Статьи
статья по теме

ВЕРЕНДЯКИНА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА

В данном разделе можно ознакомиться с моей точкой зрения на некоторые аспекты образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

В начальной школе используют все основные виды контроля: текущий (поурочный и тематический), периодический и итоговый.

        Отказ от выставления отметок в течение первых двух лет обучения обусловлен прежде всего возрастными индивидуально-психологическими особенностями ребенка младшего школьного возраста.

        Отметкой оценивается определенный результат, который на этапе первоначального обучения чтению, счету, письму еще не достигнут обучающимися. Отметка в этот период может фиксировать и отражать лишь несформированные умения и неосознанные знания учащихся, что педагогически нецелесообразно.

        В этом возрасте ребенок, как правило, отметку относит не к оценке своей деятельности, а к себе самому, как поощрение или наказание, как хорошее или плохое отношение учителя. Поэтому первостепенной задачей педагога является целенаправленное формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников.

        От уровня сформированности у учащихся умений самостоятельно осуществлять учебные действия контроля и оценки, сравнивать результаты своей деятельности с эталоном, овладевать способами пооперационного контроля за процессом осуществления деятельности, самостоятельности в действиях проверки, нахождения и исправления ошибок зависит и адекватность самооценки, и понимание оценки, полученной от учителя или одноклассников.

        В педагогическом процессе должны присутствовать три основные составляющие контрольно-оценочной деятельности:

1) контрольно-оценочная деятельность самого педагога;

2) контрольно-оценочная деятельность учащихся в отношении друг друга (взаимоконтроль и взаимооценка);

3) контрольно-оценочная деятельность учащихся относительно самих себя (самоконтроль и самооценка).

        Учителю важно раскрыть и объяснить родителям, как проходит оценивание процесса и результатов учебной деятельности учащихся, какие требования предъявляются к уровню образованности детей в подготовительном и первом классах, а также показать роль семьи в успешной учебе ребенка.

        Замена отметок звездочками, флажками, другими внешними атрибутами недопустима, так как при этом функции отметки берет на себя этот условный знак, и отношение ребенка к нему идентично отношению к отметке, выраженной в цифрах и баллах. Учебно-познавательный интерес подменяется внешней мотивацией учебной деятельности учащихся. Ученики ждут получения замаскированных отметок, ведут между собой своеобразный учет успеваемости. В результате происходит поспешное и формальное размежевание класса на “плохих” и “хороших” учеников, что создает атмосферу дискомфорта именно для тех детей, которые особенно нуждаются в поддержке и одобрении учителя. Следует отметить, что безотметочная система оценки учебной деятельности учащихся в первую очередь ориентирована на сохранение психического здоровья учащихся и формирование у них адекватной самооценки.

        Отсутствие отметок ни в коем случае не понимается как полный отказ от системы контроля и оценки со стороны учителя. Напротив, отметка заменяется развернутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством ребенка и взрослого в контрольно-оценочной деятельности. Ребенок нуждается в оценке буквально каждого своего усилия, и поэтому на первых порах содержательная словесная оценка максимально дифференцируется, а количественная форма ее выражения в виде отметки не используется. Таким образом, обучение следует рассматривать безотметочным только в отношении самого ребенка.

        В системе работы учителя должны присутствовать все основные виды контроля: текущий, периодический и итоговый. Очень важно, чтобы и текущие, и конечные результаты рассматривались относительно каждого конкретного ученика, определялась индивидуальная динамика развития учащегося и степень усвоения им знаний, умений и навыков в сопоставлении с его же результатами, полученными в предыдущий период. Сравнение учащихся между собой не допускается.

        Важнейшим условием эффективности системы оценивания учебных достижений является учет индивидуальных особенностей учащихся. Каждое малейшее продвижение ребенка в учении, его старание и желание учиться должны вызывать положительную оценку со стороны учителя. Ученика, впервые прочитавшего правильно слово, учитель поощряет не меньше того, кто уже давно хорошо читает слова и даже предложения.

  

Особенности организации текущего контроля учебных достижений  первых и вторых классов

         1. Контрольно-оценочная деятельность учителя при организации текущего контроля должна носить четко выраженный тематический характер. В соответствии с программой определяется объем знаний и характер специальных и общеучебных умений и навыков, которые формируются в процессе изучения каждой темы.

        2. Учитель ведет систематический учет усвоения учащимися тех знаний, умений и навыков, которые внесены в программы по каждому учебному предмету.

        Фиксировать результаты учебных достижений учащихся можно в специальных таблицах (Таблица 1), размещенных на отдельных листах или в специальных журналах, тетрадях с использованием условных значков “+”, “–”. Знаком “+” отмечается только прочное усвоение программного материала, полностью самостоятельная и безошибочная учебная работа ученика. Если ребенок еще не может сам правильно выполнить задание, учитель не ставит в своей таблице соответствующего знака или ставит знак “–”, тем самым отмечая для себя необходимость индивидуальной работы с этим учащимся над неусвоенным материалом. При этом никакой отрицательной словесной оценки учитель не дает.

        Учитель вправе использовать свои формы и способы фиксации учебных достижений учащихся.

 

Таблица 1

Контроль за формированием специальных умений и навыков на уроках обучения грамоте

Фамилия, имя ученика

Умение определять количество

Умение составлять графические схемы

 

 

Умение делить слова на слоги

Умение распознавать звуки

 

 

и т.д. в соответствии с программой

слов в предло-жении

слогов в слове

предложений

слов

соглас-ные твердые и мягкие

соглас-ные звонкие и глухие

Аронов И.

+

+

+

+

  

        3. В соответствии с зафиксированными в таблице данными о результатах учебных достижений учащихся в освоении программного материала учитель организует дифференцированную работу, заранее продумывает, кого конкретно он спросит на уроке, на индивидуальную работу с кем он обратит особое внимание.

        На этапе сообщения нового материала и первичного закрепления, когда определенные знания, навыки и умения еще не сформированы на должном уровне, в центре коллективно-распределенной учебной деятельности должны быть хорошо успевающие ученики. Остальные им помогают, повторяют отдельные моменты, дополняют и оценивают правильность ответов. На этапе закрепления и повторения основное внимание целесообразно уделить тем учащимся, которые испытывают трудности в усвоении учебного материала.

        4. В ходе устной работы на уроке учитель использует развернутые оценочные суждения, которые не только отражают уровень овладения знаниями и умениями, указывают на правильность ответа, но и раскрывают те показатели, по которым этот уровень устанавливался: освоение учеником определенного способа действия (научился записывать слова под диктовку, находить сумму и др.), количество допущенных ошибок, самостоятельность учебных действий, умение объяснить свои действия и т.д.

        Например: “Дима отлично справился с заданием. Он нашел сумму правильно, не допустил ошибок, сумел объяснить свое решение, работал самостоятельно, без помощи учителя. Молодец.”

        5. Все письменные работы проверяются учителем согласно орфографическому режиму: по математике, русскому после каждого урока.

        Если в классе ведутся тетради по литературному чтению, курсу “Окружающий мир”, то учитель осуществляет их проверку не реже 2 раз в четверть.

        Ошибки исправляются, отметки в баллах не выставляются.

        6. В соответствии с принципом гибкости и вариативности инструментария оценки учитель может использовать разнообразные виды оценочных шкал: количественные (фиксируется количество ошибок или количество баллов, полученных за каждое задание и всю работу в целом) и порядковые (с использованием знаковых систем – линеечек, значков).

        Обязательными условиями использования любой оценочной шкалы являются опережающая самооценка учащихся и участие учеников в определении критериев оценки. Без выполнения данных условий оценочные шкалы в учебном процессе не используются.

        7. Для фиксации текущих результатов учебной деятельности и определения динамики своего роста учащиеся могут использовать всевозможные графики, оценочные листы или рефлексивные дневники.

        8. При проведении тематических проверочных работ учитель использует относительную количественную шкалу, определяя индивидуальный уровень усвоения программного материала. Результаты учебных достижений учащихся оцениваются в процентном отношении количества набранных за работу баллов к их максимально возможному количеству.

        Так, если в проверочной работе содержалось 4 задания, каждое из которых могло быть оценено максимально в 2 балла, то максимально возможное количество баллов за работу равно 8. Ученик набрал в сумме 6 баллов. Значит, его уровень усвоения учебного материала равен 75% (6 разделить на 8 и умножить на 100).

        Для градации уровней учебных достижений в процентном отношении можно использовать следующую шкалу:

85 – 100% – высокий уровень;

70 – 84% – достаточный (выше среднего) уровень;

50 – 69% – средний уровень;

30 – 49% – удовлетворительный (ниже среднего) уровень;

менее 30% – низкий уровень.

        Представление результатов тематических проверочных работ в процентном выражении позволяет учителю увидеть индивидуальную динамику продвижения учащегося в усвоении программного материала.

        9. В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения программного материала на основе анализа учебных достижений учащихся. 

Итоговая оценка учебных достижений учащихся
первого класса

         1. Итоговый результат определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы.

        2. Количественная характеристика уровня обученности учащихся по учебным предметам (в процентном отношении) может отражаться в сводной таблице по классу и в индивидуальных итоговых оценочных листах, в которых указываются также все достижения и трудности учащегося.

        3. Учитель регулярно информирует родителей об учебных достижениях и трудностях учащихся на родительских собраниях. Кроме этого, 2 раза в год проходит отчет педагога об успехах и проблемах школьников в усвоении учебного материала перед родителями.

        4. В конце учебного года на заключительном родительском собрании может проводится публичная демонстрация достижений учащегося. Лучшие работы ученика, которые отбирались в течение года с помощью учителя, могут быть оформлены в виде своеобразного “портфеля ученика” и вручены родителям.



Предварительный просмотр:

Последние статистические данные свидетельствуют о том, что период
обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4 – 5 раз,
поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальны.

Эти проблемы уже вышли из ряда педагогических проблем и обрели
социальное значение.  

В рамках нашего лицея, несомненно, реализуются гигиенические принципы организации учебного процесса.

- принцип соблюдения научно обоснованных  гигиенических нормативов (регламентов) всех параметров, формирующих внутришкольную среду.

Сама планировка общеобразовательного учреждения, оборудование участка,  учебных  и вспомогательных помещений, а также воздушно-тепловой и световой режим в них, организация питания и медицинского обслуживания, обеспечивают безопасные  для здоровья и благоприятные для нормального роста и развития детского организма  условия обучения.

Учебная деятельность школьника менее утомительна, поскольку она протекает в  оптимальных условиях. Учащиеся находятся в хорошо проветриваемых помещениях, мебель соответствует всем возрастным и эргономическим требованиям, а цветовая гамма учебных кабинетов выдержана в спокойных тонах.

К сожалению, наши учащиеся испытывают недостаток учебной площади на одного ученика. В связи с этим администрацией школы было принято решение – проводить занятия в две смены, однако выводить на вторую смену какую-то одну параллель классов было бы не совсем грамотно, с точки зрения здоровьесберегающего компонента. Поэтому в нашей школе во вторую смену занимаются все параллели классов, но только один день в неделю.  

- принцип соблюдения соответствия учебных нагрузок и педагогических  технологий  возрастно-половым и индивидуальным особенностям учащихся на всех этапах обучения.

Соблюдению этого принципа способствует  грамотная организация учебного процесса (расписание уроков, перемен, дополнительных занятий, курсов, внеклассных мероприятий)

- принцип обеспечения дифференцированного личностно–ориентированного подхода, учитывающего уровень познавательных и функциональных возможностей, состояние здоровья учащихся.

Данный принцип реализуется на примере такого подхода в обучении, когда в одной параллели классов обучение проводиться по разным программам (начальная школа) и учащиеся, а точнее их родители, могут выбирать программу, соответствующую степени подготовленности ребенка, его умственных возможностей и физиологических особенностей. Кроме того, учащиеся, которые в силу своего нездоровья не могут посещать школу, получают так называемое «домашнее обучение», т.е. все педагоги проводят свои уроки для этого ребенка на дому.

Кроме учебного процесса данному принципу подчинена система кружковой, внеклассной и внешкольной работы, направленная на формирование здорового образа жизни учащихся.

В лицее проводится большая просветительская работа с учащимися и их родителями, так как многие вопросы сохранения и улучшения здоровья школьников можно решить лишь объединёнными усилиями школы и родителей.

- принцип обеспечение комфортного психоэмоционального состояния учащихся в процессе обучения и оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ.

Реализация этого принципа осуществляется в  создании педагогами благоприятного психологического микроклимата в каждом классе и формировании сознательного и грамотного отношения к своему здоровью у учащихся. Более того, огромная работа психолога школы ведется в данном направлении, начиная с первого класса ( помощь в адаптации к школе).

Немаловажную роль в создании комфортного психоэмоционального состояния играет и то, что учащиеся в школе обеспечены полноценным сбалансированным питанием.

Верендякина Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...