Программа внеурочной деятельности "Путешествие по тропе здоровья" 1-4 класс
рабочая программа (1 класс) по теме

Меркурьева Ирина Михайловна

 

Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshest_po_trope_zdorovya_merkureva.doc368 КБ

Предварительный просмотр:

УО администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 7»

         

 УТВЕРЖДАЮ:

 Директор МБОУ «Основная

 общеобразовательная школа № 7»

 _____________ Ю.В.Штальбаум

 Приказ № ___ от «___»____ 2012 г

Путешествие по тропе здоровья

Рабочая программа внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению

для обучающихся 1 – 4  классов

Составитель:

Меркурьева Ирина Михайловна,

учитель начальных классов

Ленинск-Кузнецкий

2012

Содержание

Введение                                                                                                                                  3

Пояснительная записка                                                                                                           5

Цели и задачи программы                                                                                                       6

Основные направления реализации программы                                                                   7

Планируемые результаты                                                                                                        9

Формы учета знаний и умений                                                                                             15

Содержание программы                                                                                                        16

Тематическое планирование                                                                                                 18

Список литературы                                                                                                                27

Приложение                                                                                                                            28

Введение

Современная школа стоит на пороге  разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом  ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся  в рамках вариативной части образовательного плана. Предполагается, что занятия будут происходить в форме круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых научных исследований и т.п.  И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.

Нововведение будет способствовать  сохранению здоровья наших детей. В проекте «Гигиенических требований к условиям реализации в начальной школе» уже есть чётко сформулированный тезис: Организация занятий разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения.

Спортивно-оздоровительное направление внеучебной деятельности занимает 30% отведённого оплачиваемого времени.  Приобретаемые на уроках физической культуры знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.

Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Формы организации внеучебной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению: утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры, прогулки, спортивно-оздоровительные часы,  эстафеты, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр.

Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.

Пояснительная записка.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

                                                     

              Цели программы:

  1. Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  2. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
  2. Профилактика вредных привычек.
  3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
  4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
  6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Основные направления реализации программы:

–    организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок  и игр на свежем воздухе в любое время года;

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– организация питания учащихся;

–  проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

Программа «Путешествие по тропе здоровья»  рассчитана на 1 учебный час в неделю: I класс – 33 часа, II – IV классы – 34 часа.

Место реализации программы: спортивный зал, спортивная площадка, кабинет начальных классов, школа, территория и окрестности вокруг школы.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Планируемые результаты

После окончания I года обучения  учащиеся должны

Знать:

  1. задачи общей физической подготовки;
  2. правила подвижных игр.
  3. правила игры в шашки, шахматы;
  4. цели и задачи упражнений с мячом;
  5. основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
  6. основы техники безопасности во время катания на санках, коньках, лыжах;
  7. историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;
  8. гигиенические требования к питанию, к инвентарю и спортивной одежде;
  9. основы здорового образа жизни;

Уметь:

  1. играть в подвижные игры для развития  выносливости, быстроты.
  2. соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;

Личностные результаты:

  1. видеть важность в здоровом образе жизни;
  2. бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
  3. искать свою позицию в многообразии культурных, спортивных, оздоровительных предпочтений;
  4. осуществлять добрые дела полезные другим людям.

Метапредметные результаты:

      1.   Регулятивные УУД:

  1. определять цель деятельности с помощью учителя;
  2. составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
  3. использовать дополнительные средства получения информации;
  4. уметь оценивать себя.
  1. Познавательные УУД:
  1. уметь перерабатывать полученную информацию;
  2. выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
  3. осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.

      3.   Коммуникативные УУД:

  1. доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
  2. понимать позиции других.

После окончания II года обучения   учащиеся должны

Знать: 

  1. упрощенные правила спортивных игр (футбол, волейбол);
  2. правила игры в шашки, в шахматы;
  3. историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;
  4. факторы сохранения и укрепления здоровья;
  5. основные правила  соревнований  и  подвижных игр;
  6. строение тела человека, его привычки;
  7. основы здорового образа жизни;

Уметь:

  1. играть по правилам в спортивные игры (футбол, волейбол).
  2. выполнять упражнения на расслабление во время занятий;
  3. соблюдать правила техники безопасности во время занятий,
  4. соблюдать правила безопасности жизнедеятельности и ЗОЖ

Личностные результаты:

  1. видеть важность в здоровом образе жизни;
  2. бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
  3. искать свою позицию в многообразии культурных, спортивных, оздоровительных предпочтений;
  4. осуществлять добрые дела полезные другим людям.
  5. определять самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

Метапредметные результаты:

      1.   Регулятивные УУД:

  1. определять цель деятельности с помощью учителя;
  2. проговаривать последовательность действий на уроке;
  3. использовать дополнительные средства получения информации;
  4. уметь оценивать себя,  правильно оценивать позицию других.
  1. Познавательные УУД:
  1. делать предварительный отбор источников информации;
  2. уметь перерабатывать полученную информацию;
  3. выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
  4. делать выводы в результате совместной работы в группе;
  5. осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет;

      3.   Коммуникативные УУД:

  1. доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
  2. понимать позиции других;
  3. совместно договариваться о правилах общения, поведения и следовать им.

После окончания III года обучения  учащиеся должны

Знать:

  1. специфические особенности подвижных и спортивных игр направленных на развитие физических качеств;
  2. правила спортивных игр (футбол);
  3. правила игры в шашки, шахматы;
  4. основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
  5. значение ЗОЖ, как фактора сохранения и укрепления здоровья.
  6. меры личной и общественной профилактики болезней;
  7. значение экологии для окружающей среды.

Уметь:

  1. играть по правилам в спортивные игры (футбол);
  2. соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;
  3. соблюдать экологическую чистоту;
  4. вести здоровый образ жизни.

Личностные результаты:

  1. видеть важность в здоровом образе жизни;
  2. бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
  3. прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиции разных людей;
  4. учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;
  5. осуществлять добрые дела полезные другим людям.

Метапредметные результаты:

      1.   Регулятивные УУД:

  1. определять  и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  2. составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
  3. составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
  4. работая по составленному плану использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература,  средства ИКТ)
  5. использовать дополнительные средства получения информации;
  6. уметь оценивать себя.

2.   Познавательные УУД:

  1. уметь перерабатывать полученную информацию;
  2. выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
  3. осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
  4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей.

      3.   Коммуникативные УУД:

  1. доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
  2. понимать позиции других;
  3. учиться выполнять различные роли в группах: лидера, исполнителя.

После окончания IV года обучения учащиеся должны

Знать:

  1. правила соревнований по спортивным играм;
  2. меры личной и общественной профилактики болезней;
  3. правила спортивных игр (футбол,  волейбол);
  4. правила игры в шашки, шахматы;
  5. правила катания на санках, лыжах, коньках;
  6. основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
  7. значение питания, ЗОЖ,  как фактора сохранения и укрепления здоровья;
  8. значение экологии для окружающей среды.

Уметь:

  1. подбирать и проводить спортивные и подвижные игры;
  2. играть по правилам в спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол);
  3. соблюдать меры личной и общественной профилактики болезней;
  4. соблюдать правила катания на санках, лыжах, коньках;
  5. соблюдать экологическую чистоту;
  6. вести здоровый образ жизни.

Личностные результаты:

  1. видеть важность в здоровом образе жизни;
  2. бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
  3. прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиции разных людей;
  4. учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;
  5. осуществлять добрые дела полезные другим людям;
  6. объяснять смысл  своих оценок, мотивов, целей.

Метапредметные результаты:

      1.   Регулятивные УУД:

  1. определять  и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  2. составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
  3. составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
  4. работая по составленному плану использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература,  средства ИКТ)
  5. использовать дополнительные средства получения информации;
  6. уметь оценивать себя.
  7. уметь соотносить  результат своей деятельности с целью и оценить его;
  8. понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

2.   Познавательные УУД:

  1. уметь перерабатывать полученную информацию;
  2. выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
  3. осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
  4. преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей, рисунков, схем.
  5. извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

      3.   Коммуникативные УУД:

  1. доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
  2. понимать позиции других;
  3. учиться выполнять различные роли в группах: лидера, исполнителя, критика;
  4. учиться предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Результатом практической деятельности по программе «Путешествие по тропе здоровья» можно считать следующее:

  1. Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
  2. Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
  3. Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, города.
  4. Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
  5. Классный руководитель  координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на  классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
  6. Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
  7. Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания  в основной школе.
  8. 90% учащихся класса посещают кружки  дополнительного образования.

Предполагаемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Формы учета знаний и умений.

Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предполагает вовлечение обучающихся в здоровьесберегающие практики. Контроль и оценка результатов освоения программы будет продуктивным в процессе организации следующих форм деятельности: спортивные эстафеты, турниры  и соревнования, внеклассные мероприятия, конкурсы рисунков. Учет знаний и умений  для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Содержание программы:

Беседы по профилактике здорового образа жизни – 21 ч.:

I класс – 6ч. «Поведение в школе, ознакомление с опасными  местами в здании школы и вокруг него», «Твой  новый режим дня»,  «Сменная обувь. Зачем она?», «Учимся не болеть», «Польза и вред воды», «Кто сколько жует – тот столько живет».

II класс – 5ч. «Режим дня», «Смешное и поучительное», «Страна Болючка», «Я и мои привычки», «Мой друг – велосипед».

III класс – 5ч. «Уроки хорошего поведения», «Одевайся по погоде», «Вредные привычки», «Час здоровья», «Улица полна неожиданностей».

IV класс – 5ч. «Первая помощь утопающему», «Обсуждение сказки «Старик и Сова», «Профилактика гриппа», «Береги здоровье смолоду», «Как правильно купаться и загорать».

Подвижные игры на свежем воздухе – 28 ч.: «Увернись от мяча»,     «Вороны и воробьи»,  «Паровозик»,    «Ловишки-перебежки», «Первые снежки», «Строим снежную крепость», «Донести рыбку», «Петушиный бой», «Два Мороза», «собери орехи», «Большой мяч» и др.  Катание на санках. Игра в снежки.    

I класс – 9ч, II класс – 5ч, III класс – 8ч, IV класс – 8ч       

Экскурсии – 15  ч.:  

I класс – 3ч «Красота осенней природы»,  «Красота зимней природы»,  «Наблюдения за весенними изменениями в природе».   

 II класс – 4ч. «Осенние изменения в природе», «Осторожно – тонкий лед», «Зимние забавы», «Весенние изменения в природе».

            III класс – 4ч. «В осеннем лесу», «Чистый район», «Как живешь, сосенка?», «День птиц»

            IV класс – 4ч  «Ядовитые растения и грибы», «Снежное покрывало», «Что осталось после зимы», «Весенние следы».                                                   

Динамические прогулки и игры – 10 ч.

I класс – 5ч, II класс – 3ч, III класс – 1ч, IV класс – 1ч       

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий, праздников – 9 ч.:

I класс – 2ч «Волшебница Гигиена», «Здоровье Планеты – наше здоровье»

II класс – 2ч «Я здоровье береге, сам себе я помогу»,  «Уроки безопасности пешехода»

III класс – 3ч «Правила здоровья», «Зимняя сказка», «Путешествие в страну Витаминию»

IV класс – 2ч Игра-путешествие «В стране Здорового Образа Жизни», поиск клада «Остров Здоровья»

Настольные игры – 12ч.: Шашки, шахматы, настольный теннис.

I класс – 3ч, II класс – 2ч, III класс – 3ч, IV класс –2ч       

Спортивные игры – 6ч.: «Учимся играть в футбол, волейбол»

II класс – 3ч, III класс – 2ч, IV класс – 1ч       

Занятия в спортивном зале –5ч.: «Веселая скакалка», «Звонкий мяч»,

I класс – 1ч, II класс – 1ч, III класс – 2ч, IV класс – 1ч       

Спортивные соревнования – 10 ч.: Весёлые старты, эстафета на санках, лыжах.

I класс – 2ч, II класс – 4ч, III класс – 2ч, IV класс – 2ч       

Труд и спорт – 2 ч.: Лепка, оформление снежных фигур

III класс – 1ч, IV класс – 1ч       

Катание на лыжах и коньках – 11 ч.

I класс – 1ч, II класс – 4ч, III класс – 2ч, IV класс – 4ч       

Конкурс рисунков – 2ч. – IV класс

Родительское собрание – 4 ч.

I класс – 1ч, II класс – 1ч, III класс – 1ч, IV класс – 1ч       

 Тематическое планирование по программе

«Путешествие по тропе здоровья»

1 класс – 33 часа


п/п

Форма работы

Тема

К

час

Место проведения

1

Беседа, экскурсия по школе и прилегающей к ней территории.

«Поведение в школе, ознакомление с опасными  местами в здании школы и вокруг нее».

1

Школа, территория вокруг школы.

2

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Увернись от мяча»                                                          

1

Спортивная площадка.

3

Беседа

«Твой  новый режим дня»

1

Кабинет нач. классов.

4

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Вороны и воробьи»                                                  

1

Спортивная площадка.

5

Экскурсия в осенний лес.

«Красота осенней природы».

1

Сосновый бор.

6

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Разучивание подвижных игр.

1

Спортивная площадка.

7

Внеклассное  мероприятие

«Волшебница Гигиена»

1

Кабинет нач. классов.

8

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Паровозик»  

«Увернись от мяча»                                                                                                                        

1

Спортивная площадка.

9

Знакомство с настольными играми.

Шашки, шахматы

1

Кабинет нач. классов.

10

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Паровозик»    

«Вороны и воробьи»                                                                                                                                                                                                                          

1

Спортивная площадка.

11

Беседа

«Сменная обувь. Зачем она?»

1

Кабинет нач. классов.

12

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Ловишки-перебежки»

«Паровозик»                                            

1

Спортивная площадка.

13

Беседа. Час здоровья.

«Учимся не болеть»

1

Кабинет нач. классов.

14

Настольные игры.

Шашки, шахматы

1

Кабинет нач. классов.

15

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Первые снежки»

1

Спортивная площадка.

16

Спортивные соревнования

Весёлые старты

1

Спортивный зал.

17

Подвижные игры на свежем воздухе.

Строим снежную крепость

1

Спортивная площадка.

18

Подвижные игры на свежем воздухе.

Катание на санках. Игра в снежки.

1

Спортивная площадка.

19

Спортивные соревнования

Эстафета на санках.

1

Спортивная площадка.

20

Зимняя экскурсия.

«Красота зимней природы»

1

Окрестности вокруг школы

21

Беседа

«Польза и вред воды»

1

Кабинет нач. классов.

22

Подвижные игры на свежем воздухе.

Катание на санках. Игра в снежки.

1

Спортивная площадка.

23

Лыжная прогулка.

«Первые шаги»

1

Спортивная площадка

24

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Разучивание подвижных игр.

1

Спортивная площадка.

25

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Разучивание подвижных игр.

1

Спортивная площадка.

26

Подвижные игры и упражнения с мячами.

«Звонкий мяч»

1

Спортивный зал.

27

Динамическая прогулка.

«В гости к берёзкам».

1

Окрестности вокруг школы

28

Настольные игры.

Шашки, шахматы

1

Кабинет нач. классов.

29

Беседа

«Кто сколько жует – тот столько живет»

1

Кабинет нач. классов.

30

Проведение внеклассного мероприятия

«Здоровье Планеты – наше здоровье»

1

Кабинет нач. классов.

31

Экскурсия в весенний лес.

Наблюдения за весенними изменениями в природе. Подвижные игры.

1

Окрестности вокруг школы

32

Динамическая прогулка на водоём.

Подвижные игры на берегу реки.

1

Окрестности вокруг школы

33

Родительское собрание

«Впереди лето – возможности для отдыха в летнее время»

1

Кабинет нач. классов.

Тематическое планирование по программе

«Путешествие по тропе здоровья»

2 класс – 34 часа


п/п

Форма работы

Тема

К

час

Место

проведения

1

Беседа

« Режим дня »

1

Кабинет нач. кл

2

Спортивные игры.

Учимся играть в     волейбол.

1

Спортивная площадка.

3

Экскурсия в осенний лес.

«Красота осенней природы».

1

Окрестности вокруг школы.

4

Спортивные игры.

Учимся играть в     волейбол.

1

Спортивная площадка.

5

Занятие на футбольном поле

«Учимся играть в футбол»

1

Спортивная площадка

6

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Белые медведи»  

«Донести рыбку»                                                                                                                

1

Спортивная площадка.

7

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Белые медведи»  

«Донести рыбку»                                                                                                                

1

Спортивная площадка.

8

Внеклассное  мероприятие

«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

1

Кабинет нач. классов.

9

Экскурсия на водоём

«Осторожно – тонкий лёд!»  

1

Окрестности вокруг школы

10

Подвижные игры и упражнения со скакалками

«Веселая скакалка»

1

Спортивная площадка

11

Настольные игры.

Шашки, шахматы, настольный теннис.

1

Кабинет нач. классов

12

Внеклассное мероприятие  

«Уроки  безопасности пешехода».

1

Кабинет нач. классов.

13

Спортивные соревнования

Весёлые старты

1

Спортивный зал.

14

Подвижные игры на свежем воздухе.

Строим снежную крепость

1

Спортивная площадка.

15

Просмотр и обсуждение мультфильмов   про Смешариков .

«Смешное и поучительное»

1

Кабинет нач. классов.

16

Спортивные соревнования

Эстафета на санках.

1

Спортивная площадка.

17

Зимняя экскурсия .

Зимние забавы

1

Окрестности вокруг школы.

18

Беседа – игра. Выставка рисунков.

«Страна Болючка»

1

Кабинет нач. классов.

19

Подвижные игры на свежем воздухе.

Катание на санках. Игра в снежки.

1

Спортивная площадка.

20

Упражнения и игры на хоккейной коробке

Разминка на катке.

1

Хоккейная коробка.

21

Лыжная прогулка.

«Скользкая лыжня»

1

Спортивная площадка

22

Лыжная прогулка

«Скользкая лыжня»

1

Спортивная площадка

23

Упражнения и игры на хоккейной коробке

Скольжение на коньках

1

Хоккейная коробка

24

Настольные игры.

Шашки, шахматы

1

Кабинет нач. классов

25

 «День Здоровья»

Катание на санках, лыжах, коньках

1

Спортивная площадка

26

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе

Разучивание подвижных игр

1

Спортивная площадка

27

Час здоровья. Учимся узнавать действия своего организма

«Я и мои привычки»

1

Кабинет нач. классов.

28

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе

Русская народная игра «Краски»      «Черепаха-путешественница»                            

1

Спортивная площадка

29

Час здоровья. Беседа – игра.

«Мой друг – велосипед»

1

Кабинет нач. классов

30

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Белые медведи»  

«Донести рыбку»                                                                                                                

1

Спортивная площадка.

31

Экскурсия в весенний лес.

Весенние изменения в природе

1

Сосновый бор

32

Динамическая прогулка на водоём.

Подвижные игры на берегу реки.

1

Окрестности вокруг школы

33

Эстафета.

Полоса препятствий

Упражнения в равновесии

1

Спортивная площадка

34

.Родительское собрание

«Компьютер в семье. Польза и вред.»

1

Кабинет нач. классов

Тематическое планирование по программе

«Путешествие по тропе здоровья»

3 класс – 34 часа


п/п

Форма работы

Тема

К

час

Место

проведения

1

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Петушиный бой»  

«Донести рыбку»                                                                                                              

1

Спортивная площадка.

2

Динамическая прогулка на водоём.

Подвижные игры на берегу реки.

1

Окрестности вокруг школы

3

Просмотр и обсуждение фрагмента  обучающего фильма.

«Уроки хорошего поведения».

1

Кабинет нач. классов.

4

Экскурсия в осенний лес.

«Осенние изменения в живой и неживой в природе».

1

Окрестности вокруг школы.

5

Занятие на футбольном поле

 Игра в футбол.

1

Футбольное поле.

6

Занятие на футбольном поле

 Игра в футбол.

1

Футбольное поле.

7

Экологическая экскурсия.

«Чистый район».

1

Окрестности вокруг школы.

8

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Попади в след»  

 «На одной ноге»                                                                                                                  

1

Спортивная площадка.

9

Внеклассное  мероприятие

«Правила здоровья»

1

Кабинет нач. классов.

10

Подвижные игры и упражнения с обручами.

Подвижные игры и упражнения с обручами

1

Спортивный зал

11

Час здоровья.

«Одевайся по погоде».

1

Кабинет нач. классов

12

Подвижные игры и упражнения с мячами.

«Звонкий мяч»

 1

Спортивный зал

13

Час настольных игр.

Шашки, шахматы

1

Кабинет нач. классов

14

Эстафеты с предметами.

«Кто быстрее?»

1

Спортивный зал.

15

Подвижные игры на свежем воздухе.

Катание на санках. Игра в снежки.

1

Спортивная площадка

16

Час здоровья.

«Вредные привычки».

1

Кабинет нач. классов

17

Украшение школьного двора к празднику.

Лепка  снежных фигур.

1

Спортивная площадка

18

Зимняя экскурсия.

«Как живешь, сосенка?»

1

Сосновый бор

19

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Снежный гороскоп».

1

Спортивная площадка.

20

Внеклассное мероприятие.

«Зимняя сказка».

1

Кабинет нач. классов.

21

Катание на лыжах

Катание на лыжах

1

Спортивная площадка

22

Катание на коньках

Катание на коньках

1

Хоккейная коробка

23

Эстафеты на лыжах.

Эстафеты на лыжах.

1

Спортивная площадка.

24

Час здоровья.

«Гимнастика для глаз»

«Гимнастика для осанки».

1

Кабинет нач. классов.

25

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Два Мороза».

«Снежные узоры».

1

Спортивная площадка.

26

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Снежный бой».

1

Спортивная площадка.

27

Шахматно-шашечный турнир.

Шахматно-шашечный турнир.

1

Кабинет нач. классов.

28

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Игра в снежки».

«Два  мороза»

«Собери орехи»                                                                                                                                

1

Спортивная площадка.

29

Час настольных игр.

Шашки, шахматы.

1

Кабинет нач. классов.

30

Экологическая прогулка.

«День птиц».

1

Окрестности вокруг школы.

31

Просмотр и обсуждение фрагмента  обучающего фильма.

«Улица полна неожиданностей».

1

Кабинет нач. классов

32

Внеклассное мероприятие.

«Путешествие в страну Витаминию».

1

Кабинет нач. классов.

33

Подвижные игры на свежем воздухе

«Повяжу я шелковый платочек»                                  

1

Спортивная площадка

34

Инструктаж по ТБ  во время каникул.

Родительское собрание

 «Отдых на природе. Что делать с мусором?»

1

Кабинет нач. классов

Тематическое планирование по программе

«Путешествие по тропе здоровья»

4 класс – 34 часа


п/п

Форма работы

Тема

К

час

Место

проведения

1

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Пролезь сквозь мешок»

«Землемеры»                                                                                                            

1

Спортивная площадка

2

Экскурсия в осенний лес.

«Ядовитые растения и грибы».

1

Окрестности вокруг школы

3

Динамическая прогулка.

«Бег и ходьба – два слагаемых здоровья».

1

Окрестности вокруг школы

4

Занятие на футбольном поле

 Игра в футбол.

1

Футбольное

поле.

5

Просмотр и обсуждение фрагмента  обучающего фильма.

«Первая помощь утопающему».

1

Кабинет нач. классов.

6

Подвижные игры на свежем воздухе.

 «Шлепанки»  

«Большой мяч»                                                                                                                                        

1

Спортивная площадка

7

Экологический час.

Сказка «Старик и Сова».

1

Кабинет нач. классов.

8

Подвижные игры и упражнения с мячами.

«Звонкий мяч»

1

Спортивный

зал

9

Час здоровья.

«Профилактика гриппа».

1

Кабинет нач. классов

10

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Прятки»  

«Перехватчики»                                                                                                                                              

1

Спортивная площадка

11

Конкурс рисунков.

«Что такое ЗОЖ?»

1

Кабинет нач. классов

12

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Мельница»  

«Перехватчики»                                                                                                                                                                                                                    

1

Спортивная площадка

13

Эстафеты с предметами

Эстафеты с предметами

1

Спортивный

зал

14

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Второй лишний»  

 «Мельница»                                                              

1

Спортивная площадка

15

Украшение школьного двора к празднику.

Оформление снежных фигур.

1

Спортивная площадка

16

Спортивные соревнования.

Эстафета на лыжах.

1

Спортивная площадка

17

Зимняя экскурсия.

«Снежное покрывало»

1

Окрестности вокруг школы

18

Катание на лыжах

Катание на лыжах

1

Спортивная площадка

19

Шахматно-шашечный турнир.

Шахматно-шашечный турнир

1

Кабинет нач. классов

20

Эстафеты на лыжах.

Эстафеты на лыжах

1

Спортивная площадка

21

Час здоровья.

«Береги здоровье смолоду».

1

Кабинет нач. классов

22

Катание на коньках

Катание на коньках

1

Спортивная площадка

23

Катание на коньках

Катание на коньках

1

Спортивная площадка

24

Час настольных игр.

Шашки, шахматы.

1

Кабинет нач. классов

25

Экологический десант.

«Что осталось после зимы?»

1

Окрестности вокруг школы

26

Подвижные игры на свежем воздухе

Подвижные игры на свежем воздухе

1

Спортивная площадка

27

Весенняя экскурсия.

«Следы».

1

Окрестности вокруг школы

28

Час здоровья.

«Как правильно купаться и загорать».

1

Кабинет нач. классов

29

Подвижные игры на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе

1

Спортивная площадка

30

Конкурс рисунков

«Злые колдуны Алкоголь и Никотин»

1

Кабинет нач. классов

31

Игры на воздухе

Волшебный солнца свет

1

Спортивная площадка

32

Игра - путешествие

Путешествие в страну Здорового Образа Жизни

1

Спортивная площадка

33

Спортивная игра – поиск клада

«Остров Здоровья»

1

Спортивная площадка

34

Родительское собрание

Инструктаж по ТБ  во время каникул

1

Кабинет нач. классов

Список литературы.

  1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
  2. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
  3. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
  4. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
  5. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
  6. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
  7. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
  8. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
  9. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
  10. http://www.rusedu.ru/detail 

      11.  Сеть творческих учителей – http://www.it – n.ru/board. aspx? cat _no

      12. Фестиваль педагогических идей  http://festival.l september.ru/articles/509616/

Приложение

Беседа  «Кто сколько жует – тот столько живет».

Цели: 

  1. уточнить представления детей о значении продуктов питания, способах приготовления блюд;
  2. формировать коммуникативные навыки;
  3. воспитывать интерес к обучению.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Пожелать друг другу здоровья.

II. Введение в тему.

– Догадайтесь, какие предметы спрятаны в «окошечках». (Круг с прорезями, под которыми изображены различные продукты питания – хлеб, яблоко, колбаса, помидор).

Рисунок 1.

– Как можно назвать их одним словом? (Продукты питания)

– А сейчас ребята, посмотрите на доску и прочитайте тему нашего занятия. Но читать надо слова, используя буквы, написанные только в нарисованных яблоках.

Рисунок 2.

– Сегодня, мы поговорим о том, как надо правильно питаться, что нужно вашему организму. Я постараюсь дать вам те знания, которые помогут быть здоровыми сильными и красивыми.

III. Упражнения на классификацию.

– Догадайтесь, какие продукты “лишние”.

Воспитатель демонстрирует ряд предметов: продукты питания + посуда + игрушки (тарелка, крупа, яблоко, мячик, хлеб)

IV. Вводная беседа.

– От чего зависит здоровье человека? (Чем и как он питается)

– Как себя чувствует человек, когда плохо питается? (При плохом питании у человека появляется усталость, головокружение)

– Что едят люди?

– Зачем человеку нужно кушать? (Для того чтобы были силы для учебы для игры)

– Сколько раз в день школьники должны принимать пищу?

– Для того, чтобы пища лучше усваивалась, что делает повар с продуктами? (Измельчает, варит, жарит)

V. Дидактическая игра «В каком виде едим».

На столе стоит макет овощехранилища. В нем овощи и фрукты.

Рисунок 3.

– Ребята, случилась беда. В овощехранилище перегорела лампочка. И теперь нам на ощупь надо отгадать и достать овощ. А затем, посмотрев на него сказать, что можно из него приготовить.

– Что можно приготовить из:

  1. яблок (cок, пюре, компот);
  2. картофеля (жареный, тушеный, пюре);
  3. моркови (салат, пирожки);
  4. свеклы (винегрет, маринад).

VI. Физминутка.

Повторяй за мной зарядку:
В ней звук «к»
Пришел на грядку.
Лук вот здесь, а здесь морковь,
Здесь капуста, здесь картофель,
Редька, свекла, кабачок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы,
Будем, есть мы до весны.

VII. Изучение нового материала.

– Почему человек должен кушать разные продукты? (В каждом продукте питания есть витамины А В С)

– Витамин А улучшает зрение. Назовите продукты питания, в которых есть витамин А. (Морковь, сливочное масло, помидоры)

– При недостатке витамина В человек быстро устает, раздражается, нервничает. В каких продуктах питания содержится витамин В? (Картофель, хлеб)

– При отсутствии витамина С люди часто болеют простудными заболеваниями. Этот витамин укрепляет кости и зубы. В каких продуктах питания присутствует он? (Яблоках, лимонах, апельсинах)

– Какие вещества прежде всего необходимы растущему организму? (Витамины А В С)

– Что можно приготовить на завтрак, полдник, обед, ужин?

VIII. Дидактическая игра “Приготовь борщ”.

– Из всех продуктов питания выбрать необходимые для борща: лимон, яблоко, мясо, макароны, капуста, свекла, морковь, картофель, лук, хлеб.

– В гости к нам пришел повар и принес задание для вас.

– Каждый из вас составит меню на завтрак, обед, ужин.

Повар оценивает ответы детей.

IX. Итог.

        Здоровье человека во многом зависит от того, чем и как он питается. Пища человека должна быть разнообразной. Перед едой обязательно мыть руки с мылом.
Каждый культурный человек должен знать, что употребление алкоголя, курение табака приносит вред личному здоровью и здоровью окружающих его людей.

Памятка родителям

Программа здоровья для семьи

  1. Собрать дома простейший инвентарь для занятий: санки, лыжи, коньки, гантели, обруч, скакалку, мяч, эспандер.
  2. Каждое утро начинать с гигиенической гимнастики, закаливающих процедур: обтирания, обливания, душа.
  3. В выходные дни отправляться в туристические походы, на лыжные или пешие прогулки, экскурсии. Игры на свежем воздухе — ежедневно!
  4. По возможности организовать занятия детей в спортивных секциях.
  5. Контролировать систематически домашние задания по физической культуре.
  6. Знать результаты тестирования физической подготовленности ребенка.
  7. Составить и соблюдать режим дня для ребенка.
  8. Научить детей плавать.
  9. Участвовать в семейных соревнованиях по различным физическим упражнениям, подвижным и спортивным играм.
  10. Помогать детям в чтении учебников по физической культуре, литературы о здоровом образе жизни, о самостоятельных занятиях и самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом.
  11. Помнить, что следование в быту всем правилам здорового образа жизни — задача не на один год, а результат — здоровая семья, деятельные дети, взаимопонимание поколений.

Правила здорового образа жизни.

  1. Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, не перенапрягаясь интенсивными нагрузками. Обязательно найти именно для себя способ двигательной активности.
  2. Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день, употребляя в пищу необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, ограничивая себя в жирах и сладком.
  3. Не переутомляться умственной работой. Стараться получить удовлетворение от учебы. А в свободное время заниматься творчеством.
  4. Доброжелательно относиться к людям. Знать и соблюдать правила общения.
  5. Выработать с учетом своих индивидуальных особенностей характера и организма способ отхода ко сну, позволяющий быстро заснуть и восстановить свои силы.
  6. Заниматься ежедневным закаливанием организма и выбрать для себя способы, которые не только помогут победить простуду, но и доставят удовольствие.
  7. Учись не поддаваться, когда тебе предложат попробовать сигарету или спиртное. Расти здоровым!

Подвижные игры

«Вороны и воробьи»

На линиях в 3 – 5 м. друг от друга команды располагаются шеренгами спиной друг к другу. Одна команда – «Вороны», другая – «Воробьи». По сигналу «вороны» одноименная команда убегает, а другая старается догнать и «осалить» убегающих до определенной отметки. Побеждает команда, «осалившая» большее число игроков другой команды.

«Ловишки-перебежки»

По обеим сторонам площадки проводятся две черты. Группа детей становится на каждой стороне площадки за чертой. На середине между двумя линиями находится ребенок – ловишка. После слов: «Раз, два, три – лови!» - дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Тот, до кого ловишка дотронется, выбывает из игры. После 2 перебежек производится подсчет пойманных и выбирают новых ловишек.

«Паровозик»

Направляющий обегает стойку, возвращается и, взяв за руку партнера, повторяет упражнение. Вернувшись, они берут третьего и т. д., пока не пробежит дистанцию вся команда. Побеждает команда, первая  закончившая передвижение.

«Увернись от мяча»

На площадке на расстоянии 10-15 м. чертится две линии. Игроки одной команды встают за этими линиями, игроки другой – посередине. Находящиеся в середине игроки стараются увернуться и не дать попасть в себя мячом игрокам другой команды. Игрок, в которого попал мяч, выбывает из игры. Когда все игроки из середины выбиты, то команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая быстрее  выбьет соперников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я» (урок...

Программа внеурочной деятельности "Зелёная тропинка"

Программа внеурочной деятельности "Зелёная тропинка" для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "По тропинкам Кузбасса"

Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению "Краеведение" для учеников 1-4 классов Составитель Г.Ф.Трухина...

Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Тропинка здоровья"

Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Тропинка здоровья" по ФГОС...

Программа внеурочной деятельности "Туристические тропинки" для учащихся начальной школы

Программа внеурочной деятельности «Туристические тропинки» разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования (2009 г.). Программа предполагает ин...

Программа внеурочной деятельности "По тропинкам Югории"

Программа «По тропинкам Югории»  разработана для занятий с учащимися 1- 4 классов во внеурочной деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколе...

Программа внеурочной деятельности "По тропинкам Берендеева царства" (1-4 класс)

Программа "По тропинкам Берендеева царства" позволяет углубить, расширить, и систематизировать знания учащихся, вооружить их практическими умениями и навыками, обеспечивает более надежные основы эколо...