Вундекинды - одаренные дети?
статья на тему

В статье дана краткая характеристика типов детской одаренности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vunderkindy.doc73.05 КБ

Предварительный просмотр:

Дольникова Н.В. учитель высшей категории

 МБОУ коррекционная школа – интернат №8

Муниципального образования г. Саяногорск

Вундеркинды – одарённые дети?

Про вундеркиндов часто говорят: «Это дети, чьё будущее в прошлом». Действительно, в их дальнейшей жизни часто оказывается, что самые яркие успехи, всеобщий интерес и признание пришлись на детство.

   Но есть и другая группа детей, чья одарённость долгое время скрыта от окружающих: дети, которые большинству людей кажутся самыми обычными, разве что с ними бывает труднее, чем с совсем уж обычными детьми. Их одарённость, так сказать нестандартного образца, не соответствующая утвердившимся в обществе канонам одарённости.

   Детей со скрытой, не проявленной одарённостью много, и если им не повезёт, окружающие так никогда и не узнают о ней. И что, пожалуй, ещё хуже – в ней разуверятся они сами. Дело в том, что возможности адаптации у многих одарённых детей ниже, чем у обычных. И если их одарённость «не укладывается» в некоторые школьные и общественные стандарты, то эти

 дети – потенциальные неудачники.

   Ведь чаще всего неудачником становится именно одарённый человек. Психологам известно: чем выше одарённость тем ниже возможности адаптации человека к среде, т.е. его приспособляемость. Дети с не проявленной, «другой», одарённостью все очень разные. Опираясь на свой длительный опыт работы с одарёнными детьми, кандидат психологических наук, научный сотрудник Психологического института РАО Виктория Юркевич Разделяет их (конечно с известной долей условности) на шесть основных типов

   Фанатики. Это увлечённые своим делом дети, у которых (к великому сожалению их родителей и учителей) ярко проявляемые склонности не имеют ничего общего со школой. Школа для них – это своего рода «принудработы», а настоящая жизнь начинается только после уроков ( или вместо уроков).

   В последнее время появилось много компьютерных фанатиков- дети сутками сидят за компьютером. Фанатично увлечённые компьютером дети практически всегда обладают целым рядом бесспорных интеллектуальных достоинств, если они не просто играют в «стрелялки» и «леталки», а осваивают сложные программы. Они тоже воспринимают школу лишь как досадную помеху.

    Иначе выглядят перспективы у другого типа детей с «не стандартной» одарённостью - у одарённых лентяев. Речь идёт о таких детях, которые с невероятной жадностью впитывают любую информацию, но категорически не желают делать что- либо ещё.

   Людям такого типа не нужна не какая специальность, никакие серьёзные,

сколько – нибудь напрягающие волю, занятия. Раз что они в будущем могут стать так называемой ходячей энциклопедией, что и вызывает у кого – то восхищение, тем не менее профессий быть не может. В. Юркевич считает, что именно одарённым лентяям, в первую очередь, необходимо специальная, очень длительная, иногда мучительная коррекционная помощь.

   Третий тип -  скромники. Это дети с заведомо сниженной самооценкой. Не так уже часто встречается подобное самоунижение, но все – таки в её практике было несколько случаев. Скромники стесняются показать себя лучше других – они категорически хотят быть, как все, и всячески стараются не демонстрировать свои способности. По – настоящему одарёнными их никто ( ни родители, ни учителя) не считает. С определённой точки зрения эта позиция абсолютно разумна: одарённым скромникам, как правило, достаётся значительно меньше шишек от сверстников, чем блестящим вундеркиндам.

   Ещё один тип одарённого ребёнка – невротик, или даже психопат. Дети, относящиеся к этому типу,  напротив, не могут, а иногда и не хотят быть такими, как все. Их одарённость в значительно большей степени замечается взрослыми; и всё – таки тяжёлые конфликты с окружающими создают огромные препятствия для проявления этой одарённости в обычной школьной среде.

   Среди одарённых детей есть и очень спокойные мягкие дети, которые ни с кем не хотят конфликтовать, но и в ногу со всеми идти тоже не хотят. Не хотят быть такими, как все. Часто их считают чудаками.

   Последний, шестой тип – черепахи, т.е. медлительные дети, чьи возможности часто расценивают невысоко, тогда как среди них подлинная, особенно творческая одарённость встречается ничуть не реже, чем среди всех остальных. Медлительные дети в буквальном смысле – изгои школы. Их ситуация в школе сплошь и рядом оказывается ещё конфликтнее, чем во всех выше приведённых случаях. Иногда их зачисляют чуть ли не в умственно отсталые.

   В младших классах «черепахам» очень тяжело, а просвещение учителей, которому сейчас уделяется  достаточно много внимания, заметных результатов пока не даёт. Всех одарённых детей с «другой» одарённостью позволяет объединить в одну группу то печальное обстоятельство, что одарённость их не соответствует представлениям и ожиданиям школы, а часто и общества.

   При опросе группы учителей для выяснения того, какие педагогические качества они считают наиболее важными в работе с одарёнными детьми, были названы: расположенность к детям, душевная теплота, чуткость, чувство юмора, энтузиазм, непредубеждённость, уверенность в своих силах, энергичность и высокий интеллект.

   Если бы одарённые дети имели от рождения некую особую метку, то работникам системы образования было бы гораздо легче. Вдобавок ко всему совершенно очевидно, что само понятие одарённости весьма расплывчато у педагогов. Однако бесспорно, что учителя должны уделять самое пристальное внимание и оказывать помощь ребёнку, не похожему на других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Одаренный ребенок. Типы одаренности."

В данной публикации описываются типы одаренности, которые легко увидеть учителю в детях....

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

В работе содержится материал о видах одаренности, признаках, особенностях взаимоотношений  со сверстниками и педагогами, роли семьи в развитии одаренного ребенка....

Презентация по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ

Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это на самом деле?...

Вундекинды - одаренные дети?

В статье дана классификация типов одаренности...

Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы

Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одареннос...

Буклет. Одаренные дети – что такое одаренность?

Одаренные дети – что такое одаренность?...

Понятие "одаренность". Психологические особенности одаренных детей. Виды одаренности.

В статье раскрывается понятие "одаренность", рассматриваются особенности одаренных детей, выделены основные виды одаренности...