Самоподготовка. Домашнее задание.
методическая разработка по теме

Сафина Людмила Ивановна

Консультация для педагогов по эффективности внеурочной работы с учениками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samopodgotovka.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоподготовка. Домашнее задание.

 

Эффективность внеурочной работы с учениками и общая структура режима школы полного дня существенно зависят от организации режима выполнения домашних заданий.

Структура учебных занятий слабых учеников предельно проста: более половины их внеурочной деятельности проводится в виде дополнительных заданий с учителем или их нет совсем. Отличник чаще всего перегружен не домашними обязательными заданиями, а индивидуальными добровольными занятиями. Один из парадоксов классно-урочной системы обучения: чем выше способности ученика, тем более непродуктивно расходуется его общеучебное время. Учащимся не хватает времени на самообразование, на разнообразную деятельность, развивающую их всесторонне и, прежде всего, интеллектуально. В.А.Сухомлинский писал: «Если ученик с III класса читает детские газеты, детские журналы… если он с интересом работает в техническом или юннатском кружке, слушает лекции на детской технической станции, ведет дневники наблюдений за явлениями природы, ставит опыты, изготовляет модели, - все это в порядке внеклассной работы, - то учиться такому ученику легко, он в три-четыре раза меньше других тратит времени на подготовку домашних заданий, на уроках всегда задает вопросы, которые выходят за рамки программы». (Нар.обр.1961, №10, с.58).

Чем шире в школе полного дня будет организована развивающая внеурочная деятельность, тем меньше времени будут расходовать учащиеся на основной учебный процесс, и, наоборот, чем меньше они будут заняты приготовлением домашних заданий, тем больше у них останется времени на кружковую работу.

 

Обратно пропорциональная зависимость здесь имеет широкие и далеко идущие последствия. Поэтому не объем времени, установленный в режиме школы полного дня определяет результат ее учебно- воспитательной работы, а организационно-дидактическая эффективность суммарного времени: урок + самостоятельная учебная работа всех видов в школе и дома. Очень важное положение: постепенное сокращение времени на приготовление домашних заданий по мере расширения других видов внеурочной развивающей деятельности.

В практике работы СШ №2 г.Тырныауза общий расход времени на домашние задания у средних учащихся был на 20-30% меньше нормы при весьма неплохой успеваемости.

Анализ этапа информации учащихся о домашнем задании показал, что почти 80% учителей-предметников дает его после звонка, без учета объема и сложности материала. Отсутствует инструктаж, не известны цели и способы выполнения. Порой материал урока не закрепляется. И все это выявляется в ходе самоподготовки, поэтому встала задача согласования объема домашних заданий с другими учителями класса, необходимость исключения перегрузки, особенно слабо успевающих учеников. Пришли к идее единого расписания домашних заданий за неделю, для корректировки и дозировки задаваемого материала. Это помогло нам и в индивидуализации домашних заданий, доля которых растет.

В едином расписании учителя (не всегда охотно) отмечают тему урока, сложность его, объем и количество заданного. Материал по домашнему заданию собирает координатор, а заместитель по учебной работе и воспитатели цветным маркером отражают перегруженность по дням недели и завышенность материала.

Домашнее задание можно с определенной долей условности разделить на 3 уровня:

1. Задания по составлению копий учебной информации (запись правил, определений терминов, перенос рисунков и схем из учебников в тетрадь, письменные ответы на вопросы из учебника).

2. Задания по составлению частичного оригинала учебной информации (дополнение и изменение планов, схем, конспектов, заполнение таблиц и др.).

  1. Задания по составлению новой учебной информации (составление конспектов, рефератов, докладов и др.)

 

Таблица сбора данных эффективности дачи домашнего задания.

1.      Когда задается домашнее задание?

-         во время урока

-         на перемене

2.      Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

3.      Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке и объемом работы, заданной на дом.

-         1/3 от объема классной работы

-         больше классной работы.

4.      Характер домашнего задания

-         1 уровень;

-         2 уровень;

-         3 уровень.

5.      Кому дано домашнее задание?

-         индивидуально;

-         паре;

-         группе.

6.      Посильность домашнего задания

-         сможет выполнить сам;

-         сможет с помощью…

-         не сможет;

                                              сумма всех оценок

К э. Д/з = Σ n1  /Σn  = ----------------------------------------------

                                 5 х (количество выбранных параметров)

«5» - если все параметры реализованы полностью.

«4» - частично;

«3» - не реализованы.

К (0,8 – 1) – высокий уровень дачи домашнего задания.

К (0,6 – 0,8) – достаточный уровень

К <  0,6 – низкий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и выполнения домашнего задания и самоподготовки в ГПД 3 - 4 классов

Описание хода работы воспитателя в группе продленного дня; Рассматриваем процесс выполнения и проверки домашнего задания....

Памятка для родителей по подготовке домашних заданий. Общие рекомендации по самоподготовке для обучающихся.

Памятка для родителей по подготовке домашних заданий. Общие рекомендации по самоподготовке для обучающихся....

Выступление на педагогическом совете: "Виды домашней учебной работы. Дифференциация домашнего задания как ключевое требование ФГОС"

quot;Виды домашней учебной работы. Дифференциация домашнего задания как ключевое требование ФГОС"...

выступление на педагогическом совете - «Домашнее задание в современной школе» на тему: «Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики»

Педагогический совет «Домашнее задание в современной школе»30.12.2019выступление учителя Очеретовой О.А.на тему:«Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики» В...

Виды домашней учебной работы. Дифференциация домашнего задания как ключевое требование ФГОС

Виды домашних заданий (по дидактическим целям). Рекомендации по объему и содержанию домашней работы. Дифференцированные домашние задания. Нетрадиционные формы домашнего задания....

Домашнее задание как форма самоподготовки учащихся с ОВЗ: реализация дифференцированного подхода.

В процессе выполнения домашних заданий осуществляется дальнейшее закрепление и совершенствование умений и навыков, приобретенных на уроке. Выполнение домашнего задания является одной из основных форм ...

Проверка домашнего задания по окружающему миру на тему: " Домашние и дикие животные"

Проверка домашнего задания по окружающему миру во втором классе на тему:"Домашние и дикие животные". Необходимо письменно ответить на вопросы по тексту из учебника....