Выступление на тему "Особенности процесса обучения в информационном обществе"
статья по теме

Ахметова Зульфия Вадигулловна

Из этого материала можно узнать, как правильно организовывать учебный процесс в условиях информационного общества

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности процесса обучения

в информационном обществе.

             Процесс обучения традиционно определяется как целенаправленная деятельность учителя и ученика, направленная на достижение поставленных целей.

             Понимание процесса обучения в информационном обществе меняется, так как он будет проходить в информационно-образовательной среде. В этом коренное отличие от обучения в индустриальной среде. В информационном обществе значение среды резко повышается. Среда становится равноправным «участником» процесса обучения.

            Процесс обучения в информационном обществе – это совместная целенаправленная деятельность учителя и ученика, разворачивающаяся в информационно-образовательной среде.

            Принято считать, что процесс обучения двусторонний: есть преподавание и есть учение, взаимосвязанные между собой. Ведущей является деятельность учителя.  При переходе к информационному обществу усиливается роль деятельности учащегося. Он становится не ведомым, а полноценным участником в процессе обучения. Расширяются функции учителя6 он не только организует учебный процесс, но и направляет поиск ученика, презентует направление поиска.

              Изменяется соотношение функций процесса обучения, хотя их совокупность не меняется. Это обучающая, развивающая и воспитывающая функции. Обучающая функция может быть представлена как совокупность более частных: организующей, информационной, презентационной, ориентирующей , систематизирующей, контролирующей, корректирующей, функции педагогической поддержки.

               

             В традиционном обучении основными являются руководящая, информационная, контролирующая функции. В обучении в условиях информационного общества – ориентирующая,

презентационная, функция педагогической поддержки. И в том и другом случае учитель организует процесс обучения, т. Е. организующая функция обязательно присутствует. В традиционном процессе обучения на первый план выходит  руководящая функция. Все эти функции

присутствуют и в процессе обучения , организуемым и в  информационном обществе , но основными являются функции, отражающие не воздействие педагога на ученика, а их взаимодействие. Воспитательное воздействие, связанное с влиянием личности педагога на ученика, в процессе обучения   в  информационном пространстве становится менее выраженным. Если частично коммуникация ученика с учителем будет проходить виртуально, то характер общения будет несколько иной. Теперь о развивающей функции обучения. Традиционно она понималась как ориентация процесса обучения на развитие познавательных функций учеников (памяти, внимания, мышления),  их творческих способностей, речи, эмоциональной сферы и.т.д.

                 

               Интересное исследование развивающей функции обучения было проведено Е.Н.Селивёрстовой. Она выделила три уровня интеллектуального развития:

  1. Операционально- действенный уровень , на котором происходит формирование отдельных познавательных действий школьника (анализ, синтез, сравнение, итп)
  2. Деятельностный уровень, на котором школьник выступает субъектом целостной познавательной деятельности, т.е. может самостоятельно её организовывать: сформулировать цели, отобрать методы, произвести действия, соотнести результат с целью и.т.д.
  3. Личностный уровень, на котором школьник самостоятельно выстраивает ценностно-смысловые, рефлексивно- оценочные отношения у окружающему миру. Он не только может организовать познавательную деятельность, но и выявлять её личностные смыслы, определять её значимость для собственного развития.

Обучение в информационно – образовательном пространстве ориентировано на указанные уровни гораздо больше, чем традиционное обучение.

               Традиционный учебный процесс реализует развивающую функцию обычно на первом уровне , часто это делается спонтанно, и развитие познавательных функций ученика наблюдается как побочны продукт учебной деятельности.

         

               Второй уровень реализации развивающей функции обучения хорошо прослеживается в системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова.

               Третий уровень декларируется, принимаются отдельные попытки его реализации в условиях личностно- ориентированного обучения.

               Процесс обучения в информационном обществе направлен на реализацию второго и третьего уровней развивающей функции обучения.

Тема выступления:

                             

Особенности процесса обучения

в информационном обществе.

 

Ахметова Зульфия Вадигулловна

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников по программе УМК "Перспективная начальная школа".

УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает активное использование ИКТ не только учителем, но и самими учащимися. Применение ИКТ на уроках позволяет учитывать менталитет современного шко...

Роль информационных технологий в процессе обучения младших школьников

Информационные технологии в учебном процессе.Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):...

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения младших школьников в контексте модернизации российского образования

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения младших школьниковСовременные   технологии   в образовании Место информационно-коммуникационных технологий в обуч...

Социализация детей надомного обучения как процесс их включения в общество.

В статье описаны пути социализации детей обучающихся на дому....