Статья "Уроки добра-радость творчества".
статья (4 класс) по теме

Зайцева Светлана Валентиновна

В данной статье описывается личный опыт учителя, который в своей работе применяет гуманную педагогику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._uroki_dobra-radost_tvorchestva.rar11.19 КБ

Предварительный просмотр:

 «Уроки добра – радость творчества»

на педагогической гостиной

«Личностно-ориентированный урок-стимул к успеху учителя и ученика»

                                                                                                         С.В.Зайцева, учитель начальных классов МОУСОШ №8

Радость общения, радость творения,

Радость от встреч  и дорог,

В радости этой проходит стремление

К суетности, ступая на новый порог ...

 Ты получаешь поток очищения,

В очищении приходит прозрение,

Ввысь устремляя движение, полёт

Ты ощущаешь вселенной всей взлет.

Взлёт через мысль, дерзания, знания,

Взлет чрез Огромный поток Мироздания,

 Взлёт чрез умение ощущать

И через дух все познавать.

весь устремляешься в высь для оценки:

Жизни, уменья, познания в творении. Ты понимаешь азы Бытия,

Окунаясь в сосуд Божества.

Однажды, открыв дверь своего класса, я увидела огромного обаятельного плюшевого щенка, который двигался прямо на меня. Одновременно, звучали тонкие голоса детей: «Светлана Валентиновна, это Вам! Спасибо! Мы будем скучать». От радости на глазах навернулись слёзы. В такие моменты вдруг понимаешь: «Значит не зря! Значит, удалось заполнить Сосуд Божества добрыми, нежными качествами. И в этом есть подтверждение слов Ш. А. Амонaшвили «Если учитель и его ученики, закончившие начальные классы, слезами омывают радость расставания друг с другом, значит, их духовная жизнь за прожитые четыре года состоялась ... »

Каждый раз, переступая порог своего кабинета, меня воодушевляют детские горящие глаза. Моя задача, как учителя - учить детей так, чтоб не погас огонёк радости от наших совместных встреч. Именно поэтому я приняла участие в разработке программы и уроков «Духовно-нравственная жизнь».

Творческой группой учителей нашей школы были сформулированы основные задачи уроков «Духовно-нравственной жизни»:

  1. научить смотреть глазами сердца, искать в окружающем мире хорошее,  достоинства;
  2. научить дорожить нравственной чистотой жизни;
  3. научить не предавать своих высоких идеалов;
  4. убедить в необходимости достижения равновесия ума и сердца;
  5. учить общению и наблюдательности;
  6. развивать нравственные качества ребёнка и творческие способности;
  7. воспитывать чувство взаимопомощи и сотрудничества;
  8. развивать воображение и интуицию, ловкость быстроту реакции;
  9. познакомить с богатым наследием мировой культуры, науки, искусства, религий.

              Основная задача на первом этапе - организация такого образовательного пространства, при котором идеи гуманной педагогики пронизывают и охватывают его полностью, вбирая в себя классно-урочную и внеклассную воспитательную системы.

              В первую очередь задача взрослого - помочь ребёнку познать себя и свои способности, создать духовную общность с ребёнком через сотрудничество, направить на реализацию своей собственной Миссии. Для этого были внесены изменения в структуру урока. Это необычное начало занятий; «дух открытий»; включение мыслительных процессов у всех детей; развитие речи во всех видах деятельности; при этом не остаётся без внимания ни один ответ детей; поддерживается ощущение успешности. Каждый такой урок начинается с настроя, который нацелен на создание доброжелательной приятной атмосферы в классе, чтобы формальные отношения между учителем и обучающимися сменились теплом и улыбкой. Это: посылка ребёнком самых добрых пожеланий самому себе, уроку, учителю, а также индивидуальное или выборочное обращение учителя к тому, кто особо нуждается в этом. В ходе урока часто применяется приём релаксации, когда дети под музыку настраивают себя на работу, дают себе установку «У меня всё получится», «Всё будет хорошо». Этот приём помогает детям снять напряжение.

            Содержание уроков духовной жизни всегда соразмерно возможностям и опыту детей, соответствует особенностям класса и необходимости рассмотрения данного вопроса. Так, дети сами подсказывают мне темы уроков общения, задавая интересующие их вопросы. Однажды, на уроке литературного чтения, Влад спросил меня: «А зачем мамы поют колыбельные песни?» Дети в классе начали активно убеждать одноклассника в важности колыбельной песни. А чуть позже мы сотворили прекрасный урок - радости «Мамина колыбельная», который был  показан на городском семинаре, а затем вошёл в сборник статей «Школа, где детям хорошо» (Сургут, 2006г.)

Все компоненты урока объединяются общением. Общение - это сердце урока. Задача учителя - быть уважительным собеседником в диалоге с ребёнком, человеком, поощряющим совместный поиск решений проблемы или задачи, особенно оригинальные решения.

В конце урока подводится итог. Формы подведения итогов могут быть разными: организация самооценки; настрой детей на то, чтобы они сами для себя определили, чем порадуют своих близких, о каких нравственных поступках будут рассуждать вместе с ними; методы диагностики: рисунки, выбор цветного круга-листочка, человечка, выражающего настроение; подведение итога учителем, выражение восхищения и благодарности за творческие взлёты детей.

Гуманная педагогика - это педагогика души, педагогика сотрудничества. Идеи гуманной педагогики помогают по-новому взглянуть на ребенка, на взаимоотношения взрослых и детей, открывают истинные причины проблем, существующих в семье и школе.

Семья и школа - это две составляющих окружающего мира ребёнка. Поэтому на самых первых встречах с родителями мы говорим об особенностях каждого ребёнка, проводим анкетирование, пишем сочинения о своих детях. Личность же человека развивается эффективно, если существует единая гуманная воспитательная среда. Чем она духовнее, тем лучше для ребёнка. Поэтому, я уверена, что учитель может, а родители хотят изменить всё пространство вокруг ребёнка в сторону духовности, нравственной чистоты. А значит, развитие его будет проходить гармонично, что и будет способствовать эффективному воспитанию личности.

Исходя из идей гуманно-личностной педагогики, одним из важных этапов является установление сотрудничества с родителями. Я стремлюсь сделать отношения родителей и школы не формальными, а душевными и тёплыми, стараюсь создать психологический комфорт в этих отношениях.

Преследуя эту цель, я практически отошла от традиционных родительских собраний.

Считаю, что наиболее эффективными являются такие собрания, на которых родители будут не сторонниками наблюдателями, а заинтересованными участниками.

Например, родительское собрание «Урок духовности», где в виде игры родителям предлагаются ситуации, в которых они представляют себя в роли ребёнка; или собрание накануне праздника мам и бабушек под названием «Задушевный разговор с бабушками», проводится в виде открытого урока- подарка для родителей (l класс).

Элементы структуры уроков духовной жизни, а также различные приёмы гармонично вплетаются в учебный процесс в целом. Так, например, приём нашёптывания часто используется на уроках математики, уроках русского языка и литературного чтения.

А структурный момент «Проба пера» заменяет на уроке русского языка привычное для ребят задание учителя: «Придумайте и запишите ... » Создание теплых и радостных минут на уроках настраивает ребят на творчество. Но чтобы творчество детей устремлялось к созиданию, должна быть Красота мышления. А Красота мышления учащихся зависит от качества мышления педагога. Значит, учитель должен уметь мыслить красиво.

Сам процесс творения увлекателен, но ещё очень радуют успехи детей. Хочется отметить, что многие развиваются духовно, их крылья растут. Наибольший интерес вызывает коллективное творчество, когда ребята объединяются в группы по несколько человек и совместно сочиняют сказки, рассказы. Надо видеть их лица в это время! Глаза блестят, многие загадочно улыбаются, радостное возбуждение от удачно подобранного образа, предложения или слова. Глядя на них, сам невольно «расправляешь крылья» и включаешься в творчество. На протяжении трёх лет я собирала с помощью ребят «Книгу творчества учащuxся 3-А класса», которую каждому преподнесла в качестве «Сюрприза учителя» на прощальном уроке.

Реализуя одну из целей и задач уроков Духовной жизни - знакомство с богатствами родного края, мною был собран и систематизирован материал по теме: «Мой край - Югра», проведено множество экскурсий «Поездка в п. Русскинские», «Памятники нашего города», посещение «Русского сувенира». Знакомство с родным краем проводится и базовых стандартных уроках. Так, на уроке математики в 4-м классе дети изучали животных родного края, их размеры, численность, места обитания. (Урок- путешествие «Моя Югория».)

Уроки Духовной жизни создают в ребёнке условия для рождения в нём личности, семена которой в нём были заложены изначально.

Мною подобрана и переработана система народных и авторских сказок, рассказов, сюжеты которых позволили создать цикл уроков - бесед, направленных на осмысление нравственных ценностей жизни, анализ и выражение своих мыслей и чувств в творческой форме.

Свои видеоматериалы «Утверждение прекрасного во всём» я представляла в педагогической гостиной «В мастерской М. П. Щетинина. «В ноябре 2003 года я принимала активное участие в работе семинаров Ш.А. Амонашвили «Гуманно - личностный подход к детям в образовательном процессе» и провела открытый урок, на котором присутствовал Шалва Александрович.

Заниматься подведением итогов очень трудно. Ведь «духовная жизнь ребенка не поддается непосредственному наблюдению, и мы не можем «контролировать», «проверять», что он там думает ... » (из книги Ш. А. Амонашвили «Как живете, дети?»)    Но можно отметить следующие результаты:

  1. Свободное рассуждение детей в устной и письменной речи на духовно  нравственные темы: о любви, добре и зле, о красоте.
  2. Заметно изменился микроклимат в классе: появилась атмосфера доверия, понимания, сотрудничества между учителем и детьми, между ребятами.
  1. Дети все чаще становятся инициаторами добрых дел.
  1. Ребята научились слушать и понимать классическую музыку
  1. Раскрываются творческие способности учащихся (сочинение загадок, сказок, стихов, рисование и т.д.)

Главное, нужно сеять, заполнять, напитывать детей высокими понятиями, открывать нравственные ценности. А вот как глубоко были посеяны зернышки в духовном мире ребенка, покажет только дальнейшая жизнь.

В заключение мне хочется привести отрывки из писем - сочинений моих выпускников. Ребята написали свои рассуждения на тему «Если б не было учителя». Это было для меня сюрпризом.

         « Учитель  несёт свет, тепло, любовь и радость. Каждое слово учителя навсегда останется в моём сердце, разуме, душе.  Глаза учителя искрятся от радости, которая наполняет наши души. Мир становится чище и добрее. Наш Учитель – это частичка меня…»

Джаббарова Марьям.

        

       Не знали б мы, где небо, где Земля

            И что нам  можно и чего нельзя.

            Не знали б мы культурных ценностей,

            которые придуманы в глубокой древности.

            И было бы всё как сплошной вопрос,

     Что приносило б нам немало горьких слез.

      Вы наш учитель - добрый наш спаситель

     Спасибо Вам! Мы любим Вас.

                                           Мы-Ваши дети.

Криштанович Виолетта.

       Эта письма стали для меня самым дорогим подарком не только потому, что в них есть добрые слова в мой адрес, а потому, что дети подарили мне мудрость об Истине школы и открыли ту высоту, к которой я буду стремиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет

"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

От творчества учителя к творчеству ученика.

Повышение педагогического мастерства, поиск новых условий обучения, воспитания и развития младших школьников....

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя».

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя»....

Технология ТРИЗ: от творчества на уроке к творчеству в жизни.

Методы и приемы ТРИЗ-технологии, их использование в  начальной школе....

Положение проведения Городской недели детского творчества «Оригами – творчество и мастерство» «Путешествие в мир ОРИГАМИ…»

Положение разработано для проведения городского мероприятия, с целью ознакомления детей других школ с таким видом работы с бумагой, как оригами. Была проведена беседа, мастер - класс, экскурсия по выс...