Конспекты уроков по внеурочной деятельности по курсу "Экономика"
план-конспект урока (1 класс) по теме

Королева Елена Васильевна

Уроки можно проводить как в 1 классе, так и во 2. Это зависит от того, с какого года обучения вы начнете вести курс "Экономика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_ekonomiki.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Королева Елена Васильевна МБОУ СОШ № 1

УРОК 1. О КОРОЛЕ И ВОЛШЕБНИЦЕ ЭКОНОМИКЕ

В одном маленьком сказочном государстве жил-был большой сказочный король со своей женой, красавицей дочерью и сыном - вашим ровесником.

В наследство королю досталась волшебная палочка. Она исполняла любые желания, и никто ни в чем не знал отказа. Это была сказочная жизнь! Захотела жена устроить бал - пожалуйста; пожелал сын новую игрушку - пожалуйста; заказала дочь модное платье - никаких проблем! Каждую неделю во дворце устраивались праздники. Никто ничего никогда не делал и ни о чем не беспокоился. И все так бы и продолжалось, если бы однажды...

Как-то утром король проснулся в очень плохом настроении. "Ну, что это за жизнь?! - подумал он. - Ничего не хочется! Хоть вой! Скукотища!"

? Получается, что когда человеку ничего не хочется, настроение у него, как правило, плохое. Интересно, а у вас так бывает?

И вот, чтобы поднять свое настроение, король решил прогуляться перед завтраком в королевском парке. Долго ли нет он гулял - нам не ведомо, но прошло время - и король проголодался. Что делать? Нам бы с вами пришлось в этом случае возвращаться домой, но у короля была с собой волшебная палочка. А когда она есть, то никаких проблем не существует: взмахнешь рукой - и все, что ни пожелаешь, появляется неизвестно откуда. Так он и сделал. Взмахнул палочкой, и появился стол со всевозможными яствами. Только собрался король позавтракать, как откуда ни возьмись появилась маленькая сгорбленная старушка. 
- Милый король, - сказала она, - я так голодна. Дай мне, пожалуйста, поесть!
 
- Ну, уж нет, - ответил король. - Мне самому мало! Ступай своей дорогой и не мешай мне завтракать!

С сожалением посмотрела на него старушка, покачала головой и исчезла, будто ее и не было. А вслед за ней исчез и стол с королевским завтраком. Очень удивился король, стал размахивать волшебной палочкой. Махал, махал - чуть рука не отвалилась, да только все безрезультатно. Понял он, что неспроста это. И старушка та была не просто прохожая, а...

? Как вы думаете, кто она такая? И что она сделала?

Конечно, это волшебница. Она наказала короля за жадность и лишила палочку волшебной силы. Горько пожалел король о совершенном поступке - да поздно, изменить ничего уже было нельзя. Расстроенный и голодный, вернулся он во дворец. Не успел переступить порог, а навстречу ему королева: 
- Дорогой, не забудь - скоро во дворце бал, приедет много гостей и твоя двоюродная тетя.
 
- Какой бал?! Отменить все балы! - вскричал король. - Не до праздников сейчас. Нужно думать, что теперь делать и как жить дальше!

И рассказал королеве все, что с ним приключилось. 
- О горе нам, горе! - заплакала королева. - Как же мы будем теперь королевством править, детей растить, соседним королям в глаза смотреть, если стали беднее последнего нищего? Как нам жить без волшебной палочки?

Плачь не плачь, а делать что-то надо. 
- Найди, король, волшебницу, - сказала королева, - попроси у нее прощения и уговори вернуть силу волшебной палочке.
 
- Я был бы рад попросить прощения! - воскликнул король. - Но где ее искать? Я даже имени ее не знаю! Кто она такая, откуда?
 
- Я волшебница, волшебница Экономика, - послышался вдруг женский голос, и неизвестно откуда появилась сама волшебница.
 
- Я давно за тобой наблюдаю. В последнее время ты стал ленивым и жадным, поэтому и был наказан, - строго сказала она.
 
- Прости нас, пожалуйста! - заплакали король с королевой. - Мы больше так не будем! Верни силу волшебной палочке, без нее мы прожить не сумеем!
 
- Ладно, ладно, не плачьте, я больше на вас не сержусь, - простила их волшебница. - Но просьбу вашу не выполню. А вместо этого я научу вас экономике.
 
- Это, наверное, такое волшебство! - обрадовалась королева.
 
- Экономика - это наука! А любая наука может сотворить волшебство. Но чтобы постичь эту науку, вам придется много и хорошо учиться. Вы согласны?
 
- Конечно, согласны! - хором ответили король с королевой.

Вопросы Почемучек

? За что и как наказала короля волшебница Экономика? 
? Почему без волшебной палочки у короля возникли проблемы? 
? Знал ли король, как можно решить эти проблемы? 
? Кто пообещал ему помочь и как?

УРОК 2. КОРОЛЕВСКОЕ ЛИ СЛОВО "ПОТРЕБНОСТЬ"?

Волшебница решила не откладывать дела в долгий ящик и начала урок. 
- В первую очередь, ваши величества, нужно научиться удовлетворять свои потребности без волшебной палочки и не забывать, что теперь ваши возможности ограничены.
 
- А что такое "потребность"? - спросила королева. - И почему ограничены наши возможности?
 
- Я думаю, - важно сказал король, - что "потребность" - это королевское слово, которое происходит от слов "требуется", "требую". Оно означает, что все, чего я ни потребую, должно быть немедленно исполнено. А "возможность" - это слово для подданных, которые спрашивают: "Можно ли то?", "Возможно ли это?"
 
- Это раньше, когда вы имели волшебную палочку, "возможность" было словом для подданных, а вы могли иметь все, что только пожелаете, - напомнила ему волшебница. - А сейчас все изменилось. И не все ваши требования могут быть выполнены.
 
- Но ведь я - Король! - стал возмущаться король. - Я не должен себе ни в чем отказывать. Я должен исполнять все свои желания, иметь все, что захочу! А хочу я есть!! Я требую, чтобы меня накормили!.. Я приказываю!...
 
- Не нужно кричать и капризничать! - строго сказала волшебница. - Вы ведь не маленький ребенок, а большой король. Даже короли не могут иметь все, что они хотят. А вы, ваше величество, сами во всем виноваты: не нужно было жадничать, тогда до сих пор жили бы как в сказке.

Вспомнил король о том, что произошло, стало ему стыдно, и он сразу перестал капризничать. А волшебница продолжила свой урок: 
- В экономике к потребностям относятся все наши желания что-либо иметь, все, что мы хотели бы, чтобы для нас было исполнено.
 Король остался без завтрака: он хочет кушать - значит у него есть потребность в еде. Королева хочет устроить бал: желание повеселиться - это ее потребность. Любые наши желания являются потребностями.

- Что-то мне не верится, что желание повеселиться и потанцевать - это потребность, ведь без этого вполне можно и обойтись, - проворчал голодный король. - В нормальных дворцах балы устраивают только по большим праздникам, а не как у нас - каждую неделю. Мне думается, что потребность - это то, без чего жить нельзя. Например, если я немедленно не поем, то у меня заболит живот и уж точно возникнет потребность в лекарствах. 
- Значит, если я тебя правильно поняла, то потребность - это то, что необходимо, без чего нельзя обойтись, - уточнила королева.
 
- Верно, - подхватил ее мысль король. - Например, мне не хочется учиться, но я знаю, что это нужно, поэтому учусь. Принц не любит пить лекарства, когда болеет, но знает, что должен вылечиться, - и пьет их. У людей есть потребность в лекарствах, пище, учебе. Без этого никак нельзя обойтись.
 
- А вот желания - это все то, что нам хочется, - продолжила королева. - Мне, надо вам признаться, очень нравится устраивать балы, носить новые модные платья, делать прически и принимать гостей... Ах! Как это замечательно!.. Но все это, конечно, не относится к потребностям. Так же как и страсть маленького принца к клубничному варенью - он вчера опять без разрешения съел целую банку! Бал, наряды, прически, клубничное варенье - это просто наши желания.
 
- Это не так, - возразила волшебница. - Вы оба ошибаетесь. Все ваши примеры - это примеры потребностей. Если есть желание, то есть и потребность. И неважно, какое именно желание: кто-то любит хорошо и вкусно покушать, а кому-то без балов и нарядов живется грустно и неинтересно.
 
- Да-да, - подхватила королева, - у меня плохое настроение и все из рук валится, если не удается потанцевать на балу.
 
-
 У разных людей разные потребности, - сказала волшебница. - И то, что необходимо одним, может быть совершенно не нужно другим. 
- И удовлетворяем мы потребности каждый по-своему, -
 продолжила волшебница. - Это зависит от наших возможностей, привычек, вкусов и предпочтений. Например, чтобы позавтракать, одному человеку нужно кофе и бутерброд, другому - манная каша, а третьему - рис и моллюски. Желание у всех одно - позавтракать, удовлетворить чувство голода, но способ удовлетворения потребности разный, потому что предпочтения у всех - разные. 
- Действительно, - подтвердила слова волшебницы королева, - наш король никогда не завтракает без масла, а я люблю на завтрак мармелад.
 
-
 У разных людей разные потребности, - снова повторила волшебница. - Более того, то, в чем мы нуждаемся сегодня, может оказаться совершенно не нужным нам завтра. 
- Ой, как все сложно! От чего же зависят наши потребности? - хором спросили король с королевой.
 
- А что, если вы подумаете и сами догадаетесь? - предложила волшебница. - Ведь это гораздо приятнее - найти ответ самим. А ребята, которые читают эту книгу, помогут вам. Итак, начнем.
 
- Скажите, кому нужны погремушки, а кому тросточка? - задала первый вопрос волшебница.
 
- Ой, мне кажется, я догадалась, - сказала королева. - Погремушки нужны малышам, а тросточки - бабушкам и дедушкам. Получается, что
 наши потребности зависят от возраста. 
- Правильно, - похвалила ее волшебница и задала следующий вопрос: - Кому нужны шубы и теплые вещи, а кому сарафаны? Кому нарты, а кому яхты?
 
- Если подумать, то зимой на севере королевства так холодно, что никак не обойтись без теплых шуб и шапок. А на юге даже зимой тепло, и теплые шубы там совсем не нужны, - ответил король.
 
- Вы правы, ваше величество, - сказала волшебница. - Это значит, что на
 наши потребности влияют место жительства и климат. 
- Кому нужны бусы, а кому электробритва? Кому клюшки, а кому куклы
 Барби? - вдруг задала вопрос королева и сама же на него ответила: - Потребности зависят от того, кто ты - мальчик или девочка, мужчина или женщина. Это я точно знаю, ведь у меня есть и сын, и дочь. Принцу совсем не нужны куклы и ленты, а принцессе - футбольный мяч. Да и тебе, милый, не нужны мои бусы, а мне - твоя электробритва. 
- Это действительно так, - похвалила королеву волшебница. Королева очень обрадовалась, ведь это всегда приятно, когда тебя хвалят.
 
- Но все ли мы назвали? - спросила волшебница. - Подумайте, нужна ли скрипка тому, кто не умеет на ней играть? И захочет ли пойти на концерт симфонической музыки тот, кто не любит ее слушать?

- Конечно, нет, - ответила королева. - Значит, на потребности влияет то, чем мы интересуемся и увлекаемся. 
- А еще, я думаю, - осторожно добавил король, - что
 наши потребности зависят от вкусов и привычек. Вспомните, что говорила королева о наших привычках. Я, действительно, никогда не завтракаю без масла, а королева очень любит мармелад. Интересно, а что едят на завтрак волшебницы? 
- А я очень люблю салат из лепестков роз и капельки утренней росы, - улыбнулась волшебница.
 
- Наши потребности - это наши желания, это то, что нам хочется, то, что нам нужно. А что мне хочется, я и сам знаю. Зачем же я должен учить экономику? - вдруг заупрямился король.
 
- Но в обычной жизни
 никто никогда не может исполнить все свои желания. Их очень много, они никогда не кончаются. И как только исполняется одно желание, сразу же появляется какое-то другое. Наших желаний всегда больше, чем возможности их исполнить, - начала терпеливо объяснять волшебница.

Она не успела закончить, так как король взмолился: 
- Милая волшебница! Объясните мне, пожалуйста: есть у меня возможность позавтракать или нет? Я есть хочу!!
 
- Возможность есть, - успокоила его волшебница.

? Посоветуйте, ребята, каким образом король может позавтракать? Не забудьте только, что волшебной палочки у него уже нет.

- Я думаю, ребята без труда ответили на мой вопрос. Ведь все они утром завтракают, а волшебной палочки нет даже у самых воспитанных и хороших мальчиков и девочек. И каждый знает: для того чтобы позавтракать, можно приготовить завтрак самому, а можно пойти в столовую или кафе и купить готовый завтрак. ваше величество, - обратилась волшебница к королю, - что для вас лучше? Выбирайте! 
- У меня нет ни сил, ни желания куда-либо идти, а готовить я не умею, - расстроился король. - А по-другому нельзя?
 
- Нет, - покачала головой волшебница, - по-другому можно было только с волшебной палочкой.
 
- Я, наверное, смогу помочь, - сказала королева, - в доме своих родителей меня научили готовить, нужно только достать из королевских погребов необходимые продукты и попросить молочницу дать нам немного молока и масла.
 
- Ну, это я мигом! - обрадовался голодный король и побежал за продуктами.

Вопросы Почемучек

? Приведите примеры потребностей. 
? От чего зависят потребности? 
?Приведите примеры своих потребностей в настоящее время. 
? Изменятся ли ваши потребности, когда вы вырастете? Почему вы так думаете? 
? Вы собираетесь играть в футбол. Назовите те вещи, которые нужны вам для удовлетворения этой потребности. Что изменится, если вы передумаете и отправитесь с друзьями на рыбалку? Сделайте вывод. 
? Ни у кого из вас нет желания принимать горькую микстуру и лекарство, когда вы болеете. Можно ли сказать, что у вас нет потребности в лекарстве? Почему вы все же пьете лекарство? Какую потребность при этом вы удовлетворяете?

УРОК 3. О ЗЛОЙ ФЕЕ ОГРАНИЧЕННОСТИ

Прошла неделя.

Король с королевой просто выбились из сил, пытаясь решить все проблемы, которые как снежный ком обрушились на их головы после исчезновения волшебной палочки. 
- Так больше жить нельзя! - жаловалась королева королю. - Сегодня я пошла в магазин за покупками и не могла купить и половины того, что хотела. У тебя, милый король, слишком маленькая заработная плата.
 
- Что ты говоришь?! Тебе опять не хватило денег? - удивился король. - Но я зарабатываю больше всех в нашем королевстве.
 
- Все равно мало! Мне этих денег всегда не хватает, - упрямо повторила королева. - И это просто ужасно!

- Да, это ужасно, - грустно вздохнул король. - И придворная корова не дает столько молока, сколько необходимо, чтобы сделать достаточно масла. Почему так происходит? 
- А еще, - продолжала жаловаться королева, - портниха должна была сшить два платья: для меня и принцессы, а ткани хватает только на одно. Как быть?
 
- Не знаю, - ответил король. - И корова не дает столько молока, сколько нужно: если принц с принцессой выпьют на завтрак парное молоко, то его не хватает для приготовления свежего масла мне на завтрак. А разве может нормальный король завтракать без масла?
 
- Я с утра до вечера кручусь как белка в колесе, но ничего не успеваю. Да и ты, милый друг, не сидишь без дела, а крыша до сих пор не починена и дворец на зиму не утеплен.
 
- Да, времени на все дела тоже не хватает, - согласился король. - И как я завтра опять буду завтракать без масла?
 
- О боже! - вскричала королева. - Ну что ты заладил - масло, масло! Ты хоть знаешь, что принц получил двойку по математике?
 
- Бедный мальчик, это у него наследственное. Мне тоже в детстве не давалась математика, зато я был первым учеником по заучиванию тронных речей. Память у меня была необыкновенная. Это потому, что я каждое утро съедал бутерброд с маслом.
 
- Я скоро лишусь чувств! - схватилась за голову королева. - И что за напасть обрушилась на нас?!
 
- Не надо так расстраиваться и тем более ссориться, - раздался голос волшебницы, которая пришла проводить очередной урок экономики.
 - Эта "напасть" называется ограниченностью. 
- Это что? Это кто? - испугалась королева. - Злая фея?
 
- Давайте разберемся, - сказала волшебница. - Вспомните, что я вам говорила на прошлом уроке.
 
- Вы говорили, - быстро выпалил король, - о потребностях и еще о том, что наших желаний всегда больше, чем возможность их все исполнить...

Король внезапно умолк и задумался. 
- Постойте, постойте! Дайте подумать... Я понял! Оказывается, у меня вовсе не маленькая заработная плата. Просто сколько бы у нас ни было денег - их никогда не будет хватать. Ведь мы всегда будем хотеть купить больше, чем можем себе позволить. У любого, даже очень богатого человека, желаний больше, чем возможность их выполнить. Вот видите, какой я сообразительный, - похвалил сам себя король.
 
- Какой ты умница! - с восхищением подхватила королева.
 
- И любое даже самое большое королевство не может сделать всего, что хотят иметь его подданные, - продолжил обрадованный король.
 
- А я еще вот что заметила, - добавила королева. - Даже если сегодня мы получим все, что хотели, то завтра обязательно захотим чего-то еще и, может быть, даже больше. Только вчера я купила принцу детскую железную дорогу, о которой он давно мечтал, а сегодня с раннего утра он стал просить купить ему новый велосипед. Да и со мной, надо признаться, такая же история. Едва куплю новое платье, так тут же хочется купить новую сумочку или туфли. Только мне просить не у кого, - вздохнула королева.

Король взглянул на нее сочувственно. 
- И это никогда не кончается. Каждый день нам чего-нибудь хочется, и как только исполняется одно наше желание, так сразу же появляется другое, - совсем загрустила королева.

? Может быть, у вас не так, ребята? Поднимите руку, кто из вас хочет иметь новую игрушку или новую вещь. Скажите, разве у вас дома нет ни одной игрушки или вещи? Сколько бы их ни было, вы всегда хотите чего-нибудь новенького, не правда ли?

А волшебница продолжила урок: 
- Это еще не все. Подумайте, почему, как бы рано вы ни встали, как бы много ни успели сделать за день, все равно какие-то дела приходится откладывать на следующий день?

? А с вами, ребята, бывает такое, что вам хочется и на улице погулять, и уроки выучить, и дома помочь, и книжку почитать? И что у вас тогда, как правило, получается: что-то вы сделаете, а что-то так и не успеете. В самый, как вам кажется, неподходящий для вас момент родители говорят: "Пора спать!" Что вы на это отвечаете? "Можно я еще поиграю?" Почему так? Почему и взрослые, и дети жалуются на нехватку времени? 
- Теперь-то мне понятно, милая волшебница, - сказала королева. - Просто мы всегда хотим сделать больше дел, чем в состоянии сделать за день. И даже если не лениться и работать быстро, всех дел за день не переделаешь, потому что мы не можем делать несколько дел одновременно.

? На нехватку времени жалуются все, но один при этом успевает сделать многое, а про другого говорят, что у него "время между пальцами протекает". Как вы думаете, ребята, почему так получается?

- Для того чтобы успеть сделать больше, - сказала волшебница, - люди научились правильно распределять свои усилия. Придумали распорядки дня, расписания, режимы и еще многое другое, что позволяет им использовать время с гораздо большей пользой для себя. А сколько разных механизмов, приспособлений, инструментов и машин придумано людьми, чтобы успевать больше! 
- Остановить время или увеличить количество часов в сутках не могу даже я, - призналась волшебница, - ведь здесь нужны совсем иные волшебные способности. В детстве, правда, я могла приостанавливать бег времени, но потом увлеклась экономикой и уже не смогла много времени уделять занятиям по управлению временем.
 
- Жаль, очень жаль, - сказал король. - Было бы хорошо, если бы вы были волшебницей экономики, волшебницей времени, волшебницей...
 
- Постойте, постойте, ваше величество, - остановила его волшебница. - Задумывались ли вы, что достичь больших успехов сразу во всем не могу ни я, ни вы, никто другой?
 
- Вы ошибаетесь, - обиделся король. - Я же Король. Я все могу.

? Ребята, кто, по-вашему мнению, прав - волшебница или король? Прежде чем отвечать, подумайте, хотели бы вы стать знаменитым художником, спортсменом, музыкантом, певцом... одновременно? Многие из вас скажут "да", но подумают, что это невозможно. Действительно, чтобы добиться успеха, мало одного желания, нужно иметь способности. Но мало и способностей, нужно еще очень много и долго работать, чтобы их развить. Если же вы сосредоточитесь на занятиях спортом, то не сможете много времени уделять пению или игре на скрипке. Возможно, вы станете известным спортсменом, но вряд ли вас ждет слава великого музыканта, если вы серьезно не занимались музыкой. А если кто-то из вас сделал выбор только в пользу игр и развлечений, то добиться успеха в любом деле ему будет очень трудно.

- Увы, ваше величество, - сказала волшебница. - Как бы ни было обидно, но достичь выдающих успехов сразу во всем не может даже король. - И подвела итог: - Итак, вы убедились, что желаний у нас больше, чем возможности их все выполнить. Недостаточность наших возможностей для удовлетворения всех наших потребностей называется ограниченностью. А сейчас - короткая переменка, - сказала волшебница на радость королю и королеве, которые немного устали, как и вы, наверное, ребята.

Вопросы Почемучек

? Почему расстраивалась королева? Чем был огорчен король? В чем причина их проблем? 
? Могут ли люди иметь все, что хотят? И если нет, то почему? 
? Что люди делают, чтобы успевать больше? Приведите примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по внеурочной деятельности " Будем добрее!"

Формирование навыков доброжелательного отношения у детей школьного возраста....

Конспект урока по внеурочной деятельности "Будем добрее!" для учащихся 1 класса

Занятие по теме "Будем добрее!"Путешествие по миру сказок....

Конспект урока по внеурочной деятельности Рождество в Англии (3-4кл)

Идея для внеурочной деятельности как провести урок на кануне Католического Рождества...

Конспект урока по внеурочной деятельности

Конспект урока по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" "Превращение пирожка"...

Конспект урока по внеурочной деятельности во 2 В классе.

Конспект урока по внеурочной деятельности во 2 В классепо теме: «Кое-что из истории конфет»....

Мои соседи. Конспект урока по внеурочной деятельности.

Урок формирует у детей ресурсы противостояния "опасностям", исходящим из личного пространства, пространства внешней среды....

конспект урока по внеурочной деятельности "Дружба"

конспект урока по внеурочной деятельности "Дружба"...