Системный подход к обучению пространственной ориентировке учащихся начальных классов с ДЦП и нарушением интеллекта
презентация к уроку по теме

Тищенко Светлана Валерьевна

В презентации отражается системный подход к обучению пространственной ориентировке учащихся начальных  классов с ДЦП и нарушением интеллекта. žОвладение способностью ориентироваться и использовать меры измерения пространства.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                                  Системный подход к обучению

              пространственной ориентировке учащихся начальных

              классов с ДЦП и нарушением интеллекта

Свою работу строили на следующих документах:

1 – Текст самого Стандарта (это единственный нормативный документ для образовательных учреждений федерального уровня);

2 – Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников (это идеологическая основа разработки стандартов второго поколения);

3 – Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения для начальной школы;

4 – Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности школьников.

(слайды с 1 по 4)

Актуальность проблемы: не усвоение учащимися программного материала в связи с особенностями развития познавательной и эмоциональной сферы и низким уровнем развития жизненных компетенций; ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности и определяет характер его отношений с миром.

Решение проблемы начали с изучения литературы по теме. Проблема формирования у школьников представлений о пространстве нашла разработку в трудах психологов (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская) и педагогов (Ф.С.Блехер, А.Н.Леушина, З.А.Михайлова, Т.В.Тарунтаева…). Анализ их исследований показал, что они изучали:

- особенности представлений детей о пространстве

- генезис их  развития

- особенности восприятия пространства

- психологические функции

- роль сенсорного опыта

- особенности формирования системы представлений о пространстве

- роль дидактических игр и занятий

- взаимозависимость речевой активности ребёнка и понимания пространственных категорий

- педагогические условия, обеспечивающие становление пространственных представлений.

Теоретической основой исследования выступило учение А.Н.Леонтьева о значениях пространства как знака жизнедеятельности человека, определяющего характер его отношений с миром.

А.А.Люблинская считает, что восприятие пространства имеет целый ряд особенностей и для его восприятия необходимо задействовать целый ряд совместно работающих анализаторов.

В исследованиях Л.О.Бадалян говорится о том, что восприятие пространства – это совместная деятельность различных сенсорно – двигательных анализаторов. Поражение теменной доли больших полушарий, наличие патологических тонических рефлексов и патологических синергии верхних конечностей приводит к недоразвитию схемы тела и зрительно – моторной координации у больных с органическим поражением центральной нервной системы.

Отражение пространства в мозгу выступает в двух основных формах(ступени познания):

1 – непосредственной (чувственно – образной)

2 – опосредственной (логически – понятийной)

Взаимосвязь и единство этих основных форм отражения составляет важнейшую закономерность развития познавательной деятельности человека, проявляющуюся и в области отражения пространственных отношений между предметами внешнего мира.

Показатели развития пространственных представлений и необходимые условия представлены на слайдах (до 11)

Недостаточная сформированность пространственного различения выражается в ряде типичных ошибок в разных видах деятельности:

- в поведении (движения в другом направлении, расположение предметов относительно самого себя…)

- в чтении (нет беглого чтения, путают сходные буквы…)

- в письме (не соблюдают строку, путают буквы…)

- в математике (неумение делать симметрично запись примеров, измерять)

- в рисовании (глазомерные ошибки, в расположении предметов…)

- в гимнастических упражнениях (неправильное направление движений)

Типичные ошибки представлены на слайде 11.

С целью выявления уровня усвоения пространственного ориентирования у учащихся нашего класса были использованы следующие психодиагностические методики:

- кубики Кооса (нарушение конструктивного праксиса)

- доски Сегена (невербальный интеллект)

- «Чудесный мешочек» Л.Н.Данилова, Н.В.Симоновой

- пространственные представления (ориентировка на собственное тело, относительно себя, относительно предмета) Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной

- восприятие картины Г.А.Урунтаевой

Выявили:

- Ориентировку в направлениях пространства (в схеме тела): умение определять правую – левую сторону на себе, собеседнике, картине.

- Восприятие удалённости предмета и его местоположения (далеко – близко, вверху, внизу…)

- Восприятие пространственных отношений между предметами и их изображением. Умение словесно обозначать пространственные отношения между предметами.

- Ориентировка на плоскости.

РЕЗУЛЬТАТ:

40% - путают свою правую – левую руку

60% - при показе частей тела у других

80% - не ориентируются на листе бумаги

70% - допускают ошибки при написании цифр

60% - путают буквы

40% - не умеют располагать симметрично запись в тетради

20% - смешивают геометрические фигуры

70% - в игре неправильно располагают предметы

60% - неправильно располагают столовые приборы

50% - путают одежду и обувь в отношениях: лево – право, спереди – сзади, ассиметричное застёгивание

Принимая во внимание полученные данные, необходимо организовать проведение специальной коррекционно – образовательной работы с привлечением узких специалистов школы (дефектолога, психолога, логопеда, инструктора по ЛФК, воспитателя, учителя рисования) и родителей.

Цели и задачи работы представлены на файле.

6 этапов работы:

1 – это обучение ориентированию в собственном теле по подражанию взрослому; расширение и активизация словаря по теме «Части тела»

Игровое упражнение»Найди своё сердце»

2 – определять направления: правое – левое, направо – налево, справа – слева (по схеме собственного тела); включать в активную речь пространственные понятия; определять направления в процессе ходьбы, спортивных построений.

Игровое упражнение «Волшебное зеркало»

3 – использовать наглядность (стрелки – векторы, карту класса, словесную инструкцию); использовать в речи слова: далеко – близко, сверху, снизу, выше, ниже; применять знания в бытовой повседневной жизни.

Игровое упражнение «Найди, где спрятано», «Правильно пойдёшь, портфель соберёшь»

4 – изменять местоположение предмета по инструкции или карточке – схеме; понимать значение предлогов; использовать знания в повседневной жизни

Игровое упражнение «Кто быстрее»

5 – на плоскости парты, доски, на альбомном и тетрадном листке: находить середину, верхний и нижний край, левый и правый; определять место по двум координатам (левый нижний угол)

Игровое упражнение «Бабочка»

6 – сравнивать буквы, цифры; учиться копировать их, строить и лепить.

Игровое упражнение «Буквенные превращения»

Перечень образовательных результатов на слайде 13.

Диаграмма на слайде 14

Методы и приемы работы (наблюдение за жизненными компетенциями и «академическими» компонентами; диагностические задания)

Использовали:

Дидактические игры, игровые упражнения, подвижные игры, речедвигательные и логоритмические игры, гимнастические упражнения, конструкторы, пазлы, домино, графические игры (файл), игры с мячом и зеркалом, работа с печатным материалом (файл), выполнение бытовых заданий, рисование фигур (файл), рассматривание таблиц, картин,  рисование по клеточкам, дорисовка предметов  (файл), экскурсии по классу, школе, участку, по близлежащим улицам, к проезжей части дороги (файл),работа с природным материалом, лепка букв и цифр, маркировка левой стороны стола, доски, листа, обуви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

системно деятельный подход к обучению литературного краеведения в начальных классах на основе авторского пособия

Демократические процессы, происходящие в российском обществе, вдохнули новую жизнь в краеведение, повысили его значимость, способствовали оживлению краеведческой деятельности. У государственных ...

Обучение грамотному письму учащихся начальных классов

Содержание:Обоснование выбора темы.Психолого-педагогические основы формирования грамотного письма.Структура орфографической зоркости;Условия формирования орфографической зоркости младших школьников.Из...

Обобщение опыта по теме: "Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС».

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех период...

Мастер-класс "Методические приёмы реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках в начальных классах"

*В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе ...

Доклад \'\'РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)\'"

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал – «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя»....

РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал – «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя». Чтение – это и то чему обучают младших школьников...

Особенности речевых умений учащихся начальных классов с нормальным и нарушенным речевым развитием

Особенности речевых умений учащихся начальных классов с нормальным и нарушенным речевым развитием...