Главные вкладки

    Рабочая программа (3 класс) на тему:
    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

    Генералова Ольга Вячеславовна

    Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    programma_kursa_prazdniki_tradicii_remyosla.docx26.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    УТВЕРЖДЕНА

    приказом по школе № от «___»__________  2012г.

    Директор  ГОУ ЦО №491_____________

    ПРИНЯТА

    решением  педагогического совета

    протокол № __

    от «___»  __________  2012 года

    ПРОГРАММА

    организации внеурочной деятельности младших школьников

    «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

    для учащихся 3 классов

    на 2012/2013 учебный год

    Пояснительная записка

         Данная программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

         Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

         Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

         Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

    Общая характеристика факультатива

         В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно.  Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.

         Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.

         Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.

         Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей».

         Организация данной деятельности направлена на:

    1. Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
    2. Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение. Обобщение, сопоставление и др.).
    3. Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
    4. Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
    5. Формирование интереса к народному творчеству.
    6. Воспитание патриотизма и гражданственности.
    7. Развитие эстетического вкуса.

    Место факультатива в учебном плане

         Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива

          В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

    1. Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
    2. Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
    3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
    4. Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

    Особенности содержания факультатива

         Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

    1. личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
    2. природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
    3. педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных  действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
    4. культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).

    Содержание программы

    1. Старинный русский быт.

    Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа.

    1. Новый русский быт (со времён Петра I)

    Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.

    1. Русские народные праздники.

    Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

    1. Русские народные промыслы.

    Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павловопосадские шали. Вятская и Богородская игрушка.

    1. Русские народные игры.
    2. Русские народные песни для детей.
    3. Народные танцы.

    Примерное планирование тем по классам

    1 класс

    Русские народные праздники.

    2класс

    Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы.

    3 класс

    Старинный русский быт.

    4 класс

    Новый русский быт (со времён Петра I).

    Тематическое планирование курса «Старинный русский быт»

    № п/п

    Тема занятия

    Коли-чество часов

    Универсальные учебные действия

    Дата прове-дения

    Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр

    1

    Знакомство с общим содержанием курса

    1

    Развитие познавательного интереса и мотивации

    2

    Функциональный характер одежды в старину.

    1

    - познакомить с особенностями крестьянской одежды;

    - сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;

    - ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

    3

    Рубашка, сарафан у женщин.

    1

    4

    Роль орнамента-оберега (вышивка)

    1

    5

    Солнце, дерево, вода, конь – источники жизни, символы добра и счастья.

    1

    6

    Особое значение пояса (кушака).

    1

    7

    Головные уборы девушек, женщин. Украшения.

    1

    8

    Мужская одежда у крестьян.

    1

    9

    Крестьянская обувь.

    1

    10

    Одежда и обувь у бояр.

    1

    11

    Одежда боярынь и боярышень.

    1

    Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

    12-13

    Русская изба. Хозяйственный двор, постройки.

    2

    - продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь, полати, лавки, клеть, сени, крестьянский двор и хозяйственные постройки);

    - показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской избой.

    14

    Элементы избы.

    1

    15

    Особая роль печки. Курная изба.

    1

    16

    Освещение в крестьянских избах.

    1

    17-18

    Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками.

    2

    19

    Красный угол

    1

    20

    Иконы

    1

    21

    Боярский терем и боярские палаты.

    1

    Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.

    22

    Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий»

    1

    - оценить достоинства традиционной русской кухни;

    - познакомить с рецептами приготовления простейших русских блюд и напитков.

    23

    Пословицы и поговорки о хлебе.

    1

    24

    Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки.

    1

    25

    Что такое блины? Пироги.

    1

    26

    Взвары. Варенья. Соленья. Мёд.

    1

    Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды.

    27

    Быт крестьянской семьи.

    1

    - разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта)

    28

    Быт городской семьи

    1

    29

    Зимние забавы

    1

    30

    Летние забавы

    1

    31

    Именины

    1

    Учёба. Школа.

    32

    Письменные принадлежности, чернила. Береста и бумага.

    1

    - сравнить учёбу детей в старину с современной школой;

    - букварь – «Азбуковник» и современные учебные книги.

    33

    Школы при церквях и монастырях.

    1

    34

    Учебные предметы и учебные книги.

    1


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальные классы)

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс

    Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...

    Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

    Рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» составлена на ос...

    комплексная рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции народов России»

     Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуетс...

    Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России" 3 класс

    Данная программа может быть реализована в любом образовательном учреждении в рамках внедрения ФГОС в начальных классах. ...

    рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса

    рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса cоставлена на основе программы вн...

    Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Народные ремесла»

    Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (социальное направление)  ...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности Курса «Гражданско – патриотическое воспитание» для 3 класса «Я- ГРАЖДАНИН РОССИИ»

    Рабочая программа по внеурочной деятельностиКурса «Гражданско – патриотическое воспитание» для 3  класса«Я- ГРАЖДАН...

    Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Игры народов России»

    Модифицированная программа внеурочной деятельности. Программа содержит приложения: бессюжетные игры; игры - забавы; наро...

    Дополнительная образовательная программа учебного курса "Традиции и праздники"

    Программа рассчитана на 32 часа. Возраст детей 6-8 лет. Формой подведения итогов является подготовка и проведение праздн...

    Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»

    Рабочая программа  ктп курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» Р.Н. Бунеев, Д.Д...