Развитие речи учащихся младших классов на уроках риторики.
статья по теме

Филимонова Мария Николаевна

Развитие речи  учащихся младших классов на уроках риторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи учащихся младших классов на уроках риторики.

Филимонова М. Н., учитель МБОУ «СОШ № 61».

          Речевое развитие младших школьников - актуальная задача современного этапа обучения. Повышенное внимание к этой проблеме не случайно: ведь речь-это канал для развития интеллекта, показатель общей культуры человека. Хорошо развитая речь помогает человеку чувствовать себя комфортно в любых сферах жизни, обуславливает способность более точно выражать свои мысли, чувства и глубже понимать чужие.

          Одним из существенных путей решения проблемы речевого развития является  введение в цикл предметов общеобразовательной  школы  новой дисциплины-риторики (от греч  «ритор» - оратор).

          На уроке я предъявляю следующие требования к речи учащихся:

  1. Содержательность речи (говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь).
  2. Логичность, последовательность, четкость речи.
  3. Точность речи (используем все богатства языковых средств).
  4. Выразительность речи.
  5. Ясность речи.
  6. Чистота речи.
  7. Правильность речи (соответствие литературной норме).
  8. Произносительная сторона речи.

Курс риторики начинается с первого года обучения в школе, потому

что первоклассники легко впитывают образы речи, дети эмоциональные, любят играть. Но чтобы уроки состоялись, учитель должен создать в классе доброжелательную обстановку, где дети чувствовали бы себя свободно, расковано, спокойно.

          Основной акцент в своей работе я делаю на развитие устной речи – изучение ее особенностей, тренировку речевого аппарата (силы голоса, ритма, тона), воспитание произносительной культуры, культуры речевого поведения в различных ситуациях, развитие способностей вступать в диалог и выступать с монологом перед аудиторией.

          Обычно на занятиях по риторике можно вычленить такие этапы, как речевая разминка, изучение главной темы, разыгрывание диалогов, связные суждения детей. Само выделение этих этапов не составляет особой новизны, но в совокупности с включением активных форм работы такие занятия превращаются в важные жизненные уроки общения, повышают речевую активность детей, уверенность в своих силах.

          При работе над произносительной стороной речи я часто использую специальные логопедические упражнения: произношение слов, считалок, скороговорок, стихов с определенным звуком. Т.о. на уроке идет закрепление (автоматизация) звука в речи у детей с нарушением звукопроизношения.

          Итак, риторика – наука хорошо говорить. И для развития связной речи на уроках риторики можно применять следующие упражнения:

  1. Развернутые ответы на вопросы в ходе беседы.
  2. Устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по плану.
  3. Импровизация сказок, сочинение скороговорок, стихов, небольших рассказов.
  4. Письменные сочинения разнообразных типов.
  5. Отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях.
  6. «Деловые» бумаги: объявления, заявления, телеграммы.    

            Занятия по риторике проводятся в деятельностном стиле. Забота о практических речевых умениях каждого ученика заметно влияет на речевое развитие детей, а следовательно, помогает им жить и более успешно учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Основная задача школы для слабослышащих и позднооглохших детей - подготовка учащихся  к активной самостоятельной жизни. Решение данной задачи невозможно без вооружения детей навыками свободного р...

Статья "Развитие коммуникативной речи учащихся младших классов"

В этой статье я описала опыт своей работы. Раскрыла формы и методы развития коммуникативной речи младших школьников....

Направления работы по развитию речи учащихся младшего школьного возраста.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детс...

Обобщенный опыт на тему : "Развитие устной и письменной речи учащихся младших классов в условиях творческой самореализации"

Материал собран на основе многолетнего опыта работы с учащимися коррекционной школы восьмого вида. У детей с ОВЗ плохо развиты слуховое восприятие, звукопроизношение, речевой ...

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

Коррекционная работа по развитию речи учащихся младших классов

Выступление на форуме. Коррекционная работа по развитию речи учащихся младших классов             Распространённость нарушений чтения среди учащихся начал...

Коррекционная работа по развитию речи учащихся младших классов (методические рекомендации)

Коррекционная работа по развитию речи учащихся младших классов     Выступление на форумеКоррекционная работа по развитию речи учащихся младших классов(методические рекомендации)...