Духовно- нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКСЭ на уроках, взаимосвязь с другими видами деятельности
статья (4 класс) по теме

                Задача школы - воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства, а курс ОРКСЭ, и в частности модуль "Основы светской этики" помогают в этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx74.16 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКЭС на уроках модуля «Основы светской этики»

                                                                         Человеком быть трудно,

                                                                          стать человеком – большая работа.

                                                                                                               Э. Межелайтес

Ребёнок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми. (А. Пьерон)

Здравствуйте уважаемые коллеги.

Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию нравственных качеств личности.

 В этом году в школах введён новый предмет «Основы религиозных культур и  светской этики». Наша школа работает по модулю «Основы светской этики». Выбору данного модуля предшествовало проведение родительского собрания, на котором мы познакомили родителей с новым курсом и предложили на выбор шесть модулей. Родители выбрали модуль «Основы светской этики». Данный выбор нас порадовал, потому что курс призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Перед нами стоит задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. А это всегда актуально,  так как если человек делит с кем-то кров, живёт рядом, то между ними возникают взаимоотношения, которые строятся по определённым правилам. Люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Уже первые люди поняли, что если помогать друг другу, то жизнь становится легче, а если лениться, враждовать, обманывать - то жить будет хуже. Постепенно стали складываться представления о добре и зле, появилась потребность поддерживать хорошие поступки и запрещать плохие.

Жить   в мире и согласии, мы учили  всегда.

        Если мы сравним  воспитательную работу и  новый  курс, то увидим следующее:

Темы классных часов

Темы по курсу основы светской этики

Я – гражданин

С чего начинается Родина

Государственная символика

Уроки мужества

Школьный этикет

Правила этикета

Азы дружбы познаём, замечательно живём!

Научились мы дружить, веселее стало жить!

Спеши творить добро!

У воспитанных ребят все дела идут на лад!

Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить!

Цикл классных часов

Семь «Я» в одном доме

Россия – наша Родина

Любовь и уважение к Отечеству

Защитники Отечества

Что такое светская этика,

Этика и этикет,

Культура и мораль,

Вежливость,

 Добро и зло,

Дружба,

Нравственный поступок и т.д.

Род и семья – исток нравственных отношений,

 Семейные праздники,

 Семейные традиции,

Сердце матери

 

Темы перекликаются.     Цели и задачи так же едины:

Воспитание патриотизма

Воспитания уважительного отношения к родному краю

Формирование представлений о родстве, о долге перед близкими, о милосердии

Понятие «добро» и «зло»

Понятие  и проявление дружбы

Понятие семья, семейные традиции, материнская любовь и другое.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Теперь мы  осуществляем развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно.

             Курс выступает в качестве связующего звена всего воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, учит адекватно оценивать собственное поведение и поведение сверстников, окружающих его людей.

        На уроках этики я знакомлю детей с понятиями дружбы и порядочности, правды, истины и лжи, добра и зла. При изучении основных критериев светской этики дети убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

В процессе обучения детей поощряю словом, поддерживаю инициативу детей высказываться, подбираю такие формы работы, которые по нраву и по силам младшим школьникам. Дети не стесняются высказываться, спорят друг с другом, вспоминают эпизоды из жизни, доказывают своё мнение, и никто не боится ошибиться: ни ученики, ни учитель. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других. До многого ребёнок может додуматься сам, и я стараюсь не мешать ему думать, не объясняю материал доступный для понимания. Применяю такие игровые ситуации как: «Кто врунишка?», «Что могло произойти?», «Собираем добрые слова». Ребёнку   приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить своё поведение или свою позицию, обосновать поступок, выбор.

 Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, подбираю интересный дополнительный материал. Это притчи, былины, сказки, рассказы  о Родине, о подвигах, о детях, иллюстрации.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

Четвёртый год веду планомерную работу по формированию спаянного и дружного коллектива класса, умению избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, помогать друг другу, заботиться. Конечно, заметны положительные подвижки, но каково было удивление детей, когда они в этом году увидели книгу, в которой написано то, о чём говорили не раз прежде. И ребята как-то по другому, заинтересованно, отнеслись к знакомым понятиям, о которых говорят со страниц учебника знаменитые, известные люди, философы.

Темы, поднятые в курсе «Светская этика», проходят и через другие предметы. Так, на уроках по изобразительной деятельности дети рисовали Государственный флаг России, дома было предложено нарисовать герб семьи. А на уроках музыки разучили Гимн нашей Родины. На уроках по окружающему миру обращаю внимание на то, что Отчизна наша богата лесами, полезными ископаемыми, мы используем их в своей повседневной жизни, и должны бережно относится к окружающей нас природе. Стараюсь донести до ребят, что  каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. И, конечно, темы, поднятые на уроках нового курса, подкрепляются на уроках литературного чтения. Ребята дают характеристику героям произведений, высказывают своё отношение к их поступкам, анализируют, делают выводы.

По литературному чтению знакомясь с русской народной сказкой «Василиса Прекрасная», мы задаёмся вопросом: «Что считают добром, а что злом создатели сказки «Василиса Прекрасная?».

А в сказке «По колено ноги в золоте» поставлены такие вопросы: «Какими качествами наделены царь-батюшка и Иван-царевич?»

Вспомни народные сказки, в которых зависть заставляла героев совершать жестокие поступки.

А задания к теме: Добродетель и порок по светской этике таковы:

Вспомните сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» Какие качества главных героев вы назвали бы добродетельными, а какие порочными? Объясните почему?

Назовите добродетельные качества, которыми обладают герои сказок «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев».

Назовите порочные поступки мачех и их родных дочерей из этих же сказок.

Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?

Получается, что мы об одном и том же говорим не раз и не два, а на всех предметах, и маленькие зёрнышки нравственности, брошенные во время общения,  формируют и развивают ребёнка как личность, обладающей теми полезными качествами, которые ей (личности)  необходимы для жизни в обществе.  Сухомлинский В.А. писал:  «Воспитать человека, научить его жить – значить научить долженствовать». Главное – это воспитание значимых общечеловеческих нравственных ценностей, которые связаны с понятиями гуманности и любви, духовности и свободы, добра и зла, порядочности и скромности, доброты и бескорыстия.

Необходимо понимать, что моральное развитие человека как личности происходит на протяжении всей его жизни и признание ценности других людей является первым шагом к добродетельному поведению.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод. Наша задача, задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства, а курс ОРКСЭ, и в частности модуль «Основы светской этики» помогают в этом. При этом крайне необходимо понимать, что буквально в каждом из общеобразовательных предметов, на каждом уроке необходимо в той или иной форме доносить до ребят вездесущность морали и нравственности, их повседневное участие в нашей жизни, тем самым подкрепляя основные цели и задачи курса, приводя примеры из жизни, потому что именно таким способом, на мой взгляд, мы сможем донести до учеников, что изложенные в учебнике основы нравственности и морали, оказывается, окружают нас в обычной         жизни и применяемы каждым из нас каждый день.

 

приложение

ПЕСОК И КАМЕНЬ

В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому.

Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но его друг спас его. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил eго:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.

Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

У Сократа был молодой друг по имени Евфидем, а по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить. Он спросил его:

- "Скажи, Евфидем, знаешь ли ты, что такое
 справедливость?" 
- "Конечно, знаю, не хуже всякого другого". 
- "А я вот человек, к политике непривычный, и мне почему-то трудно в этом разобраться. Скажи: лгать, обманывать, воровать, хватать людей и продавать в рабство - это справедливо?" 
- "Конечно, несправедливо!" 
- "Ну а если полководец, отразив нападение неприятелей, захватит пленных и продаст их в рабство, это тоже будет несправедливо?"
- "Нет, пожалуй что, справедливо". 
- "А если он будет грабить и разорять их землю?"
- "Тоже справедливо". 
- "А если будет обманывать их военными хитростями?"
- "Тоже справедливо. Да, пожалуй, я сказал тебе неточно: и ложь, и обман, и воровство - это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям несправедливо".

 

Был у гнева единственный сын. Звали его – зло. Такой, что ему самому было с ним очень трудно. И решил гнев его женить на какой-нибудь добродетели.

Глядишь, немного смягчится, и ему на старости легче с ним будет! Похитил он радость и женил на ней свое зло.

Только недолгим был тот брак. Но осталось от него дитя – злорадство.

Да и правда, не может быть ничего общего у добра со злом. А если вдруг и случится, то добра от него не жди!

Притча о доброте и вежливости


Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.
— Зачем тебе это? — спросил мастер.
— Хочу стать сильным и непобедимым.
— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.
— Почему?
— Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.
— Что тебе нужно? — спросил старый мастер.
— Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь...             И тогда Учитель взял его в ученики.

    Методика №1: Диагностика нравственной самооценки

Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны – оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны – оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1-н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".

Пример:

1.                      - 3;

2.                      - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1.                      Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

2.                      Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

3.                      Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми

4.                      Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

5.                      Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

6.                      Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

7.                      Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню

8.                      Мне приятно делать людям радость

9.                      Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

10.                  Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

· Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,

· в 3 балла – 2 единицы,

· в 2 балла – 3 единицы,

· в 1 балл – 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения

Инструкция:

Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:

1.                      Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

2.                      Если кто-то надо мной смеется, то я…

3.                      Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

4.                      Когда меня постоянно перебивают, то я…

5.                      Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

 

Многие народы находят для своего Отечества какие-то очень значимые и точные словесные определения-образы. Итальянцы называют свою Родину "солнечной". Англичане любят выражение "старая Англия". Французы говорят  о "прекрасной Франции". Немцы – об "ученой Германии". Наши же предки именовали свое Отечество Святой Русью.

Это не значит, что все в ней было свято, - это значит, что она стремилась к святости. Это идеал русского народа. В нем просияло миру множество святых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание гражданина и патриота

Духовно-нравственное воспитание гражданина и патриота...

«Нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКСЭ на уроках модуля «Основы светской этики»».Рахимова Фарзана Фаритовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №4

Доклад по теме "Нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКСЭ на уроках модуля«Основы светской этики"«Самая страшная из грозящих нам катастроф  это не столько атомная, тепловая и тому подобные...

Опыт по теме"Духовно-нравственное воспитание школьников при изучении ОРКСЭ"

Рекомендации для родителей для оказания помощи детям при изучении новых предметов в школе....

Обобщение опыта по теме: "Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС».

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех период...

Развитие творческих способностей и духовно-нравственное воспитание школьников средствами курса внеурочной деятельности «Маленький художник», или рисовать может каждый

В данной статье представлен опыт организации духовно-нравственного воспитания, творческого развития младших школьников, удовлетворения их образовательных потребностей и интересов на занятиях курса вне...

Развитие традиционных духовно- нравственных ценностей в контексте курса ОРКСЭ

Воспитание духовно-нравственных ценностей на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром:      ...

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность

В статье описывается опыт работы с младшими школьниками по духовно- нравственному воспитанию. Главная цель опыта – это обеспечение духовно-нравственного развития  и воспитания личности обуч...