Внеклассное мероприятие "Ребенок и его права"
материал по теме

Тищенко Светлана Валерьевна

В мероприятии "Ребенок и его права" даются правовые знания на основе "Коныенции ООН о правах ребенка", обыгрываются ситуации на простых примерах,играх, традициях народов,притчах. А также формируется модель единого культурного пространства "Ребенок-Семья-Социум", гуманитарного отношения друг к другу, к родителям, к своей родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_rebenka.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

             Внеклассное мероприятие для  учащихся 1-4 классов.

                Тема: «Ребёнок и его права».

«Знать свои права и уметь за них бороться- значит, быть сильным.
Уважать права других
- значит,
быть справедливым.

Жить по праву - значит, жить
в мире и согласии».

Цель: максимально способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование основ правовых знаний.

Задачи:

- сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе « Конвенции ООН о правах ребёнка»,

- сформировать модель единого культурного пространства
« Ребёнок - Семья
- Социум».

- формировать чувства гуманного отношения друг к другу, к родителям, к своей родине.



Давным - давно, тысячи лет назад, на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди  могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И взялись за решение этих вопросов: в беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров. В конце концов, людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всемирная декларация прав человека.

Гражданин имеет право чувствовать себя в обществе спокойно. Так должно быть в любом обществе. И российское общество стремиться к такой жизни. Но ещё необходимо, чтобы каждый человек научился отстаивать свой права. Иначе государство никогда не догадается, кому оно служит - гражданам или государству.

Несколько лет назад Россия приняла очень важный документ- « Конвенцию о правах ребёнка». В 1989 году Конвенция была принята и не каким-то одним государством, а Организацией Объединённых  Наций (ООН). Это всемирная международная организация. А Конвенция - международно-правовой документ.

Отстаивать наши права помогают люди права( это юристы, милиционеры, судьи). Кстати, в Конвенции сказано, что « ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18- летнего возраста». Это значит, что даже усатого, но несовершеннолетнего человека можно считать ребёнком. По российским законам как раз совершеннолетие наступает с 18 лет( статья 1) Признав Конвенцию, Россия заявила, что у российских детей есть немало прав.

Рассмотрим статью 7

   СТАТЬЯ 7

« Ребёнок с момента рождения имеет право на имя, отчество, фамилию; их изменение, право знать фамилию своих родителей и право на их заботу».

Динь-Дон, динь-дон, по улице ходил слон.

Ну а наша детвора начала игру в слова.
Раз, два, три, не зевай, имена называй.
Как зовут цыплёнка? Цып-цып-цып!
Как зовут котёнка? Кис-кис-кис!

Как зовут кутёнка? Гав-гав-гав!

Ну  а как ребенка ?......

Имя дают при рождении. Интерес к имени во все времена неслучаен. Как тебя зовут? - с этой фразы начинается знакомство с каждым ребёнком.

Кто может назвать полное своё имя, отчество, фамилию?
( передовая мяч дети называют свой ФИО)

В честь кого вам дали имя?

Кто такой тёзка? Есть ли у вас великие тёзки?
Как вы собираетесь прославить своё имя?

Лапочка, солнышко, мой ветерок, зайчик. Это ласковые слова.

Каким ласковым словом вы хотели бы, чтобы вас называли?
( пере
давая мяч дети называют слова).

Это могут быть явления природы, цветочек, персонаж
мультфильма.

Цель: активизация процесса самопознания, повышение активности
и самооценки.

Игра « Зеркало»

Двое ребят садятся друг против друга. Один повторяет движения
другого (например, утреннее умывание).

Итог: НЕ копируйте друг друга, не повторяйте, вы разные, но
каждый из вас личность
, имеющая своё имя, отчество, фамилию.

Статья 2

"У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. Люди должны относиться друг к другу по-братски".

Здравствуй,планета Земля,в гости пришел к тебе я.

Сколько чудес знаешь ты! Встань,вокруг посмотри.

Как ты прекрасна, земля! Горы,леса и моря.

И люди повсюду живут, и Землю матерью зовут.

Дети мы с вами живем на планете Земля, вот она ( демонстрирует глобус). Посмотрите на глобус. Вы увидите моря, океаны, горы, пустыни.  На планете очень много стран. Есть страны большие ( Россия,США), есть страны маленькие ( Швейцария), есть с суровым климатом, есть с жарким. Каждая страна имеет свое название: Япония,Китай, Англия.

Кто в какой стране живет?

В Америке-американцы. В России- россияне. В Китае-....

В Японии-..... Ближнее зарубежье в Армении-.... В Казахстане-.... В Грузии-....

А мы в какой стране живем? В России. Россия многонациональная страна.

 Игра с мячом. Каждый называет свою национальность и передает мяч соседу. Независимо от национальности мы понимаем когда с  нами здороваются. На английском Hello! На немецком Гутен так! На казахском Саламат сыз ба! На русском просто- здравствуйте! Просто кивок головы, поцелуй, рукопожатие.

Вызываю желающих моделировать ситуацию.

1. В племени масай, перед тем как приветствовать друг друга, ои плюют на руки.

2. Жители Тибета снимая шляпу, высовывают язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь.

3. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами.

4. Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слека кланяются.

5. Русские, англичане, американцы в качестве приветствия пожимают друг другу руки; китайцы пожимают руки самому себе. Лапланцы трутся носами.

Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.
Французы целуют при встрече друг друга. Современые греки
приветствуют друг друга словами: «Будь здоровым!», древние
греки говорили при встрече « Радуйся!», арабы фразой:» Мир с
тобой!», индейцы нахаво фразой «Всё хорошо!».

Независимо какой ты национальности, пола, религиозных и
политических убеждений, мы всегда должны относиться друг к
другу по братски. Мы даже игры играем одни и те же.

Стихотворение И. Мазнин. « Давайте дружить».

        Давайте, люди         И доверяем

Дружить друг с другом,         Повсюду нам,

Как птицы- с лугом,         Как самым верным

Как травы- с лугом,         Своим друзьям!

Как ветер- с морем,         Давайте, люди,

Поля- с дождями,         Беречь планету

Как дружит солнце         Во всей Вселенной

Со всеми нами!         Похожей нету.

Давайте, люди,         Во всей вселенной,

К тому стремиться,         На всех одна,

Чтоб нас любили         Что будет одна,

И зверь, и птица         Без нас она?

Что для жизни нужно? Солнце.
Что для дружбы нужно? Сердце.
Что для сердца нужно? Счастья.
Что для счастья? мир

Мы взрослые говорим:

Хотим над мирным небом
Жить и радоваться и дружить.
Хотим, чтоб всюду на планете
Войны совсем не знали дети.

Сияйте, улыбки, солнцем согреты!
Мира и счастья вам, дети планеты!

На нашей планете есть много разных стран. В этих странах живут
дети с разным цветом кожи, раз
 на нашей планете дети, и каждого появившегося на свет называют
«Дети мира», потому что все дети имеют равные права.

Право на жизнь статья 6

СТАТЬЯ 6

«Каждый ребёнок имеет право на жизнь».

Дети, а кто подарил вам жизнь?

Да, мама подарила вам жизнь. Спово « мама»- особое слово. Это
первое слово которое произносит ребёнок, оно почти одинаково
звучит на всех языках мира. Мама первой заглянула вам в
глаза,спела колыбельную песню, научила ходить, говорить. О маме
написано много стихов, песен, рассказов.

Каждого человека, появившегося на свет, называют « Дитя
Мира»! Ты имеешь право дышать, ходить по земле, плавать в
морях, летать в небе, учиться, иметь друзей. Вы тоже « дети мира».
Жизнь, подаренную вам мамой, никто не в праве отнять. Вы
рождены для того, чтобы быть здоровыми, счасливыми,
свободными, образованными гражданами России.

Вспомним сказку « Три поросёнка» ( отрывок) там поросята
убегают от волка. Вол
к хочет их съесть. Какое право нарушает
волк? Право на жизнь. ак на
до везти себя, чтобы не нарушать это
право?( не надо иг
рать в опасные игры)

П ерейдём другой статье 16

« право на имущество, неприкосновенность жилища, защита
вмешательства в личную жизнь, посягательство на честь и
репутацию» .

Отгадайте загадки

Знают все мои соседи: лисы, волки и медведи,

Что живу я на сосне в уютном маленьком ..... ( дупле)
Между веток новый дом, нету двери в доме том.

Только круглое окошко, не пролезет даже кошка.( скворечник)

в лесу у пня суета, беготня.

Работяги- муравьи строить дом себе пришли.
Вы, ребята, не зевайте.

Их жилище называите. ( муравеиник)

Про что эти загадки? (про жилища зверей и насекомых).

У медведя - берлога, у белки - дупло, у волка - логово, у птицы -
гнездо, у пчелы - улей, у человека - дом.

Каждый имеет право на жилище, никто не может лишить человека
дома. Вспомним сказку « Три поросёнка». ( английская сказка).
Какие дома были у поросят? ( у Ниф-Ниф из соломы, Нуф-Нуф из
сухих веток, Наф-Наф из камней и глины, с тяжёлой, дубовой
дверью с засовом. Серый волк просто сдул соломинный домик
Ниф-Нифа, обманом проник в дом к Нуф-Нуфу изменив свой
голос). Нарушил ли волк права на жильё? Ещё какое право
нарушил волк? ( право на жизнь).

В каких сказках было нарушено права сказочных героев на жильё?
(Теремок, Заюшкина избушка, Три медведя ).

К сожаленью, в жизни часто бывает, что война заставляет людей
бежать из собственного дома в безопасное место.таких людей
называют беженцами. Как вы думаете. Есть ли в нашей стране
сейчас беженцы?

Ребята, скажите, кто-нибудь из вас бывает дома один? Если к вам
позвонил чужой человек, откроите ли вы ему дверь?

Дверь незнакомцам не открывай,
Словом и подарком не доверяй,
Скажи: « скоро мама с работы придёт»
Сама, если надо, вам дверь отопрёт.

Когда вы одни не открывайте двери, даже если; пришёл почтальон,
слесарь чинить кран, мед. сестра из поликлиники, гости из другого
города, женщина предлагает в « хорошие руки» котёнка, щенка.
Всем отвечай, что ты не один дома, бабушка спит, мама в ванной
комнате. Но если опасность наглянула звоните 02 или кричите
громко зовите на помощь.

Ключи от квартиры с собой я ношу.

И дверь мне открыть никого не прошу
Свой ключ открывать никого не прошу
Ведь он стережёт квартиру мою.

Никто не имеет право входить в чужой дом без разрешения хозяев,
нарушать неприкосновенность вашего жилища.

НИКОГДА НЕ ОТКРЫВАЙТЕ ДВЕРЬ ЧУЖОМУ ЧЕЛОВЕКУ,
ДАЖЕ ЕСЛИ У НЕГО ПРИЯТНЫЙ ГОЛОС.

Обсудим статьи 19, 37

« Право на защиту от насилия, от жестокого обращения»

Из какой сказки персонажи: Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон,
Арлекин? ( «Приключения Буратино» ). Они артисты кукольного
театра.

К то руководил кукольным театром?
( Карабас- Барабас )

Какой он был? ( злой, жестокий, бил кукол)

Что сделали герой сказки? Они убежали от КарабасаО Барабаса.

Да, они убежали в страну справедливости, в страну, где их никто не
обижал, где они были защищены от зла и жестокости. Даже куклы
знают, что никто не имеет права обижать, бить и оскорблять
другого человека. Это права записано в Конвенции о правах
ребёнка, это закон, который обязаны выполнять все люди: и
взрослые и дети.

Дети, каждый из вас скажет без труда,СКОЛЬКО ему лет. А есть ли у вас братья и сёстры, которые младше вас?

Вы их не обижаете?

Можете ли вы у дарить просто так?

Сейчас я прочту две притчи. Сделайте выводы.

Две козы

На узкой горной тропинке встретились две козы. Налево - гора, крутая как стена, направо - глубокая пропасть. Нет ходу ни вперед, ни назад.

« Что делать, как тут быть? »         - задумались козы. Тогда одна коза легла и плотно прижалась к земле, а другая
осторожно через нее перешла. И обе остались целы.

Пословицы и поговорки :
Чем ближе беда, тем больше ума.

Нельзя перескочитъ - так можно пролезть.
Найти общий язык.

Глупые ссорятся, а умные договариваются.

Два барана

Через широкий ручей проложен
мосток, да такой узкий, что двоим ни-
как не разойтись. Встретились как-то
на этом мосту два барана. « Уступи
мне дорогу», - потребовал один.
«Нет, ты УСТУПИ», - не соглашается
другой. «Я первый пришел!» - «Нет,
я первый пришёл! » Ни один не хочет
уступить другому. Так, слово за сло-
во, слово за слово, и перешли они к
драке. Принялись бараны биться лба-
ми, бодаться рогами, да так увлек-
лись, что оба и упали в воду.

Пословицы и поговорки

Удрачливого буяна вся шкура в изъянах.
Будь прям
, да не упрям.

Дракой прав не будешь.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Давайте представим такую ситуацию. Хулиган занёс кулак над
головой школьника. А тот показал ему пальцем на Конвенцию о
правах ребёнка. И что: негодяй замер на месте с почтительным
выражением лица? Ясно, что Конвенция его не остановит.

Но его остановит российский закон, который соответствует этой
Конвенции. Таких законов много. Самый строгий из них -

у головный кодекс Российской Федераций. В нём говорится И О тех
преступлениях, которые нарушают права несовершеннолетних. За
каждое преступление установлены серьёзные уголовные наказания.

Если преступником становится ребёнок , то он как и взрослый
имеет права на правовую защиту. (адвокатов). Об этом говорится в
статье 40 « право на гуманное обращение с детьми при нарушении
закона». Ответственность за их преступления до 14 лет несут
родители. За серьёзные преступления детей ставят на учёт в
милиции, отправляют в спец. учереждения, в дет. колонии.

Статья 28.

« Ребёнок имеет право на получение бесплатного начального,

r

среднего общего образования, а на конкурсной основе -среднего

профессионального, высшего образования.

Право выражать своё мнение при выборе родителями формы и
вида образовательного учреждения, при выборе профессии.

СТАТЬЯ 4

« Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и
необходимую для развития его личности поддержку в
экономической, социальной и культурной областях».

Выплачивается каждому ребёнку ежемесячное пособие( в размере
70 руб.) , пенсии по инвалидности, многодетным семьям.
Бесплатное медицинское обслуживание. Могут участвовать в
создании и посещении детских организациях.( кружки, секции.)

Древний мудрец  Ювенал говорил: « Детству следует оказать
величайшее уважение». Уважение к детям проникнута Конвенция о
правах ребёнка
. Другой « мудрец», но юный познакомился с
Конвенцией и понял её так:
я - ребёнок, мне всё можно. Чуть что- В
крик: « Не имеете права!». Законы должны нас защищать не только
от других, но и от себя самих
.

Имея права ребёнок должен соблюдать свой обязанности.

Стихотворение « Я не плачу» г. Ладонщиковов :

Мама сильно рассердилась
Без меня ушла в кино.

Жалко мне, что так случилось,
Но не плачу всё равно.

Я за шалости наказан,
Справедливо, может быть,
Только я прощенья сразу

Не решился попросить.

А теперь сказал бы мама:

« Ну прости, в последний раз!
Я не плачу, слёзы сами

Сами катятся из глаз.

Ребёнок обязан слушаться родителей или лиц, их заменяющих;
принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев
пренебрежительного, жестокого, грубого унижающего
человеческое достоинство обращения, оскорбления или
эксплуатации.

Каждый несовершеннолетний получит основное общее
образование.

С 14- летнего возраста- обязан иметь паспорт.

Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать,
хранить, коллекционировать и носить оружие( огнестрельное,
газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства)
ношение кастетов, лезвий.

Упражнение « Улыбка»

Дети посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

Закройте глаза и послушайте меня.

Другой человек есть радость для тебя.

Окружающий мир есть радость для тебя.
Твой город- это гордость твоя.

Ты всегда радость для другого ....

Уважай, люби. Всё, что есть на Земле, -это чудо для тебя!

Литература:
1. Конвенция о правах ребенка.

Одобрена генеральной ассамблеей ООН в 1989 году. Вступила в силу для России в 1990г.

2. В.А. Георгиевский, Л.И. Шитикова "Проведение праздников в начальных классах", 1989.

3. А.Н. Васильев " Игры народов мира"

4. В.В. Дудников, Л.Ю. Ильина, Е.А. Курак "Экономика и человек", Самарский институт повышения квалификаций и переподготовки работников образования,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по теме "Права и обязанности детей"

В рамках месячника "Ты - о законе, закон - о тебе" в 3 кл. проводилось внеклассное мероприятие, на котором дети смогли ознакомиться со своими правами и обязанностями....

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Внеклассное мероприятие "Конкурс знатоков правил дорожного движения"

Внклассное мероприятие "Конкурс знатоков правил дорожного движения" разработан для проведения в начальных классах....

Внеклассное мероприятие "Конвенция о правах ребенка"

Данный материал может быть использован при проведении мероприятия по гражданско-патриотическому мероприятию  в начальных классах по теме "Конвенция о правах ребенка"...

Внеклассное мероприятие по ПДД "Правила перехода дороги"

Урок или внеклассное мероприятие по ПДД во 2-м или 3-м классах на тему "Правила перехода дороги"....

Разработка внеклассного мероприятия на тему: "Право быть ребёнком"

·        Мероприятие  знакомит  учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка. Дает помочь детям осознать, что нет прав без обя...

Внеклассное мероприятие "Я имею право"

Данная презентация поможет учителю, не только  в увлекательной форме  познакомить учащихся 1 - 2 классов с их правами и обязанностями, но и закреиить полученные знания практически...