Мы капусту рубим, (Движения прямыми кистями вверх-вниз).
Мы морковку трем, (
Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя).
Мы капусту солим,
(Имитировать посыпание солью из щепотки).
Мы капусту жмем. (
Сжимать и разжимать пальцы).

15.     «Семья»

Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка
(указательный),
Этот пальчик - папочка
(средний),
Этот пальчик - мамочка
(безымянный),
Этот пальчик - я
(мизинец).
Вот и вся моя семья. (
Хлопать в ладоши).

 16.   «Кого встретили в лесу?»

Раз, два, три, четыре, пять.
Дети в лес пошли гулять. (
"Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.)
Там живет лиса. (
Рукой показать хвост за спиной.)
Там живет олень. (
Пальцы рук разведены в стороны).
Там живет барсук. (
Кулачки прижать к подбородку.)
Там живет медведь. (
Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.)

17.   «Пять и пять»

Пять и пять пошли гулять.
Вместе весело играть. (
Сжимание - разжимание пальцев рук).
Повернулись, улыбнулись, (
Вращение кистей рук.)
В кулачок опять свернулись.
Вот какие молодцы.
 (Стучать кулачками.)

18.    «Яблонька»

У дороги яблонька стоит, (Руки сплести над головой, пальцы разжаты.)
На ветке яблочко висит. (
Сложить запястья вместе.)
Сильно ветку я потряс, (
Руки над головой, движения вперед-назад.)
Вот и яблочко у нас. (
Ладони  перед грудью, имитируют, что держат яблоко.)
В сладко яблочко вопьюсь, (
Соединить запястья, ладони развести.)
Ах, какой приятный вкус.

19.    «Дружба»

Дружа в нашей группе
Девочки и мальчики. (
Соединять пальцы в "замок".)
С вами мы подружим
Маленькие пальчики. (
Касание кончиков пальцев обеих рук.)
Раз, два, три, четыре, пять -
Начинай считать опять.(
Парное касание пальцев от мизинцев.)
Раз, два, три, четыре, пять -
Мы закончили считать. (
Руки вниз, встряхнуть кистями.)

20.    «Прогулка»

Пошли пальчики гулять, (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы "бегут" по столу.)
А вторые догонять. (
По столу "бегут" указательные пальцы.)
Треть пальчики бегом, (
Средние пальцы.)
А четвертые пешком. (
Безымянные пальцы.)
Пятый пальчик поскакал (
Касаться стола ритмично обоими мизинцами.)
И в конце пути упал. (
Хлопнуть кулаками по столу.)

21.   «Наперегонки»

Мы по лесенке бежали
И ступенечки считали:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли дети погулять,
Побежали вдоль реки
Дети наперегонки. (
Клавиатурные движения пальцами по столу и "бег" по столу указательным и средним пальцами.)

22. 

    А теперь мы будем киски
    Эй, не подходите близко-
    Поцарапаем немножко-
    Не ребята мы, а кошки.
    (Пальцы обеих рук вместе, а потом каждая рука по очереди легко царапает стол.)

23. 

      Светят солнышка лучи -
     Они очень горячи.
     А как тучка набежала -
     Видно солнышка не стало.
(Пальцы раздвигаются на поверхности стола, затем сдвигаются вместе.)

   

  1.    «Бабочка»

    Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямить мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения-«трепетание пальцев».

  1.   «Осьминог»

Установить кисть на столе, касаясь его подушечками пальцев, запястье вверх. Пальцы врозь. Движение по столу выполнять каждым пальцем по отдельности. Упражнение делать поочередно правой и левой рукой, затем одновременно двумя руками. (Упражнение выполнять 15-20 секунд)

  1.   «Рыбка»

Сначала появилась рыбка –Правая рука. Медленно и плавно она плыла вперед-куда глаза глядят. Вот любопытной рыбке стало скучно. И она повернула в одну сторону, потом в другую. «А что там творится наверху? Хочу хоть одним глазком взглянуть!» -и устремилась вверх. «А что там на дне?» Но как скучно играть одной… Не успела подумать, как подплывает подружка – Левая рука. Вдвоем веселее. И стали они играть, танцевать то вместе, то порознь.

  1.   «Веер»

Один кулак, одна ладошка.

Ты, поменяй их быстро крошка.

Теперь ладошка и кулак

И все быстрее делай так.  

  1.  «Мячик»  

Ты, наш мячик, поскачи

И котяток разбуди.

1-2-3 (три хлопка)

Беру я мяч. (соединяют большие и указательные пальцы рук, показывая мяч)

1-2-3-он мчится вскачь(три хлопка)

1-2-3-бегу за ним (три хлопка, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки)

Красно-желто-голубым.

  1.  «Осенний букет»

1-2-3-4-5- будим листья собирать(сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дубы (загибать поочередно пальцы)

Мы соберем

Маме осенний

Букет отнесем. (сжимать и разжимать кулачки)

Песню осеннюю маме споем.

30.

 Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова разжимаются, ложатся ладонями на стол.

      Руки, как глазки,

     Закрылись-открылись,

     Словно из сказки

     Они появились.  

  1.   «Помощники»

Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот рядом прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

А другой давненько спит.  

(При помощи левой руки малыш загибает пальчики правой, начиная с большого пальца.)

  1.   «Кто в деревне живет?»

         Лежебока – рыжий кот.

         Маленький теленок,

         Желтенький цыпленок,

          Белая овечка,

       Мышка под крылечком!

       Раз, два, три, четыре, пять,

       Их не трудно сосчитать!

 (При помощи левой руки малыш загибает пальчики правой, начиная с большого пальца.)

  1.    «Кто в лесочке живет?»

          Под корягой - старый крот,

         За горой лисенок,

         В ельнике - лосенок.

         Под кустом – лисичка,

         На сосне – синичка!

         Раз, два, три, четыре, пять,

         Будем пальцы загибать!

    (При помощи левой руки малыш загибает пальчики правой, начиная с большого пальца.)

  1.   «Соединяем одинаковые пальчики рук»

Дружат добрые зверята

 (пальцы рук соединяются в "замок").

Дружат малые зайчата
(ритмичное касание мизинцев обеих рук).

 Дружат в озере бобры,

(ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).

Дружат в небе комары,

(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

 Дружат милые ежата,

(ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).

Дружат даже медвежата

(ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

 Вот как разыгрались,

По лесу разбежались!

(руки опустить, потрясти кистями)

  1.   «Ушки-рожки»
    Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
    то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
    то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

 

    36.   «Колечко»
(Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца)

 Медвежонок в гости шел.

К рыжей белке он зашел,

И на озеро, к бобру,

И к ежу зашел в нору,

Даже к комаришке

Заходил наш мишка!

(Попробовать то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
чтобы усложнить задание, можно попытаться сделать те же движения одновременно пальцами правой и левой руки)

37.   «Братцы»

Идут четыре брата навстречу старшему.
- Здравствуй, большак - говорят.
- Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,
Мишка-середка, да Крошка Тимошка.
(соединяют большой палец с другими пальцами по очереди)

38.   «Замок»

На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли.
(расцепить пальцы)

 39.  

      Выполняется сидя за столом.

         Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд)
       Гуси, грачи, журавли - (круговые движения кистями перед грудью)
       Вот уж последняя стая
       Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев).

  1.    «Пальчики»

Этот пальчик маленький-мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.

Это пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот-указательный, пальчик замечательный.

Этот пальчик- вот какой, называется большой.

    Массаж широко применяется для профилактики зрительного и общего утомления, связанные с умственным напряжением. Такие упражнения способствуют переключению внимания ребенка, что само по себе является мощным развивающим фактором снять напряжение, переключиться с одного вида деятельности на другой.

  1.  «Пальчики». 

В этой игре нужно перечислять свои действия, приставляя кончик большого пальца к каждому последующему на той же руке. Предварительно делается лёгкий массаж кистей рук. Приём массажа — растирание. Количество повторов — 2-3. Приём массажа — растирание. Количество повторов — 2-3 для каждого пальчика.

Пальчик, пальчик,
Где ж ты был?
С этим братом в лес ходил,
С этим братом суп варил,
С этим братом кашку ел,
С этим песенки я пел.

  1.  «Белочка». 

Предварительно — массаж кистей рук. Приём массажа — растирание. Количество повторов — 2-3. Приём массажа — растирание. Количество повторов — 2-3 для каждого пальчика. Водить по ладони указательным пальцем и затем загибать пальцы на каждое перечисляемое действие.

    Белка на тележке.

    Раздаёт орешки
  Лисе-сестричке,
  Птичке-синичке,
  Медведю толстопятому
  Зайчику усатому.

  1.  «Пальцы-пальчики». 

Предварительно делается лёгкий массаж кистей рук. Приём массажа — растирание. Количество повторов — 2-3. Приём массажа — растирание. Количество повторов — 2-3 для каждого пальчика. Начинать с разгибания кулака по мере перечисления пальцев, а во второй половине текста наоборот, сгибать. В конце резко выпрямить все сразу.

Большой палец — дедушка
Указательный — бабушка,
Средний — папа,
Безымянный — мама,
А мизинец — я, вот и вся семья!

Сгибаем пальцы:

Дедушка хочет спать,
Бабушка легла в кровать,
Задремал уже и папа,
Крепко спит уже и мама
Тихо-тихо, не шуми,
Никого не разбуди!
Утром встать каждый рад
И идти в детский сад.

  1.    «Собираем грибы». 

Предварительно делается лёгкий массаж кистей рук. Приём массажа — растирание. Количество повторов — 2-3. Приём массажа — растирание. Количество повторов — 2-3 для каждого пальчика. Затем загибать пальцы от мизинца

Один, два, три, четыре, пять
Мы идём грибы искать.
Этот палец в лес ушёл,
Тот под ёлкой гриб нашёл,
Этот мыть и чистить стал,
Этот съел и растолстел.

  1.  «Мы делили апельсин».

Предварительный массаж кистей, приём массажа — поглаживание, 2-3 повтора, приём массажа — растирание — 2-3 повтора для каждого пальца. Затем разгибать по одному пальцы, сжатые в кулак от мизинца:

Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для ужа,
Эта долька для котят,
Эта долька для утят,
Эта долька для бобра,
А для волка — кожура!

  1.  «Ну-ка пальцы, за работу!»

 ( разгибать по одному пальцы из кулака при помощи пальцев другой руки.)

Предварительный массаж кистей, приём массажа — поглаживание, 2-3 повтора, приём массажа — растирание — 2-3 повтора для каждого пальца.

Ну-ка, пальцы, за работу!
Ведь работать всем охота.
Большой пойдёт дрова рубить,
Указательный — печь топить,
Средний — воду таскать,
Безымянный — хлеб выпекать,
А мизинцу — петь-плясать,
Да других развлекать.

  1.    «Белые цветы». 

Предварительный массаж кистей, приём массажа — поглаживание, 2-3 повтора, приём массажа — растирание — 2-3 повтора для каждого пальца. Сложить ладони в форме бутона тюльпана и выполнять действия, как в стихотворении:

Эти белые цветки,
Все раскрыли лепестки (раскрыть цветок и качать им)
Ветер обдувает
И цветы качает (сделать обратно бутон),
Эти белые цветки
Закрывают лепестки (качать «бутоном»)
И засыпают-
Головками кивают.

  1.   «Самомассаж подушечек пальцев» (поглаживание)

Дети любят всех зверей: (большой)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)

Пеликанов, журавлей (средний)

Бегемотов, соболей (безымянный)

Голубей и глухарей (мизинец)

И клестов, и снегирей (большой)

Любят горного козла (указательный)

Обезьянку и осла (средний)

Дикообраза и ежа, (безымянный)

Черепаху и ужа.(мизинец)

  1.   «Самомассаж фаланг пальцев» 

(на каждую строчку - разминка одного пальца от ногтя к основанию пальца)

Вырос у нас чесночок, (указательный)

Перец, томат, кабачок, (средний)

Тыква, капуста, картошка, (безымянный)

Лук и немножко горошка, (мизинец)

Овощи мы собирали, (мизинец)

Ими друзей угощали, (безымянный)

Квасили, ели, солили, (средний)

С дачи домой увозили (указательный)

Прощай же на год,(большой палец левой руки)

Наш друг-огород! (большой палец правой руки)

  1.   «Самомассаж подушечек пальцев»

(Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь.)

Шел медведь к своей берлоге.

Да споткнулся на пороге.

«Видно, очень мало сил

Я на зиму накопил»,-

Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.

Все медведи-сладкоежки,

Любят есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

(Проговаривая текст, ученики массируют последнюю фалангу каждого пальца, завер шают массаж точкой в центре ладони.)

  1.        

Пальчик, пальчик, где ты был?

   С братцем Васей щи варил.
  А потом с ним кашу ел,

   А потом с ним песни пел,

   А потом гулять пошел

   И копеечку нашел.

(Проговаривая текст, ученики по глаживают каждый палец с четырех сторон двумя паль цами противоположной руки.)

  1.  

Наши пальчики трудились,

         Хорошо писали.

         Они так старались,

         А теперь устали.

         Мы немного отдохнем,

         С силой кулачки сожмем.

          Пальцы разжимаем

          И опять сжимаем.

           Раз, два, три, четыре, пять -

          Можно ими помахать.

          В чистый ручеек руки опускаем,

          И усталость с пальчиков

          Мы водой снимаем.

(Дети имитируют мытье рук; следующие слова произно сят на выдохе.)

          Спасибо, водица,

          За новые силы.

         Теперь мы напишем

          Все буквы красиво.

53.

Проговаривая текст, ученики сжимают и разжимают пальцы; затем ногтем большого пальца надавливают на подушечки всех пальцев.

Мы писали, мы писали.

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнем

И опять писать начнем.

54.   «Дом и ворота»

                  На поляне дом стоит, (Пальцы обеих рук делают "крышу".)
                 Ну, а к дому путь закрыт. (
Руки повернуты ладонями к груди,
средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".)
                Мы ворота открываем,  (
Ладони разворачиваются.)
                В этот домик приглашаем.

55.

Соединение одноименных пальцев (на каждую строчку стихотворения

соединять подушечки одноименных пальцев)

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы,

Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины.

Но купили мы арбуз-

Это самый лучший груз! (пальцы сжаты в кулак, а большой палец-поднят в верх)  

Массаж лица улучшает крово- и лимфообращение, нормализует обмен веществ, помогает снять мышечное напряжение на лице, шее, руках. Массаж также носит профилактический характер против простудных заболеваний, ангин, катаракты верхних дыхательных путей.

56.

 - Подушечками указательных пальцев обеих рук провести под глазами, слегка надавливая, от переносицы до ушей. (повторить 5 раз).

-Тыльными сторонами правой и левой ладоней провести 7 раз от подбородка в стороны.

-Открыть рот, сильно натянуть на зубы одновременно верхнюю и нижнюю губу, а затем слега их прикусить (повторить 5 раз)

57.  «Точечный массаж для лица»

Массаж проводится в следующей последовательности:

-точка на лбу между бровями.

-Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние).

-Точка посередине верхнего края подбородка.

-парные точки в височных ямках.

- парные точки в области козелка уха.

58.  «Самомассаж ушных раковин»

Мочка уха зажимается большим и указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно.

59.  « Самомассаж  головы»

Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке.

60. 

Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от запястья и обратно, затем - от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.

61. 

Общий массаж ног. Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней.

2 . Игровые упражнения для снятия  зрительного напряжения.

    Для снятия утомления с глаз целесообразно применять специальные упражнения: игровые упражнения для зрительного утомления, гимнастику для глаз, которые помогают снять физическое, психическое и зрительное напряжение. Активизируют глазодвигательные функции, формируют способы зрительного восприятия. Упражнения способствуют оздоровительному эффекту.

1. 

 Сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз.

 Сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.

Сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки.  Повторить 4-5 раз.

Сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

2. 

 Стоя или сидя расположить большой палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 20-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 секунд, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд. То же, поменяв руки.

3.

 Выполняется стоя:
• смотреть прямо перед собой 2-3 секунды
• поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз
• перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд
• опустить руку
(Повторить 10-12 раз.)

4.   «Сведение глаз»
Тренирующийся следит за движением карандаша при перемещении его от расстояния вытянутой руки к кончику носа до момента двоения. 10 раз перемещение переносится по центру к переносице и по 10 раз перед каждым глазом. Чем больше приблизится ближайшая точка, тем эффективнее упражнение.

Или: поднесите палец близко к носу и сфокусируйте на нем взгляд на секунд 5 так, чтобы различить фактуру кожи, потом быстро переведите на какой-нибудь предмет на столе, чтобы тоже различить подробности. (Повторить пять раз.)

5. 

 Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Отводя руку вправо, следите за пальцем, не поворачивая головы. Верните руку в исходное положение, не отрывая взгляд от кончика пальца. То же выполните с левой рукой.

6.  «Метка на стекле»
На стекле окна на уровне глаз прикрепить круглую метку диаметром 3-5 мм на расстоянии 30-35 см от глаз. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, найти любой удаленный предмет (ствол дерева, фонарный столб и т. д.) и переводить взгляд то на метку, то на этот предмет.
ИЛИ:
Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 секунд. Перевести взгляд на ладонь или наручные часы. (Повторить 15 раз.)

7. 

Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).

8. 

Скосите глаза влево. Вдохните, удерживая мышцы глаз в этом положении, сосчитайте до 3, выдохните. Вновь переведите взгляд вперед. Расслабьтесь, сделав при этом глубокий вдох и выдох. Аналогично повторить вправо, вверх и вниз.

9.

Поверните голову влево, через левое плечо посмотрите назад. Вдохните, удерживая мышцы глаз в этом положении, сосчитайте до 3, выдохните. Верните взгляд и голову в исходное положение. Расслабьтесь, сделав глубокий вдох и выдох. Аналогично повторить вправо.

10.

 Сцепите руки на затылке, наклоните вперед голову, смотрите прямо вперед. Вдохните, нажимая затылком назад на ладони, сосчитайте до 3, выдохните. Вернитесь в исходное положение и расслабьтесь.

11. 

 Обопритесь подбородком в кулак. Голову держите прямо, смотрите перед собой. Вдохните, нажимая подбородком на кулак, сосчитайте до 3, выдохните. Вернитесь в исходное положение и расслабьтесь.

12. 

 На протяжении 3 вдохов и выдохов скашивайте глаза влево. Ненадолго закройте глаза и расслабьтесь, сделав глубокий вдох и выдох. Аналогично повторить вправо.

13. 

 На протяжении 3 вдохов и выдохов рисуйте взглядом на стене лежащую восьмерку как можно большего размера. Закройте глаза и расслабьтесь, сделав глубокий вдох и выдох.

14. 

  Прикройте правой рукой правый глаз. Большой палец левой руки держите напротив кончика носа, примерно в 40 см от него. Потянитесь взглядом к горизонту, затем переведите взгляд на палец, далее - на кончик носа, снова на палец и вновь обратитесь к горизонту. Закройте глаза и расслабьтесь, сделав глубокий вдох и выдох. Повторить с другой стороны.

15. 

  Большие пальцы обеих рук держите на одной линии напротив кончика носа на расстоянии 20 и 40 см от него. На протяжении 3 вдохов-выдохов фиксируйте взгляд на том пальце, который находится ближе, одновременно наблюдая, как на заднем плане появляется изображение2 пальцев. Затем поменяйте объект наблюдения, и зафиксируйте взгляд на пальце, который находится дальше, наблюдая, как ближний палец раздваивается, образуя ворота. Закройте глаза и расслабьтесь, сделав глубокий вдох и выдох.

16. 

Трижды громко и от души зевните, потянитесь.

17.

 На протяжении 3 вдохов-выдохов быстро моргайте, как будто ваши веки - крылья бабочки.

18.

  Прикройте глаза ладонями. Сделайте 3 глубоких, спокойных вдоха-выдоха, погрузив глаза в темноту и дав им отдых. Уберите ладони, потом не спеша откройте глаза. Глазки не любят резких переходов.

19. 

  Закройте глаза, сильно напрягите мышцы, затем раскройте глаза, расслабив мышцы глаз. Посмотрите в даль.

20.  «Фокусировка глаз»
 Несколько раз переведите взгляд с близко расположенных предметов на предметы, находящиеся на значительном расстоянии от Вас. Выполняйте упражнение медленно.

21. «Упражнение на ступенчатую фокусировку глаз» 

 Отвлеките свое внимание от выполняемой на близком расстоянии работы и направьте свой взгляд вдаль, поэтапно перемещая взгляд от близко расположенного предмета к более удаленному, затем к предмету, расположенному еще дальше и, наконец, к совсем далекому.
Не торопитесь, давая возможность глазам "навести резкость". Когда Вы взглядом достигнете дальний предмет, задержите на нем свое внимание на несколько секунд и затем перемещайте взгляд обратным путем.

22.  «Перемещение взгляда»
Сядьте поудобнее, предельно расслабьтесь. Голова при выполнении упражнения остается неподвижной.
- Глубоко вдохнув, посмотрите как можно выше вверх. Затем посмотрите вниз. Затем посмотрите вдаль.
- Глубоко вдохнув, посмотрите как можно дальше влево. Медленно выдыхая, посмотрите как можно дальше вправо. Затем посмотрите вдаль.
- Глубоко вдохнув, посмотрите как можно дальше влево вверх.
Медленно выдыхая, посмотрите по диагонали как можно дальше вправо вниз. И еще раз - вправо-вверх и влево-вниз.
Затем посмотрите вдаль.
Примечание: упражнения повторяйте 3-4 раза. По окончании упражнений несколько раз поморгайте.

23.   « Вращение глазами»
Вдохнув, делайте круговые движения глазами по часовой стрелке. Медленно выдыхая, делайте эти же движения против часовой стрелки. Посмотрите вдаль.
Упражнения в каждом направлении повторите по 3-4 раза.

24.  « Взгляд на кончик носа»
Глубоко вдохнув, посмотрите на кончик носа, затем медленно выдыхая, посмотрите на какой-нибудь предмет, расположенный вдали.
Закройте глаза.
Повторите упражнения 3-4 раза.

25.   «Комплекс упражнений» (1)

-Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.

-Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.

-Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.

-Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

-Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).

26.  «Комплекс упражнений» (2)

-Горизонтальные движения глаз: направо-налево.

-Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

-Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.

-Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.

-Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

-Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".

-Частое моргание глазами.

27.  «Работа глаз "на расстояние".

Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

28.

 Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз. Упражнение сопровождается с проговариванием текста:

  Вы, метелки, усталость сметите,

  Глазки нам хорошо освежите.

29.

 Сделать круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз.  

30.

Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца. Медленно приближая палец к носу, а потом отодвиньте обратно (Повторять 5 раз)  

31.«Комплекс упражнений» (3)

-сомкнуть веки обеих глаз на 3-5 секунд.

-Быстро поморгать глазами.

-Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно(не меняя положение головы).

-Медленно переведите взгляд вправо-влево и обратно.

Круговые движения глазам в одном, затем в другом направлении. Повторить 4-6 раз.

Ах, как долго мы писали

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

32. «Комплекс упражнений» (4)

Сидя за партой.

1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.

2. Движения глазными яблоками.

— глаза вправо-вверх.

— глаза влево-вверх.

— глаза вправо-вниз.

— глаза влево-вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10— 15 с.

3. Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, Открыть глаза.

33. «Комплекс упражнений» (5)

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.

2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с, Открыть глаза. Повторить 3—4 раза.

3. Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20—30 с. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза.

34. «Комплекс упражнений» (6)

1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.

2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яб локами с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2—3 раза в каждую сторону.

3. Поморгать глазами. Повторить 5-6 раз.

35. «Комплекс упражнений» (7)

1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз.

Закрыть глаза, расслабить веки, 10—15 с.

3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10—15 с. Открыть глаза.

36. «Комплекс упражнений» (8)

1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой — полевой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

37.«Бабочка»

Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавли вая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

38.«Далеко-близко»

Дети смотрят в окно. Учитель называет вначале отдаленный предмет, а через 2-3 секунды предмет, расположенный близко. (Повторять 5-6 раз)  

39.«Филин»

Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1.2,3,4. Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1,2,3,4.5,6.

40.«Любопытная Варвара»

Смотрит влево(голова влево)

Смотрит вправо (голова вправо)

А потом опять вперед(голова прямо)

Пусть Варвара отдохнет(отдых-шея расслаблена)

А Варвара смотрит вверх,

Выше всех, дальше всех (наклоны головы назад-вперед)

Возвращается обратно(голова прямо)

Расслабление приятно(отдых)

 

41.«Неделька»

В понедельник, как проснутся.

Глазки солнцу улыбнутся.

Вниз посмотрят на траву (глаза опустить вниз)

И обратно в высоту (поднять вверх глаза)

Во вторник часики-глаза

Отводят взгляд туда-сюда.  

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда. (глаза перемещать влево-вправо, влево-вправо)

В среду в жмурки мы играем.

Плотно глазки закрываем. (плотно закрыть глаза)

Раз, два, три, четыре, пять!

Время глазки открывать. (открываем глаза)

Жмуримся и открываем-

Так игру мы продолжаем.

 А в четверг мы смотрим вдаль. (смотрим вперед)

На это времени не жаль.

Что вблизи и что вдали-

Глазки рассмотреть должны.

В пятницу мы не зевали,

Глаза по кругу побежали.(круговое движение глазами)

Остановка! Им опять

В другую сторону бежать. (круговое движение глазами в другую сторону)

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

В воскресенье будем спать.

А потом пойдем гулять, (глаза закрыть, открыть)

Свежим воздухом дышать.

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!  

42.«Глазоньки»

Глазки видят все вокруг, (движение глазами влево-вправо)

Обведу я ими круг. (круговое движение глазами)

Глазкам видеть все дано-

Где окно, а где кино. (движение глазами вправо-влево)

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг. (круговое движение глазами)

Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко

1. Пальминг.

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока.

Основание мизинца (И правой, и левой руки.) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раска чивает, значит, пальминг можно заканчивать.

2. «Верх-вниз, влево-вправо»

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

3. «Круг»

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

4. «Квадрат»

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

5. «Покорчим рожи»

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.

Гримасочка ежика — губки вытянуты вперед - влево - вправо — вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)

6. «Рисование носом»

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть(Учитель может кон кретизировать задание в соответствии с темой урока.)

7. «Раскрашивание»

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед со бой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом.

Раскрашивать необходимо, не торопясь, не допуская пробелов.

8. «Расширение поля зрения»

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым — левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие мес та: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

9. «Буратино»

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны пред ставить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

10. « Часики»

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик — по часовой стрелке, а правый — против часовой стрелки. Следить глазами за сво ими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.

   

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка родителям «Игры для снятия напряжения, развития самоконтроля, внимания у младших школьников»

Развитие внимания и памяти – необходимый компонент успешного обучения.Неустойчивое внимание, трудности переключения или, наоборот, постоянное отвлечение,низкие объем и устойчивость па...

Упражнения для снятия напряжения с глаз для учащихся младшего школьного возраста

Упражнения для снятия напряжения с глаз для учащихся младшего школьного возраста....

Игры для снятия напряжения учащихся

Игры развивают у детей умение взаимодействовать со сверстниками, договариваться по поводу общего дела; снимают напряжение и неуверенность в себе; способствуют установлению эмоциональных контактов в...

Как снять напряжение после детского сада.

Кае снять напряжение у детей после детского сада....

Релаксационные упражнения (РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА, РУК, НОГ)

Релаксационные упражнения(РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА, РУК, НОГ)...

Упражнения телесно-ориентированной терапии на снятие напряжения

Предлагаемые упражнения хорошо использовать в работе педагога-психолога с педагогами....