Игра -как средство интерактивного обучения
статья по теме

Приоритет среди интерактивных методов обучения принадлежит играм, упражнениям и заданиям, цель которых стимулировать познавательный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра – как средство интерактивного обучения.

         Введение ФГОС требует от учителя готовности к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде на основе системно-деятельностного подхода. Учитель – инструктор, куратор, наставник. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, уметь мыслить, рассуждать, свободно высказывать и доказывать свою точку зрения.  Вместо передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, формирование умения учиться (результаты обучения не только предметные, но и метапредметные).

.       Приоритет среди интерактивных методов принадлежит играм, упражнениям и заданиям, цель которых - стимулировать познавательный процесс. К методам интерактивного обучения относятся такие, которые способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний. Из них следует назвать: работу в группах («мозговой штурм», «дебаты», различные виды учебных дискуссий), игровое моделирование, большие и малые ролевые игры, деловые игры, метод проектов.

           Игровой метод относится к числу многоцелевых, предоставляя и нам – преподавателям, и ребятам широкие возможности для творчества. Целеполагание данного метода состоит в:

-формировании мотивации и познавательного интереса;

- определении уровня обученности учащихся;

-оценке степени овладения материалом ;

-развитии коммуникативных умений, способности к восприятию, сопереживанию;

-развитии информационной культуры учащихся.

     Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора, повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение ее участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью, Существенно также то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыследеятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения, опровергать другие и т. д.) Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях. Игры своим содержанием, формой организации, правилам и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделяя характерные особенности предметов, событий, явлений природы и др., что влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения. Хорошо организованные игры имеют большой воспитывающий потенциал. Они помогают вырабатывать определенные качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, аккуратность, Все это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к обучению.

           Для развития целенаправленного внимания и тренировки памяти. Чтобы сосредоточить внимание детей на то, что необходимо запомнить, заготавливаем яркое, интересное панно, выставляем его на несколько минут: смотрим, проговариваем, закрываем глаза, представляем себе увиденное, пишем и проговариваем, сверяем. Эта работа занимает 2-3 минуты, но повторяется в течение всей недели несколько раз. Работа по тренировке памяти и развитию внимания проводятся в системе, игровые задания усложняются.

            Игра «Успей запомнить за минуту». Эта игра развивает зрительную память. На   доске слова. Нужно запомнить слова, обозначающие предметы или слова с безударной гласной «о»и т. д.

             Хорошая игра для развития речи и памяти – «Добавь следующее». Ученик называет слово и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слов, относящееся к этой группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Например:

                                                                            1. Слон

        2. Слон,тигр

              3. Слон, тигр, лев

                                     4. Слон, тигр, лев, медведь т. д.

Игры «Кто самый зоркий?», «Что изменилось?» также нацеливают на тренировку внимания и памяти, а игровые ситуации вовлекают в работу всех учащихся. приведу примеры вариантов игры «Кто самый зоркий?» Дан текст. Задание – тщательно проверить написанное и подчеркнуть все гласные (или мягкие, твердые согласные, звонкие, глухие, найти слово в котором звуков больше, чем букв и т. д.) Это обычные задания по тексту, но с игровым, несомненно, стимулирующим оттенком.

Внимание, наблюдательность,  развитие речи у детей развивает игра «Художник». Ребенок, взявший на себя роль художника дает устный портрет кого-нибудь или чего-нибудь, остальные ученики должны быстро определить о ком или о чем идет речь. Игра «Эхо», учитель называет слова, а дети хором повторяют их, но не полностью, а только их конец, так, чтобы получилось слово.  Например, смех – мех, крот – рот, и т. д. Большое значение придаю игровому использованию пословиц, поговорок, позволяющих решать не только учебные задачи, но и ощутить силу родного языка. Например, если в пословицы необходимо вставить глаголы, противоположные по смыслу:  Чем зря кричать, лучше… ( помолчать); От лени болеют, от труда…( здоровеют )

            Использую игры – шарады « Отгадай слова»:

                                                           Его корень в слове вязать,

                                                           Приставка в слове замолчать,

                                                           Суффикс в слове сказка,

                                                          Окончание в слове рыба. (Завязка)

              Очень нравятся детям такие задания, в которых им надо найти в тексте слова с одинаковым произношением, но имеющие разный смысл:

          Однажды кот подкрался к попугаю

     - Сейчас тебя я, братец, попугаю!

                                                            Если в норке нету норки,

                                                           Может, норка возле норки?

                                                          Нет нигде. Пропал и след.

                                                          Норка – здесь, а норки нет

Игра «Шерлок Холмс»

Эта игра, с помощью которой дети лучше усваивают алфавит, активно формируют навык чтения. Шерлок Холмс расследует преступление о пропаже алмаза. Ему в руки попало письмо, в котором преступник сообщает своему сообщнику, где он спрятал алмаз. Но письмо зашифровано. На листе изображена таблица с буквами, каждая буква помечена цифрой. Первая буква письма — цифрой «1»; вторая — цифрой «2»; третья — цифрой «3», и так далее. Необходимо как можно быстрее расшифровать письмо и найти алмаз. Кто быстрее справится, тот и выиграл.

Ответ: «Алмаз спрятан в камине».

Эту игру можно проводить на уроке, в конкурсах, в КВН, в интеллектуальных эстафетах. Подготовить ее очень просто. Буквы любой фразы разместить по клеточкам таблицы и пронумеровать по порядку их места во фразе. Таким образом можно «зашифровать» не только задание для Шерлока Холмса, но и любое изречение, строку из стихотворения, пословицу. В любом случае у детей тренируется оперативный навык чтения.        

— Как известно, Архимед воскликнул «Эврика!», когда ему в голову пришло гениальное решение сложной задачи, казалось, не  решаемой. Вы предложите своим детям стать «Архимедами» и решить не решаемые задачи. Ниже предлагается ряд проблем. Попросите ребенка дать как можно больше решений этих проблем. После того, как он «решит» одну проблему, предложите ему поискать еще решение, и так до тех пор, пока он не «иссякнет». Те проблемы, которые он не хочет решать, пусть не решает. Проблемы, по которым получено наибольшее число решений, указывают на сформированную у ребенка сферу интересов.

Проблемы для решения.

1. Как развести сад на Луне?

2. Как распознать инопланетянина?

3. Как построить машину для расчесывания собак?

4. Как из мухи сделать слона?

5. Как без космического корабля слетать на Марс?

6. Как сосчитать все звезды?

7. Как сделать машину для воспитания детей?

8. Как сделать машину для приготовления уроков?

9. Как сделать машину для перемещения во времени?

10. Как оживить куклу?

11. Как научиться читать мысли другого человека?

12. Как выучить язык зверей?

13. Как разогнать тучи?

14. Как написать слово не используя карандаш или ручку?

15. Как вырастить возле дома тропический сад (или одно растение, например, пальму)?

          Различные игры применимы и в качестве зачетных занятий, при обобщении и повторении блока тем; они дают возможность проверить усвоение темы, выявить проблемы в знаниях учащихся в овладении ими практическими умениями и навыками.

         При конструировании игры необходимо четко продумать методическое оснащение, все необходимые материалы, сценарии, правила, конкретные рекомендации по этапам и оценивания. Таким образом, игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствия от процесса познания.

         Познавательная игра « Веселая викторина» ( окружающий мир)

В игре участвуют 2 команды

1 конкурс«Аукцион животных». Представитель каждой команды подбегает к ведущему и называет животных. Затем возвращается к команде и передает эстафету, следующему игроку. Чья команда назовет больше животных тот и выигрывает.

2 конкурс. «Острый глаз». Птицы, четвероногие и другие обитатели леса людям на глаза попадаются не часто. Даже если человек идет по лесу очень осторожно, они обнаруживают их присутствии раньше, чем он увидит или услышит. Многие из них обладают хорошим зрением, более острым слухом, чем люди. Если лесных птиц и зверей обнаружить не так просто, то следы их жизнедеятельности можно увидеть на каждом шагу. След – это автограф животного, своеобразная книга, в которой тот, кто умеет читать может прочесть интересные страницы. На столах у команд иллюстрации животных, и слайды со следами Расположите их правильно и по порядку.

3 конкурс «Меткий стрелок», (2 ведерка сосновых шишек) Каждому члены команды дается по 3 шишечки В конце дорожки - пустые корзинки Добежав до назначенного места, нужно попасть в эти корзины При подведении баллов учитываются скорость и количество шишек.

4 конкурс«Загадки и отгадки»,. В загадках, пословицах, поговорках говорится о народной мудрости. Человек наблюдает за природой, повадками животных. Каждой команде по очереди загадываются загадки.

1.Белое одеяло всю землю покрыло (снег).

2.Не живет, а беспрерывно ходит. (вода).

3.Везде обманывает, вечно хватает (лиса).

4.Много говорит, а бездомная (кукушка).

5.Очень маленькие мальчишки домик смастерили (муравьи).

6. Весной одевается, а осенью раздевается (лес).

7.Шляпа без головы, а нога без сапога (гриб).

8.Растет зеленый кустик, дотронешься укусит (крапива).

9.Синенький звонок весит, никогда он не звенит (колокольчик).

10.Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь (осел).

11.До того она жирна, даже шея не видна (свинья)

12.Надели коняшки, морские тельняшки (зебра).

13.В дом чужого не пущу, без хозяина грущу (собака)

14.Без рук, без топоренка, построена избенка (гнездо).

5 конкурс. «Знаешь приметы».  В конвертах предложения, но они неполные. Составьте предложение-примету правильно. За этот конкурс можно получить максимальное количество баллов.

6.Подведение итогов.

                При конструировании игры необходимо четко продумать методическое оснащение, все необходимые материалы, сценарии, правила, конкретные рекомендации по этапам и оценивания.

                Дети любят уроки-путешествия, уроки- викторины, уроки сказки, любят разгадывать кроссворды, ребусы, решать занимательные задачи. Игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, активизируют познавательную деятельность.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные игры как средство обучения детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы способам конструктивного разрешения конфликтов

В настоящее время сциологи рассматривают конфликт как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений.Эффективным средством обучения детей способом конструктивного разрешения конф...

Игра как средство воспитания, обучения и развития личности младшего школьника.

Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. " Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает "детское" в детях, она – их школа жизни и "практика развит...

Разработка учениками экскурсии – средство интерактивного обучения финскому языку

В статье обозначены современные требования к преподаванию в школе, приводится краткое описание проектной методики, а также раскрываются принципы разработки учащимися экскурсии на уроках иностранного я...

Игра как метод интерактивного обучения

Игра как метод интерактивного обучения...

Игра как средство воспитания, обучения и развития личности

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных  средств их вос...