Урок по ОРКСЭ на тему "Дружба"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Урок разработан по ОРКСЭ на тему "Дружба" для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по ОРКСЭ на тему "Дружба"26.54 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Разработка урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

по теме:

«Дружба»

(модуль «Основы светской этики»)

Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55

Быкова Наталья Викторовна

учитель начальных классов

ГБОУ ЦО № 951, СВАО

Москва 2012

Тема урока: «Дружба».

Цель урока: раскрытие понятий «друг», «дружба», определение значения дружбы в жизни каждого человека.

Задачи урока: показать ценность и необходимость дружбы; развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями; развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и сверстниками; воспитывать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей на материалах литературных произведений.

Оборудование: мультимедиа, художественная литература, фотовыстовка.

  1. Организационный момент.

На доске записано незаконченное высказываниеФрансуа де Ларошфуко:

Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, — это ... .

  1. Актуализация знаний.

Я предлагаю вам просмотреть замечательный мультфильм М. Лубяникова «Тимка и Димка».

Из сюжета этого мультфильма вы и узнаете тему нашего урока. Смотрите внимательно.

Просмотр учащимися мультфильма М. Лубяникова «Тимка и Димка».

Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? О дружбе.

Что или кто вам помог догадаться? Медвежонок, который был лентяем, и подводил Котёнка, который всё за него делал. Но в конце мультфильма Медвежонок осознаёт свои плохие поступки и извиняется перед Котёнком, который его прощает и не держит на него зла. Так поступают только настоящие друзья!

Значит какого слова не хватает в высказывании Франсуа де Ларошфуко? Дружба.

Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, — этодружба.

Сегодня мы с вами поговорим о дружбе, доброте, отзывчивости, понимании – о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, т.е. стать настоящим человеком.

  1. Изучение новых понятий и способов действия.

Продолжите предложение: Друг – это тот, кто …»

Друг и приятель – одно и тоже значение? Чем отличаются?

Вы много рассуждали, доказывали, кто такой друг. Давайте посмотрим, как толкуется слово «друг» в словаре Даля.

«Друг» произошло от слова «другой», которое означает «такой же, как я», «равный мне», «ближний», «всякий человек другому человеку». Самый первоначальный смысл этого слова говорит о том, что все люди должны быть друзьями друг другу, иначе говоря, дружить и любить друг друга.

Какие слова из песенки, прослушанной в мультфильмеМ. Лубяникова «Тимка и Димка» вам помогли с определением настоящего «друг»?

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит.

Вот, что значит

Настоящий, верный друг.

Какие ассоциации у вас вызывают со словом «дружба»?Ответы детей.

Действительно дружба — это когда в вашей жизни есть человек, который вам очень дорог и на которого вы всегда можете положиться как на себя самого. Друг никогда не бросит в трудную минуту. Дружба — это святое!

Дружба это самое дорогое что есть у человека! Если нашёл верного друга, это ещё не значит что вы друзья,нужно ещё самому быть таким же верным.И не важно что об этом думают другие,главное лишь то, что он для вас значит.

Работа с учебником.

Откройте учебник на с. 32, найдите второй абзац и прочитайте.

Работа в группах.

Предлагаю вам с соседом по парте записать ваше понимание слова «дружба».

Дружба:

А теперь каждый прочитает как вы понимаете слово «дружба».

Рассмотрите иллюстрацию внизу на с. 32.

Представьте себя героями этих сюжетов. Что вы ощущаете? Ответы детей.

Прочитайте текст на с. 33.

Что нового вы узнали из прочитанного текста?

О каких чертах дружбы вы прочитали? Вы будете называть, а я записывать на доске.

Рассмотрите иллюстрацию верху с. 33.

Что вы можете о ней сказать?

С кем дружит мальчик?

Что вам подсказало, что они друзья?

Какое настроение у мальчика и собаки?

Что отчётливо выраженно на их лицах? Улыбка.

Улыбка – признак добра, любви, дружбы.

Не случайно в песне поётся:

«Дружба начинается с улыбки».

  1. Физкульминутка.
  2. Формирование умений и навыков.

Сейчас я буду читать вам тексты из разных произведений. А вам надо будет определить из какого произведения отрывок и назвать автора, а так же ответить на вопросы, которые я буду задавать. Слушаем внимательно.

Э. Шим «Брат и младшая сестра»

Санька и его младшая сестричка Варя идут по лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

- Что же ты, Саня… Маленькая Варя больше  тебя набрала!

- Ещё бы! – отвечает Санька. – Ей нагибаться не надо, вот и собрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

- Что же ты, Саня… - говорит бабушка. – Маленькая-то больше набрала!

- Ещё бы! – отвечает Санька. – Она  к земле  ближе, вот и  набрала!

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошел вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсыпает…

Идем обратно. У Вари ягод больше, у Саньки – меньше.

Встречает бабушка.

- Что ж ты, - говорит, - Саня? Малина-то высоко растет!

- Высоко, - соглашается Санька.

- Так  тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

- Ещё бы! – отвечает Санька. – Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься!

Вопросы:

Почему же Санька незаметно для маленькой Вари подкладывал ей в кузовок землянику, грибы, малину?

Понравилось ли вам, как Санька относился к своей маленькой сестре? Почему?

В. Осеева «До первого дождя»

Таня и Маша были очень дружны и всегда  ходили в детский сад вместе. То Маша  заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался  сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей  Маша.

В детском саду  воспитательница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Вопросы:

Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?

Почему покраснели Маша и Таня?

И. Туричин «Дружба»

Однажды Вася  вынес во двор пожарную  машину. Подбежал к Васе Сережа.

- Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных.

- Давай, - согласился Вася.

Сережа вытянул губы, прогудел и промчался по двору, таща за собой на веревочке машину.

- Пожар! Пожар! – кричит.

Подбежали другие ребята.

- Мы тоже пожарные!

Сережа заслонил машину от ребят.

- Я – Васин друг! Мы – друзья! И я один  буду в его машину играть!

Обиделись ребята и ушли.

На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиком. Подбежал к нему Сережа.

- Я – твой  друг! Мы – друзья!  Поиграем вместе в машинистов.

- Давай, - согласился Боря.

Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.

- И меня примите.

- Не примем, - сказал Сережа.

-- Почему? – удивился Вася. – Ты же мой друг. Ты  вчера говорил!

- То – вчера, - сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с  ним дружу!

Вопросы:

Почему Сережа сначала назвал своим другом Васю, а потом, Борю?

Можно ли назвать Сережу настоящим другом?

Молодцы! Так какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Дружба – это забота о друге, и готовность придти на помощь ничего не требуя в замен.

  1. Домашнее задание.

Поднимите руку те, у кого из вас есть настоящий друг?

Дома, вам надо будет вспомнить ситуацию, которая произошла с вами и вашим другом, и записать её в виде сочинения.

  1. Итог урока.

Кому понравился наш урок? Почему?

Какую роль играет дружба в жизни человека?

Пригодятся ли вам знания полученные сегодня на уроке в жизни?

Уметь дружить самому и иметь друга – это большое счастье для человека. А самым полезным и правильным правилом для общения между людьми, а тем более для друзей, должно быть следующее: Поступай с другом так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой, то есть делай другому только то, что хотели бы получить сами.

Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...