рабочая программа кружка "Живое слово" 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме

Власенко Лариса Николаевна

Программа кружка является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению русскому языку младших школьников, который должен на осознанном уровне использовать его в различных речевых и житейских ситуациях. Исходя из этого, в программе кружка мы особое место отводим  развитию речи, работе со словом. В отборе материала к занятиям мы ориентируемся на связи с программным материалом по русскому языку.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе обучения школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Кроме того, курс «Живое слово» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Воспитание интереса к «Живому слову» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь.

Содержание и методы обучения кружка «Живое слово» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на других уроках, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_zhivoe_slovo.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Живое слово», 1 класс

Составитель: учитель начальных классов Власенко Лариса Николаевна

Научный руководитель: к.п.н., доцент Мамедова Лариса Викторовна

Пояснительная записка к кружку «Живое слово»

Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Т. А. Ладыженская считает, что «наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. Дети овладевают русским языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение». К семилетнему возрасту дети уже, в основном, владеют «важнейшими средствами морфологии, многими средствами синтаксиса – в пределах разговорного стиля». Иными словами, дети овладевают русским языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому очень важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей именно в первом классе.  Не менее важным в этом возрасте является и развитие творческих способностей, т.к. только активная творческая личность отвечает требованиям современного динамично изменяющегося и  развивающегося мира.

В новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартах особое внимание обращается на «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности». В 1 В классе 25% учащихся являются «двуязычными», т.е. русский язык не является их родным языком. При изучении алфавита и овладении навыками чтения и письма они будут испытывать определенные затруднения. Диагностика уровня развития творческого мышления показала, что именно эти дети имеют низкий и очень низкий уровень. Этот факультативный курс был создан, в первую очередь, для индивидуальной помощи таким ученикам.

В разработке данной программы мы опирались на программы деятельности учащихся начальных классов в рамках предметного кружка «Родное слово» О. А. Бухтияровой, курса «Развитие творческих способностей», С. А. Брусенцовой, факультатива «Развиваемся, играя» Е. М. Порошиной,  и авторской  программы по курсу «Занимательная грамматика» для начальной школы Л. А. Сомочкиной.

Занятия по развитию творческих способностей (РТС) принципиально отличаются от обычных уроков по форме и содержанию, по целям, стоящим перед учителем и учеником. «Они побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, коллективизм, уважительное отношение друг к другу». На занятиях по РТС каждый ученик работает в меру своих сил, не обязательно все задания должны быть выполнены каждым учеником. Главное, чтобы все ученики думали, творили, мыслили, искали нужные пути решения. Такие занятия отличаются от уроков тем, что у ребенка есть больше возможности подумать, поразмышлять, попробовать разные пути решения. Они не ограничены временными рамками и требованиями программы. На каждом занятии необходимо давать упражнения для развития мышления, воображения, памяти, внимания, волевых качеств.

Мы считаем обязательным для занятий с первоклассниками включение элементов занимательности. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли кружка  «Живое слово». «Ребенок живет в слове, развивается, устно и письменно самовыражается, передает и получает информацию, следовательно, нужно как можно больше и раньше узнать о слове».

Программа кружка является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению русскому языку младших школьников, который должен на осознанном уровне использовать его в различных речевых и житейских ситуациях. Исходя из этого, в программе кружка мы особое место отводим  развитию речи, работе со словом. В отборе материала к занятиям мы ориентируемся на связи с программным материалом по русскому языку.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе обучения школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Кроме того, курс «Живое слово» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Воспитание интереса к «Живому слову» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь.

Содержание и методы обучения кружка «Живое слово» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на других уроках, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Цель данной программы: развитие творческого мышления, формирование творческой личности младшего школьника.

Задачи:

  1. развивать такие качества творческого  мышления, как гибкость, беглость, оригинальность;
  2. формировать умение нестандартно мыслить;
  3. готовить учащихся к творческой познавательной и общественно–трудовой деятельности;
  4. расширять и углублять программный материал; закреплять уже имеющиеся у детей знания и навыки по предметам;
  5. формировать способность к авторской письменной речи, творчеству и сочинительству;
  6. развивать логическое мышление, память, речь, воображение;
  7. совершенствовать  общее языковое развитие младших школьников.

При составлении программы кружка мы основывались на принципах, выделенных И. П. Подласым и Л. Д. Столяренко:

  1. принцип сознательности и активности, ведь именно с ясностью понимания целей и задач при выполнении задания возможно достижение результата деятельности;
  2. принцип доступности. Обучение учитывает возрастные, индивидуальные особенности младших школьников, использование аналогии. Сравнения, сопоставления, противопоставления учит рассуждать, показывает им, что самые сложные знания доступны для понимания;
  3. индивидуальности  ̶  необходимо учитывать, что индивидуальные особенности каждого ребенка позволяют тренировать его способности лишь в определенных пределах;
  4. принцип связи теории с практикой. Эффективность и качество обучения проверяются практикой, именно практика является критерием истины, источником положительного действия и областью приложения результатов обучения;
  5. принцип  последовательности  ̶  предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения.

Методы:

  1. наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся);
  2. словесные (беседа, объяснение, дискуссия);
  3. практические (упражнения).

Формы работы: групповая,  парная, индивидуальная.

Для развития творческих способностей необходимо выполнение  следующих условий: 

  1. избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребенка;
  2. не допускать переутомления и учебных перегрузок;
  3. стимулировать познавательные интересы многообразием приемов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);
  4. специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения;
  5. использовать принцип межпредметности.

Педагогическая позиция:

  1. сотрудничество, содружество, сотворчество учителя и ученика;
  2. живое общение, содействие эмоциональному пробуждению разума;
  3. обеспечение  речевых ситуаций,  речевой практики для учащихся;
  4. создание в классе атмосферы борьбы за высокую культуру речи.

Программа кружка «Живое слово» ориентирована на учеников 1 класса. Курс  рассчитан на 25 учебных часов (1 час в неделю), по 35 минут. Часы получены за счет вариативной части школьного компонента образовательной программы начального общего образования.  

Ожидаемые результаты:

  1. развитие беглости, гибкости, оригинальности мышления;
  2. применение разнообразных, нестандартных способов решения при выполнении заданий;
  3. уверенность в себе, своих способностях;
  4. умение доказать свою точку зрения, адекватная оценка своей работы;
  5. правильный подбор и использование нужных слов при общении;
  6. внесение разнообразия в речь, использование синонимов, антонимов, родственных слов; соответствующих данной ситуации пословиц и поговорок, фразеологизмов.

Данный курс имел два параллельных, равнозначных направления – теоретическое и практическое. При изучении каждого раздела учащиеся получали блок теоретических знаний, затем применяли их на практике. Например, при изучении темы «Фольклор» дети знакомились с общеизвестными загадками,  узнавали об их особенностях, принципах построения, отличиях от других жанров, а потом придумывали свои варианты.

Для успешного проведения занятий нами использовались разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем давался в стихотворной форме, что способствовало его более легкому усвоению и запоминанию.

Тематическое планирование кружка «Живое слово», направленного на развитие творческого мышления первоклассников

Программа кружка «Живое слово» включает в себя следующие разделы: «Ребенок и слово», «Фольклор», «Такие разные слова…», «Грамматические навыки», «Словотворчество». На основе данных разделов нами было составлено календарно-тематическое планирование кружка, направленное на развитие творческого мышления первоклассников (Таблица 1).

Таблица

Календарно – тематическое планирование кружка «Живое слово»

Тема

Форма проведения

Образовательный продукт

к/ч

дата

Раздел 1. «Ребенок и слово»

1.

Звуковая культура речи. Игры с буквами.  Звуки вокруг меня.

Практическое занятие.

Игры со словами

правило: каждая буква имеет свое место. При замене  буквы меняется смысл слова.

1

8.09

Продолжение таблицы

2.

Слова, различные одним звуком.  

Урок–игра. «Вычитание букв из слов».

Преобразование слов.

1

15.09

3.

Слово «друг» и «враг».

Диалог

Обыгрывание ситуаций.

 Составление высказывания, которое, как друг, поддержит в трудную минуту. Какие слова радуют, обижают.  

1

22.09

Раздел 2 «Фольклор»

Устное народное творчество.   Загадки.

Урок– литературное слушание.

Определение признаков, построения загадок.

1

29.09

Устное народное творчество. Учимся составлять загадки.

Творческая работа.

Разгадывание загадок. Придумывание  загадок.

1

6.10

Устное народное творчество. Сочинение считалки.

Урок– литературное слушание.

Заучивание песен, считалок. Придумывание считалки.

1

13.10

7.

Устное народное творчество. Сочинение скороговорки.

Урок – беседа. Работа в парах.

Придумывание скороговорки.

1

20.10

8.

Пословицы и поговорки.

Творческая работа.

Придумать поучительный рассказ к пословице.

1

27.10

(кан.)

Продолжение таблицы

9.

Крылатые слова и выражения.

Практическое занятие.

К заданной ситуации подобрать крылатое выражение.

1

10.11

10.

В гостях у сказки.  

Литературное слушание.

Изменить окончание сказки.

1

17.11

Раздел 3 «Такие разные слова»

11.

Словарный запас. Предметы, действия, признаки.

Практическое занятие.

Пополнение словарного запаса учащихся.

1



12.

Слово  ̶  предмет.

Практическое занятие.

Придумать шифр, зашифровать слова.

1

1.12

13.

Слова – мячики (антонимы – синонимы)

  Игры со словами.

Обогащение лексического  запаса учащихся.

1

8.12

14.

Слово – действие.  

Практическое занятие.

Придумать словосочетания, в которых действие выступает не в обычной роли (часы стоят).

1

15.12

15.

Слово  ̶  признак.

Урок – сочинялка.

С помощью признаков описать предмет (загадка). Замена признаков, близких по значению.

1

22.12



(кан.)

Продолжение таблицы

16.

Слово  ̶  имя собственное.

Творческая работа. Работа с картинками.

Придумывание «говорящих» кличек для животных. Расшифровка кличек, названий деревень, городов.

1

12.01

Раздел 4 «Грамматические навыки»

17.

Хитрые согласные.

Письменное практическое занятие.

Разгадать  шифр, расшифровать фразу.

1

19.01

18

Скромные гласные.

Письменное практическое занятие.

Вспомнить пары слов, различающиеся одной гласной. (леса – лиса). Придумать ребусы.

1

26.01

19.

Неуловимые гласные в буквосочетаниях.

Диалог.

Составление кроссворда с со словами с сочетаниями чу–щу, ча–ща, жи–ши.

1

2.02

Раздел 5 «Словотворчество»

20.

Собираем слова.

Урок – фантазия.

Придумывание новых слов.

1

9.02

21.

Составные слова.

Урок – диалог.

Игра в слова.

Задумать сложное слово, объяснить его значение. Собеседник отгадывает задуманное слово.

1

16.02

Окончание таблицы

22.

Общее слово. Фантастический  префикс.

Ролевая игра.

Игра « Слово – сказка».

Создание коллективной сказки – поочередно каждый добавляет свое предложение, созвучное по смыслу с предыдущими.

1

23.02

23.

Сказки наизнанку.

Урок творчества.

Смешные истории.

На основе известной сказки придумать свою смешную историю.

1

2.03

24.

Сочинялка.  Учусь писать стихи.

Урок творчества.

Стихи – фантазия на основе слов – рифмовок.

1

9.03

25.

Итоговое занятие.

Тестирование.

Проведение итоговой диагностики.

1

16.03

Итого:     25      часов  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...