Выступление по теме: "Внедрение ИКТ в учебный процесс"
материал по теме

Каждый прогрессивно мыслящий педагог задумывается над тем, что ожидает его учеников. Будущее потребует от них не только огромного запаса знаний в различных областях, но и умения преодолевать трудности, реализовывать свои возможности и воплощать в жизнь свои желания. И одна из основных задач педагога состоит в том, чтобы создать условия для воспитания социально адаптированного, образованного человека. Применение современных технических средств позволяет не только улучшить само качество воспитания и образования, но и повысить познавательный интерес детей. Наглядность ИКТ,  простота использования, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности и вызывает живой интерес учащихся. Преимущества ИКТ открываются с самого начала, и по мере их использования дают толчок к развитию самого педагога, позволяя оставаться ему всегда современным, интересным и нужным для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_v_uchebnom_processe_pozvolyaet.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Каждый прогрессивно мыслящий педагог задумывается над тем, что ожидает его учеников. Будущее потребует от них не только огромного запаса знаний в различных областях, но и умения преодолевать трудности, реализовывать свои возможности и воплощать в жизнь свои желания. И одна из основных задач педагога состоит в том, чтобы создать условия для воспитания социально адаптированного, образованного человека. Применение современных технических средств позволяет не только улучшить само качество воспитания и образования, но и повысить познавательный интерес детей. Наглядность ИКТ,  простота использования, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности и вызывает живой интерес учащихся. Преимущества ИКТ открываются с самого начала, и по мере их использования дают толчок к развитию самого педагога, позволяя оставаться ему всегда современным, интересным и нужным для детей

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

  1. усилить образовательные эффекты;
  2. повысить качество усвоения материала;
  3. построить индивидуальные образовательные  

            траектории учащихся;

  1. осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  2. организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям

  1. создание презентаций к урокам;
  2. работа с ресурсами Интернет;
  3. использование готовых обучающих программ;
  4. разработка и использование собственных авторских программ.
  5. использование во внеклассной работе;
  6. использование в проектной деятельности

Очень часто учителя проводят свои уроки с использованием презентаций.

Презентации позволяют учителю:

  1. наглядно представлять материал  (отметили 100% педагогов);
  2.  интенсифицировать процесс объяснения  

             нового материала (отметили 60% педагогов);

  1. регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации (отметили 55% педагогов);
  2. повышать познавательную активность обучающихся (отметили 45% педагогов);

Презентации позволяют ученику:

  1. наглядно представить учебный материал (отметили 75% обучающихся);
  2. сделать урок более интересным (отметили 63% обучающихся);
  3.  интенсификация процесса объяснения нового материала (отметили 35% обучающихся);

Использование ресурсов Интернет
           http://ymnik.ru/child.php 

Материалы по окружающему миру, астрономии, изобразительному искусству.  Нестандартные и очень оригинальные игры, различные опыты помогут учителю сделать любой урок развивающим

     

 

Использование различных обучающих программ:

  1. Детская Энциклопедия  Кирилла и Мефодия
  2. Секреты окружающего мира для маленьких натуралистов. «Естествознание»

     Развитие современной методической науки направлено на создание учебно – методических комплексов, которые должны в качестве системообразующего фактора включать учебники нового типа (электронные), предусматривающие использование компьютерных обучающих систем.

     Анализ литературы показал, что среди проблем школьных учебников приоритетными являются усиление воспитательной роли учебника, реализация задач дифференциации и индивидуализации обучения, создание вариативных, параллельных учебников, отражение в учебных процессах компьютеризации обучения, а также инновационных процессов в дидактике и психологии. Нивелировать недостатки обучения в начальной школе помогут учебники на электронном носителе информации.

   Преимущества обучения, проводимого с использованием компьютеров: использование цвета, графики; многократное возвращение на экран того раздела, параграфа, определения, правила, которые не ясны; возможность проследить структурно – функциональные и содержательно – логические связи как в отдельном правиле, параграфе, так и в разделе темы; предъявление материала малыми дозами, в виде сжатой в блоки информации.

    Для учёта индивидуальных особенностей учащихся  в ходе обучения с помощью компьютерных программ предусмотрены: выбор темпа продвижения каждым обучаемым; многократные повторы действий; диалог; вариативные формы подачи учебной информации с учётом преобладания зрительных, слуховых типов восприятия и памяти, абстрактного или конкретного мышления.

    С помощью компьютера можно активизировать все компоненты процесса обучения: целевой, стимулирующе – мотивационный, содержательный , операционно – деятельностный, контрольно – регулирующий, оценочно – результативный.

  Мультимедийные курсы                                                                                                                  Структура курсов:

  1. Информационный блок

    (представлен в виде гипертекста и мультимедийных приложений, содержит теоретические сведения)

  1. Тренажерный комплекс

    (включает задания различного уровня сложности)

  1. Тестирующая система

     (позволяет обучающимся самостоятельно осуществить самооценку)

  1. Глоссарий

     (содержит информацию об основных понятиях курса)

   Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической и теоретической, но обязательно значимой и социально детерминированной проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.

 

Преимущества использования ИКТ:

  1. Делают обучение более эффективным;
  2. Способствуют индивидуализации обучения;
  3. Повышается мотивация обучения;
  4. Активизируется познавательная деятельность учащихся;
  5. Обеспечивается оперативность и объективность контроля;

6. Дают педагогу возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся;

7. Облегчает деятельность педагога и создают эффективную обратную связь;

8. Способствуют развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов;

9. Повышается интерес к к изучаемому предмету.

Использование ИКТ в учебной деятельности.

Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.

Цели:

1)ввести приём сложения и вычитания смешанных чисел;

2)закрепить изученные приёмы сложения и вычитания дробей, умение самостоятельно анализировать и решать задачи;

3)развивать мышление, речь, творческие способности учащихся;

4)создать ситуацию успеха при выполнении заданий.

Оборудование: 

1)таблица “Алгоритм сложение и вычитание смешанных чисел. ”

2)карточки с примерами для работы в парах;

3)фигуры для составления моделей примеров;

4)таблица “Дерево успеха” и к нему красные, жёлтые и зелёные листочки.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1)Сравните дроби:

5/7 и 1; 6/6 и 1; 4/11 и 5/11; 8/13 и 5/13; 9/10 и 3/10; 7/15 и 9/15.

- Сформулируйте правила сравнения дробей;

- Какое ещё можно выполнить задание с этими дробями?

  Дети предлагают свои задания. Например: сложить или вычесть эти дроби.

- Найдите сумму (разность) этих дробей.

- Проговорите алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

  Дети проговаривают в слух.

2)Математический диктант.

Выполните действия и запишите только ответы:

15/8-7/8=8/8=1

9/9-4/9=5/9

5/11+4/11=9/11

7/13+6/13=13/13=1

  1. 3/6+2  2/6=?

3  3/6-2  2/6=?

- Прочитайте ответы примеров (если дети допускают ошибки, то следует приговорить алгоритм).

III. Постановка проблемы.

- Какое значение вы получили в последних двух примерах?

- Почему у вас возникли затруднения? (Не умеем складывать смешанные числа).

- Какова же тема нашего урока?

  Дети формируют тему урока, учитель открывает запись темы на доске.

IV. «Открытие» детьми нового знания.

- Как найти сумму смешанных чисел? Какие есть идеи?

    Дети выдвигают свои гипотезы: «Надо найти сумму целых частей, а потом дробных частей».

- У кого есть ещё предложения?

- Давайте проверим вашу гипотезу.

     Ученики выкладывают модели примеров с помощью фигур на партах, учитель демонстрирует на доске:

  1. 3/6 + 2  2/6 = 5  5/6

(так же, как 3+2=5, 3/6+2/6=5/6)

- А теперь давайте вспомним, как мы рассуждаем и вырабатываем алгоритм сложения смешанных чисел.

  На доске открылся алгоритм:

 

-Ребята, а как мы будем вычитать смешанные числа?

 Предположения детей: “Надо вычитать отдельно целые и дробные части”.

-Давай проверим.

 Выкладывается модель примера с помощью фигур:

3  3/6 – 2  2/6 = 1  1/6

(так же, как 3-2=1, 3/6-2/6=1/6)

- Какой алгоритм вычитания смешанных чисел вы предлагаете?

На доске открывается алгоритм:

        

        

- Проверим свой вывод по учебнику. (Правило на стр.32.)

-Совпадает наш вывод с правилом в учебнике? Какие вы молодцы! Учебник подтвердил правильность ваших предположений.

Использование ИКТ во внеклассной деятельности.

Тема : «Я в мире… мир во мне…»

          Цель: - выявление качеств толерантного человека;

                     - составление образа толерантности;

                     - воспитывать в детях такие качества, как терпимость, уважение друг к другу, милосердие, миролюбие, сострадание.

        Оборудование: видеомагнитофон, цветная бумага, картон, разрезные карточки, видеофильм «Гадкий утёнок», «Два богатыря».

1. Вступительное слово учителя:

        Мир - это вселенная, Мир – это наша Земля. Это наша страна, Наш город. Наша школа. Мир – это я. Как разнообразен мир вокруг меня. Как интересен и противоречив мир во мне. Сегодня мы рассмотрим еще одну грань внутреннего мира каждого из нас.

        Ребята, посмотрите отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».

  1. Просмотр видеоролика «Гадкий утёнок».

  1. Дети делятся впечатлениями.

Если это не произойдет, то подвести к теме можно вопросами:

- Объясните причины того, что никто не любил гадкого утёнка, и он стал предметов нападок со стороны других?

- Кажутся ли Вам эти причины справедливыми и обоснованными?

- Считаете ли Вы, что люди относятся друг к другу не всегда справедливо?

          - Как вы думаете, о чем  мы может поговорить на классном часе?

Дети: О бережном отношении к внутреннему миру человека.

Учитель: Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность» (слово появляется на слайде). Как вы его понимаете?

Ребята пытаются объяснить это слово.

Учитель: Описать толерантность довольно трудно возможно из-за того, что в разных языках она определяется по-разному. В английском  языке толерантность – «готовность и способность воспринимать без протеста личность», во французском – «прощение, снисхождение, сострадание, терпение», в персидском – «готовность к примирению». Русский словарь трактует это слово как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

                             V. ОБРАЗ ТОЛЕРАНТНОСТИ

(Работа в группах)

        Ребята могут нарисовать образ, сделать аппликацию, слепить композицию из пластилина, использовать маски, фотографии, мягкие игрушки (все это лежит на столах).

        После того, как группа справилась с заданием, идет защита своего образа толерантности (работы вывешиваются на стенд).

        Учитель: Не только вы попробовали создать образ толерантности, но ребята других школ тоже работали над этой темой. Посмотрите, что у них получилось.

        Ученики рассматривают рисунки.

        Учитель: А сейчас посмотрим отрывок из мультфильма «Два богатыря».

        Беседа после просмотра.

        - Куда ехали богатыри?

        - Что с ними случилось в начале фильма?

        - Кого спас русский богатырь? Кого казахский батыр?

        - Чем закончилась встреча?

        - Какой вывод можете сделать?

         Учитель: «… на земле должны дружить маленькие и большие, толстые и худые, белые и черные, кошки и собаки, взрослые и дети, Африка и Евразия, …они должны уметь договариваться между собой».

Использование ИКТ в методической деятельности.

     Все, кому довелось работать в школе, хорошо знают, что труд учителя носит творческий характер.

     В распоряжении учителя есть программы, учебники, методические разработки, но  все они составляются в расчёте на среднего ученика. А в действительности работать приходиться с реальными детьми, с их индивидуальными особенностями и способностями.

     Вот и начинает учитель задумываться над тем, как нужно работать, чтобы его труд был эффективным. А для этого надо повышать уровень профессионального мастерства. Современный учитель в настоящее время должен владеть новыми технологиями обучения. Одной из таких технологий является технология проблемного обучения. В её основе лежит овладение методикой проведения проблемного урока.

    На заседании МО начальных классов нашей школы, мы решили изучить структуру проблемного урока, но не совсем в традиционной форме. В форме дидактической сказки для учителей с названием «Теремок – проблемный урок».

    Такая нетрадиционная форма методической работы позволяет включить в творческое освоение технологии развивающего обучения всех учителей, даёт возможность подключить к теоретическому потенциалу учителя эмоциональное восприятие.

      Однажды дочь русского поэта В. Иванова задала отцу загадку: «Может ли всемогущий Бог создать камень, который сам не сможет поднять?» Отец ответил: «Уже создал. Этот камень - человек с его свободой!» Философский ответ. Всемогущий Бог не может поднять этот «камень». А учитель может, должен, ведь именно ему доверено будущее человечества. Нет ярче и светлее радости видеть своих учеников настоящими людьми, за плечами которых вся Вселенная. «Нет ничего прекраснее, чем человек!», - утверждает Софокл.

1)Сложить целые числа

2)Сложить дробные числа

2)Вычесть дробные числа

1) Вычесть целые числа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме " Внедрение новых технологий обучения - основа качественного образования начальной школы".

Данная публикация представляет собой выступление на педсовете по теме " Внедрение новых технологий обучения - основа качественного образования начальной школы". Приложен опыт работы....

Статья на тему "«Обобщение экспериментального опыта работы по теме: «Внедрение и закрепление комплекса профилактических игр и упражнений по снятию страха и тревожности у учащихся в процессе обучения и воспитания»»

Цели нашей работы были следующими: просветительская (информирование о психологических особенностях учащихся); обучающая (обучение навыкам распознавания тревожных детей и оказание им психологической по...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида".

В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнк...

Выступление на ШМО учителей ХЭЦ на тему: "Вредность внедрения ИКТ в учебный процесс"

В данной статье описываются достоинства, преимущества ИКТ, а так же отрицательнын стороны его влияния....

Мастер-класс по теме "Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс"

Мастер - класс по теме "Внедрение информационно - коммуникационных технологий в учебно - воспитательный процесс"...

Использование Интерактивной доски в учебном процессе. Выступление на педсовете

Данный материал может пригодиться в качестве выступления учителям на педагогическом совете, методическом объединении. Рассказано об основах работы в программе Smart Notebook....

Конспект выступления на ШМО Формирование основных компонентов учебной деятельности младших школьников в процессе использования УМК ОС Школа 2100

Тема: Формирование  основных  компонентов учебной деятельности младших  школьников  в процессе использования УМК «ОС Школа 2100». Подготовила: Титова Елена Николаевна, учитель...