Повышение эффективности обучения через внедрение ИКТ в образовательный процесс начальной школы.
статья по теме

Кузнецова Екатерина Михайловна

Предварительный просмотр:

Повышение эффективности обучения

через внедрение ИКТ в образовательный

процесс начальной школы.

Давайте задумаемся, почему сегодня так много говорят об обновлении содержания образования и педагогических технологиях в общеобразовательной школе? Думаю, прежде всего, потому, что таков социальный заказ современного общества.

 Из анкет, проведённых на родительском собрании, я пришла к выводу, что родители моих учеников ждут, что мы воспитаем детей, которые  будут владеть не только знаниями, но и будут способными самостоятельно, активно действовать, уметь творчески разрешать проблемные ситуации, совершенствовать свои знания в различных областях, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных условиях.

Современная школа должна не только формировать у учащихся определённый набор знаний, но и пробуждать у них стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. И что очень важно: объём изучаемого материала должен увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения. Поэтому я в своей профессиональной деятельности обратилась к ИКТ.    

Современный мир невозможно представить без компьютерных технологий, они довольно прочно обосновались практически во всех сферах деятельности человека. Образовательный процесс не является исключением. Использование информационных технологий в преподавании дает возможность разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного оборудования, выполнить невозможно. Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. В своей работе я удачно использую следующие компьютерные программы на Macintosh: Neo Office, ПервоЛого, I Photo,  iTunes и многие другие.

Учебные занятия с использованием информационных технологий имеют огромные преимущества:

  1. Они повышают информационную насыщенность урока.
  2. Подача материала за счёт звука и движения становится наглядной.
  3. Его красочность  создаёт яркий запоминающийся образ, пробуждающий чувства детей.
  4. За счёт  размещения различных картинок, эффектов анимации, вставок  видеофрагментов, использование звуковых эффектов позволяет повысить познавательный интерес учащихся к уроку.
  5. Происходит ускорение темпа урока.

Компьютер используется мною на всех этапах обучения.

На этапе объяснения нового материала мне оказывает неоценимую помощь при демонстрации наглядного материала компьютерная техника. Проецируя картины, фотографии, печатный материал через мультимедиа проектор на экран, я вижу, как дети воспринимают этот материал с большим интересом, могу акцентировать внимание детей на деталях, чем добиваюсь лучшего усвоения нового материала.

   При самостоятельной работе весьма эффективно  использование различных игровых программ, которые представляют довольно богатый учебный материал. Они помогают привлечь внимание детей, вызвать интерес к учебной деятельности.

На этапе обобщения и закрепления материала я удачно использую компьютерные кроссворды, тесты, тренажёры и игры.

Убеждена, что на уроках математики  игра развивает вычислительные навыки,  на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира расширяет представление о природе и красоте родного края. Очень важно, что игра позволяет организовать работу учащихся как в группах, так индивидуально.

На уроках русского языка компьютер  использую для развития орфографической зоркости и грамотности. Для этого  пользуюсь игровой презентацией «Словарные слова».

Контроль знаний также осуществляю с помощью ПК. Для этого использую уже готовые различные программы, которые предоставляет широкие возможности для самоконтроля, позволяют быстро и качественно проверить знания детей по любой теме из курса русского языка и математики.

Так же я использую презентации по различным предметам. Каждая презентация содержит  материал, который соответствует программе и содержанию учебника. Мультимедийные презентации позволяют реализовать следующие цели:

  1. стимулировать познавательный интерес;
  2. придавать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер;
  3. во многом способствовать обновлению содержательной стороны школьных предметов;
  4. развивать самостоятельность учащихся.

Внедрение компьютерных технологий в схему традиционного урока позволяет мне, как учителю, переложить часть своей работы на ПК, который расширяет возможности урока. Например, использование ИКТ в процессе обучения создаёт неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивает развитие у каждого школьника собственной траектории развития: внимания, восприятия, воображения, мышления, что так необходимо для успешного обучения в массовой школе.

При помощи компьютерных презентаций, я конструирую любые уроки в соответствии со своими потребностями и логикой построения конкретного урока для конкретного класса.

Результаты моей работы таковы: все дети активны и заинтересованы на уроках. Запоминание учебного материала идёт более прочно и осознанно. Родители отмечают у детей  стремление больше читать и писать. Очень высока познавательная активность детей. Моих учеников отличает самостоятельность, умение слушать.

На страничке своего мини – сайта постараюсь, как можно больше выкладывать различного материала, и надеюсь, в дальнейшем он будет полезен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы

В течение пяти лет я работала над темой "ИКТ в начальной школе". Предлагаю Вашему вниманию описание своего скромного опыта....

Повышение эффективности обучения через внедрение ИКТ в образовательный процесс начальной школы

Использование информационных технологий в преподавании дает возможность разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного оборудования, выполн...

План работы творческой группы «Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс начальной школы».

План и график проведения заседаний творческой группы«Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс начальной школы»....

Из опыта внедрения курса "Наглядная геометрия" в образовательный процесс начальной школы МБОУ лицей №10

Из опыта внедрения курса "Наглядная геометрия" в образовательный процесс начальной школы МБОУ лицей №10 г. Батайска...

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Состояние здоровья подрастающего поколения - главное направление работы школы....

Интеграция обучения как средство повышения компетенции учащихся в образовательном процессе начальной школы

Цель мастер – класса – создать условия для профессионального самосовершествования учителя....

Проект: "Внедрение интерактивных образовательных онлайн-платформ РЭШ и Учи.ру в образовательный процесс начальной школы"

Проект: "Внедрение интерактивных образовательных онлайн-платформ РЭШ и Учи.ру в образовательный процесс начальной школы (на примере урока по окружающему миру в 4 классе "Зона лесов")&qu...