Программа дополнительного образования "Колесо времени"
рабочая программа (3 класс) по теме
Программа для детей 3-4 класса. Курс - 2 года обучения. Занятия проводятся один раз в неделю и рассчитаны на 34 часа ежегодно в 3 - 4 классах. Продолжительность занятий 40 минут.
Обучение по данной программе можно проводить в одном классе или на параллели нескольких классов. Программа может быть реализована как на занятиях кружка, так и на факультативных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Председатель экспертного совета по организации исследовательской и инновационной деятельности при управлении образования администрации Тайшетского района _______________________ Плетнёва Е. В. ‘____’ _____ 2012 г | Согласовано Директор МКОУ СОШ № 14 _______________________ Краснобаева Л. Н. ‘ 31’ мая 2012г. | Рассмотрено Руководитель МО начальных классов МКОУ СОШ № 14 ________________ Стрижнева И.А. ‘ 31’ мая 2012г. |
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа
Программа дополнительного образования
для обучающихся 9-10 лет общеобразовательных школ
Срок реализации 2 года
Автор: Карпова Ольга Евгеньевна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Стрижнева Ирина Анатольевна учитель начальных классов
I квалификационной категории
Пыренко Галина Тимофеевна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
2012г
Пояснительная записка
Минувших и далеких лет,
Глубокой старины преданья
Пусть прояснят науки свет
В них сила истинного знанья.
Л. Марасинова
В ходе изучения истории, которое начинается в соответствии с существующим учебным планом с пятого класса, преподаватель нередко сталкивается с неподготовленностью учащихся к восприятию этого нового для них предмета. Школьники подходят к изучению систематического курса, не имея навыков исторического мышления, рассмотрения тех или иных событий и процессов в динамике, выявления их причин и оценки характера.
Начинать процесс знакомства с историей надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Кроме того, для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Исходя из вышеперечисленного, была составлена программа дополнительного образования «Колесо времени», которая позволит учителю подготовить обучающихся к восприятию и более прочному усвоению исторических знаний.
Данная программа составлена на основе:
- Программы Степанова В.Р. «Как человек стал великаном» книга для учителя // Чебоксары, Клио, 1994.
- Программы Саплиной Е.В. Саплина А.И. «Путешествие в историю» // Москва, Просвещение, 1996.
- Учебного пособия по истории Сухова В.В., Абдулаева Э.Н., Крылова В.А. «По следам прошлого. Книга для чтения по истории в начальной школе. Часть 1» Москва, Терра, 1997.
- Программы факультативного курса Новицкой М.Ю. «Введение в народоведение» Москва, Дрофа, 2002.
Основная цель данного курса состоит в том, чтобы побудить интерес к познанию нового, развивать любознательность ребенка, а так же - подготовить обучающихся начальных классов к восприятию и усвоению систематического курса истории
Задачи:
В области образования:
- Расширение и углубление знаний обучающихся дополняющих школьную программу по истории.
- Приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе.
- Развитие навыков сравнения, совершенствование мышления по аналогии
- Привитие навыков сопоставительного анализа в оценке явлений и предметов
- Привитие начальных навыков исторического мышления, поиска и отбора информации, необходимой для исторических процессов.
В области воспитания:
- Содействие гармоничному развитию личности школьника;
- Формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
- Воспитание патриотизма, любви к родному краю;
Курс рассчитан на 2 года обучения. Занятия проводятся один раз в неделю и рассчитаны на 34 часа ежегодно в 3 - 4 классах. Продолжительность занятий 40 минут.
Обучение по данной программе можно проводить в одном классе или на параллели нескольких классов. Программа может быть реализована как на занятиях кружка, так и на факультативных занятиях.
Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет обучающимся усваивать материал в деятельности.
В основе курса лежит простая идея: предметы и явления, хорошо знакомые ребенку в его повседневной жизни, рассматриваются с разных сторон. В результате становится возможным значительное расширение границ его внутреннего мира.
К решению каждой познавательной задачи ведут разные тропинки: сказки, иллюстрация, практические занятия, загадки и другое. Ребенок имеет возможность выбрать ту или иную тропинку, которая подходит именно ему.
Весь изучаемый материал можно поделить на два направления:
В первый год обучения раскрываются тайны наук помогающих в изучении истории. Даются понятия: археология, геральдика, нумизматика, метрология, хронология, топонимика, палеография, генеалогия. Изучение материала идет от общего к частному. Например, при изучении темы «Раскрываем тайну своей семьи» вначале даются понятия народ, род, а затем конкретизируются на родословной ребенка.
Во второй год обучения на основе рассмотренных наук раскрываются тайны истории конкретных вещей, явлений и событий.
Курс «Колесо времени» выделяется среди других предметов, изучаемых в начальной школе по ряду признаков.
Во-первых, своим содержанием и направленностью: если на уроках по другим предметам формируются, как правило, какие-либо частные знания, шлифуются определенные часто воспроизводимые навыки, то здесь по каждой теме в течение нескольких уроков дается целостная панорама развития рассматриваемого предмета. Отдельные, отрывочные сведения обучающиеся могут получить и на уроках по другим дисциплинам, но именно в ходе рекомендуемого курса эти сведения складываются в единую картину и рассматриваются в динамике. Важное значение при этом имеет эволюционный подход к рассмотрению событий и оценке фактов.
Во-вторых, личные впечатления, которые появляются у обучающихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством.
В-третьих, наряду с теоретическими знаниями младшие школьники получат практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе поисковой и исследовательской деятельности ребят, т.к. детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
На каждом занятии ребенок оформляет страницу в своем альбоме. В конце года получится книга, в которой будут отражены все изученные темы.
В итоге обучающиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии Сибири, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- работать в читальном зале библиотеки;
- готовить и выступать с докладами и сообщениями;
- работать в семейных архивах;
- умение анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- сравнивать и обобщать факты;
В программе предусмотрены уровни усвоения программы по всем её разделам (конечный результат будет фиксироваться в диагностических картах)
Содержание программы
1 год обучения
Введение 1 час
По следам прошлого. Что изучает история? (вводный урок)
Раскрываем тайну жизни людей в далеком прошлом 6 часов:
Как раскрыть тайну прошлого?;
Как историк восстанавливает картину прошлого?;
По реке времени; (понятия: «Лента времени», «хронология», счет времени в Древней Руси)
Какими были первые люди на Земле?; (понятия: питекантроп, «пещерные люди»)
Как люди овладели огнем?
Верования первобытных людей («язычество» «идол»)
Раскрываем тайны своей семьи 5 часов:
Что у нас общего и чем мы различаемся? (Раса, уклад, традиции. Все народы мира ценят свое прошлое)
Из рода в род («Предок», «родословная», «поколение») Основы антропонимики. Моя фамилия. Моё имя; Какого я роду, племени («Антропонимика», «Генеалогия» «тайны» некоторых фамилий, имен Мое родословное древо)
Раскрываем тайну своего города 9 часов:
Возникновение городов на Руси;
Кто Москву назвал Москвой, и как произошли названия Русь и Россия;
История моего города; Улицы города;
Летопись мира – архитектура;
Дом, в котором я живу: Первобытное жилище, Русская изба, Современное жилище;
Архитектурные памятники моего города. (При изучении этих тем дать понятие «Архитектура», «пещерные люди», «Клеть», «землянка», «бабий куд» и т.п, «Архитектурные памятники» ; откуда пошли географические названия; Как начинался Тайшет, «Транссиб»; Откуда пошло название улиц моего города);
Раскрываем тайну гербов и монет 6 часов:
О чем говорят фигуры на гербе?; Русская геральдика; Что за животное на гербе моей области?; Из истории герба Тайшета и Тайшетского района
Монеты – свидетели прошлого; Что таит «Золотой колодец»? (При изучении этих тем познакомить с правилами составления гербов. Дать понятие «геральдика»; язык монеты: «монетный тип», «аверс», «реверс», «легенда»; «кладоискатель». Познакомить с легендами о кладах)
Раскрываем тайну письменных источников 5 часов:
Быль или вымысел: Летопись; Миф; Легенда; Героическая песнь; Былина (Понятие «миф», «легенда», «героическая песнь», «летопись», «былина)
Заключение 2 часа:
Как люди хранят память о прошлом?
Итоговое занятие. Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практических дел по курсу
****Проекты и практические работы во время изучения всего курса: Страница в альбоме: «Лента времени»; «Моя фамилия»; «Мое родословное древо»; «7 чудес света»; «Имена моей семьи»; «Герб моей семьи»; «Герб моего города» (расшифровка); «Герои былин, легенд и мифов». Проект «Древний город» (макет); «Мой город»; «Самые старые здания моего города»; Рассматривание коллекции монет; Знакомство с письменными источниками.
К концу первого года:
должны знать (на уровне обобщенных представлений):
- Понятия: археология, геральдика, нумизматика, метрология, хронология, топонимика, палеография, генеалогия. Что изучают данные науки
- Историю своей семьи, города, возникновения гербов и монет.
- О достоверном и версиях в изучении прошлого.
Должны уметь:
- Воспринимать сказки, легенда и мифы в качестве источников изучения истории (видение в них описания прошлого, исторических версий)
- Составлять рассказы о семье, её традициях, составлять родословную
- Пересказывать учебно-значимую информацию
- Принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты.
- Пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания о краеведческих понятиях
- Составить “паспорт” здания
- Готовить доклады, рефераты, сообщения по изучаемым темам;
Содержание программы
2 год обучения
Введение 1 час Вводное занятие
Раскрываем тайну окружающих нас вещей 8 часов
От костра до лазера; Вода в жизни человека; Родословная мебели; Пища человека; Родословная посуды; Одежда человека; Орудие и оружие
(Изучение тем предполагает: «эволюция добывания огня»; Многообразие функций воды; Классификация и видоизменения мебели; Уклад жизни человека и изменение пищи, классификация пищи; Возникновение посуды: причины и факторы; Условия и факторы развития и видоизменения одежды; Классификация на основе различных признаков орудия и оружия)
Раскрываем тайну ремесел 8 часов
Происхождение ремесел
Художественные ремесла; Керамика и стекло; Косторезное дело; Ткачество, вышивка и ковроделие; Металл и ювелирное дело; Бумага и картон
Профессии моих родителей
(Изучение тем предполагает понятие «ремесел», История возникновения и развитие ремесел).
Раскрываем тайну письменности 6 часов
Загадочные письмена; Когда и где родился алфавит?; Славянская письменность; Откуда пришли письменные принадлежности?; Чертежи земли
Как родилась газета? Первая русская печатная газета; История печати в Тайшетском районе; Поэты и писатели Тайшетского района
(Изучение темы предполагает знакомство с история возникновения и развития письменности)
Раскрываем тайну освоения Земли Сибирской 6 часов
Завоевание Сибири; С Оби на Енисей; Как был открыт Байкал; Во времена Иркутского острога
Путешествие по городам Иркутской области
(Знакомство с освоением Сибири, историей Иркутска и Иркутской области)
Раскрываем тайны своего города 4 часа
Традиции города. Памятные места города. Культура города. Славные люди нашего города.
Изучение темы знакомит с историей города Тайшета.
Заключение 1 час
***** Проекты «История вещей», «История ремесел»; «Мифы о Байкале»; «Иркутский острог». Оформление книжки-малышки с произведениями писателей Тайшетского района. Оформление страницы с первыми чертежами земли; галерея со знаменитыми людьми города Работа с документами (вырезки из газет)
К концу второго года:
должны знать (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий ):
- Об истории окружающих нас вещей, ремесел, письменности.
- Об истории освоения Сибири и Иркутской области.
- Традиции города. Памятные места своего города.
Уметь:
- Анализировать и использовать литературные источники, художественные наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории
- Пользоваться справочной и дополнительной литературой.
- Выделять причины, следствия и оценивать явления
Распределение учебного материала
1 год обучения
№ занятия | Тема | Количество часов | Основные понятия (теория) | Практическая работа PS (страница – это страница в альбоме, который ребенок ведет в течение года) | Педагогический контроль |
Введение 1 час |
Вводное занятие | 1 |
Раскрываем тайну жизни людей в далеком прошлом 6 часов |
Как раскрыть тайну прошлого? | 1 | Материалы в пособии: Сухов В.В., Абдулаев Э.Н., Крылов В.А. «По следам прошлого. Часть 1» (учебное пособие по истории) // Москва «ТЕРРА» - «TERRA» 1995 г. |
Как историк восстанавливает картину прошлого? | 1 |
По реке времени. | 1 | «Лента времени», «хронология», счет времени в Древней Руси | Создание ленты времени |
Какими были первые люди на Земле? (Чарльз Квеннелл, Марджори Квеннелл «Первобытные люди. Быт, религия, культура» http://fictionbook.ru) | 1 | Питекантроп, «пещерные люди», | Страница с зарисовками |
Как люди овладели огнем? | 1 | Оформление страницы по теме (зарисовки по представлению |
Верования первобытных людей | 1 | «язычество» «идол» | Оформление страницы по теме (зарисовки по представлению) |
Раскрываем тайны своей семьи 5 часов |
Что у нас общего и чем мы различаемся? | 1 | Все народы мира ценят свое прошлое |
Из рода в род | 1 | «Предок», «родословная», «поколение» |
Основы антропонимики. Моя фамилия. | 1 | «Антропонимика», раскрыть тайны некоторых фамилий, имен | Страница «Моя фамилия» |
Основы антропонимики. Моё имя. | 1 | Страница с толкованием имен своей семьи |
Какого я роду, племени (Мое родословное древо) | 1 | «Генеалогия» - родословная. Человек – и корень своего древа, и ветвь его, и плод. | Страница «Мое родословное древо» |
Раскрываем тайну своего города 9 часов |
Возникновение городов на Руси. | 1 | Проект «Древний город» (макет) |
Кто Москву назвал Москвой, и как произошли названия Русь и Россия. | 1 | Дать понятие, откуда пошли географические названия |
История моего города. | 1 | Как начинался Тайшет «Транссиб» | Кратковременный проект «Мой город» | Внеклассное мероприятие «Город, в котором я живу» (Приложение 1) |
Улицы города. | 1 | Откуда пошло название улиц моего города | Кратковременный проект «Самые старые здания моего города» |
Летопись мира - архитектура | 1 | «Архитектура» | Страница «7 чудес света» |
Дом, в котором я живу. Первобытное жилище.(Приложение 2) | 1 | «пещерные люди» |
Дом, в котором я живу. Русская изба. (Приложение 3) | 1 | «Клеть», «землянка», «бабий куд» и т.п | Занятие – ролевая игра |
Дом, в котором я живу. Современное жилище. | 1 |
Архитектурные памятники моего города | 1 | «Архитектурные памятники» |
Раскрываем тайну гербов и монет 6 часов |
О чем говорят фигуры на гербе? | 1 | Познакомить с правилами составления гербов. Дать понятие «геральдика» | Страница «Герб моей семьи» |
Русская геральдика. | 1 |
Что за животное на гербе моей области? | 1 | Составление герба области |
Из истории герба Тайшета и Тайшетского района | 1 | Игра-мозаика «Герб моего города» (расшифровка) |
Монеты – свидетели прошлого. | 1 | Понятия язык монеты: «монетный тип», «аверс», «реверс», «легенда» | Рассматривание коллекции монет |
Что таит «Золотой колодец»? | 1 | Понятия «кладоискатель». Познакомить с легендами о кладах |
Раскрываем тайну письменных источников 5 часов |
Быль или вымысел. Летопись. | 1 | Понятие «миф», «легенда», «героическая песнь», «летопись», «былина | Знакомство с письменными источниками, зарисовки героев |
Быль или вымысел. Миф. | 1 |
Быль или вымысел. Легенда. | 1 |
Быль или вымысел. Героическая песнь. | 1 |
Быль или вымысел. Былина. | 1 |
Заключение 2 часа |
Как люди хранят память о прошлом? | 1 | Презентация своего альбома |
Итоговое занятие | 1 |
Распределение учебного материала
2 год обучения
№ занятия | Тема | Количество часов | Основные понятия (теория) | Практическая работа PS (страница – это страница в альбоме, который ребенок ведет в течение года) | Педагогический контроль |
Введение 1 час |
Вводное занятие | 1 |
Раскрываем тайну окружающих нас вещей 8 часов |
От костра до лазера | 1 | «эволюция добывания огня» |
Вода в жизни человека | 1 | Многообразие функций воды |
Родословная мебели | 1 | Классификация и видоизменения мебели |
Пища человека | 1 | Уклад жизни человека и изменение пищи, классификация пищи |
Родословная посуды | 1 | Возникновение посуды: причины и факторы |
Одежда человека. | 1 | Условия и факторы развития и видоизменения одежды |
Орудие и оружие. | 1 | Классификация на основе различных признаков | Итоговый проект «История вещей» |
Раскрываем тайну ремесел 8 часов |
Происхождение ремесел | 1 | Понятие «ремесел». История возникновения и развитие ремесел. |
Художественные ремесла | 1 |
Керамика и стекло | 1 |
Косторезное дело | 1 |
Ткачество, вышивка и ковроделие | 1 |
Металл и ювелирное дело | 1 |
Бумага и картон | 1 |
Профессии моих родителей | 1 | Итоговый проект «История ремесел» |
Раскрываем тайну письменности 6 часов |
Загадочные письмена | 1 | История возникновения и развития письменности |
Когда и где родился алфавит? | 1 |
Славянская письменность. | 1 |
Откуда пришли письменные принадлежности? | 1 |
Чертежи земли | 1 | Оформление страницы с первыми чертежами земли |
Как родилась газета? Первая русская печатная газета. | 1 |
История печати в Тайшетском районе | 1 | Работа с документами (вырезки из газет) |
Поэты и писатели Тайшетского района | 1 | Оформление книжки-малышки с произведениями писателей Тайшетского района |
Раскрываем тайну освоения Земли Сибирской 6 часов |
Завоевание Сибири | 1 | Знакомство с освоением Сибири, историей Иркутска и Иркутской области |
С Оби на Енисей | 1 |
Как был открыт Байкал | 1 | Проект «Мифы о Байкале» |
Во времена Иркутского острога | 1 | Зарисовки на тему «Иркутский острог» |
Путешествие по городам Иркутской области | 1 | Реферат «Города иркутской области» |
Раскрываем тайны своего города 4 часа |
Традиции города. | 1 | Знакомство с историей города Тайшета. |
Памятные места города. | 1 |
Культура города. | 1 |
Славные люди нашего города. | 1 | Оформление страниц - галереи со знаменитыми людьми города |
Заключение 1 час |
Итоговый урок | 1 | Внеклассное мероприятие «Край, в котором я живу» |
Литература
- Васильев В. «Тайшетское отделение ВСЖД» // Красноярск «Ситалл» 1998 г.
- Заика А.М, Гаева Н.Ф., Бычкова В.Д., Шкарев Н.Ф. «Тайшет – город стальных магистралей» // Красноярск «Сибирские промыслы», 2008 г.
- «Книга памяти. 60-летию со дня Победы посвящается…» // Братск ООО «Фабрика рекламы», 2005 г.
- Материалы сайта «Бирюса-мемориал»
- МУ «Библиотечное объединение» Тайшетского городского поселения «Символика Тайшетского района» // Тайшет, 2009 г.
- Макогон Л.Г., Буртовой В.Н. «Помним всех поименно» // Иркутск «Облмашинформ», 2007 г.
- Новицкая М.Ю. «Введение в народоведение» (программа факультативного курса) // Москва «Просвещение» 1997 г.
- Радионов А.М., Галеев А.И., Кириллов Ю.Н. «Локомотивное депо Тайшет – 65 лет» // Зеленогорск «Зеленогорская типография» 2000г.
- Саплиной Е.В. Саплина А.И. «Путешествие в историю» (программа для 3-4 классов) // Москва «Просвещение» 1997 г Селезнев Е.С., Селезнева Т.А. «Город рожденный Транссибом. Выпуск 1»
- Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. «Исторические темы курса «Окружающий мир»» // Москва «ВАКО» 2006 г.
- Степанов В.Р. «Как человек стал великаном» (обучение истории в начальной школе) // Чебоксары «КЛИО» 1994 г.
- Сухов В.В., Абдулаев Э.Н., Крылов В.А. «По следам прошлого. Часть 1» (учебное пособие по истории) // Москва «ТЕРРА» - «TERRA» 1995 г.
- Федосенко Ф.И. «Город Тайшет - 65» // Красноярск «Ситалл» 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-140963-1352625106.jpg)
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/13/picture-317164-1384368912.jpg)
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/20/picture-51404-1484905908.jpg)
Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/03/picture-854067-1609698727.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...