Исследовательская работа"История семьи - история народа"
материал по теме

Миниярова Рашида Файзахметовна

Работа по изучению своих предков.Составление генеологического древа семьи.

 

    

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

башкирский лицей №136

        

ИСТОРИЯ СЕМЬИ – ИСТОРИЯ НАРОДА

Музипова Элина

                                                                                          Ильнуровна,

 ученица 3в класса

   Миниярова

Рашида Файзахметовна,

учитель начальных классов

2013г.

г. Уфа

Содержание

Введение…………………………………………………………2

1. Моя семья…………………………………………………....4

     2. Каждый должен знать семь поколений своего рода……..6

   

     2.1. Мой интерес к шежере……………………………………..7

 

     2.2. История рода Мужип………………………………………9

    

     Заключение………………………………………………………10

   

    Литература……………………………………………………...12

        

                                                                                                                       

Введение

      В нашей деревне часто проводится праздник «Шежере байрам». От родителей я узнала, что слово «шежере» переводится с арабского языка как  «родословное дерево». Оно считается у башкир ценным документом и по нему можно узнать много интересного. Своим шежере люди всегда дорожили, оно хранилось у самых уважаемых старожилов аула и передавалось из поколения в поколение.

Проблема исследования:если каждый из нас будет хранить в памяти и передаст другому поколению историю своей родословной, значит мы будем бессмертны, ведь история семьи – это частица истории страны.        

Объект исследования:  особенности  связи истории семьи с историей народа.

Предмет исследования: история семьи – история народа.

Цель моего исследования: изучение страниц жизни семьи.

Гипотеза исследования: если каждый учащийся изучит шежере, то будет знать не только историю своей семьи, но и историю своего народа и страны.

  В связи с этим я поставила перед собой следующие задачи:

       1.  собрать  информации о жизни своих предков, по которой можно увидеть историю семьи, почувствовать их мир, в котором существовали родственники.

      2.  Работа с семейным архивом.

      3.Провести интервьюирование по интересующим вопросам родственников.

      4.На основе исследований углубить знания по родословной семьи Музиповых.

Методы исследования: анализ документов и письменных воспоминаний, интервьюирование.

Моя семья

     Я, Музипова Элина Ильнуровна, ученица 3В класса башкирского лицея

№136 имени М.Искужина. Родилась я в Уфе, но своей родиной считаю деревню Юкалекулево Дюртюлинского района, где живут мои дедушка и бабушка. Там родился мой отец Ильнур Альфридович.

     В нашей семье двое детей. Я – старшая в семье и мой братик Эмиль. Он ходит в садик №325.

                 

        Каждый должен знать семь поколений своего рода

      В древние времена башкиры, как и многие другие народы, жили племенами. Одно племя обычно состояло из нескольких родов. Каждое племя и каждый род имели свои названия. Наиболее древними были, например, племена Бурзян, Кипчак, Усерген, Юрматы, Табын, Мин, Катай и другие. У башкир издревле существовал обычай писать историю своего рода. Она называлась родословной. В родословной указывались все члены рода по мужской линии: точно и полностью обозначалась родственная связь поколений одного рода. По родословной записи можно было узнать о предках и о потомках любого человека из данного рода. И по сей день   бытует мнение, что каждый должен знать историю своего народа, помнить имена своих предков до семи поколений.

   

Мой интерес к шежере

      Каждое дерево питается подпочвенными водами родной земли. Они

невидимы, эти соки. Порою кажется, что их вовсе нет. Просто растет себе

дерево и растет. Зеленеет, покачивается на ветру его широкая крона. Но

попробуйте подрубить корни. Дерево зачахнет, погибнет. Так и человек.

Народ в целом. Люди должны знать свое прошлое, свои корни, свои  истоки.                    В последние годы люди снова стали интересоваться своим прошлым. Еще когда я ходила в садик, мы составляли генеалогическое древо. Там мы указывали маму, папу, бабушек и дедушек. При составлении этого древа мне было интересно посмотреть у кого сколько было детей, кого как звали, кто где работал. Мама сказала, что позже попробуем это сделать. После окончания садика в летние каникулы мы ездили в деревню (Мечетлино) к маминой тете. Там как раз шла подготовка к празднику "Шежере байрам". Мамин Дядя (Габит) сделал свою родословную, где указал 13 поколений. Я нашла на этом дереве ненейку, картатайку, маму и себя. Было очень интересно. Оказывается у нас так много родственников. Еще мамин дядя сказал, что каждый из нас должен знать 7 поколений. Именно поэтому я решила провести работу и изучить свой род, попробовать собрать информацию о 7 поколениях. В той деревне очень чтят традиции переданные из поколения в поколение. Дядю называют аксакал. Люди относятся к нему с уважением, так как он уже взрослый. К нему приходят молодые парни и помогают по хозяйству. Многие приходят к нему за советом.

  Потом мы поднялись на второй этаж, где тетя (Венария) готовила старинные вещи для украшения семейной юрты. На праздник каждый род обустраивал свою юрту, где размещались старинные, доставшиеся от прадедушек и прабабушек полотенца, ковры, украшения. Все это было сделано ими много лет назад своими руками. Я держала в своих руках полотенце, которому уже более 150 лет. Еще там есть много книг, очень старинных. Они их бережно   хранят. Есть старинные сундуки. По словам маминой тети, когда девушка выходила замуж, ее родители собирали приданое и все это складывали в сундук. По этому сундуку и оценивали насколько богата невеста. Там у них хранится 3 сундука. Они расписаны красивыми рисунками и созданы руками их предков. Дядя и моей маме на свадьбу сделал сундук своими руками. Там вырезаны 2 лебедя.

      После этого я попросила свою ненейку найти тоже что-то старинное. Потом мне показали золотые сережки, которые передаются из поколения в поколение самому младшему ребенку. Если это мальчик, то его жене. Этот обычай хранится в роду у картатайки (маминого папы). В его роду все были уважаемые люди, многие получили образование. Мой картатай закончил университет в Москве. Потом учил студентов в Уфе, был директором завода. Его папа (мой прадедушка) был главным бухгалтеров в колхозе. У него дома до сих пор сохранились его старинные счеты. Я с ними играла, когда была маленькая.

    Так же интерес к изучению своих предков был вызван и тем, что, когда я была маленькая, мама училась в университете и они там тоже составляли родословную, и мама говорила, что с помощью этой «картинки», можно понять, сколько у тебя будет детей и кто родится первым (мальчик или девочка). Мой папа тоже в университете писал работу, посвященную своему роду.                        

В ходе своей исследовательской работы папа выяснил, что его предки во время насильного крещения Иваном Грозным татар, сбежали с Елабужских земель (Республика Татария) в сторону Дюртюлей (Республика Башкортостан) и обосновались там. На месте их остановки и образовалась деревня Уткенеево (Уткенде, то есть проходя мимо).

История рода Мужип

    Мой картатай, который живет в Дюртюлях очень любит рассказывать о своих предках. Он по именам четко знает 7 поколений. Фамилия папы пошла от Мужипа. У него было 3 сына и дочь. Он был богатым человеком. Все 3 сыновьям он дал образование, они закончили медресе в деревне Учпили Дюртюлинского района.

    Старший сын после окончания медресе поступил в Уфе в военное училище. После учебы принял присягу и стал капитаном. Воевал главнокомандующим за белогвардейцев. Потом его арестовали и отправили в ссылку в Иркутск. Там он и продолжил свой род. Его общение с родственниками на этом прекратилось.И никакой информации о нем больше нет.

   Младший сын после окончания медресе закончил медресе Галия в городе Уфа. Был первым коммунистом в Дюртюлинском районе. Во время Гражданской войны был Коммисаром Красной Армии. После окончания Гражданской войны стал главой Кушнаренковского района. Во время ВОВ уехал на фронт. До мест назначения не смог доехать, его поезд попал под бомбежку и он трагически погиб.

   Средний сын (Бакир-от него и идет наш род) был первым трактористом, потом председателем колхоза. В честь него названа улица в деревне Суккулово Дюртюлинского района.

   У Бакира родился сын Забир. Забир всю жизнь отработал в колхозе, был почетным работником. У него родился старший сын Альфрид, это и есть мой  картатай.

   Для составления шежере я использовала анкету, которую составила совместно с родителями. Анкету заполнили мама, папа, неней Рима, картатай Венарис, неней Фагиля и картатай Альфрид.

   После этого я и нарисовала наш род. Папа помог мне все это сделать на компьютере.

Заключение

    В ходе составления шежере я поняла, что у поколения мамы с папой и поколения моих бабушек и дедушек рождалось по 2 детей. Иногда рождалось 3 детей, но очень редко. А вот род прабабушек и прадедушек и выше по родословной уже по 5-9 детей. Так что очень интересно посмотреть, сколько детей будет в нашем поколении.

   Еще я поняла, что фамилия раньше менялась от поколения к поколению. То есть фамилия зависела от имени предка. Итак, посмотрим в научной точке зрения, что такое шежере. Шежере (шэжэрэ, шежире) — название родословной у некоторых тюркских народов. Наибольшее распространение шежере имеет среди башкир и казахов. Помимо самой родословной шежере включает в себя изложение наиболее выдающихся событий из жизни того или иного рода или племени, то есть является своеобразной летописью. Изначально шежере существовали в устной форме и их знание было обязательным. Со временем они стали появляться в письменной форме, в том числе и в стихотворном виде. Шежере служат источником исторической информации. У многих народов сохранилась традиция помнить свою родословную. Знать имена своих предков до седьмого колена до настоящего времени считается обязательным для жителей индийского штата Ассам, для калмыков, а также для башкир. Что такое шежере? Известный этнограф Р. Г. Кузеев перевел шежере как "генеалогическая летопись".

       Знакомясь и изучая  краткую и первую летопись своего рода , я многое узнала о своих корнях. Судьбы моих родственников тесно переплетаются с судьбами других людей. Это история не только моей семьи, но и  моей страны. В будущем я хочу подробнее изучать эти документы, внести новые данные. Молодое поколение должно знать своих предков, жизнь своих родителей и родственников.

     

 Литература

 1. Кузеев  Р.Г. Родословная башкир/ Р.Г Кузеев. – М.Наука,1974.

    Глава I.

  2. Кузеев  Р.Г. Происхождение башкирского народа/ Р.Г.Кузеев. – М.Наука,1974

3. Янгужин Р.Г.  Из истории башкирских племён / Р.Г.Янгужин. - Уфа,       «Китап»1995.

         

           


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Ворскла в истории страны"

Исследовательская работа о роли реки Ворскла в истории страны...

Исследовательская работа "История моей семьи"

Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт». Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи. Семья играет для людей важную роль. В былые времена человек был неот...

Проектно- исследовательская работа «История моей семьи в истории родного края»

Практическая значимость данной работы заключается в обогащении кругозора учащихся дополнительной информацией, повышении учебной мотивации посредствам осознания себя, как субъекта деятельности и формир...

Проектно-исследовательская работа«Бессмертный полк-история моей семьи в истории моей страны. Мой прадедушка -Логунов Михаил Семенович»

laquo;Бессмертный полк-история моей семьи в истории моей страны. Мой прадедушка -Логунов Михаил Семенович »"Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Вас...

"Сквозь годы памяти и судьбы поколений"- презентация исследовательской работы по теме "История Великой Отечественной войны в моей семье"

quot;Сквозь годы памяти и судьбы поколений"- презентация исследовательской работы по теме "История Великой Отечественной войны в моей семье"....

Исследовательская работа "Национальное платье осетинского народа"

quot;Национальное платье костюм осетинского народа"...

Исследовательская работа "История моей семьи в ВОВ"

Исследовательская работа "История моей семьи в Великую Отечественную Войну"...


 

Комментарии

Куадже Ася Шумафовна

Рашида Файзахметовна! Утверждение "счастлив тот, кто счастлив дома" не подлежит сомнению! Я хочу поддержать работу Вашей ученицы. Удачи в конкурсе!

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020