Материал к коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
план-конспект урока по теме

Пискунова Ирина Анатольевна

 

Данные материалы представляют собой 2 конспекта занятий и таблицу-обследование ВПФ ребенка. Проблема психомоторного и сенсорного развития детей с нарушениями развития рассматривается как одна из существенных при решении задач социально-трудовой адаптации их в специальной (коррекционной) школе и формировании жизненной компетентности.

Развитие психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся, воспитанников  создаёт предпосылку для более полноценного участия их в обвладении школьной программой и социальной адаптации в целом.

Курс "Развитие психомоторики и сенсорных  процессов" наиболее востребован в начальной школе, так как данный период является сенситивным для развития функций эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, учебной мотивации, познавательной активности, коррекции отдельных психических процессов, двигательной расторможенности, координацйии движений и формирования элементарных сесорных эталонов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "Развитие памяти."

Цель: 1. Развитие визуальной, тактильной, аудиальной и различных видов памяти.

           2. Развитие объема и устойчивости памяти.

           3. Развитие общения в группе.

           4. Активизация и расширение словарного запаса детей.

          5. Воспитание уверенности в своих возможностях.

Оборудование: предметные картинки, мешочки, набор геометрических фигур, мяч, тетради.

Ход урока.

Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Основная часть.

Задание 1.     Упражнение на развитие слуховой, кратковременной памяти.

"Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори".

Детям называют числа в произвольном порядке, они должны их воспроизвести (или воспроизвести их в обратном порядке ).

6, 1, 8

8, 3, 4, 6

10, 15, 12, 14

25, 27, 29, 31,  33

Задание 2.      Упражнение на развитие зрительной памяти.

"Назови отличия".

Учащимся дается 2 картинки, которые предъявляются последовательно.

Картинки отличаются деталями.

Необходимо назвать отличия.

Задание 3.      Упражнение на развитие тактильной памяти. 

"Волшебный мешочек".

Перед детьми мешочки с набором геометрических фигур.

Они выбирают из мешочка называемую педагогом фигуру

 (       ,      ,      ,        ,   ) и выкладывают ее на стол.

Задание 4.    Упражнение на развитие кратковременной памяти.   

"Зрительный диктант".

Детям предъявляется картинка с изображением геометрического узора, который они должны затем воспроизвести по памяти на листе бумаги.

Задание 5.    Упражнение на развитие долговременной памяти, осложненное вниманием.   

"Физкультминутка – игра «Земля, вода, воздух, огонь»".

Дети встают из-за парт.

Педагог бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося одно из   4х слов: земля, вода, огонь, воздух.

Земля – необходимо назвать животное,

Вода – рыбу,

Воздух – птицу,

Огонь – помахать руками.

Задание 6.          Упражнение на развитие ассоциативной памяти.

Педагог читает вслух пять строк по 2 слова в каждой, обращая внимание на логическую связь, которая существует между словами.

весна – ручей

мост – река

небо – облако

школа – учитель

медведь – лес

Прочитав вслух 5 строк, педагог предлагает учащимся тетради, в которых написаны лишь первые слова.

Дети должны написать в каждой строке вторые слова.

Задание 7.        Упражнение на развитие смысловой памяти и активизацию словаря учащегося.   

"Закончи предложение".

Летом тепло, а зимой …

Птицы летают, а змеи …

Осенью листья желтые, а летом…

Слон большой, а комар …

Сахар сладкий, а горчица …

Зимой погода холодная, а летом…

Итог урока - рефлексия

Наш урок подошел к концу, и мне бы хотелось услышать от вас:

- Что вам понравилось на занятии?

- Что не понравилось?

- Какое у вас настроение?

Спасибо вам за урок.

Дополнительное задание.

        Упражнение на развитие вербальной памяти.

"Разрезные предложения".

        Несколько коротких предложений оказались разрезанными на 2 части. Вот эти предложения:

Стрекоза села на цветок.

Вода и молоко жидкости.

На улице очень жарко.

Москва – красивый город.

Девочка нарисовала цветы.

Сейчас я прочитаю части этих предложений:

Стрекоза

Жидкости

Очень жарко

Москва

Цветы.

Я буду зачитывать недостающие части этих предложений, а вы постарайтесь вспомнить все предложения в таком виде, в каком я его читала.

1. Вода и молоко

2. На улице

3. Села на цветок

4. Красивый город

5. Девочка нарисовала



Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

«Сергиево-Посадская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7 VIII вида»

Конспект занятия по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Тема: «Развитие внимания».

Составил: учитель- логопед

                                                                 высшей кв. категории -

                                                      Пискунова И.А.

Тема: "Развитие внимания."

Цель: 1. Актуализация имеющихся у детей сведений об окружающем мире.

           2. Активизация слухового внимания.

           3. Развитие зрительного внимания, мелкой моторики и пространственных отношений.

           4. Работа над развитием словарного запаса детей.

Оборудование: магнитофон, кассета с записями, счетные палочки, карточки с индивидуальными заданиями, предметные картинки.

Ход урока.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

   Прозвенел сейчас звонок,

   Начинается урок.

Основная часть.

Ребята, вы любите путешествовать?

А на каком транспорте можно путешествовать? (на самолете, машине, автобусе, машине, велосипеде, мотоцикле).

Верно.

Давайте и мы сегодня на нашем уроке  отправимся в путешествие, а вот на чем, вы должны догадаться. Послушайте музыку.

Задание 1.     "Что вы слышите?"

Звучит магнитофонная запись – шум моря.

Что вы слышали? (шум моря и плеск волн ). Верно, молодцы.

На каком транспорте можно путешествовать по морю? (на корабле). Правильно, молодцы.

Итак, мы сегодня на уроке отправляется  в плавание на корабле.

Задание 2.       "Собери картинку."

Вот наш корабль, но чтобы он поплыл, нам надо починить паруса.

Учащиеся собирают картинку, вставляя недостающие части.

Молодцы, все были очень внимательны, хорошо справились с заданием. Посмотрите, какой красивый получился у нас корабль.

Задание 3.       "Составь из палочек".

А теперь вы постройте свой корабль из счетных палочек.

Каждый ребенок получает индивидуальное задание в соответствии с интеллектуальными возможностями, умениями и навыками.

Задание 4.        "Найди ошибку."

Ребята, мы путешествуем на нашем корабле по морю.

Кто живет в море? (рыбы)  Верно.

Посмотрите внимательно на картинку на доске. Какая здесь допущена ошибка? ( крокодил лишний, он не рыба).

На доске картинка с изображением подводного мира ( рыбы и крокодил).

Молодцы, ребята. Все были очень внимательны, правильно нашли ошибку.

Задание 5.         "Зачеркни и сосчитай".

Посмотрите, к вам, к каждому, тоже приплыла стая рыб. Зачеркните только маленьких рыбок, посчитайте их, свой ответ запишите в кружочек, но помните спешить не надо, а надо быть очень внимательными.

Физкультминутка.        "Слушай мою команду".

Ребята, встаньте пожалуйста. Сейчас вы будете выполнять мои команды (задание выполняется по устной инструкции, без показа):

Руки вверх, в стороны, правая рука вверх, левая на пояс, правая на пояс, присели, встали, прыгаем на правой ноге, повернули голову направо, наклонили голову на лево и тихо сели.

Молодцы, слушали внимательно, мои команды выполняли хорошо.

Задание 6.             "Найди 10 отличий".

Ребята посмотрите, мы приближаемся к берегу. Перед нами 2 картинки. Надо внимательно посмотреть на них и найти отличия, их 10.

Замечательно, ребята, вы верно нашли все отличия, смотрели внимательно.

Задание 7.             "Послушай и исправь".

А сейчас, ребята, вам очень трудное задание – вы должны внимательно меня послушать и исправить мои ошибки:

1. Мы путешествуем на корабле над морем.

2. Рыбы плавает в морских глубинах.

3. Наш корабль приплыл от берега.

4. Зимой в саду зацвели яблони.

5. Ребяты на уроки были очень внимательными.

Молодцы, все мои ошибки исправили.

Итог урока.

Но вот наш урок-путешествие подошёл к концу, и мне бы хотелось услышать от вас, как вы себя ощущали во время нашего занятия.

Спасибо вам, ребята, мне урок тоже очень понравился, вы все были очень внимательными.



Предварительный просмотр:

УМЕНИЯ И НАВЫКИ УЧАЩЕГОСЯ

______________________________________________________________________

(Фамилия, имя учащегося, класс)

МОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 7 по предмету

"Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

на  ______________________ месяц 20___- 20___ учебного года.

Диагностируемые показатели

Зеленый

Белый

Красный

ВОСПРИЯТИЕ

(ощущения)

Слуховые

Зрительные:

- цвет

- форма

- контур

Тактильные

Обонятельные

Вкусовые

ПАМЯТЬ

Слуховая

Зрительная

Долговременная

ВНИМАНИЕ

Объем

Сосредоточенность

Устойчивость

Переключаемость

МЫШЛЕНИЕ

Обобщение

Исключение лишнего

Сортировка

Выделение признаков

Ассоциации

Причинно-следственные связи

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

На листе бумаги

На собственном теле

На месте (в пространстве)

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Штриховка

Шнуровка

Обводка

Раскраска

Копирование по образцу

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Словарный запас

Связная речь

Произношение

ОБЩАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

Знания о себе, родных

Домашний адрес

Обобщающие слова

Времена года

Временные представления

Учитель: _________________________________   И.А. Пискунова

Приложение к тестированию

 по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Зелёное поле – зона активного развития.

Учащийся справляется с заданием самостоятельно, без какой-либо помощи со стороны педагога.

Белое поле – зона ближайшего развития.

Учащемуся периодически нужна помощь со стороны педагога

( 2/3 задания учащийся выполняет самостоятельно, остальное с небольшой подсказкой ).

Красное поле – дефицит развития.

Учащийся с большим трудом выполняет задание или не справляется с заданием совсем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" Тема" Коррекция недостатков умственной деятельности"

Вся система  коррекционно-педагогической работы признана адаптировать обучающихся с ограниченными возможностями здоровья школьников к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным...

Коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Тема: "Там на неведомых дорожках..."

Это занятие  для учащихся с ОВЗ VIII вида. Содержание занятия подходит для проведения в весеннее время года. Используются различные методы и приёмы для развития и коррекции познавательных способн...

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс VIII вид.

Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (кор...

План-конспект занятия "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" для младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида

Кто не делится своими знаниями подобен свету в бочке (эфиопская пословица) Несколько вступительных замечаний к занятию        Данное занятие состоит из следующи...

Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятель...

* Занятие по курсу "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" Раздел 3. Коррекция сенсорных процессов Модуль 3. Восприятие времени Тема: Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

Занятие построено с опорой на методику Семаго Н.Я. и в соответствие с рекомендациями М.Н. Перовой, игры взяты из программы Метиевой Л.А., Удаловой Э.Я. , задания из практического пособия Н.Я. Семаго....

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...