Дополнительная образовательная программа "Рукодельница"
рабочая программа по теме

Ушакова Людмила Николаевна

Программа художественно-эстетической направленности для детей 8-10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dop._obraz.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

«Рукодельница»

Информационная карта образовательной программы

«Рукодельница»

     Вид: декоративно-прикладная

     Тип: модифицированная

     Уровень: ознакомительный

     Срок реализации: 2 года

     Возрастной диапазон: 8 -10 лет

     Составитель: Ушакова Людмила Николаевна

     Форма обучения: групповая, индивидуальная

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

       В современной концепции обучения детей заложен принцип всестороннего развития личности ребенка. Многогранность этой проблемы затрагивает вопросы обучения, воспитания, развития и формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. Одним из главных компонентов духовности любого общества является народная культура, поэтому приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, развитие у них интереса к народным промыслам и ремеслам способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических культурных корней, формированию духовно богатой личности ребенка. Неотъемлемой частью обучения декоративно-прикладному творчеству является развитие художественного вкуса и эстетического восприятия окружающего мира.

        В последнее время заметно повысился интерес к творческому ручному труду. Изделия декоративно-прикладного творчества поражают своей простотой, оригинальностью и красотой. Декоративно-прикладное творчество включает в себя довольно много видов рукоделия это  вышивка, аппликация, плетение, лепка, шитье, роспись, также лоскутная техника и т. д. Чаще всего ручной труд становится любимым хобби.   Актуальность дополнительной образовательной программа «Рукодельница» заключается в том, что она позволяет ребёнку соприкоснуться с различными видами народного промысла, ознакомиться с простейшими технологическими приёмами и способами изготовления поделок и самоопределиться в выборе занятия «для души».

         В содержании программы «Рукодельница» входят задачи ознакомления  с народными промыслами: аппликация, вышивка, лепка из теста, роспись по дереву, бисероплетение, мягкая игрушка, бумагопластика. Знакомит с искусством складывания бумаги (оригами). Освоение этих промыслов детьми способствует расширению их кругозора, развитию эстетического и художественного вкуса, основных психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения и их свойств: наблюдательности и фантазии, решению разнообразных конструкторских и технологических задач.

      Сегодня многие родители стараются развивать интеллектуальные способности своих детей, забывая о том, что «способности детей находятся на кончиках их пальцев» (В.Сухомлинский). Рукоделие способствует развитию мелкой моторики руки, что является мощным стимулом для развития мыслительной активности и интеллекта детей, а также коррекции психического развития воспитанников.

      В ходе реализации курса обучения воспитанники знакомятся с основными законами цветоведения, что поможет им в дальнейшем правильно комбинировать сочетания, соотносить узорное решение с фоновым цветом.

       Обучение в рамках программы «Рукодельница» способствует развитию личностных качеств детей. Атмосфера неформального общения, царящая на занятиях, поощрение личной творческой активности влияет на формирование и проявление у детей творческой инициативы, нестандартности, гибкости мышления. В процессе реализации программы используются технологии индивидуализации, дифференциации обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха, формируют у воспитанников положительную самооценку.

        Программа «Рукодельница» положительно влияет на воспитание подрастающего поколения. Наряду с занятиями, предусмотрены экскурсии, тематические беседы, выставки, исследовательская деятельность, участие в фольклорных праздниках, в процессе которых дети получают дополнительные знания о  народных промыслах, развивают чувство коллективизма и навыки общения.

        В отличие от других программ дополнительного образования программа «Рукодельница» только знакомит с различными видами декоративно-прикладного творчества, создаёт потребность у ребёнка в овладении тем или иным видом промысла, даёт основу для дальнейшего самостоятельного поиска и достижения желанной цели.

Цель программы – раскрытие истоков народного творчества и роли декоративно-прикладного искусства в жизни общества путем формирования у ребенка трудовых навыков, обучения новейшим методам и технологическим приемам изготовления различных декоративных поделок, создание необходимых условий для самоопределения и самореализации личности ребёнка.

                          Задачи программы:

Задачи

       Год обучения:

I

II

Образовательные

1. Познакомить с историей народных  промыслов.

2. Обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение различных технологических операций, приёмов работы.


1. Повысить уровень знаний и совершенствовать практические приёмы и навыки работы.

2. Закреплять умения и навыки, полученные по учебному курсу в 1-й год обучения, обучать более новым, более сложным техническим приёмам и способам.

 

Развивающие

1. Способствовать развитию познавательной активности, творческого мышления, воображения, фантазии.

2. Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

4. Развивать символическое мышление (умение работать по схеме);

1. Развивать гибкость, оригинальность мышления;

2. Способствовать развитию чувства цвета, чувства симметрии и чувства ритма – компонентов эстетического чувства.

3. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные

1. Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками.

2. Воспитывать трудолюбие и аккуратность.

3. Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

4. Воспитывать у детей доброжелательность и взаимопомощь, формиро-вать навыки сотрудничества.


1. Способствовать воспитанию самостоятельности, инициативы, желания по-своему выполнять задание.

2. Воспитывать у обучающихся культуру общения, взаимодействие, желание оказать помощь своим товарищам.

  Программа   рассчитана на детей 8-10 лет. Срок реализации 2 года.

  Количество воспитанников в группах:

 - группа 1 года обучения –15  человек;

 - группа 2 года обучения –13  человек.

         Режим занятий обучения:

группа 1 года обучения

периодичность занятий: 2 раза в неделю по 1 часу

общее количество часов в год: 72 часа

группа 2 года обучения

периодичность занятий: 2 раза в неделю по 1 часу

общее количество часов в год: 72 часа.

         

          Основу обучения составляет форма тематических заданий, позволяющая органично сочетать организованный процесс восприятия детьми народных образов и практическое участие в народном творчестве. Главная форма занятий – практическая работа.

В ходе реализации программы так же использованы следующие формы занятий:

- тематические занятия;

- дидактические игры;

- творческие занятия;

- самостоятельная работа;

- экскурсии в музеи и на выставки народного и декоративно-прикладного творчества;

- выставки детских работ;

- участие детей в конкурсах;

- фольклорные праздники.

   

       Методы организации учебно-познавательной деятельности.

Для проведения учебных занятий используются различные группы методов и приемов обучения:

Методы

Приемы

Словесные

  1. беседа
  1. рассказ
  2. инструктаж

Наглядные

  1. демонстрация

-     показ образцов, иллюстраций

-     экскурсия

Репродуктивные

  1. работа  по образцу
  1. работа по схеме

Проблемно-поисковые

  1. наблюдения
  1. анализ-синтез
  2. обобщение-конкретизация
  3. самостоятельная работа
  4. творческие проекты

Программа «рукодельница» призвана обеспечить следующее:

  1. знание основных технологических приемов по изготовлению сувениров в различной технике;
  2. самостоятельно выполнять все стадии по изготовлению сувениров, поделок, игрушек  в различной технике, соответственно программе.

       Предполагаемые результаты обучения.

В конце первого года обучения воспитанники должны

               Знать

             Уметь

- историю народных промыслов;

- виды декоративно- прикладного искусства;

- организацию рабочего места;

- виды аппликации;

- условные знаки и приёмы складывания (оригами);

- технологию приготовления солёного теста;

- приёмы изготовления изделий из теста;

- виды соединительных швов и отделочных швов «ёлочка», «Восьмёрка», «Рококо»;

- правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек;

- основы цветоведения;

- правила безопасности труда при работе с колющими, режущими и мелкими предметами;

- правила взаимодействия в коллективе.

- владеть приёмами складывания бумаги;

- самостоятельно работать с технологической схемой складывания;

- готовить солёное тесто и лепить из него;

- выполнять раскрой ткани, меха;

- владеть приёмами соединения деталей: смётывание, сшивание, зашивание;

- выполнять соединительные и отделочные швы;

- выполнять декоративно-отделочные швы: «ёлочка», «восьмёрка», «рококо»;

- плести простые цепочки с использованием карты- схемы;

- подбирать гармоничные цветовые сочетания;

- составлять несложную композицию в соответствии с технологией и традициями.

В конце второго года обучения воспитанники должны

                 Знать

                Уметь

- приёмы и основные элементы Городецкой росписи;

- виды отделочных швов: гладь (односторонняя и двусторонняя), простой крест, двойной крест;

- технологию бумагопластики;

- принцип плетения ярусами, двумя нитями;

- технологию росписи ткани в технике «Батик»;

- технологию выполнения полуобъёмных игрушек из теста;

- основные правила сочетания цветов, орнамента и фона;

- способы и приёмы нанесения орнамента.

- создавать изделие с использованием

технологии народного промысла;

- выполнять элементы Городецкой росписи;

- вышивать гладью, крестом;

- создавать изделия с использованием объёмных деталей из бумаги;          

- самостоятельно работать по карте – схеме;

- плести ярусами, ажурную сетку;

- самостоятельно создавать узор орнамента, наносить его на ткань;

- составлять сюжет, выполнять зарисовку и лепку этого сюжета;

- проявлять гибкость, оригинальность мышления при создании изделия;

- чувствовать эмоциональное состояние другого человека.

Результативность программы «Рукодельница» определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в 3 этапа.

Начальная диагностика проводится в начале первого года обучения. Ее результаты позволяют определить уровни развития первоначального практического навыка и разделить детей на уровни мастерства. Это деление обеспечивает личностно-ориентированный подход в процессе обучения учебного занятия.

Контрольная диагностика проводится в конце первого года обучения и позволяет проследить динамику развития практического навыка.

Итоговая диагностика проводится в конце второго года обучения. По ее результатам определяется уровень мастерства, которого достигли воспитанники за время обучения.

По итогам диагностического исследования, анализу творческой активности (участие в выставках, конкурсах, фестивалях) в конце обучения детям выдается свидетельство об окончании курса программы с указанием уровня мастерства.

При оценке освоения программы применяю следующие методы диагностики: собеседование, наблюдение, анкетирование, выполнение отдельных заданий (начальная диагностика), тестирование, изготовление зачётного изделия по выбору, отчётные выставки (контрольная диагностика), зачётное изделие по заданной теме, участие в конкурсах, персональная мини выставка (итоговая диагностика).

Положительным результатом образовательной деятельности является самоопределение ребенка – жизненное, социальное, личностное, профессиональное.

Учебно- тематический план.


п/п

Перечень тем и разделов:

Общее кол-во

часов

            Из них

Теория

Практика

1 год обучения

Введение в образовательную программу.

 Начальное тестирование и анкетирование.




1




0,5




0,5

1.

1.1.


1.2.


1.3.

1.4.

1.5.

Аппликация

История появления бумаги. Виды аппликаций.

Предметная аппликация. Ветка берёзы.

Декоративная аппликация. Страус.

Панно «Осень».

Сюжетная аппликация. Сказка «Колобок».

10


1

2


2

3

2



1

0,5


0,5

1

0,5



-

1,5


1,5

2

1,5

2.

2.1.


2.2.

2.3.

2.4.


2.5.

2.6.


2.7.

Полуобъёмная лепка

История возникновения промысла. Основной рецепт солёного теста.

Изготовление медальона.

Изготовление корзины с фруктами.

Изготовление героев мультфильма «Смешарики».

Изготовление рамки для фотографии.

Грунтовка. Раскрашивание готовых изделий.

Покрытие лаком.

9


1

1

1

1


3

1


1



0,5

0,5

0,5

0,5


1

0,5


0,5



0,5

0,5

0,5

0,5


2

0,5


0,5

3.

3.1.


3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

Оригами

Оригами – искусство складывания из бумаги.

Базовые формы.

Корабли.

Морские обитатели.

Птицы.

9

1


2

2

2

2


0,5


1

0,5

0,5

0,5


0,5


1

1,5

1,5

1,5

4.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

Мягкая игрушка

История мягкой игрушки.

Виды швов.

Мягкая игрушка «Мышка».

Мягкая игрушка «Гномик».

Мягкая игрушка «Кот Леопольд».

11

1

1

2

3

4


1

0,5

0,5

1

1


-

0,5

1,5

2

3

5.

5.1.


5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

Вышивка

Вышивка разных народов мира. История промысла.

Виды декоративно-отделочных швов.

Салфетка «Цыплёнок».

Обработка краёв салфетки.

Фольклорный праздник «Жили-были, хоровод водили».

13

1


4

4

3

1


1


1

-

-

1


-


3

4

3

-

6.

6.1.


6.2.


6.3.

6.4.

6.5.

6.6.

6.7.

Бисероплетение

История возникновения бисера и стекляруса.

Технологическая карта-схема. Украшения из бисера.

Объёмные изделия. Ящерица.  

Объёмные изделия. Мышка.

Объёмные изделия. Бабочка.

Объёмные изделия. Куклы.

Объёмные изделия. Зайчик.

13


1

1


1

2

2

4

2



0,5

0,5


-

0,5

0,5

0,5

0,5



0,5

0,5


1

1,5

1,5

3,5

1,5

7.


7.1.


7.2.

Итоговые занятия «Весёлая карусель».

Творческий конкурс «Весёлая карусель».

Контрольная  диагностика.

6


5


1



-


0,5



5


0,5

 Итого:                                      

72

20,5

51,5

2 год обучения

Введение в образовательную программу.


1


0, 5


0,5

1.

1.1.


1.2.


1.3.

Роспись по дереву

История возникновения Городецкой росписи.

Основные элементы Городецкой росписи. Технология росписи.

Роспись разделочной доски.

11

2


3


6


1


1


1


1


2


5

2.

2.1.


2.2.

2.3.


2.4.

Художественная вышивка

Гладь односторонняя и двусторонняя.

Салфетка «Анютины глазки».

Вышивка крестом по канве с использованием карты-схемы.

Панно «Собачка».

12

1


5

1


5


0,5


0,5

0,5


0,5


0,5


4,5

0,5


4,5

3.

3.1.



3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

3.7.

3.8.

Бумагопластика

Декоративные композиции с использованием объёмных деталей из бумаги.

Петли. Хризантема

Кулёчки. Циннии.

Лепестковые цветы. Колокольчик. Лепестковые цветы. Роза.

Гофрировка. Листики».

Композиция «Корзина с цветами».

Композиция «Букет сирени».

12



1

1

1

1

2

1

2

3




1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5




-

0,5

0,5

0,5

1,5

0,5

1,5

2,5

4.

4.1.


4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.


4.7.

4.8.

4.9.

4.10.

4.11.

Бисероплетение

Элементы плетения. Цепочка с пупырышками.

Цепочка «змейка».

Цепочка «Цветы с листочками».

Цепочка «крестик» в одну нить.

Плотная однорядная цепочка.

Плотная поперечная цепочка «мозаика».

Цепочка «крестик» в две нити.

Цепочка «восьмёрка».

Жгуты.

Плетение «фенечек».

Брелок «Крокодил».

20

1


2

2

1

2

2


2

2

2

2

2


0,5


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


0,5


1,5

1,5

0,5

1,5

1,5


1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

5.

5.1.

5.2.

Полуобъемная лепка

Панно «Верба в вазе».

Изготовление салфетниц.

9

5

4


1

1


4

3

6.

6.1.

6.2.

Итоговые занятия. 

Творческий конкурс «Калейдоскоп»

Итоговая диагностика

7

6

1


-

0,5


6

0,5

Итого:

72

18

54

Краткое содержание программы

              1 года обучения

            Введение в образовательную программу.

Теория. Знакомство с содержанием программы «Рукодельница». Организация рабочего места. Правила поведения и требования к воспитанникам. Инструктаж по технике безопасности. Правила личной гигиены.

Практика. Анкетирование.

1 раздел. Аппликация.

1.1. История появления бумаги. Виды аппликаций.

Теория. Знакомство с историей появления бумаги. Основные свойства бумаги и картона. Инструменты  и  материалы необходимые для выполнения работ из бумаги. Демонстрация приемов работы с  бумагой. Виды аппликации (предметная аппликация, декоративная аппликация, сюжетная аппликация).

Практика. Знакомство мозаичным, зернистым, насыпным и смешанным фоном.

1.2. Предметная аппликация. Ветка берёзы.

Теория. Знакомство с симметрией и понятием «образ».

Практика. Изготовление предметной аппликации «Ветка берёзы».

1.3. Декоративная аппликация. Страус.

Теория. Познакомить с аппликацией из ткани.

Практика. Изготовление аппликации из ткани «Страус».

1.4. Панно «Осень».

Теория. Экскурсия в осенний лес. Понятия «эскиз», «композиция».

Практика. Изготовление панно «Осень» в смешанной технике.

1.5. Сюжетная аппликация. Сказка «Колобок».

Теория. Познакомить с понятием «сюжет», закрепить представления об эскизе и композиции.

Практика. Изготовление сюжетной аппликации по сказке «Колобок».

        2 раздел. Полуобъёмная лепка.

2.1. История возникновения промысла. Основной рецепт солёного теста.

Теория. История возникновения и применение изделий из солёного теста. Инструменты и материалы необходимые для работы с тестом. Инструктаж по техники безопасности. Рецепт приготовления солёного теста.

Практика. Самостоятельное изготовление солёного теста.

2.2. Изготовление медальона.

Теория. Виды медальонов. Применение.

Практика. Лепка медальонов, украшенных налепами из мелких орнаментальных деталей («Солнышко», «Месяц», «Яблоко», «Буквы»).

2.3. Изготовление корзины с фруктами.

Теория. Технология изготовления корзины и фруктов.

Практика. Лепка корзины с фруктами.

2.4. Изготовление героев мультфильма «Смешарики».

Теория. Беседа о формах в природе и в мультфильме «Смешарики».

Дидактическая игра «Мой любимый персонаж».

Практика. Лепка мультипликационных героев по выбору.

2.5. Изготовление рамки для фотографии.

Теория. Виды рамок. Способы изготовления рамок по шаблону. Понятия: «шаблон», «трафарет», «контур».

Практика. Лепка рамок, украшения налепами из мелких орнаментальных деталей.

2.6. Грунтовка. Раскрашивание готовых изделий.

Теория. Понятие «грунтовка». Особенности росписи изделий из солёного теста.

Практика. Грунтовка и роспись готовых изделий.

2.7. Покрытие лаком.

Теория. Лакирование и виды лака. Техника безопасности при лакировании.

Практика. Покрытие лаком изделий из теста.

       3 раздел. Оригами.

3.1. Оригами – искусство складывания из бумаги.

Теория. История возникновения оригами. Виды бумаги используемых в оригами. Знакомство с азбукой оригами.

Практика. Чтение и выполнение основных элементов в оригами.

 3.2. Базовые формы.

Теория. Знакомство с основными базовыми формами. Работа с картами-схемами.

Практика. Складывание базовых форм.

3.3. Корабли.

Теория. Беседа «Виды водного транспорта».

Практика. Складывание моделей «Яхточка», «Пароход», «Катамаран».

3.4. Морские обитатели

Теория. Дидактическая игра «Подводный мир».

Практика. Складывание моделей «Золотая рыбка», «Кит», «Морской котик».

3.5. Птицы.

Теория. Викторина «Воздушные акробаты».

Практика. Складывание моделей «Павлин», «Птичка», «Голубок».

       4 раздел. Мягкая игрушка.

4.1. История мягкой игрушки.

Теория. Познакомить с историей создания мягкой игрушки. Необходимые материалы и инструменты для пошива мягкой игрушки. Инструктаж по технике безопасности. Виды ткани. Материалы, используемые для оформления игрушки. Этапы изготовления мягкой игрушки. Знакомство с понятием «лекала», «выкройка».

Практика. Отработка навыков работы с лекалами, раскрой детали игрушки.

4.2. Виды швов.

Теория. Знакомство со швами, используемых в пошиве мягкой игрушки.

Практика. Швы: «вперёд иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «подрубочный шов», «петельный шов», «потайной шов».

4.3. Мягкая игрушка «Мышка».

Теория. Закрепление этапов изготовления мягкой игрушки. Отработка шва «назад иголку».

Практика. Пошив мягкой игрушки «Мышка».

4.4. Мягкая игрушка «Гномик».

Теория. Знакомство с раскроем меха. Закрепление швов «вперёд иголку», «назад иголку», «петельный шов», «потайной шов».

Практика. Пошив мягкой игрушки «Гномик».

4.5. Мягкая игрушка «Кот Леопольд».

Теория. Закрепление работы с мехом. Отработка швов «вперёд иголку»,  «через край», «потайной шов».

Практика. Пошив мягкой игрушки «Кот Леопольд».

5 раздел. Вышивка.

5.1. Вышивка разных народов мира. История промысла.

Теория. Знакомство с историей народного промысла, вышивкой разных народов мира. Актуальность вышивки в современной жизни. Материалы и инструменты для вышивания. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Изготовление игольницы.

5.2. Виды декоративно-отделочных швов.

Теория. Швы: «строчка», «петельный шов», «тамбурный шов», «узелки».

Практика. Выполнение шва «строчка», «петельного шва», «тамбурного шва», «узелков».

5.3. Салфетка «Цыплёнок».

Теория. Закрепление изученных швов.

Практика. Вышивание салфетки «Цыплёнок» с использованием изученных швов.

5.4. Обработка краёв салфетки.

Теория.  Дидактическая игра «Принимаем гостей». Бархатный шов.

Практика.  Обработка краёв салфетки.

5.5. Фольклорный праздник «Жили-были, хоровод водили».

Теория. Знакомство с русскими народными обрядами и традициями.

Практика. Разучивание русских народных песен, частушек, хороводов, поговорок, пословиц и т. д.

           6 раздел. Бисероплетение.

6.1. История возникновения бисера и стекляруса.

 Теория. Знакомство с историей бисероплетения, историей возникновения бисера и стекляруса. Актуальность промысла в современной жизни. Материалы и инструменты для бисероплетения. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Тестирование.

6.2. Технологическая карта-схема. Украшения из бисера.

Теория. Знакомство с технологической картой-схемой. Условные обозначения. Чтение.

Практика. Плетение цепочки с бугорками.

6.3. Объёмные изделия. Ящерица.

Теория. Ознакомление с плетением изделий на проволочной основе.

Практика. Плетение ящерки.

 

6.4. Объёмные изделия. Мышка.

Теория. Закрепление приёмов плетения изделий на проволочной основе.

Практика. Плетение мышки.

6.5. Объёмные изделия. Бабочка.

Теория. Закрепление приёмов плетения изделий на проволочной основе.

Практика. Плетение бабочки.

6.6. Объёмные изделия. Куклы.

Теория. Закрепление знаний, умений и навыков плетения изделий на проволочной основе.

Практика. Самостоятельная работа воспитанников. Плетение кукол по выбору.

6.7. Объёмные изделия. Зайчик.

Теория. Объёмные изделия, состоящие из нескольких частей. Соединение деталей.

Практика. Плетение фигурки зайчика.

         7 раздел. Итоговые занятия «Весёлая карусель»

7.1. Творческий конкурс «Весёлая карусель».

Теория. Творческие работы воспитанников.

Практика.  Изготовление зачётного изделия в любой технике по выбору.

7.2. Контрольная  диагностика.

Теория. Контрольная диагностика.

Практика. Организация выставки детских работ.

           2 года обучения

          Введение в образовательную программу.

Теория. Знакомство с содержанием программы «Рукодельница» второго года обучения.

Практика. Анкетирование.

1 раздел. Роспись по дереву.

1.1. История возникновения Городецкой росписи.

Теория. Заочное путешествие в город Городец.

Практика. Самостоятельный поиск информации по теме «Городецкая роспись».

1.2. Основные элементы Городецкой росписи. Технология росписи.

Теория. Основные элементы Городецкой росписи и технология росписи предметов обихода.

Практика. Изображение «розанов», «купавок» и листиков.

1.3. Роспись разделочной доски.

Теория. Закрепление технологии Городецкой росписи. Составление эскиза росписи разделочной доски.

Практика. Роспись разделочной доски. Лакирование.

2 раздел. Художественная вышивка.

2.1. Гладь односторонняя и двусторонняя.

Теория. Швы: односторонняя счётная гладь и двусторонняя счётная гладь. Отличительные особенности этих швов.

Практика. Выполнение швов на ткани.

2.2. Салфетка «Анютины глазки».

Теория. Закрепление швов «односторонняя счётная гладь» и «двусторонняя счётная гладь».

Практика. Вышивание салфетки «Анютины глазки».

2.3. Вышивка крестиком по канве с использованием карты-схемы.

Теория. Швы: простой крест, двойной или «болгарский» крест. Знакомство с картой-схемой и материалом для вышивки крестиком – канва.

Практика. Отработка навыков выполнения изученных швов.

2.4. Панно «Собачка».

Теория. Понятие «панно». Закрепление швов: стебельчатый и простой крест.

Практика. Вышивание панно «Собачка».

3 раздел. Бумагопластика.

3.1. Декоративные композиции с использованием объёмных деталей из бумаги.

Теория. Знакомство с технологией бумагопластики. Отличительные особенности бумагопластики от аппликации.

Практика. Изготовление голубя.

 

3.2. Петли. Хризантема.

Теория. Изготовление поделок при помощи петелек.

Практика. Хризантема.

3.3. Кулёчки. Циннии.

Теория. Изготовление поделок при помощи кулёчков.

Практика. Циннии.

3.4. Лепестковые цветы. Колокольчик.

Теория. Технология изготовления лепестковых цветов.

Практика. Колокольчик.

3.5. Лепестковые цветы. Роза.

Теория. Технология изготовления лепестковых цветов.

Практика. Колокольчик.

3.6. Гофрировка. Листики.

Теория. Гофрировка. Конструирование изделий из гофрированной бумаги.

Практика. Листик, бабочка.

3.7. Коллективная работа «Корзина с цветами».

Теория. Коллективная творческая работа. Деление на группы. Распределение обязанностей. Составление композиции.

Практика. Составление композиции «Корзина с цветами».

3.8. Композиция «Букет сирени».

Теория. Закрепление понятий «композиция», «симметрия».

Практика. Составление композиции «Букет сирени».

            4 раздел. Бисероплетение.

4.1. Элементы плетения. Цепочка с пупырышками.

Теория. Знакомство с основными элементами плетения. Виды и способы низания. Карта-схема.

Практика. Плетение цепочки с пупырышками.

4.2. Цепочка «змейка».

Теория. Плетение цепочки в одну иглу. Чтение карты-схемы.

Практика. Плетение цепочки «змейка».

4.3. Цепочка «Цветы с листочками».

Теория. Беседа «Украшения из бисера». Фурнитура для бисероплетения.

Технология плетения цепочки «цветы с листочками».

Практика. Плетение цепочки «цветы с листочками».

4.4. Цепочка «крестик» в одну нить.

Теория. Технология плетения цепочки «крестик» в одну нить.

Практика. Плетение цепочки «крестик» в одну нить.

4.5. Плотная однорядная цепочка.

Теория. Понятия: «цветовая гамма», «тёплые и холодные цвета». Технология плетения плотной однорядной цепочки.

Практика. Плетение плотной однорядной цепочки.

4.6. Плотная поперечная цепочка «мозаика».

Теория. Закрепление понятий: «цветовая гамма», «тёплые и холодные цвета». Технология плетения плотной многорядной цепочки.

Практика. Плетение  плотной многорядной цепочки.

4.7. Цепочка «крестик» в две нити.

Теория. Технология плетения в две нити.

Практика. Плетение цепочки «крестик» в две нити.

4.8. Цепочка «восьмёрка».

Теория. Ажурное плетение. Технология плетения цепочки «восьмёрка».

Практика. Плетение цепочки «восьмёрка».

4.9. Жгуты.

Теория. Технология плетения жгута.

Практика. Плетение жгута.

4.10. Плетение «фенечек».

Теория. Беседа «Украшение русского национального костюма». Закрепление плетения плотной поперечной цепочки.

Практика. Плетение «фенечки».

4.11. Брелок «Крокодил».

Теория. Двойное плетение на леске.

Практика. Брелок «Крокодил».

          5 раздел. Полуобъемная лепка.

5.1. Панно «Верба в вазе».

Теория. Беседа «вербное воскресенье». Закрепить понятие «компановка панно». Применение панно.

Практика. Лепка составных частей панно с использованием шаблонов, сборка, роспись и оформление панно в раму.

5.2. Изготовление салфетниц.

Теория. Способы изготовления шаблонов и трафаретов. Виды и назначение салфетниц.

Практика. Лепка салфетниц с использованием шаблонов, сборка и роспись салфетниц («Яблоко», «Месяц», «Улитка»).

         6 раздел. Итоговые занятия.

6.1. Творческий конкурс «Калейдоскоп»

Теория. Проверка ЗУН по учебному курсу «Рукодельница».                

Практика.  Изготовление зачётного изделия по заданной теме.  Оформление выставки.

6.2. Итоговая диагностика.

Итоговая  диагностика знаний, умений и навыков воспитанников. Выдача свидетельств об окончании курса программы «Рукодельница».

Литература:

1. Аполозова Л.М. «Бисероплетение», - М.: Культура и традиции. 1997 г.

2. Багданова Т. Г., Корнилова Т. В. «Диагностика познавательной сферы ребёнка», М.: 1994.

2. Волчек Н.М., Современная энциклопедия для девочек. Минск,        Современная литература, 1999.

3.Гусакова М.А., Аппликация. Издательство «Просвещение», 1990.

4. Калинич М. «Рукоделие для детей», Минск «Россия», 1997.

5. Кузьмин М., Максимова М. «Лоскутки», 1998.

6. Нагибина М.И. «Из простой бумаги, мастерим как маги», Ярославль, 2000.

Литература для детей:

  1. Бисер/ Л. В. Базулина, И. В. Новикова;- Ярославль: Академия развития, 2007.
  2. Мягкая игрушка/ Н. О. Чурзина. – М.: АСТ, 2007.
  3. Подарки из батика/ Жолобчук А. Я. – М.: АСТ; 2006.
  4. 100 поделок из бумаги /Г. И. Долженко. – Ярославль: Академия развития, 2006.
  5. Рукоделие: энциклопедия / Д. В. Нестерова. – М.: АСТ, 2007.
  6. Цветы оригами для любимой мамы / авт.-сост. Л. В. Иванова. – М.: АСТ; Донецк: 2007.
  1. Шитьё и вышивка: уроки детского творчества/ Д. Н. Волковский, И. А. Задоя и др. – Санкт-Петербург: Полигон, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа Подготовка к школе

Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома, непростой ...

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....