Главные вкладки

    Рабочая программа (3 класс) на тему:
    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

    Генералова Ольга Вячеславовна

    Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    programma_kursa_prazdniki_tradicii_remyosla.docx26.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    УТВЕРЖДЕНА

    приказом по школе № от «___»__________  2012г.

    Директор  ГОУ ЦО №491_____________

    ПРИНЯТА

    решением  педагогического совета

    протокол № __

    от «___»  __________  2012 года

    ПРОГРАММА

    организации внеурочной деятельности младших школьников

    «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

    для учащихся 3 классов

    на 2012/2013 учебный год

    Пояснительная записка

         Данная программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

         Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

         Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

         Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

    Общая характеристика факультатива

         В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно.  Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.

         Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.

         Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.

         Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей».

         Организация данной деятельности направлена на:

    1. Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
    2. Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение. Обобщение, сопоставление и др.).
    3. Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
    4. Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
    5. Формирование интереса к народному творчеству.
    6. Воспитание патриотизма и гражданственности.
    7. Развитие эстетического вкуса.

    Место факультатива в учебном плане

         Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива

          В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

    1. Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
    2. Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
    3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
    4. Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

    Особенности содержания факультатива

         Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

    1. личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
    2. природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
    3. педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных  действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
    4. культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).

    Содержание программы

    1. Старинный русский быт.

    Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа.

    1. Новый русский быт (со времён Петра I)

    Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.

    1. Русские народные праздники.

    Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

    1. Русские народные промыслы.

    Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павловопосадские шали. Вятская и Богородская игрушка.

    1. Русские народные игры.
    2. Русские народные песни для детей.
    3. Народные танцы.

    Примерное планирование тем по классам

    1 класс

    Русские народные праздники.

    2класс

    Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы.

    3 класс

    Старинный русский быт.

    4 класс

    Новый русский быт (со времён Петра I).

    Тематическое планирование курса «Старинный русский быт»

    № п/п

    Тема занятия

    Коли-чество часов

    Универсальные учебные действия

    Дата прове-дения

    Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр

    1

    Знакомство с общим содержанием курса

    1

    Развитие познавательного интереса и мотивации

    2

    Функциональный характер одежды в старину.

    1

    - познакомить с особенностями крестьянской одежды;

    - сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;

    - ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

    3

    Рубашка, сарафан у женщин.

    1

    4

    Роль орнамента-оберега (вышивка)

    1

    5

    Солнце, дерево, вода, конь – источники жизни, символы добра и счастья.

    1

    6

    Особое значение пояса (кушака).

    1

    7

    Головные уборы девушек, женщин. Украшения.

    1

    8

    Мужская одежда у крестьян.

    1

    9

    Крестьянская обувь.

    1

    10

    Одежда и обувь у бояр.

    1

    11

    Одежда боярынь и боярышень.

    1

    Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

    12-13

    Русская изба. Хозяйственный двор, постройки.

    2

    - продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь, полати, лавки, клеть, сени, крестьянский двор и хозяйственные постройки);

    - показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской избой.

    14

    Элементы избы.

    1

    15

    Особая роль печки. Курная изба.

    1

    16

    Освещение в крестьянских избах.

    1

    17-18

    Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками.

    2

    19

    Красный угол

    1

    20

    Иконы

    1

    21

    Боярский терем и боярские палаты.

    1

    Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.

    22

    Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий»

    1

    - оценить достоинства традиционной русской кухни;

    - познакомить с рецептами приготовления простейших русских блюд и напитков.

    23

    Пословицы и поговорки о хлебе.

    1

    24

    Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки.

    1

    25

    Что такое блины? Пироги.

    1

    26

    Взвары. Варенья. Соленья. Мёд.

    1

    Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды.

    27

    Быт крестьянской семьи.

    1

    - разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта)

    28

    Быт городской семьи

    1

    29

    Зимние забавы

    1

    30

    Летние забавы

    1

    31

    Именины

    1

    Учёба. Школа.

    32

    Письменные принадлежности, чернила. Береста и бумага.

    1

    - сравнить учёбу детей в старину с современной школой;

    - букварь – «Азбуковник» и современные учебные книги.

    33

    Школы при церквях и монастырях.

    1

    34

    Учебные предметы и учебные книги.

    1