Эссе
материал по теме

Банщикова Лариса Витальевна

Эссе на тему "Педагогическое мастерство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc851 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ      УЧРЕЖДЕНИЕ

                                 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 62»

                                      ЭССЕ НА

ТЕМУ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО»

               ВЫПОЛНИЛА: БАНЩИКОВА Л. В.

          ПРОКОПЬЕВСК

                                                                     2012

ЭССЕ

Роза - прекрасный благородный цветок. Недаром она считается царицей в цветочном мире. Бывает разной по цвету, и по размерам, но всегда имеет шипы. Требует к себе бережного отношения. Её легко можно сломать, засушить. Чтобы роза расцвела и радовала глаз, она  должна вырастить из здорового семени, ей нужны крепкие корни, благородная почва, её нужно любить, за ней нужно ухаживать.

         Любой ребёнок прекрасен, как прекрасна любая роза. Ребёнок имеет свои недостатки, так же как роза имеет шипы.  «Корнями» ребёнка являются: генофонд, состояние здоровья, задатки, характер, семья, социум.

Как розу можно легко сломать, засушить, так и в ребёнке легко можно убить личность: словом, игнорированием, чрезмерной заботой, неправильным отношением к нему.

 «Единственная реальная движущая сила воспитания – стремление быть хорошим. Ни на что другое опираться нам  нет возможности, всё другое – пустопорожняя болтовня: только стремление быть хорошим, жажда хорошего,   устремлённость к идеалу – единственная пружина, движущая сложный механизм педагогического воздействия человека на человека...Воспитание , побуждающее к самовоспитанию,- это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание». В.А. Сухомлинский. С этой  точки зрения использую схему воспитания:    

Педагог

ребёнок  (потребность «выполнить себя»)

самовоспитание

нравственный идеал

Читается эта схема так. Педагог действует на ребёнка таким образом, чтобы развить у него потребность «выполнить себя».  Благодаря развитию этой потребности ребёнок сам идёт к нравственному идеалу, заданному педагогом и принятому воспитанником. Его движение совершается через самовоспитание, которое есть средство этого движения.  Стань сегодня лучше, чем ты был вчера. В воспитательной системе  ребёнку вначале внушается, что он хороший, и на этой основе он действительно стремиться быть таким.

        Стараюсь, чтобы каждый ученик ощущал себя частицей коллектива, причастным к его радостям и огорчениям.   В своей работе воспитательный процесс я строю так, чтобы предусмотреть ситуацию, в которой ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Условия для этого сплошь и рядом встречаются в жизни. Не люблю мероприятий на публику, когда мы работаем на всех и ни для кого. Составляем огромные планы воспитательной работы, намечаем ряд мероприятий по разным направлениям, а результата нет. Почему? Да потому, что воспитание должно индивидуальным. Можно и нужно воспитывать на уроке, на перемене, в походе, на прогулке и т.д. «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда,  когда разговариваете или поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и врагами, как вы смеётесь, читаете газету - всё это имеет для ребёнка значение». Эти слова А.С. Макаренко, адресованные родителям можно вполне отнести и учителям.

Одним из важных критериев моей  деятельности - отработка  техники педагогического общения «Учитель – ученик – родитель».

 Никогда никакая семья не даст ребёнку того, что может дать школа. Никакая самая лучшая школа не заменит семью. Поэтому только в содружестве, только общими усилиями можно решать все вопросы работы с детьми. Сделать родителей соучастниками  учебно-познавательного процесса, так как именно они являются первыми и наиболее влиятельными помощниками класса,- одна из задач школы.  Родитель – советник, оказывает помощь в разработке программ по групповым занятиям.

« Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненый». Монте.

 Основу моей педагогической философии в становлении нравственных начал можно определить несколькими словами: «К чему человек не прикоснется, все должно стать значительно прекраснее». Работая педагогом, необходимо вкладывать более глубокий смысл в это понятие.

     А.П. Чехов говорил, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Бог вдохнул в ребенка «дух» светлый, чистый и неповторимый. Свое  предназначение как педагога вижу в воспитании нравственных начал, сохранении и приумножении  чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности и гармонии личностью.

    В деле воспитания придерживаюсь следующего правила: каждый человек – это творение Вселенной. Он единственный, кто имеет такое имя, отчество, дату рождения, внешность, темперамент… Существ, таких как он больше нет. Это индивидуальность, имеющая свое предназначение. Поэтому моя позиция в воспитании нашла отражение и теоретическую подпитку в трудах Н.Е. Щурковой.  В моей работе на пути привития нравственных качеств, индивидуальный подход в развитии неповторимости личности стал для меня аксиомой. Одной из своих педагогических задач считаю помощь в поиске  каждым ребенком своего личного предназначения на этой Земле.

    Как классный руководитель я стараюсь помочь воспитаннику ощутить свою индивидуальность, создать комфортные условия для её выражения. Уважение к личности юного человека, его мнению, желаниям, интересам, сотрудничество в достижении познаний, мягкое и ненавязчивое ведение в нужном направлении на основе чести и справедливости, долга и патриотизма – это определяющие моего видения воспитания. В своей работе я подметила такую особенность, что детей всегда ограничивают: дома – родители, в школе – учитель, в магазине – продавец, в машине – водитель – и этому нет конца. Но я убеждена: человеку просто необходимо хотя бы иногда давать возможность поступать без каких-либо табу. Выходя с детьми в лес, к водоёму, просто в неформальном общении замечаешь восторг и огонь глаз, ребенок преображается. Здесь более ярко проявляется непосредственность детей, доброжелательность, они предстают совершенно другими, многогранными, разрушают все стереотипы о себе. Нахождение в природных условиях является весьма комфортным для выражения сокрытой и «ограниченной» условностями индивидуальности.

В выражении своей я-концепции для меня важнейшим средством является любовь. «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» Эти слова Экзюпери так четко дают понять, что нужно учиться любить самому и учить детей любить то, что нас окружает: родителей и друзей, дом и улицу где рос, вечерний закат и «жалобный стон» улетающих журавлей, запах сосновой смолы и скошенной травы. Только человек любящий, умеющий «видеть сердцем» вырастает патриотом своей Родины, даже если не будет слышать этого слова, понимать его значение.   Доверительные беседы, которые я использую в своей работе, иногда бывают незаменимым средством в ежеминутном поиске гармонического единства с окружающим нас миром, в определении своих духовно-нравственных ценностей. Я считаю, что каждый ребенок в праве выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть все. Задача педагога: направить стопы ребенка к краскам и кистям Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.

Планируя мероприятия, формирующие патриотические начала, акцентирую свое внимание на утверждении «Духа» русского человека. Русский – это не запись в графе «национальность», русский – это состояние духа.

 На дело воспитания патриота всегда необходимо смотреть через призму слов Ф. Тютчева:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

 Понять внутренний мир ребёнка нелегко. Биологи утверждают, что ребёнок – это уникальный эксперимент природы, он неповторим. При своём индивидуальном своеобразии ребёнок как нераскрытая книга. Любопытство – жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в психологии, характерна для каждого здорового ребёнка. Поэтому учитель должен понять и обогатить духовный мир ребёнка. Определяющим фактором нужно избрать не методы, а содержание обучения и воспитания, которое формировалось на протяжении всей истории развития человечества, и отказаться от него не следует. На своих уроках учитель помогает ребятам увидеть и понять красоту окружающего мира. Современные дети знакомятся с миром в основном по телевизору, через Интернет. В школах  отмечают праздники всего мира, перенимают обычаи всех стран и при этом без уважения относятся к обычаям собственного народа. Без знания своей родной культуры и истории нельзя воспитать людей любящих свою Родину. Поэтому задача учителя на своём примере ( видеть, слышать, познавать ) дать ребёнку тот объём знаний, который бы заставил его заинтересоваться изучаемым. Тогда и будет интерес к  познанию, к собственному обогащению духовного мира.

      Хочется добавить, что во всех политических перипетиях, становлении культа денег, пересмотре исторических событий, моральных ценностей, социальных потрясений последнего времени неизменным остался «русский дух». Он нуждается в постоянной шлифовке, то есть в воспитании и достойной огранке высоконравственной, творческой личности русского человека.

       В заключение хочу подчеркнуть свою конечную цель: заложенные мягко, мудро и ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью Достойного Человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе

Рассвет. Здравствуй новый день! Спешу в Родную МОУ "первомайская СОШ" к своим незнайкам и почемучкам. Ждут меня там двадцать пять упрямых пытливых ребят. Они непокорны, как горные реки, капризны, бесс...

Мое педагогическое эссе.

Размышление о том, почему я много лет работаю учителем самых маленьких жителей "школьной страны"....

Эссе

Моё педагогическое кредо...

Эссе «Новые информационные технологии в обучении»

 Эссе «Новые информационные технологии в обучении». В работе отражается взгляд педагога на данную проблему....

Эссе "Счастливый дар-учить детей"

Эссе "Счастливый дар-учить детей". ...Есть на земле немало достойных профессий, но педагогами становятся по особому призванию и велению сердца те, кто изо дня в день дарит тепло своей души и отдает се...