Программа дополнительного образования "Колесо времени"
рабочая программа (3 класс) по теме

Карпова Ольга Евгеньевна

 

Программа для детей 3-4 класса. Курс - 2 года обучения. Занятия проводятся один раз в неделю и рассчитаны на 34 часа ежегодно в 3 - 4 классах. Продолжительность занятий 40 минут.

Обучение  по данной программе можно проводить в одном классе или на параллели нескольких классов. Программа может быть реализована как на занятиях  кружка, так и на факультативных  занятиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koleso_vremeni_1.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Председатель экспертного совета по организации исследовательской и инновационной деятельности при управлении образования администрации Тайшетского района _______________________

                       Плетнёва Е. В.

‘____’  _____ 2012 г

Согласовано

Директор МКОУ СОШ № 14

_______________________

                     Краснобаева  Л. Н.                                                              


   ‘ 31’              мая         2012г.

Рассмотрено

Руководитель МО начальных классов МКОУ СОШ № 14

________________   Стрижнева И.А.      ‘ 31’            мая      2012г.

 

Авторская педагогическая разработка  программы  комбинаторного типа    

         

   

Программа дополнительного образования

для обучающихся 9-10 лет общеобразовательных школ

Срок реализации 2 года

Автор:  Карпова Ольга Евгеньевна

учитель начальных классов

I  квалификационной категории

Стрижнева Ирина Анатольевна учитель начальных классов

I  квалификационной категории

Пыренко Галина Тимофеевна 

учитель начальных классов

I  квалификационной категории

2012г

Пояснительная записка

Минувших и далеких лет,

Глубокой старины преданья

Пусть прояснят науки свет

В них сила истинного знанья.

Л. Марасинова

В ходе изучения истории, которое начинается в соответствии с существующим учебным планом с пятого класса, преподаватель нередко сталкивается с неподготовленностью учащихся к восприятию этого нового для них предмета. Школьники подходят к изучению систематического курса, не имея навыков исторического мышления, рассмотрения тех или иных событий и процессов в динамике, выявления их причин и оценки характера.

Начинать процесс знакомства с историей надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Кроме того, для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

 Исходя из вышеперечисленного, была составлена программа дополнительного образования «Колесо времени», которая позволит учителю подготовить обучающихся к восприятию и более прочному усвоению исторических знаний.

Данная программа составлена на основе:

  1. Программы Степанова В.Р. «Как человек стал великаном» книга для учителя // Чебоксары, Клио, 1994.
  2. Программы Саплиной Е.В. Саплина А.И. «Путешествие в историю» // Москва, Просвещение, 1996.
  3. Учебного пособия по истории Сухова В.В., Абдулаева Э.Н., Крылова В.А.  «По следам прошлого. Книга для чтения по истории в начальной школе. Часть 1» Москва, Терра, 1997.
  4. Программы факультативного курса Новицкой М.Ю. «Введение в народоведение» Москва,  Дрофа, 2002. 

Основная цель данного курса состоит в том, чтобы  побудить интерес к познанию нового, развивать любознательность ребенка, а так же  - подготовить обучающихся начальных классов к восприятию и усвоению систематического курса истории

Задачи:

В области образования:

  1. Расширение  и углубление знаний обучающихся дополняющих школьную программу по истории.
  2. Приобретение  знаний, умений и навыков в краеведческой работе.
  3. Развитие навыков сравнения, совершенствование мышления по аналогии
  4. Привитие навыков сопоставительного анализа в оценке явлений и предметов
  5. Привитие начальных навыков исторического мышления, поиска и отбора информации, необходимой для исторических процессов.

В области воспитания:

  1. Содействие  гармоничному развитию личности школьника;
  2. Формирование  жизненной самостоятельности и деловых качеств;
  3. Воспитание  патриотизма, любви к родному краю;

Курс рассчитан на 2 года обучения. Занятия проводятся один раз в неделю и рассчитаны на 34 часа ежегодно в 3 - 4 классах. Продолжительность занятий 40 минут.

Обучение  по данной программе можно проводить в одном классе или на параллели нескольких классов. Программа может быть реализована как на занятиях  кружка, так и на факультативных  занятиях.

Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет обучающимся усваивать материал в деятельности.

В основе курса лежит простая идея: предметы  и явления, хорошо знакомые ребенку в его повседневной жизни, рассматриваются с разных  сторон. В результате становится возможным значительное расширение границ его внутреннего мира.

К решению каждой познавательной задачи ведут разные тропинки: сказки, иллюстрация, практические занятия, загадки и другое. Ребенок имеет возможность выбрать ту или иную тропинку, которая подходит именно ему.

Весь изучаемый материал можно поделить на два направления:

В первый год обучения раскрываются тайны наук помогающих в изучении истории.  Даются понятия: археология, геральдика, нумизматика, метрология, хронология, топонимика, палеография, генеалогия.  Изучение материала идет от общего к частному. Например, при изучении темы «Раскрываем тайну своей семьи» вначале даются понятия народ, род, а затем конкретизируются на родословной ребенка.

Во второй год обучения на основе рассмотренных наук раскрываются тайны истории  конкретных вещей, явлений и событий.

Курс  «Колесо времени» выделяется среди других предметов, изучаемых в начальной школе по ряду признаков.

Во-первых, своим содержанием и направленностью: если на уроках по другим предметам формируются, как правило, какие-либо частные знания, шлифуются определенные часто воспроизводимые навыки, то здесь по каждой теме в течение нескольких уроков дается целостная панорама развития рассматриваемого предмета. Отдельные, отрывочные сведения обучающиеся могут получить и на уроках по другим дисциплинам, но именно в ходе рекомендуемого курса эти сведения складываются в единую картину и рассматриваются в динамике. Важное значение при этом имеет эволюционный подход к рассмотрению событий и оценке фактов.

Во-вторых, личные впечатления, которые появляются у обучающихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством.  

В-третьих, наряду с теоретическими знаниями младшие школьники получат практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе поисковой и исследовательской  деятельности ребят, т.к. детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

На  каждом занятии ребенок оформляет страницу в своем альбоме. В конце года получится книга, в которой будут отражены все изученные темы.

В  итоге обучающиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии Сибири, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:

  1. самостоятельно подбирать литературу по теме;
  2. работать в читальном зале библиотеки;
  3. готовить и выступать с докладами и сообщениями;
  4. работать в семейных архивах;
  5. умение анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  6. сравнивать и обобщать факты;

В программе предусмотрены уровни усвоения программы по всем её разделам (конечный результат будет фиксироваться в диагностических картах)

Содержание программы

1 год обучения

Введение 1 час 

По следам прошлого. Что изучает история? (вводный урок)

Раскрываем тайну жизни людей в далеком прошлом 6 часов:

Как раскрыть тайну прошлого?;

Как историк восстанавливает картину прошлого?;

По реке времени; (понятия: «Лента времени», «хронология», счет времени в Древней Руси)

Какими были первые люди на Земле?; (понятия: питекантроп, «пещерные люди»)

Как люди овладели огнем?

Верования первобытных людей («язычество» «идол»)

Раскрываем тайны своей семьи 5 часов:

Что у нас общего и чем мы различаемся? (Раса, уклад, традиции. Все народы мира ценят свое прошлое)

Из рода в род («Предок», «родословная», «поколение») Основы антропонимики.  Моя фамилия. Моё имя; Какого я роду, племени («Антропонимика», «Генеалогия» «тайны» некоторых фамилий, имен Мое родословное древо)

Раскрываем тайну своего города 9 часов:

Возникновение городов на Руси;

Кто Москву назвал Москвой,  и как произошли названия Русь и Россия;

История моего города; Улицы города;

Летопись мира – архитектура;

Дом, в котором я живу: Первобытное жилище, Русская изба, Современное жилище;

Архитектурные памятники моего города. (При изучении этих тем дать понятие «Архитектура», «пещерные люди», «Клеть», «землянка», «бабий куд» и т.п, «Архитектурные памятники» ; откуда пошли географические названия; Как начинался Тайшет, «Транссиб»;  Откуда пошло название улиц моего города);

Раскрываем тайну гербов и монет 6 часов:

О чем говорят фигуры на гербе?; Русская геральдика; Что за животное на гербе моей области?; Из истории герба Тайшета и Тайшетского района

Монеты – свидетели прошлого; Что таит «Золотой колодец»? (При изучении этих тем познакомить с правилами составления гербов. Дать понятие «геральдика»; язык монеты: «монетный тип», «аверс», «реверс», «легенда»; «кладоискатель». Познакомить с легендами о кладах)

Раскрываем тайну письменных источников 5 часов:

Быль или вымысел:  Летопись;  Миф; Легенда;  Героическая песнь;  Былина (Понятие «миф», «легенда», «героическая песнь», «летопись», «былина)

Заключение 2 часа:

Как люди хранят память о прошлом?

Итоговое занятие. Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практических дел по курсу

****Проекты и практические работы во время изучения всего курса:  Страница в альбоме: «Лента времени»;  «Моя фамилия»;  «Мое родословное древо»; «7 чудес света»; «Имена моей семьи»; «Герб моей семьи»; «Герб моего города» (расшифровка); «Герои былин, легенд и мифов». Проект «Древний город» (макет); «Мой город»; «Самые старые здания моего города»; Рассматривание коллекции монет; Знакомство с письменными источниками.

К концу первого года:

должны знать (на уровне обобщенных представлений):

  1. Понятия: археология, геральдика, нумизматика, метрология, хронология, топонимика, палеография, генеалогия. Что изучают данные науки
  2. Историю своей семьи, города, возникновения гербов и монет.
  3. О достоверном и версиях в изучении прошлого.

Должны уметь:

  1. Воспринимать сказки, легенда и мифы в качестве источников изучения истории (видение в них описания прошлого, исторических версий)
  2. Составлять рассказы о семье, её традициях, составлять родословную
  3.  Пересказывать учебно-значимую информацию
  4.  Принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты. 
  5.  Пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания о краеведческих понятиях
  6. Составить “паспорт” здания 
  7.  Готовить доклады, рефераты, сообщения по изучаемым темам;

Содержание программы

2 год обучения

Введение 1 час Вводное занятие

Раскрываем тайну окружающих нас вещей  8 часов

От костра до лазера; Вода в жизни человека; Родословная мебели; Пища человека; Родословная посуды; Одежда человека; Орудие и оружие

(Изучение тем предполагает: «эволюция добывания огня»;  Многообразие функций воды; Классификация и видоизменения мебели; Уклад жизни человека и изменение          пищи, классификация пищи; Возникновение посуды: причины и факторы; Условия и факторы развития и видоизменения одежды; Классификация на основе различных признаков орудия и оружия)

Раскрываем тайну ремесел 8 часов

Происхождение ремесел

Художественные ремесла; Керамика и стекло; Косторезное дело; Ткачество, вышивка и ковроделие; Металл и ювелирное дело; Бумага и картон

Профессии моих родителей

(Изучение тем предполагает понятие «ремесел», История возникновения и развитие ремесел).

Раскрываем тайну письменности 6 часов

Загадочные письмена; Когда и где родился алфавит?; Славянская письменность; Откуда пришли письменные принадлежности?; Чертежи земли

Как родилась газета? Первая русская печатная газета; История печати в Тайшетском районе; Поэты и писатели Тайшетского района

(Изучение темы предполагает знакомство с история возникновения и развития письменности)

Раскрываем тайну освоения Земли Сибирской 6 часов

Завоевание Сибири; С Оби на Енисей; Как был открыт Байкал; Во времена Иркутского острога

Путешествие по городам Иркутской области

(Знакомство с освоением Сибири, историей Иркутска и Иркутской области)

Раскрываем тайны своего города 4 часа

Традиции города. Памятные места города. Культура города. Славные люди нашего города. 

Изучение темы знакомит  с историей города Тайшета.

Заключение 1 час 

***** Проекты «История вещей», «История ремесел»; «Мифы о Байкале»; «Иркутский острог». Оформление книжки-малышки с произведениями писателей Тайшетского района. Оформление страницы с первыми чертежами земли; галерея со знаменитыми людьми города  Работа с документами (вырезки из газет)

К концу второго года:

должны знать (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий ):

  1. Об истории окружающих нас вещей, ремесел, письменности.
  2. Об истории освоения Сибири и Иркутской области.
  3. Традиции города. Памятные места своего города.

Уметь:

  1. Анализировать и использовать литературные источники, художественные наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории
  2. Пользоваться справочной и дополнительной литературой.
  3. Выделять причины, следствия и оценивать явления

Распределение учебного материала

1 год обучения

№ занятия

Тема

Количество часов

Основные понятия (теория)

Практическая работа PS (страница – это страница в альбоме, который ребенок ведет в течение года)

Педагогический контроль

Введение 1 час

Вводное занятие

1

Раскрываем тайну жизни людей в далеком прошлом 6 часов

Как раскрыть тайну прошлого?






1

Материалы в пособии: Сухов В.В., Абдулаев Э.Н., Крылов В.А.  «По следам прошлого. Часть 1»  (учебное пособие по истории) // Москва «ТЕРРА» - «TERRA»    1995 г.

Как историк восстанавливает картину прошлого?

1

По реке времени.

1

«Лента времени», «хронология», счет времени в Древней Руси

Создание ленты времени

Какими были первые люди на Земле?      (Чарльз Квеннелл, Марджори Квеннелл «Первобытные люди. Быт, религия, культура»  http://fictionbook.ru)

1

Питекантроп, «пещерные люди»,

Страница с зарисовками

Как люди овладели огнем?

1

Оформление страницы по теме (зарисовки по представлению

Верования первобытных людей

1

«язычество» «идол»

Оформление страницы по теме (зарисовки по представлению)

Раскрываем тайны своей семьи 5 часов

Что у нас общего и чем мы различаемся?

1

Все народы мира ценят свое прошлое

Из рода в род

1

«Предок», «родословная», «поколение»

Основы антропонимики.  Моя фамилия.

1

«Антропонимика», раскрыть тайны некоторых фамилий, имен

Страница «Моя фамилия»

Основы антропонимики.  Моё имя.

1

Страница  с толкованием имен своей семьи

Какого я роду, племени (Мое родословное древо)

1

«Генеалогия» - родословная. Человек – и корень своего древа, и ветвь его, и плод.

Страница «Мое родословное древо»

Раскрываем тайну своего города 9 часов

Возникновение городов на Руси.

1

Проект «Древний город» (макет)

Кто Москву назвал Москвой,  и как произошли названия Русь и Россия.

1

Дать понятие, откуда пошли географические названия

История моего города.

1

Как начинался Тайшет «Транссиб»

Кратковременный проект «Мой город»

Внеклассное мероприятие «Город, в котором я живу» (Приложение 1)

Улицы города.

1

Откуда пошло название улиц моего города

Кратковременный проект «Самые старые здания моего города»

Летопись мира - архитектура

1

«Архитектура»

Страница «7 чудес света»

Дом, в котором я живу. Первобытное жилище.(Приложение 2)

1

«пещерные люди»

Дом, в котором я живу. Русская изба. (Приложение 3)

1

«Клеть», «землянка», «бабий куд» и т.п

Занятие – ролевая игра

Дом, в котором я живу. Современное жилище.

1

Архитектурные памятники моего города

1

«Архитектурные памятники»

Раскрываем тайну гербов и монет 6 часов

О чем говорят фигуры на гербе?

1

Познакомить с правилами составления гербов. Дать понятие «геральдика»

Страница «Герб моей семьи»

Русская геральдика.

1

Что за животное на гербе моей области?

1

Составление герба области

Из истории герба Тайшета и Тайшетского района

1

Игра-мозаика «Герб моего города» (расшифровка)

Монеты – свидетели прошлого.

1

Понятия язык монеты: «монетный тип», «аверс», «реверс», «легенда»

Рассматривание коллекции монет

Что таит «Золотой колодец»?

1

Понятия «кладоискатель». Познакомить с легендами о кладах

Раскрываем тайну письменных источников 5 часов

Быль или вымысел.  Летопись.

1

Понятие «миф», «легенда», «героическая песнь», «летопись», «былина

Знакомство с письменными источниками, зарисовки героев

Быль или вымысел.  Миф.

1

Быль или вымысел.  Легенда.

1

Быль или вымысел. Героическая песнь.

1

Быль или вымысел. Былина.

1

Заключение 2 часа

Как люди хранят память о прошлом?

1

Презентация своего альбома

Итоговое занятие

1

Распределение учебного материала

2 год обучения

№ занятия

Тема

Количество часов

Основные понятия (теория)

Практическая работа PS (страница – это страница в альбоме, который ребенок ведет в течение года)

Педагогический контроль

Введение 1 час

Вводное занятие

1

Раскрываем тайну окружающих нас вещей  8 часов

От костра до лазера

1

«эволюция добывания огня»

Вода в жизни человека

1

Многообразие функций воды

Родословная мебели

1

 Классификация и видоизменения мебели

Пища человека

1

Уклад жизни человека и изменение пищи, классификация пищи

Родословная посуды

1

Возникновение посуды: причины и факторы

Одежда человека.

1

Условия и факторы развития и видоизменения одежды

Орудие и оружие.

1

Классификация на основе различных признаков

Итоговый проект «История вещей»

Раскрываем тайну ремесел 8 часов

Происхождение ремесел

1

Понятие «ремесел». История возникновения и развитие ремесел.

Художественные ремесла

1

Керамика и стекло

1

Косторезное дело

1

Ткачество, вышивка и ковроделие

1

Металл и ювелирное дело

1

Бумага и картон

1

Профессии моих родителей

1

Итоговый проект «История ремесел»

Раскрываем тайну письменности 6 часов

Загадочные письмена

1

История возникновения и развития письменности

Когда и где родился алфавит?

1

Славянская письменность.

1

Откуда пришли письменные принадлежности?

1

Чертежи земли

1

Оформление страницы с первыми чертежами земли

Как родилась газета? Первая русская печатная газета.

1

История печати в Тайшетском районе

1

Работа с документами (вырезки из газет)

Поэты и писатели Тайшетского района

1

Оформление книжки-малышки с произведениями писателей Тайшетского района

Раскрываем тайну освоения Земли Сибирской 6 часов

Завоевание Сибири

1

Знакомство с освоением Сибири, историей Иркутска и Иркутской области

С Оби на Енисей

1

Как был открыт Байкал

1

Проект «Мифы о Байкале»

Во времена Иркутского острога

1

Зарисовки на тему «Иркутский острог»

Путешествие по городам Иркутской области

1

Реферат «Города иркутской области»

Раскрываем тайны своего города 4 часа

Традиции города.

1

Знакомство с историей города Тайшета.

Памятные места города.

1

Культура города.

1

Славные люди нашего города.

1

Оформление страниц - галереи со знаменитыми людьми города

Заключение 1 час

Итоговый урок

1

Внеклассное мероприятие «Край, в котором я живу»

Литература

  1. Васильев В. «Тайшетское отделение ВСЖД» // Красноярск «Ситалл» 1998 г.
  2. Заика А.М, Гаева Н.Ф., Бычкова В.Д., Шкарев Н.Ф. «Тайшет – город стальных магистралей» // Красноярск «Сибирские промыслы»,  2008 г.
  3. «Книга памяти. 60-летию со дня Победы посвящается…»  // Братск ООО «Фабрика рекламы»,  2005 г.
  4. Материалы сайта «Бирюса-мемориал»
  5. МУ «Библиотечное объединение» Тайшетского городского поселения «Символика Тайшетского района»  // Тайшет,  2009 г.
  6. Макогон Л.Г., Буртовой В.Н. «Помним всех поименно» // Иркутск «Облмашинформ», 2007 г.
  7. Новицкая М.Ю. «Введение в народоведение» (программа факультативного курса) // Москва «Просвещение» 1997 г.
  8. Радионов А.М., Галеев А.И., Кириллов Ю.Н. «Локомотивное депо Тайшет – 65 лет» // Зеленогорск «Зеленогорская типография» 2000г.
  9. Саплиной Е.В. Саплина А.И. «Путешествие в историю» (программа для 3-4 классов) // Москва «Просвещение»  1997 г Селезнев Е.С., Селезнева Т.А.  «Город рожденный Транссибом. Выпуск 1»
  10.  Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. «Исторические темы курса «Окружающий мир»» // Москва «ВАКО» 2006 г.
  11.  Степанов В.Р. «Как человек стал великаном» (обучение истории в начальной школе) // Чебоксары «КЛИО» 1994 г.
  12.  Сухов В.В., Абдулаев Э.Н., Крылов В.А.  «По следам прошлого. Часть 1»  (учебное пособие по истории) // Москва «ТЕРРА» - «TERRA»    1995 г.
  13. Федосенко Ф.И. «Город Тайшет - 65» // Красноярск «Ситалл» 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...

Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...